Что такое антифриз, для чего он нужен и какие виды существуют?

Лучшие антифризы G13

Такой вид антифризов появился на рынке технических жидкостей не так уж давно, в 2012 году. Он уникален тем, что имеет полностью безопасную для человека и двигателя формулу. В нем содержатся только органические, экологически чистые вещества. Чаще всего их окрашивают в фиолетовый цвет. Эти средства актуальны для современных, мощных моторов, но могут применяться и для более старых машин. В этом рейтинге лучших антифризов таких растворов описывается два.

VAG G13 фиолетовый

Антифриз полностью оптимизирован под алюминиевый двигатель и безопасен для резиновых элементов. Хотя он и содержит в названии слово «Volkswagen», эту техническую жидкость можно использовать и для автомобилей AUDI/SEAT/Skoda и др. Это концентрат, что с одной стороны не очень удобно, так как требует предварительного разведения дистиллированной водой, но с другой – состав  экономен в расходе. Единственный момент – здесь нужно быть аккуратным при выдержке пропорций, так как соотношение компонентов зависит от температуры на улице. В состав входит добавка фиолетового цвета, позволяющая быстро обнаружить утечку.

Достоинства

  • Безвредность для человека;
  • Безопасность для радиатора;
  • Не содержит спирт;
  • Выпускается в форме концентрата;
  • Экономный расход;
  • Не требует частой замены;
  • Лобридный тип.

Недостатки

Продается в емкостях по 1.5 л.

Motul Inugel G13 Ultra фиолетовый

Охлаждающая жидкость от Motul продается в уже готовом  к применению виде. Она выдерживает воздействие низкой температуры до -50С, после чего начинается его кристаллизация. Тип этого средства лобридный, что позволяет ему служить 5 лет и более. Это идеальный вариант для современных, сверхтехнологичных двигателей, которые он надежно защищает от замерзания, перегрева и коррозии. В процессе эксплуатации осадка не образуется и раствор не меняет своего изначально фиолетового цвета, в который его окрашивают во время производства.

Достоинства

  • Максимальная безопасная температура – до +179 градусов;
  • Высокий индекс допуска;
  • Безупречное качество;
  • Хорошо выполняет свои задачи, вне зависимости от материалов мотора;
  • Не оказывает негативного влияния на резиновые элементы;
  • Отлично отводит тепло;
  • Прозрачная емкость.

Недостатки

Очень дорогой.

Антифриз Motul Inugel G13 выпускается в двух объемах, в упаковках с ручкой и без нее.

Какой антифриз лучше залить: зеленый антифриз G11, антифриз G12 красный и другие

Прежде всего, важно  понимать, что заливать следует ОЖ, которую рекомендует сам производитель автомобиля по мануалу. Дело в том, что некоторые системы охлаждения могут быть попросту не рассчитаны на использование неподходящих жидкостей, так как детали могут быть разными (из алюминия, латуни и т.д.).     . Получается, если производитель рекомендует использование только G12, заливать G11 не следует

Однако если в машину изначально заливался антифриз G11, в этом случае может подойти G12++ или G13.  Давайте разбираться

Получается, если производитель рекомендует использование только G12, заливать G11 не следует. Однако если в машину изначально заливался антифриз G11, в этом случае может подойти G12++ или G13.  Давайте разбираться.

Главное, отдельно учитывать индивидуальные особенности конкретного автомобиля и допуски самого авто производителя. Другими словами, ориентироваться нужно не на цвет и тип антифриза, а на его свойства и состав, а на то, был ли он протестирован самим изготовителем автомобиля.

Некоторые автопроизводители  по этой причине настоятельно рекомендуют лить только оригинальный антифриз, который можно приобрести у официальных дилеров марки. Как правило, это качественное решение, однако часто дорогое.

На деле, проще и дешевле купить антифриз g12 красный, желтый, фиолетовый и т.п. сторонних производителей. При этом зачастую цена антифриза G12, G12++ или G13 будет  более доступной, чем оригинал.

Главное, следить за тем, чтобы продукт соответствовал допускам производителя автомобиля. Также при покупке аналогов  необходимо приобретать такие продукты только у официальных продавцов, так как всегда есть риски купить подделку. Например, если сравнить G11 и G12, цена на более современную версию никак не может быть ниже устаревшего антифриза G11.

При этом качественный антифриз 12 G, G12++ или G13 крупных и известных производителей (например, Hepu, Shell, LM и т.д.) дешевым не бывает. При этом плюс в том, что такой продукт может не отличаться от оригинального, так как эти же компании производят на своих мощностях и оригинал, но только по заказу автопроизводителя.

Это означает, что состав и характеристики аналогичны заводской жидкости. Однако так бывает не всегда.  На рынке предлагается большое количество схожих по свойствам антифризов, при этом далеко не все были протестированы самим производителем авто.

По этой причине лучше обращать внимание на такие продукты, где есть наличие заводских допусков. Еще добавим, что если антифриз поставляется в виде концентрата, заливать такой концентрат в систему охлаждения в чисто виде запрещено! На начальном этапе  концентрат разбавляют дистиллированной водой согласно рекомендациям изготовителя антифриза. . Обычно в регионах, где температура зимой не опускается ниже -35,  можно разбавлять  антифриз  в пропорции 1:1

Другими словами, если в системе охлаждения  авто всего 7 литров, тогда  нужно смешать 3.5 литра концентрата и 3.5 литра воды.  

Обычно в регионах, где температура зимой не опускается ниже -35,  можно разбавлять  антифриз  в пропорции 1:1. Другими словами, если в системе охлаждения  авто всего 7 литров, тогда  нужно смешать 3.5 литра концентрата и 3.5 литра воды.  

Напоследок отметим, что для подавляющего большинства автомобилей  хорошо подходит карбоксилатный антифриз G12+. Такая жидкость многими считается универсальным антифризом. Единственно  правило, систему охлаждения при переходе на другой антифриз нужно обязательно и тщательно промыть перед заменой ОЖ.

Промывка системы охлаждения двигателя перед заменой антифриза позволит избежать смешивания жидкостей разного типа. Дело в том, что одни группы антифризов смешивать не желательно, тогда как другие и вовсе запрещено! Причина —  присадки вступают в реакцию, происходит выпадение осадка, потеря свойств ОЖ и т.д.  

Какой антифриз лучше заливать в автомобили конкретных марок

Автопроизводители сами определяют, какие антифризы лучше всего заливать в их автомобили. Специально для вас вся информация печатается в мануалах. И было бы правильнее покупать охлаждайки указанных марок. Это помогает снизить вероятность преждевременных повреждений.

Иначе велик риск залить в автомобиль антифриз, присадки которого будут негативно воздействовать на те или иные составляющие охлаждающей системы. Итак, смотрим по маркам:

Renault

Какой антифриз лучше заливать в Рено: Логан 1.4, 1.6, Дастер, Сандеро и т. д.? Сам завод производит жидкость марки ELF GLACEOL RX Type D Renault (перед заливом разбавляется вдвое). На сборке же в систему заливают состав COOL STREAM 4030 Premium или NRC. По опыту автовладельцев неплохо подходит и ELF COOLELF AUTO SUPRA. Полный список допустимых аналогов:

  • Liqui Moly KFS 2001
  • Mannol AG-13 (OIL4169, OIL4170)
  • Midland «XT-COOLANT» или Midland Permatype
  • MOTUL Inugel Optimal
  • SWAG 60 ANTIFREEZE (Green) или SWAG 30 (32, 99) ANTIFREEZE (Red)
  • TEXACO Havoline extended life antifreeze coolant (XLC)
  • TOTAL COOLELF AUTO SUPRA
  • ЛУКОЙЛ АНТИФРИЗ УЛЬТРА G12
  • AGIP ANTIFREEZE SPEZIAL
  • Aral 4003116908396 Silikatfre
  • Bizol Antifreeze G12+
  • CoolStream Premium
  • CoolStream G13
  • DEX-COOL LONGLIFE ANTIFREEZE
  • Febi Korrosions-Frostschutmittel
  • GlycoShell Longlife (*)
  • Kuhlerschutz SF

Hyundai и KIA

В автомобили Хендай (Акцент, Соната, Элантра, Солярис, Туссан, Крета), и КИА (Сид, Спортейдж, Спектра, Рио) рекомендуется заливать одинаковый антифриз. На заводе в машины этих моделей льют фосфатный этиленгликоль Hyundai Long Life Coolant. В сборочных цехах, расположенных в РФ, заливают CоolStream A-110 либо Crоwn LLC A-110. Еще к использованию рекомендован немецкий состав HJC Hybrid Japanese Coolant.

Nissan

В автомобили Ниссан Кашкай с завода заливают родной антифриз Nissan L248 Premix, в Альмеру – Nissan L248. При замене можно залить TCL POWER COOLANT, TCL LLC 4L 40C или TCL LLC -50C. Для водителей, заботящихся об экологии, отлично подойдет G12+ Ниагара концентрат.

ВАЗ

Какой антифриз лучше заливать в наши отечественные автомобили? АвтоВАЗ остается верным продукции SINTEC, но по документам к использованию разрешены и другие марки. Например, Лада Гранта, Калина, Приора и Нива 4х4 могут работать на антифризах:

  • G-48
  • Cool Steam Standart
  • Cool Steam Premium
  • ТС-Felix
  • Felix Carbox
  • Лонг Лайф
  • G-Energy Antifreeze

По мнению производителя, в Ладу Ларгус лучше заливать антифриз GLACOEL RX (тип D). Это связано с типом двигателей (на Ларгус ставят K4M или K7M). На Весте и XRAY стоит движок ВАЗ 21179. Он соответствует требованиям Евро-5. Для его охлаждения завод советует приобретать Sintec ANTIFREEZLUX G12.

Toyota

В автомобили от Тойоты с завода заливается оригинальный розовый антифриз Super Long Life Cooliant (SLLC). Смешивать его с другими марками не рекомендовано. Иногда к SLLC доливают разбавленный концентрат LLC (тоже оригинал Toyota), но это практически в 4 раза сокращает срок службы охлаждайки.

Из аналогов часто используют:

  • RAVENOL OTC Organic Technology Coolant Premix -40°C
  • Концентрат RAVENOL OTC Organic Technology Coolant Concentrate
  • G-Energy Antifreeze SNF 40
  • Sintec ANTIFREEZE PREMIUM G12+
  • Sintec ANTIFREEZE LUX G12
  • TCL Power Coolant SLLC готовый -50

Opel

Какой антифриз лучше заливать а Опель Астра, Кадет или Вектра? С завода в эти автомобили льют GM/Opel Long life coolant. Также можно использовать:

  • GLACELF (Auto Supra, MDX, PLUS, CLASSIC)
  • Sintec Lux (G12, G12+ и G12++) в наименованиях PREMIUM и EURO

Ford

На конвейере в Форды (Фокус, Фокус 2 и др.) заливают бельгийскую карбоксилатную ОЖ Havoline XLC. Другое название – Ford SUPER PLUS Premium. При замене можно заливать ее же, но на прилавках она чаще всего встречается под маркой Chevron или Total. Также вместо оригинального антифриза можно лить:

  • CoolStream Premium С (концентрат)
  • CoolStream Premium 40
  • CoolStream Premium 65
  • ACDelco DexCool Longlife
  • BP ProCool
  • Caltex Extended Life Coolant
  • Chevron Delo ELC
  • Fuchs MAINTAIN FRICOFIN LL
  • G-Energy Antifreeze SNF
  • GlasElf Auto Supra
  • GM Longlife
  • Polar Premium Longlife Antifreeze
  • Volvo Coolant VCS
  • Texaco XLC DexCool
  • MotorcraftSpecialty Orange Engine Coolant

Какой антифриз выбрать

Если нужно заменить охлаждающую жидкость,то вопрос какой антифриз выбрать для своего автомобиля очень важен. Он появляется при покупке подержанного авто.

Так как, не всегда доподлинно известно, использовал ли прежний владелец рекомендованную производителем охлаждающую жидкость, или в системе давно все поменяно и заменено.

ВниманиеПри замене любой охлаждающей жидковсти в авто обязательно меняйте ее с промывой системы. Это избавит от неприятных неожиданностей и лишних расходов.. Существует универсальное правило:

Существует универсальное правило:

  1. Радиатор автомобиля медный или латунный,  покупайте красный или розовый антифриз.
  2. Алюминиевый или дюралевый – подойдет синий или зеленый.

Но правильнее будет приобрести такой антифриз, марка которого указана в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.

Если используется антифриз класса G12, то только его вы и можете применять. Цвету жидкости особого значения можно не придавать.

ОЖ любого цвета будет защищать ваш автомобиль, если он соответствует спецификации и допускам, разработанным производителем. Какой фирме доверять – это уже ваш личный выбор.

Таблица №1. Расшифровка обозначений охлаждающих жидкостей для иномарок.

Пару слов о кавитации

Состав охлаждающей жидкости должен учитывать — «кавитацию» внутри системы охлаждения. Все дело в том, что при детонации топлива, на стенки головки блока переходят высокочастотные вибрации, из-за чего антифриз «бурлит». Постоянно образуются мелкие пузырьки, которые лопаются – это и есть кавитация. Такие пузырьки отрицательно влияют на состав жидкости, а именно снижают защиту присадок, поэтому зачастую может возникнуть очаг коррозии. Поэтому нужно правильно подбирать антифризы, например основанные на карбоновой кислоте и лобридные, противостоят кавитации в разы лучше, чем «традиционные» и гибридные жидкости.

Зачем двигателю охлаждающая жидкость

В двигателе работающего автомобиля температура рабочих газов в цилиндрах составляет 800-900 °С. Для того, чтобы не произошло перегрева деталей двигателя и их разрушения, в автомобиле предусмотрена система охлаждения (далее ОЖ). В ней используются жидкости для охлаждения, называемые антифризами.

Если по-простомуАнтифриз — охлаждающая жидкость для двигателя автомобиля. Смесь дистилированной воды и ядовитого спирта. Цвет ему придают различные присадки, улучшающие качества: делают морозоустойчивыми или повышают температуру закипания, уменьшают коррозийность и прочее.

Автомобильные антифризы производятся путем смешивания специального спирта — этиленгликоля или эфира – пропиленгликоля с высокоочищенной водой. Плюс пакет присадок, которые препятствуют коррозии трубок охлаждающей системы, насоса (помпы), радиаторов охлаждения и отопителя салона.

Этиленгликоль в составе антифриза не позволяет ему замерзать в морозы и выкипать в теплое время года.

Марки охлаждающих растворов их достоинства и недостатки

В России, на сегодняшний день, наибольшее распространение получили антифризы трёх торговых марок: «Аляска», «Феликс» и «Синтек».

В линейке растворов этой фирмы есть вещества всех классов, и они зарекомендовали как одни из лучших охлаждающих жидкостей по соотношению цена-качество.

Охлаждающие вещества торговой марки «Феликс», выпускает российская компания «Тосол-Синтез». Эта компания выпускает охлаждающие жидкости классов G11 и G12. Данные вещества достаточно высокого класса, хотя при этом имеют сравнительно доступную цену.

Антифризы торговой марки «Синтек», пожалуй, самые качественные в этом обзоре. Продукты этой фирмы постоянно участвуют в различных тестах и сравнительных испытаниях, в которых набирают высокие балы и положительные отзывы.

Данные вещества выпускает российская компания «Обнинскоргсинтез» и при этом рынком сбыта является не только Россия, но и страны бывшего СССР, а также страны из дальнего зарубежья.

Как смешиваются различные марки антифризов?

Разные виды охлаждающих растворов, более того, даже вещества различных торговых марок, смешивать нельзя. В результате смешивания свойства охлаждающей жидкости могут радикально поменяться.

Кроме этого, очень часто в результате смешиваний, в охлаждающей системе образуются всевозможные твёрдые и желеобразные осадки, которые могут забивать каналы двигателя и разрушают его узлы, в частности, такие как водяная помпа.

Необходимо заметить, что современные силовые агрегаты рассчитаны на использования в них исключительно антифризов. И использовать в них обычную воду, категорически, не рекомендуется, так как это может привести к преждевременному выходу из строя водяной помпы.

Классификация

Сегодня можно выделить несколько основных видов антифризов.

G11 / CODEG11

G11 / CODEG11 – один из наиболее распространенных классов антифризов на территории РФ. Его основа – этиленгликоль.

Основное преимущество – простота в производстве и, соответственно, доступная цена. Стоимость антифриза, к слову, может отличаться, в зависимости от объема емкости, состава, наличия качественных присадок и так далее.

В данном виде антифриза отсутствуют амины, бораты и фосфаты.

Что касается цвета, то G11 / CODEG11 может иметь желтый, зеленый и синий (чаще всего) оттенки. Подходит для автомобилей до 1996 года выпуска.

G12 / CODEG12

G12 / CODEG12 – второй по популярности антифриз. Его основа – пропиленгликоль. Цена такой охлаждающей жидкости выше из-за более высокой стоимости исходных материалов. Да и качество таких антифризов выше.

Особо стоит отметить эффективность антикоррозийных присадок. Считается, что данный тип жидкости оптимален для машин 1996-2001 годов.

Основной цвет – красный, но есть варианты с различными оттенками – морковным, фиолетовым и прочими.

«Живет» такая охлаждающая жидкость дольше – до пяти лет.

ВАЖНО: Если смешать первый и второй вид, то это может привести к образованию хлопьев

G12 Plus / G12+

G12 Plus / G12+ — антифризы для машин от 2001 года и выше. Отличительная особенность – отсутствие различных вредных элементов – аминов, боратов, нитриров и прочих.

Следовательно, G12 Plus можно смело смешивать с другими типами охлаждающей жидкости. Цвет может быть любым, но чаще всего лиловый, фиолетовый и сиреневый.

G13

G13 – похож на G12 Plus, но во время производства использовалась более современная технология.

На территории России такие антифризы не производятся как раз по этой причине.

Антифриз этого типа предназначена в большинстве случаев для спортивных авто и мотоциклов. Отличительная особенность – теплоемкость и теплопроводность.

Лучшие антифризы G12

Это группа красных антифризов, которые могут иметь абсолютно любой оттенок в пределах этого цвета – лиловый, сиреневый, темно-розовый, малиновый. Их также часто называют лобридными. Они имеют долгосрочную перспективу использования, служа до 5 лет. Этот вид подразделяется на несколько подтипов – G12, G12+ и G12++. Такой вариант идеально подходит для радиаторов из меди и латуни.

Лукойл Red G12 красный

Если у вас современный высокотехнологичный двигатель в автомобиле, то найти антифриз лучше, чем этот, будет нелегко. Он имеет длительный срок службы, до 5 лет, не замерзает при температуре до -40 градусов и не закипает, если она не превышает +111С. Это лучший красный антифриз, что облегчает контроль и заправку радиатора. Важным преимуществом является отсутствие в составе средства боратов, силикатов, аминов и прочих добавок, которые могут негативно сказаться на состоянии мотора. Зато здесь содержатся  карбоксилаты, повышающие эффективность охлаждения.

Достоинства

  • Большое количество допусков;
  • Отличный теплообмен;
  • Создает тонкий защитный слой на местах возникновения коррозии;
  • Органические соединения в составе;
  • Удобная емкость;
  • Несколько объемов выпуска.

Недостатки

  • Для старых моделей двигателей и автомобилей не самый лучший вариант;
  • Не очень дешевый.

Febi G12+ концентрат фиолетовый

Маркировка G12+ в целом предопределила эффективное использование средства в экстремальных погодных условиях. Этот антифриз обеспечивает бесперебойную работу охлаждающей системы двигателя автомобиля, что не дает ему выйти из строя. Он защищает от повреждений в результате воздействия низких температур и перегрева мотора. Благодаря ему снижается вероятность коррозионных процессов. Это концентрат, который выпускается в лиловом цвете, легко различим со стороны. В емкости продается по 1.5 л, и за такой объем стоимость, конечно, не низкая.

Достоинства

  • Допуски многочисленных производителей машин;
  • Срок эксплуатации – 8 лет;
  • Экономный расход из-за формы выпуска;
  • Не замерзает;
  • Отсутствие неорганических компонентов для замедления коррозии;
  • Используется не только для заправки в радиаторы легковых авто;
  • Высокое качество.

Недостатки

  • Не низкая цена;
  • Есть вероятность приобретения подделки при покупке не у официальных дилеров.

Swag фиолетовый

Этот антифриз рекомендуется к применению уже хотя бы в силу принадлежности к классу G12. Это говорит, что его не нужно часто менять, срок годности увеличен и охлаждающие свойства на высоте. Положительные отзывы только подтверждают данный факт.

Это средство относится к типу лобридных, которые являются новейшей разработкой. Они сделаны на основе органических соединений, повышающих устойчивость двигателя к коррозии и не оказывающих негативного влияния на теплоотдачу. Фиолетовый цвет в процессе использования раствора практически не меняется, что указывает на его хорошее качество. Кстати, это, так же, как и G12+, концентрат, а значит, расходоваться он будет медленнее.

Достоинства

  • Соответствует ГОСТу;
  • Подходит как для простых, так и для современных машин;
  • Хорошие антипенные свойства;
  • Достаточное количество присадок в составе;
  • Улучшенные смазывающие свойства;
  • Отличное охлаждение.

Недостатки

Официально одобрен не многими производителями автомобилей, хотя по факту этот список куда шире.

Смешивание антифризов и ТОСОЛов

Необходимо отметить, что совместимость различных охлаждающих жидкостей зависит от технических условий их изготовления. Простыми словами,  жидкости могут быть полностью несовместимы или допускается только частичная совместимость.

Дело в том, что каждый производитель использует разные присадки, которые могут  вступать в реакцию, тем самым смесь теряет необходимые свойства, происходит выпадение осадка и целый ряд других нежелательных последствий.

С учетом того, что в процессе эксплуатации периодически возникает необходимость поднять уровень ОЖ в расширительном бачке (вода в составе со временем выкипает), правильнее доливать дистиллированную воду или использовать только ту марку и тип антифриза, который использовался ранее.

Если же возникала аварийная неисправность, тогда оптимально или полностью слить имеющиеся остатки, промыть систему и залить свежую ОЖ в полном объеме, или же доливать антифриз, подходящий по цвету и свойствам.

Что касается норм и стандартов, как правило, отечественные ТОСОЛы должны соответствовать требованиям ГОСТа, при этом отдельно не сертифицируются. Импортные антифризы проходят стандартизацию по SAE и ASTM.

Зарубежные стандарты определяют различные свойства жидкостей на основе этилен или пропиленгликоля, определяя назначение с поправкой на условия эксплуатации. Жидкости делятся на составы для легковых авто, малых грузовиков, большегрузного транспорта, спецтехники и т.д. Отметим, что антифризы по ASTM типа D 3306 допускаются к использованию на легковых ТС отечественного производства.

Также следует учитывать и отдельные спецификации самих автопроизводителей, которые  часто выдвигают ряд собственных требований. В списке различных предписаний крупных концернов следует выделить, что запрещается или крайне не рекомендуется использование антифризов, в которых отмечено наличие всевозможных ингибиторов коррозии, включающих в себя нитриты, фосфаты и т.п.

При этом также  определяются и максимальное содержание силикатов, хлоридов и других компонентов в ОЖ. Следование таким предписаниям позволяет продлить срок службы уплотнений, избежать активного образования накипи, повысить уровень защиты от коррозии.

Какой антифриз лучше заливать в автомобиль: правила выбора

Начнем с того, что антифриз находится в автомобиле постоянно: 24 часа в сутки 365 дней в году. Это значит, что даже когда вы не пользуетесь машиной, охлаждающая жидкость (ОЖ) воздействует на ряд деталей авто. И если антифриз выбран неправильно, все это время он может в прямом смысле разрушать систему охлаждения: разъедать материалы, усиливать коррозию, давать опасный осадок. А в поездках неправильно подобранный антифриз может вспениваться, усиливать кавитацию.

Сегодня мы не будем говорить и видах антифризов, их поколениях, составах и используемых присадках. Об этом очень подробно рассказано в наших прошлых статьях: Что лучше? Тосол или антифриз и Антифриз: различие, цвета и составы. Здесь вы найдете полную информацию о классификации антифриза, его отличии от тосола, способах проверки качества и т. д.

Сейчас мы лучше расскажем о том, каких правил следует придерживаться при выборе антифриза.

Их всего пять:

Покупайте жидкость соответствующего класса.
Ориентируйтесь на рекомендации автопроизводителя.
Обращайте внимание на температурные допуски состава.
Приобретайте антифриз только в проверенных магазинах.
Не смешивайте разные антифризы без особой необходимости (а при первой же возможности замените «коктейль» одной хорошей жидкостью).

Из чего состоит охлаждающая жидкость?

На ранних этапах развития двигателей внутреннего сгорания в качестве охлаждающей жидкости для авто применялась обычная вода, которая нагревалась до температуры кипения и за счет этого поддерживала температурный режим. В процессе эксплуатации постоянно приходилось добавлять воду. Позднее стали использовать замкнутые системы с радиаторами и лить дистиллированную воду, которая образует меньшее количество соляных отложений на стенках механизма. Из-за высокой температуры замерзания воды появились охлаждающие жидкости, созданные на основе различных веществ.

В качестве охлаждающих жидкостей применялись смеси, получаемые на основе воды с добавлением:

  • глицерина;
  • метилового или этилового спирта;
  • этиленгликоля.

В настоящее время используются жидкости, состоящие из компонентов:

  • дистиллированная или деионизированная вода;
  • этиленгликоль (реже используется более дорогостоящий пропиленгликоль);
  • комплекс антикоррозионных присадок.


Процентный состав антифриза