Содержание
- Что означает требование уступить дорогу?
- Комментарии к пункту 2.1.1
- Практика судов
- Комментарий к Разделу 5 Правил дорожного движения РФ
- Комментарии к пункту 10.1 ПДД
- Колеса и шины
- В каких случаях водитель обязан одевать светоотражающий жилет?
- Тормозные системы
- Внешние световые приборы
- В каком случае Вы совершите вынужденную остановку?
- Штрафы за нарушение 2.3.1
- Что называется разрешенной максимальной массой транспортного средства?
- Комментарии к пункту 2.1.1 ПДД
- Комментарии п. 2.3.1
- Комментарии и разъяснения к пункту 14.1 ПДД
- Комментарии к пункту 2.3.1 ПДД
Что означает требование уступить дорогу?
1. | ? | Вы должны обязательно остановиться, чтобы пропустить других участников движения. |
2. | ? | Вы не должны возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к Вам преимущество, изменить направление движения или скорость. |
3. | ? | Вы должны остановиться только при наличии дорожного знака «Уступите дорогу». |
В зависимости от конкретной обстановки Ваши действия при выполнении требования могут быть различными, т.е. не всегда требуется обязательная остановка, главное — участникам движения, которым предоставлено право на первоочередное движение.
Комментарии к пункту 2.1.1
Возьмем, к примеру, владельца индивидуального транспортного средства. Какие документы он должен при себе иметь и по требованию сотрудника милиции передавать ему из рук в руки для проверки:
водительское удостоверение соответствующей категории или временное разрешение (если водительское удостоверение было изъято);
свидетельство о регистрации автомобиля (в нем указаны и ваши данные — Ф.И.О., домашний адрес);
талон о прохождении технического осмотра;
страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
А если автомобиль принадлежит не вам? Тогда в отсутствие владельца вы должны иметь при себе ещё и доверенность на право распоряжения этим автомобилем. Кроме того, в страховом полисе должны быть указаны ваши данные, если полис не предусматривает неограниченное количество допущенных к управлению водителей.
Теперь о перевозимом грузе. Если груз имеет «товарный вид», то, конечно, должны быть документы, подтверждающие происхождение и принадлежность этого груза. Но даже обычные доски, которые вы везете к себе на дачу, могут вызвать интерес со стороны контролирующих органов. Поэтому рекомендуется всегда сохранять кассовые и товарные чеки.
Для перевозки груза можно использовать прицеп. При этом нельзя забывать, что прицеп является не чем иным, как транспортным средством. Следовательно, вы должны иметь документы, подтверждающие право владения или распоряжения этим прицепом.
Прицепы бывают небольшие и легкие, большие и тяжелые. Согласно «Правилам сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» водители, имеющие право управления транспортными средствами категорий «B», «С» и «D», могут управлять этими транспортными средствами также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
А если превышает? Тогда для водителей транспортных средств:
категорий «С» и » D»: в водительском удостоверении должна быть проставлена разрешающая отметка «Е» (надо сдавать экзамен по вождению с прицепом);
категории «B»:
— если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массы снаряженного автомобиля, при этом суммарная разрешенная максимальная масса не превышает 3500 кг, то в водительском удостоверении достаточно иметь разрешающую отметку «В»;
— если предыдущие условия не соблюдены, то придется сдавать экзамен по вождению с прицепом и получать разрешающую отметку «Е».
Примечание: водители не обязаны передавать документы сотрудникам военной автоинспекции, работникам дорожно-эксплуатационной службы, дежурным на железнодорожных переездах и паромных переправах, хотя все распоряжения этих лиц относительно порядка дорожного движения для водителей обязательны.
Штрафы к пункту 2.1.1
Несмотря на это, КоАП РФ устанавливает ответственность за управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), ТС, предназначенным для перевозок опасных грузов, — которые не прошли государственный технический осмотр или технический осмотр. Водитель может быть оштрафован на 500-800 рублей (ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ).
Задача к пункту 2.1.1
Должен ли водитель закреплять на ветровом стекле талон о прохождении технического осмотра?
1 – должен
2 – должен, в правом нижнем углу
3 – не должен
Решение :: Постановлением правительства РФ от 18 марта 2012 года № 264 (вступило в силу 13 апреля 2012 года) из пункта 2 Основных положений исключено требование об обязательном наличии в правом нижнем углу ветрового стекла талона о прохождении государственного технического осмотра. Этим же документом упразднено требование иметь талон при себе.
Ответ: 3
Практика судов
Приведем несколько примеров из судебной практики, касающейся рассматриваемого нами пункта ПДД.
- Саратовский суд оставил в силе и поддержал оформленное постановление сотрудником ГИБДД о том, что была вменена ст. 12.18 КоАП за нарушение Правил в части п. 14.3. Водитель хотел обжаловать штраф по причине, что ст. 12.18 описывает наказание за то, что не уступили пешеходу, а п. 14.3 Правил содержит обязанность только дать завершить переход человеку, но не уступать дорогу. Но суд, естественно, поддержал инспектора Госавтоинспекции.
- Можно назвать странным решение суда города Мурманска, который поддержал сотрудника, оформившего постановление за нарушение п. 14.3 водителю. Он во время правого поворота не уступил дорогу переходящим ее пешеходам. Другими словами, п. 13.1 был заменен на пункт 14.3, и суд поддержал сотрудника, решив, что это правильно.
Основываясь на рассмотренном материале, можно сказать, что на практике суды могут принимать неожиданные решения. Чаще всего судьи встают на стороны работников полиции и пешеходов, а водители остаются виноватыми.
Комментарий к Разделу 5 Правил дорожного движения РФ
Пассажиры обязаны: *(43)
— при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;
— посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
Учитывая, что использование ремней безопасности и мотошлемов является действенной мерой снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, пассажиры несут ответственность за исполнение данного требования наряду с водителями транспортных средств.
Пристегиваться ремнями безопасности обязаны пассажиры любых транспортных средств, если места для сидения оборудованы ремнями. Запрещается эксплуатация транспортных средств без ремней безопасности, «если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства».
В целях безопасности посадка и высадка пассажиров должны осуществляться только со стороны тротуара или обочины. Поэтому во всех автобусах, троллейбусах и трамваях двери для пассажиров располагаются с правой стороны.
Общий порядок посадки и высадки пассажиров распространяется и на легковые автомобили, а также на грузовые, если на них осуществляется перевозка людей.
В исключительных случаях (грязная обочина, на тротуаре проводятся какие-либо работы и т.п.) посадка и высадка допускаются с проезжей части при соблюдении необходимых мер предосторожности и без создания помех другим участникам движения. Во всех случаях это следует делать под наблюдением водителя
Пассажирам запрещается: *(44)
— отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
— при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
— открывать двери транспортного средства во время его движения.
Безопасное управление транспортным средством требует от водителя сосредоточенности и концентрации внимания. В сложных условиях находятся водители маршрутных транспортных средств. Недопустимы во время движения вопросы к водителю, стук в стенку его кабины и другие действия в салоне, отвлекающие водителя. Все вопросы должны разрешаться только во время остановки. Это положение относится не только к пассажирам маршрутных транспортных средств, но и к пассажирам, находящимся в кузове грузовых автомобилей.
Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться в соответствии с требованиями раздела 22 ПДД, а грузовой автомобиль с бортовой платформой должен быть оборудован в соответствии с требованиями пункта 4 Основных положений. Данный пункт содержит исчерпывающий перечень запрещенных для пассажира действий в процессе движения в кузове грузового автомобиля.
Открывание дверей транспортного средства во время его движения может привести к выпадению пассажира из кабины или салона транспортного средства, нанесению повреждений пешеходам, движущимся по обочине, тротуару, краю проезжей части и т.п. *(45)
Комментарии к пункту 10.1 ПДД
Фактически, данный пункт Правил является универсальным. Очень часто его приписывают, когда водитель наехал на любое неподвижное (или даже подвижное) препятствие на дороге – стоящее транспортное средство, какой-либо мусор, упавшие деревья или столбы, животные (лоси, крупный рогатый скот и другие).
В частности, пункт 10.1 предписывает:
- выбирать скорость в населённых пунктах 60 км/ч, вне их – 90 км/ч – при этом, 10.1 неразрывно связан с 10.2, устанавливающим конкретные значения максимальной скорости,
- если установлен знак 3.20 с ограничением скорости, то он имеет приоритет перед пунктом выше – то есть в этом случае Вам нужно руководствоваться значением скорости на знаке знаком, причём, на знаке может быть указана скорость и выше (примечание к пункту 10.2 ПДД),
- второй абзац чётко говорит не только о наезде на препятствие, но и о том, что нельзя создавать опасное вождение – даже если кто-то другой нарушает – подрезает, резко тормозит без причины, выехал, не уступив дорогу, от «таранить» его запрещено в любом случае, хотя вина при ДТП, скорее всего, ляжет именно на том, кто нарушил иной пункт, нежели если Вы нарушите пункт 10.1 ПДД неумышленно.
Из логики нарушения этого пункта можно установить, что он является ещё и прецедентным – считается, что 10.1 ПДД не нарушен до тех пор, пока не создался прецедент – авария. Если ДТП нет, нет и факта неверно выбранной скорости движения – то есть скорость считается безопасной.
Про ненаказуемое превышение
10.1 Правил дорожного движения 2021 года как раз даёт понять, что ненаказуемого превышения в принципе не может быть. Вам не будет выписан штраф за превышение, если величина такого превышения скорости будет не более чем на 20 км/ч.
Но отсутствие наказания не означает отсутствия нарушения. И яркий тому пример – ДТП, где даже малейшее превышение может стать причиной отягчающих обстоятельств или в редких случаях обоюдной вины.
Колеса и шины
5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:
- для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
- для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;
- для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
- для транспортных средств категорий M2, M3 — 2 мм.
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.
Примечание. Обозначение категории транспортного средства в этом пункте установлено в соответствии с приложением N 1 (Дорожные знаки) к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720.
5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.
5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
В каких случаях водитель обязан одевать светоотражающий жилет?
1. При вынужденной остановке или ДТП.
Напомним, что вынужденная остановка – это непреднамеренное (незапланированное) прекращение движения ТС по причине:
- поломки (технической неисправности);
- опасности, которая создается перевозимым грузом, препятствием в пределах дороги или самочувствием водителя и пассажира.
ДТП – это событие, которое имело место в процессе движения ТС по дороге, с его участием. При ДТП погибают и оказываются раненными люди, повреждаются ТС, грузы, сооружения или причиняется другой материальный ущерб.
2. При нахождении на проезжей части или обочине дороги в момент покидания автомобиля.
Водитель должен находиться вне транспортного средства – на обочине или проезжей части. На тротуар и трамвайные пути (как ни странно!) это требование не распространяется.
3. В темное время суток или в условиях ограниченной видимости.
В светлое время суток и на условия недостаточной видимости указанное требование не распространяется. (Последнее требование, касающееся недостаточной видимости отнюдь не бесспорно).
4. Вне населенных пунктов.
Данное правило действует только вне населенных пунктов. То тесть в населенном пункте водитель может одевать спецодежду только по своему желанию.
Важно отметить, что участок дороги, обозначенный знаком «Начало населенного пункта» (белое на синем; 5.25), тоже относится по правилам к участкам дорог вне населенного пункта. 5
По истечении 90 суток после опубликования Постановления
5. По истечении 90 суток после опубликования Постановления.
Это означает только одно: у автовладельцев есть три месяца форы, чтобы купить либо куртку, либо спецжилет, либо спецнакидку-жилет со световозвращающими вставками, прежде чем начнет действовать новое требование ПДД.
Тормозные системы
1.1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.
1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.
1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.
1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.
1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
- транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 процентов включительно;
- легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно;
- грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно.
Внешние световые приборы
3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
Примечание. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.
3.2. Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.
3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.
3.6. На транспортном средстве установлены:
- спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
- сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
Примечание. Положения настоящего пункта не распространяются на государственные регистрационные, отличительные и опознавательные знаки, установленные на транспортных средствах.
В каком случае Вы совершите вынужденную остановку?
1. | ? | Остановившись непосредственно перед пешеходным переходом, чтобы уступить дорогу пешеходу. |
2. | ? | Остановившись на проезжей части из-за технической неисправности автомобиля. |
3. | ? | В обоих перечисленных случаях. |
Под подразумевается прекращение движения ТС из-за его технической неисправности, опасности, создаваемой перевозимым грузом, внезапным ухудшением состояния водителя (или пассажира), а также появлением препятствия на дороге (упавший груз, завал на дороге и т. п.). Остановка, связанная с необходимостью выполнения требования уступить дорогу, не рассматривается как вынужденная.
Штрафы за нарушение 2.3.1
За отступление от требований данного пункта ПДД предусмотрен целый ряд штрафов – их устанавливает статья 12.5 КоАП.
- За езду с любыми неисправностями, за исключением нижеприведённых, устанавливается общая ответственнсть – штраф 500 рублей или предупреждение (часть 1 ст. 12.5). А ниже идут неисправности, для которых предусмотрена более жёсткая санкция.
- Если у Вас неисправны тормоза, рулевая система или сцепное устройство, а Вы продолжаете ехать с такой поломкой, то штраф за нарушение 2.3.1 ПДД по этой части составит те же 500 рублей без возможности получить предупреждение. Часть 2 статьи
- За красные огни впереди или за огни световых приборов, цвет которых и режим работы нарушают правила, предусмотрено лишение прав на 6-12 месяц и плюс конфискация приборов с такими огнями. Часть 3.
- За езду с тонировкой предусмотрен штраф 500 рублей. Часть 3.1.
- За езду со спецсигналами – лишение на 1-1,5 года с конфискацией спецсигналов. Часть 4.
- Незаконная езда с опознавательным знаком такси или инвалидом – штраф 5 000 рублей и конфискация знака. Часть 4.1.
Про цвет и режим работы огней
Обратите внимание. Часть 3 статьи 12.5 КоАП на практике применяется в случае, если Вы установили в машину лампы, не соответствующие типу фары
Например, ксеноновые лампы в фары, предназначенные для галогеновых.
Привлечение по этой статье за нарушение 2.3.1 в этом случае незаконно, потому что по букве закона наказываться водитель должен за несоответствие одновременно цвета и режима работы фар. Но в случае несоответствующих фар ни то, ни другое чаще всего не нарушено.
По ПДД цвет огней должен быть белым, жёлтым или оранжевым. А режим работы по Техрегламенту Таможенного союза О безопасности колёсных ТС проблесковым или постоянным. Поэтому в случае LED-ламп или ксенона в галогеновых фарах ни одно из условий не нарушено. Тем не менее, почти в 100% случаев суд назначит именно эту санкцию. Увы, но практика правоприменения по этой части нарушения пункта 2.3.1 ПДД такова.
Эвакуация на штрафстоянку
Она предусмотрена, если Вас остановил на дороге сотрудник ГИБДД со следующими нерабочими узлами:
- не работают тормоза,
- неисправна рулевая система,
- не работает сцепное устройство, и Вы везёте прицеп.
Что называется разрешенной максимальной массой транспортного средства?
1. | ? | Максимально допустимая для перевозки масса груза, установленная предприятием-изготовителем. |
2. | ? | Масса снаряженного транспортного средства без учета массы водителя, пассажиров и груза, установленная предприятием-изготовителем. |
3. | ? | Масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. |
— масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. Поэтому она является постоянной величиной и не зависит от фактической загрузки ТС.
Комментарии к пункту 2.1.1 ПДД
Итак, начнём с того, как именно необходимо предъявлять документы на проверку инспектору ГИБДД. Их нужно передать для проверки – так прямо написано в пункте 2.1.1. Это значит, что недостаточно их просто показать – необходимо их дать сотруднику в руки, чтобы тот их изучил.
В 90% всех случаев водителю требуется передать всего 3 документа:
- действующее водительское удостоверение (абзац 2 пункта 2.1.1 Правил дорожного движения),
- свидетельство о регистрации транспортного средства (абзац 3 – это и есть единственный регистрационный документ на 2021 год),
- полис ОСАГО (абзац 6).
Но в ряде случаев потребуются и другие документы:
- разрешение на перевозку, если Вы в данный момент таксуете,
- путевой лист – если автомобиль оформлен на организацию и в данный момент Вы осуществляете деятельность по операционной работе в этой организации: перевозите груз или багаж; если Вы просто передвигаетесь на машине ООО, то путевой лист не нужен, хотя, на практике инспекторы ГИБДД нередко и незаконно его требуют,
- если Вы едете на специальном транспорте и перевозите опасные грузы, крупногабаритные или тяжеловесные, то также потребуется разрешение на такую перевозку, а также лицензионная карточка, когда это лицензируется,
- если на машине установлен знак «Инвалид», то будьте готовы предъявить документы, подтверждающие её – даже если Вы перевозите пассажира-инвалида,
- если машина зарегистрирована в другом государстве и/или Вы участвуете в международном движении, то пункт 2.1.1 ПДД предписывает иметь также карточку соответствующего допуска, путевой лист и документы на груз в тех случаях, когда это необходимо (этого не нужно, если Вы просто везёте свой же багаж и не осуществляете коммерческие перевозки).
Нужно ли показывать ПТС?
Нет. Передача для проверки этого документа не предусмотрена пунктом 2.1.1.
Паспорт транспортного средства не является регистрационным документом, им, согласно Приказу №1001, является только СТС. По этой же причине ПТС не может заменить собой СТС, если последний Вы вдруг потеряли.
Если машина только что куплена
Будь-то новый автомобиль или купленный с рук, обязанности передавать для проверки договор купли-продажи по закону нет. Обязанности водителя по списку документов для проверки чётко прописаны в пункте 2.1.1 ПДД 2021 года, а право их требования инспектором – в Административном регламенте, введённом Приказом №664.
Ни один из нормативно-правовых актов законодательства 06 Октября 2021 года не требуют от водителя предъявлять для проверки инспектором договор купли-продажи.
- При покупке новой машины при проверке документов у водителя есть обязанность передать только водительское удостоверение.
- При покупке авто с пробегом – водительское удостоверение и СТС.
Как бы парадоксально это ни было, но таков закон, и это закон (точнее, подзаконный акт). Но это всё в теории. На практике почти всегда инспекторы требуют подтверждающие покупку машины документы. И Ваш выбор: спорить с инспектором (причём, вероятнее всего, успешно – судебная практика 2021 года на стороне водителя), или просто возить с собой ДКП (но тогда и ПТС на всякий случай).
Как предъявить для проверки страхову ОСАГО, если полис электронный?
При этом, она может быть чёрно-белая, не обязательно цветная, её не нужно заверять в страховой компании – достаточно просто распечатать. Также нет указания размеров распечатанной страховки – она может быть и размером с СТС, не обязательно формата А4. Но чтобы не была «притянута за уши» объективная сторона правонарушения, полис должен быть всё читабельным.
О железном аргументе
Он незаконен, и точка! Несмотря на многочисленные споры в интернете о том, что формально документы переданы, просто пристёгнуты в «аргумент», суды почти всегда на стороне инспектора. В подтверждение тому ниже приводим судебную практику и ещё ниже – видео о том, что будет, если пристегнуть документы в «железный аргумент».
Комментарии п. 2.3.1
По определению пункта 2.3.1 автовладелец обязан поддерживать техническое состояние машины в надлежащем состоянии. Это заключается в следующих условиях:
- Проверить исправность автомобиля перед выездом на дорогу.
- Обеспечивать исправность в пути.
Данные требования относятся к простым вещам, кроме того, водителям необходимо проверить:
- наличие тонировки в допустимых местах;
- исправность стеклоочистителей с водительской стороны;
- работа ручного стояночного тормоза;
- рулевой люфт до 10 градусов;
- читаемые государственные номерные знаки, задние фонари и фары;
- действующие омыватели ветрового стекла, наличие омывающей жидкости;
- на колесах должны присутствовать и затянуты все болты крепления;
- не повреждены шины – без трещин и разрезов;
- исправность дверных замков;
- наличие всех брызговиков;
- отсутствие течи технических жидкостей из узлов и агрегатов, в том числе двигателя;
- наличие на сиденьях подголовников, если они предусмотрены заводом-изготовителем;
- наличие знаков Инвалид, Шипы и других табличек, если они предусмотрены для Вас.
Данные неисправности описаны в Приложении к Правилам. Если они имеют место, то эксплуатация автомобиля запрещена.
Если в дороге ремонт невозможен
Простой случай – в пути у Вас сгорела лампочка в фаре, перестал работать стеклоочиститель, не работает ручной стояночный тормоз, либо кончилась омывающая жидкость. По закону это будет нарушением п. 2.3.1 ПДД, но в реальности у Вас нет возможности все исправить в пути. Для таких случаев и предназначен последний абзац данного пункта, который устанавливает, что в таких ситуациях можно ехать к одному из следующих мест:
- На стоянку – домой или на платную стоянку. Но если оттуда вы снова поедете с такой же поломкой, то будете являться нарушителем п. 2.3.1 ПДД, если будет возможность устранить неисправность.
- К автосервису или пункту ремонта.
В каких случаях ехать запрещается
Существуют некоторые исключения из того правила, когда допускается двигаться до авторемонтной мастерской, либо к месту ремонта.
Это может быть в случаях:
- Когда не действует тормозная система. Машина не может нормально тормозить, например, когда шток тормозной педали не настроен, то ехать нельзя.
- Рулевое колесо не работает.
- К вашему автомобилю прикреплен автоприцеп, но сцепное устройство неисправно.
- В темное время не горят габаритные огни или фары.
- Во время снегопада или дождя со стороны водителя не действует стеклоочиститель.
В таких случаях нужно остановиться и вызвать службу эвакуации, чтобы транспортировать автомобиль в пункт ремонта, или дотащить его на жестком буксире. На гибкой сцепке ехать запрещено. В противном случае вас может остановить сотрудник ДПС, оформить постановление о штрафе, и отправить ваше авто на эвакуаторе на штрафную стоянку. После этого у вас возникнут проблемы с тем, чтобы машину забрать.
Когда не работают головные фары и габаритные огни
В данном случае есть серьезная недоработка текста Правил, но именно данная фраза была изменена за все время существования п. 2.3.1.
Вопрос в том, что для запрещения дальнейшего движения с точки зрения законодательства должны быть соблюдены три условия:
- На вашей машине отсутствуют или не горят обе фары.
- Нет задних габаритных фонарей, либо они не включаются.
- В данное время видимость должна быть недостаточной, либо темное время суток.
Если не выполнено хотя бы одно из перечисленных условий, то п. 2.3.1 никаким образом не нарушен. Может быть такое: на автомобиле не горят фары в ночное время, но светится один габаритный огонь сзади. Однако, практика показывает, что инспекторы ГИБДД всегда за такие нарушения выписывают штрафы.
Если наступила недостаточная видимость, то данное условие точно описывается в Правилах – сумерки, при которых видимость не более 300 метров, снегопад, дождь или туман.
Комментарии и разъяснения к пункту 14.1 ПДД
В ноябре 2020 года тексты ПДД и КоАП просто привели в соответствие. Ранее Правила предписывали пропустить пешеходов, а в соответствии с Кодексом инспектор мог оштрафовать за то, что водитель не уступил дорогу, т.е. не предоставил возможность пересечь дорожную часть, хотя гражданин обладает таким преимуществом. Во-вторых, в ПДД не было описано, что значит «пропустить пешехода».
Теперь же в обоих случаях звучит понятное требование, разъяснение которому дано в пункте 1.1 Правил. В соответствии с его текстом, если маневр на дороге может вынудить других участников с преимуществом движения изменить свою скорость или направление, то участник дорожного движения не должен его осуществлять. В случае с переходом для пешеходов преимущественным правом обладает двигающийся пешком гражданин. Если его движение и транспортного средства происходит в одно время и в одном месте, то автомобиль обязан уступить дорогу. Иначе участнику движения, двигающемуся пешком, придется остановиться или ускориться, чтобы не быть сбитым.
Соответственно, на пешеходном переходе, где не установлены светофоры, следует придерживаться следующих правил:
Обязательно нужно дать возможность перейти дорогу пешеходу, который уже приступил к этому маневру. Требование не работает в отношении граждан, которые еще не наступили на «зебру».
Водитель, приближаясь к переходу, должен оценить скорость и траекторию пешего гражданина, намеревающегося пересечь проезжую часть. Автомобилисту необходимо предварительно притормозить и остановиться, если этого требует текущая обстановка. Тем самым пешеходу, начавшему переходить дорогу, уступить и создать условия сделать это спокойно.
Разрешено продолжить движение, убедившись, что пешеход покинул место пересечения направлений движения. Правила не требуют дожидаться, когда он покинет всю дорожную ширину
Важно, что автомобиль пропустил пешехода.
В настоящее время распространена практика фотофиксации нарушений правил дорожного движения. Такие приборы могут быть установлены и в местах нерегулируемых пешеходных переходов. Если камера зафиксирует нарушение пункта 14.1 ПДД, штраф будет выписан автоматически.
Примеры правильного проезда «зебры», когда по нему идет пешеход:
- В этом случае ТС не создаст помех пешеходу, который идет по второй половине дороги, далеко от машины.
- После того как ТС пропустила пешехода оно беспрепятственно может двигаться дальше не дожидаясь окончания движения пешехода через переход.
- Пешеход может растеряться и по своему усмотрению остановиться или сделать несколько шагов назад (сменить скорость или траекторию). В этом случае ТС может двигаться дальше.
Комментарии к пункту 2.3.1 ПДД
По существу 2.3.1 водитель должен следить за техническим состоянием своего автомобиля. Причём, прямой посыл заключается в двух обязанностях:
- проверить исправность машины перед началом поездки,
- обеспечить в пути такую исправность.
Это касается таких неочевидных и простых вещей, помимо того, что мы привыкли понимать под технической исправностью:
- тонировка,
- исправная работа дворника со стороны водителя,
- рабочий ручник,
- люфт руля (не более 10o),
- чистые фары и задние фонари, а также госномера,
- рабочие омыватели лобового стекла (в том числе с залитой жидкостью),
- наличие всех болтов на колёсах,
- отсутствие повреждения резины (порезов, трещин),
- рабочие замки дверей,
- присутствуют все брызговики,
- наличие подголовников,
- отсутствие течи в двигателе, коробке и других агрегатах,
- установлены знаки Шипы, Инвалид и прочие, если их установка предусмотрена в Вашем случае.
Что делать, если в пути невозможно устранить неисправность?
Простая ситуация – в дороге у Вас перегорела лампочка в фаре, сломался ручник, дворник, закончилась жидкость омывателя фар и подобное. Формально Вы нарушаете абзац первый пункта 2.3.1 Правил дорожного движения. Однако, фактически Вы не можете устранить неисправность на месте. И именно для этого для Вас написан последний абзац, предписывающий, что в таких случаях Вы должны следовать в одном из 2 направлений:
- к месту, где Вам удобно встать на стоянку (это может быть и Ваш дом, но вот только если Вы выедете из дома снова с этой же неисправностью, то нарушите 2.3.1 снова при наличии возможности исправить поломку),
- к месту ремонта.
При каких неисправностях двигаться запрещено?
При этом, есть исключения из правил, когда Вам можно ехать до автосервиса или места устранения поломки. К ним относятся следующие случаи:
- если не работают тормоза (при этом, автомобиль может эффективно тормозить – например, при неотрегулированном штоке педали тормоза, но ехать дальше запрещено),
- не работает руль,
- если Вы едете с прицепом и не работает исправно сцепное устройство,
- если не горят фары или габариты в тёмное время суток или в тумане, дожде (комментарий см. ниже),
- если идёт дождь или снег, а у Вас не работает дворник со стороны водителя.
Во всех этих случаях Вы можете либо остановиться, если это не запрещено Правилами, либо вызвать эвакуатор, чтобы отвезти машину на ремонт, либо отвезти её туда на буксире на жёсткой сцепке (на гибкой двигаться также запрещается). Если этого не сделаете Вы, то при остановке инспектор ДПС не только выпишет штраф, но и сам вызовет эвакуатор, и машину увезут на штрафстоянку.
Про неработающие фары и габариты
Здесь кроется существенная недоработка ПДД, хотя именно эта единственная фраза изменялась за всю историю пункта 2.3.1 ПДД.
Дело в том, что для того, чтобы Вам было запрещено продолжать движение, по букве 2.3.1 должны быть выполнены одновременно 3 условия:
- у Вас должны не гореть (или отсутствовать вовсе) обе фары,
- не гореть или отсутствовать оба задних габаритных огня,
- сейчас должно быть тёмное время суток или условия недостаточной видимости.
Если хотя бы одно из условий выше не выполнено, то пункт 2.3.1 Вы не нарушаете. Например, у Вас не горят обе фары в темноте, но горит один задний габарит. Но на практике это не работает – всё равно оштрафуют.
Что касается условий недостаточной видимости, то оно чётко прописано в ПДД – это туман, дождь, снегопад или сумерки с видимостью менее 300 метров.