Антипробуксовочная система: что это такое и как работает

Содержание

Как ведет себя Vesta на льду с использованием ABS и ESP?

Мы решили испытать Lada Vesta в зимний период времени – интересно, как поведет себя работа вышеуказанных систем. Для тестирования нами был выбран ледовый полигон длиной 700м

Нам важно было выяснить, в каких случаях система проявят себя плохо, а в каких – хорошо. Для пущей устойчивости тестируемый экземпляр мы оснастили шинами Nokian

Обычно подобные тесты начинают с того, что отключают обе системы

Это и неудивительно – ведь нам важно знать, как ведет себя на льду «голая» машина. Чтобы отключить ABS+ESP, потребуется убрать подачу напряжения – а именно, вынуть отвечающий за их работу предохранитель. Если его не вытащить, то сколько бы вы не тыкали пальцем в кнопку выключения ESP, бортовая электроника в любом случае принудительно включит ее на скорости свыше 50 км/час

Если его не вытащить, то сколько бы вы не тыкали пальцем в кнопку выключения ESP, бортовая электроника в любом случае принудительно включит ее на скорости свыше 50 км/час.

Итак, стартуем, благо хорошие шипованные шины помогают троганию со льда. Видим поворот, пытаемся в него вписаться – при этом ощущаем, что машину начинает заносить. Передние колеса уверенно держат сцепление с трассой, но зад неустойчив – впрочем, ничего критичного.

Автомобилист с опытом без особых трудностей преодолеет подобный маленький занос, придавив педаль акселератора – благо, полигон это позволяет. То, что машина едет даже на обледенелом покрытии весьма уверенно, определенно радует – при этом качество управления не страдает, Vesta четко откликается на малейшее вращение рулевого колеса, мягко проходит повороты, не юлит во время перемещения по дуге.

Останавливаемся и включаем системы антиблокировки и курсовой устойчивости. Заводимся и снова в путь – при этом машина практически не страдает от потери динамики.

В который раз снова нас выручают отличные колеса. В данном случае ESP+ABS отзываются на изменение условий движения не мгновенно.

Скорее всего, проблемы будут начинаться лишь при тотальном заносе машины. Если вы попадете в настоящий боковой снос, электроника вас уже вряд ли выручит. В такой ситуации шофер может и не спасти ситуацию, ведь управление топлиподачей уже будет контролировать бортовая электроника – сколько ни жми на газ, адекватной реакции от автомобиля не получишь.

Как работает антипробуксовочная система автомобиля

Противобуксовочная система ASR позволяет не буксовать на бездорожье.

Статья в тему: Как правильно поменять лампу ближнего света?

Воздействие на ведущие колёса происходит двумя способами:

  1. При движении со скоростью до 60 км/час (это «усреднённая» цифра, может отличаться на разных авто) пробуксовывающее колесо притормаживается тормозной системой. Происходит это благодаря тому, что система АСР включает в себя насос для тормозной жидкости, создающий требуемое давление. Подача жидкости на тормозные цилиндры регулируется клапанами, приводимыми в действие соленоидами.
  2. При превышении значения установленной пороговой скорости блок управления ASR воздействует уже на двигатель, подавая сигналы, благодаря которым уменьшается крутящий момент мотора. Происходит это за счёт изменения положения дроссельной заслонки, пропусков зажигания, изменения качества смеси. Кроме того, в случае, если авто с АКПП, подбирается соответствующим образом ступень трансмиссии – включается повышенная передача, благодаря чему тяговые характеристики двигателя становятся «слабее».

Значение пороговой скорости рассчитывается таким образом, чтобы избежать сильного перегрева исполнительных механизмов – торможение на высоких скоростях приводит к «сгоранию» колодок, короблению тормозных дисков, закипанию жидкости и т.д.

Кнопка отключения системы ASR автомобиля

При желании водитель может отключить антипробуксовочную систему – хотя бы для того, чтобы поупражняться в вождении на пустынных участках дорог – ведь любой механизм имеет свойство ломаться и навыки безопасной езды не будут лишними. На панели приборов или возле рычага КПП есть кнопка «ASR OFF» – это выключатель системы ASR. В качестве напоминания для водителя на приборном щитке загорается соответствующая лампочка при отключении системы. Как отключить антипробуксовочную систему Вашего авто, Вы можете узнать из руководства по эксплуатации – процедура включает в себя несколько шагов и может быть отличаться на разных моделях.

Статья в тему: Почему не работает свет в салоне ВАЗ-2115: разбираемся в вопросе

Например, для того, чтобы отключить ASR на VW Jetta, нужно:

  1. Включить зажигание.
  2. Включить «аварийку».
  3. Пять раз нажать на педаль «газа». Должен загореться индикатор «скользкая дорога».
  4. Запустить двигатель и отключить «аварийку».

Но при следующем запуске ASR снова автоматически включится. Более того, ASR позволяет стартовать с места, избегая пробуксовки, на скользкой дороге.

Какие бывают антипробуксовочные системы

Антибуксовочные системы устанавливаются практически на все современные автомобили. Их точное торговое название зависит от производителя:

  • ASR на автомобилях Volkswagen Group;
  • TCS на машинах марки Honda;
  • TRC на Toyota.

Сейчас используются различные системы с одинаковым принципом действия. Все они состоят из контроллеров и электромагнитных клапанов (переключающих и высокого давления), установленных в гидроблоке ABS.

Управление системой осуществляется с помощью специального программного обеспечения, установленного в блок управления этой системой. Он же взаимодействует с устройствами, контролирующими работу двигателя.


Кнопка антипробуксовочной сиситемы

Многие водители, часто отправляющиеся в путь по плохой дороге, стремятся создать антибуксовочную систему своими руками. Установить все необходимые блоки управления и контроля, настроить их и обеспечить нормальную работу электроники будет очень сложно, поэтому, чтобы предотвратить пробуксовку, можно использовать механические способы улучшения сцепления. Но они лишь частично заменяют антибукс. Это могут быть специальные накладки или цепи, улучшающие сцепление колеса со скользкой дорогой, рыхлым снегом и землей. Для передвижения по обледеневшим городским улицам будет достаточно колес с шипами, но для выездов за пределы асфальтированных дорог потребуются более действенные методы борьбы с проскальзыванием колес. Механизмы для предотвращения пробуксовки продаются комплектами, при необходимости легко устанавливаются на колеса и быстро снимаются во время выезда на хорошую очищенную дорогу.

Машина для новичка: главные критерии выбора авто для “чайника”

  • на Ладе Веста;
  • Лада Икс Рэй;
  • Шкода Рапид;
  • Шкода Октавия;
  • Хендай Солярис;
  • Ниссан Кашкай;
  • Форд Эко Спорт;
  • Митсубиси Лансер;
  • Мерседес С класс;
  • БМВ 3 серии;
  • Ауди А5;
  • Рено Аркана и пр.

Причем в некоторых случаях автомобилисты даже не подозревают о ее наличии. Есть и те, кто специально отключают помощника своими руками. Существуют даже специальные видео о том, как это сделать.

Теперь же расскажу немного о том, как на практике работает ASR и подобные ей системы, что в этот момент происходит с автомобилем и какие изменения происходят при активации электронного помощника.

Процесс действительно не из простых, но водитель к его реализации не имеет никакого отношения. Электроника срабатывает сама и приводит в движение исполнительные механизмы автоматически.

Работу системы можно описать примерно так:

Достоинства и недостатки

Система оказывает положительное влияние на устойчивость и безопасность автомобиля, особенно на скользком покрытии, не давая водителю чрезмерным нажатием на газ вызывать критическую ситуацию. Но может сослужить плохую службу при проезде по глубокому снегу, песку или грязи, «задушив» мотор как раз в тот момент, когда машине нужен максимальный газ, чтобы с пробуксовкой выбраться из неустойчивого покрытия. Поэтому, при необходимости проехать по песку или снегу (на небольшой скорости) Traction Control стоит заранее отключать.

Уже вот почти четверть века на легковые и грузовые автомобили, оснащенные передовыми системами безопасности, устанавливают противобуксовочные системы. Из названия этой системы понятно, что она не дает колесам автомобиля пробуксовывать в нужный момент. Антипробуксовочная система автомобиля является второй системой безопасности после АБС (антиблокировочная система). Эти две новейшие системы работают в паре и не дают заблокироваться или забуксовать колесам. Водители, которых заинтересовали электронные системы безопасности, часто хотят разобраться, как работает антипробуксовочная система.

Противобуксовочная система сокращенно (ПБС) в переводе на английский звучит как Traction control system (TCS). Немецкие автомобильные инженеры именуют ее Antriebsschlupfregelung (ASR). Данные системы включают в себя комплекс мер по предотвращению букса на дорогах с недостаточным сцеплением.

С момента начала комплектации автомобилей такими системами управлять ими стало намного легче и безопаснее. Иные водители ни разу не отключали эти системы за все время пользования автомобилем. Ведь это так удобно! За время поездки не нужно переживать из-за того, что машину может унести с дороги, например, на льду после слишком резкого нажатия на педаль газа или тормоза.

А вот истинные ценители именно «чистого» автомобиля, не задушенного системами безопасности, отключают все электронные помощники, чтобы почувствовать душу и мощь автомобиля. Но таких совсем мало, даже можно сказать единицы.

Следует разделить три основных вида противобуксовочных систем. Они похожи, но используются на разных марках автомобилей.

В чем преимущества

Заправка автокондиционера: почему она может быть опасной, как не ошибиться

Есть несколько основных преимуществ, которые прекрасно характеризуют возможности рассматриваемой системы.

Это весомые основания для того, чтобы сделать такого ассистента обязательным элементом оснащения современного автомобиля уже в базовой заводской комплектации. Она позволяет:

Порошковая покраска дисков своими руками: технология

  • снизить риск повреждения покрышек;
  • повысить моторесурс;
  • лучше сохранить зависимую и независимую подвеску на авто;
  • повысить безопасность движения по влажному покрытию;
  • улучшить сцепление и безопасность зимой;
  • упростить старт авто на мокрой и снежной дороге;
  • расходовать меньше топлива;
  • дополнить систему помощи при трогании, если она есть;
  • сделать поведение машины более предсказуемым.

Недостатков я здесь не вижу. А вы как считаете, есть ли у ASR и подобных ей систем какие-то весомые недостатки и аргументы в пользу того, чтобы не использовать их или отключать?

У меня на этом все.

ASR – что это такое в автомобиле, и как это работает?

Такое оснащение относят к активным системам безопасности. Главная задача системы полностью или насколько это возможно предотвратить возможность пробуксовки колес при прохождении зимней дороги, а также при поездке по грязевым проселочным дорогам. Именно пробуксовка часто становится причиной того, что водитель самостоятельно не может выехать, приходится обращаться к помощи трактора или водителей попутных авто.

Существует два основных принципа работы антипробуксовочной системы ASR:

  1. Первый сценарий запускается, если машина движется со скоростью до 60 км/ч. В этом случае подключенный к датчикам АСР насос с тормозной жидкостью быстро создает давление и притормаживает колесо, которое сорвалось в пробуксовку.
  2. Второй вариант работы включается при скорости выше 60 км/ч. В этой ситуации торможение может быть опасным, поэтому ASR подает сигналы через ЭБУ на двигатель и снижает крутящий момент. Это не всегда на 100% эффективно, но очень безопасно для водителя.

Бытует мнение, что разделение на два сценария произошло, чтобы сохранить колодки, которые могут перегреваться и даже выгорать на высокой скорости. Но производители заявляют, что на высоких скоростях просто нельзя инициировать торможение с одной стороны. Это может привести к заносу и только усложнит ситуацию для водителя на сложной дороге.

Система управляется датчиками, которые установлены на каждом ведущем колесе. На автомобилях с полным приводом оборудование АСР гораздо дороже и сложнее, здесь оно вносит свои преимущества в проходимость и безопасность поездки по бездорожью.

Разновидности антипробуксовочных систем. Плюсы и минусы

Какие бывают антипробуксовочные системы. Принцип работы

Сегодняшние автомобили вообще не выглядят как свои предшественники, на современных автомобилях появляется огромное количество датчиков и разных систем, которые делают лучше эксплуатационные свойства, а еще защищают нашу машину. Показательным случаем является противопробуксовочная система, у всевозможных изготовителей система именуется очень разнообразно, но самые известные: TC, TSC, TRC и ASR. Но что же это за система, как она функционирует, почему может возникнуть необходимость в ее деактивации? У популярных , которую они тщательно охраняют от компаний-конкурентов. Данные системы помогут вам выбраться из снега, обезопасят при выезде на встречную полосу, поворотах, а также повысят срок службы коробки передач. Хотя не надо торопиться, обо всем по порядку.

Что же эта за система?

Антипробуксовочная система, как было написано ранее, имеет множество названий, таких как:

ASR — Automatic and Acceleration Slip Regulation, используется на машинах марки WOLKSWAGEN, AUDI и т.д.

ETS — Electronic Traction System, изготовлена специально для MERCEDES.

ASC — Anti-Slip Control, используется на BMW.

DTC — Dynamic Traction Control, также установлена на BMW.

A-TRAC — Active Traction Control, применяется на TOYOTA

TRC — Traking Control, используется на TOYOTA

DSA — Dynamic Safety, изготовлена специально для OPEL и CHEVROLET.

ETC — Electronic Traction Control, присутствует на машинах RANGE ROVER.

STC — System Traction Control, используется на VOLVO

TCS — Traction Control System, изготовлена специально для HONDA.

Наименований множество, принцип работы одинаков – в целом, противобуксовочная система не позволяет машине буксовать, содействует сцеплению с дорогой при плохих погодных условиях, в начале движения не позволяет уходить машине с прямой траектории движения, может помочь на поворотах и заносах.

Несомненно нужная система, однако большинство продвинутых автолюбителей данную систему любят отключать! Зачем? Разберемся далее.

Каким же образом эта система помогает бороться с пробуксовкой?

На простой машине, не имеющий противобуксовочной системы, если одно колесо забуксовало, т.е. беспомощно крутится, а второе имеет сцепление, все равно очень мало шансов, что автомобиль сдвинется с места. В итоге газуешь и буксуешь.

С антипробуксовочной системой – если одно колесо будет буксовать, а второе стоит (автомобиль не едет), с помощью датчиков и других механизмов анализируется механизм действий в данной ситуаций. Система принимает решение надо ли тормозить буксующее колесо и перераспределять крутящий момент на другое колесо, у которого отличное сцепление. Именно из-за этого автомобиль лучше выезжает из препятствий.

Функции и принцип работы антипробуксовочной системы ASR

Антипробуксовочная система автомобиля ASR не дает проворачиваться колесам на скользкой дороге.

ASR – Automatic Slip Regulation можно отнести к системам активной безопасности. Назначение ASR заключается в том, чтобы предотвращать пробуксовку ведущих колёс при движении по скользкой или труднопроходимой дороге. В первом случае авто, оснащённое ASR, приобретёт лучшую курсовую устойчивость в поворотах, во втором – станет более проходимым. Принцип действия антипробуксовочной системы ASR заключается в уменьшении крутящего момента, передающегося на буксующее колесо. Происходит это следующим образом: блок управления (зачастую используется блок управления АБС) обрабатывает сигналы, поступающие от датчиков, сходных с датчиками АБС, но имеющими большую точность. Сравнивая значения скоростей вращения колёс, блок управления подаёт сигналы на исполнительные механизмы, уменьшающие скорость вращения пробуксовывающего колеса, согласовывая её со скоростями других колёс. Блокирования дифференциала при этом не происходит, поэтому при движении автомобиля по криволинейной траектории колёса ведущей оси вращаются, как и положено, с разными скоростями.

Актуальность системы

В настоящее время описанное здесь устройство совместимо с Hondata S300, большинством K-Pro и выбирает управление двигателем FlashPro, поддерживаемое Honda / Acura, и использует датчики, которые являются ключевым компонентом антиблокировочной тормозной системы (ABS), уже установленной на многих автомобилях.

Специалисты утверждают, что можно адаптировать блок управления тягой для работы с любой системой управления двигателем с помощью пятивольтового вспомогательного входа.

Система защиты от пробуксовки работает с индуктивными, активными и датчиками эффекта холла и может предлагать пять уровней проскальзывания целевого колеса, регулируемых с помощью переключателя.

Противобуксовочная система TCS поставляется в коробке с кабелями, программным обеспечением и жгутом для подключения к электропитанию, земле, управлению двигателем и положительным и отрицательным выводам для каждого из четырех датчиков скорости колеса.

Альтернативные названия

Чаще всего в разных материалах встречается именно аббревиатура ASR.

Но это далеко не единственное название для антипробуксовочной системы. Это обусловлено тем, кто каждая автокомпания стремится выделить свой продукт, а потому называет практически идентичные разработки разными именами.

В частности, можно встретить такие варианты:


Какой штраф за нечитаемые номера и как его избежать

Рубрика: ПДД

  • У Мерседеса, Ауди и Фольксваген это ASR;
  • баварцы из БМВ используют понятие ASC;
  • на машинах Тойота это TRC или A-TRAC;
  • на автомобилях Опель увидите значок DSA;
  • у элитных кроссоверов Рэйндж Ровер ETC;
  • у шведских Вольво аббревиатура STC;
  • японцы из Хонда применяют понятие TCS.

Но самое главное здесь то, что от названия суть не меняется. Конструкция и принцип работы везде практически идентичный, но со своими мелкими нюансами, которые глобально на работу системы не влияют.

Зачем нужна антипробуксовочная система

Как можно понять из названия данной системы, она служит для снижения вероятности пробуксовки автомобиля. Многие водители не знают, но антипробуксовочная система включена в их автомобиле по умолчанию, и ее можно отключить из настроек через бортовой компьютер.

Принцип действия антипробуксовочной системы довольно простой. Если электронный блок управления автомобиля получает информацию о том, что машина имеет плохое сцепление с дорогой на одном из приводящих колес, то это колесо начинает крутиться медленнее, тормозя при помощи колодок, а крутящий момент усиливается на втором колесе, которое имеет более хорошее сцепление с дорогой. Это позволяет автомобилю выбраться из снега, грязи и других сложных дорожных условий.

Обратите внимание: Выше рассмотрен принцип работы антипробуксовочной системы для переднеприводного автомобиля. Но такие системы устанавливаются и на автомобили с полным приводом, и их работа ведется похожим образом, но с учетом особенностей полного привода. Но антипробуксовочная система нужна не только, когда автомобиль застрял в плохих дорожных условиях

Ее работа ведется непрерывно все время, пока водитель управляет автомобилем. Считывая информацию с колес, ЭБУ контролирует оптимальное распределение момента между ними, чтобы автомобиль не пробуксовывал и не возникало других аварийно опасных ситуаций

Но антипробуксовочная система нужна не только, когда автомобиль застрял в плохих дорожных условиях. Ее работа ведется непрерывно все время, пока водитель управляет автомобилем. Считывая информацию с колес, ЭБУ контролирует оптимальное распределение момента между ними, чтобы автомобиль не пробуксовывал и не возникало других аварийно опасных ситуаций.

Примеры, когда еще работает антипробуксовочная система:

  • Попадание одного колеса на заснеженную дорогу. Часто бывает, что дорожное полотно почищено не идеально. В такой ситуации водитель рискует угодить одним из ведущих колес на снежную часть дороги, а другое будет двигаться по чистому асфальту. Поскольку у одного из колес возникнет вероятность проскальзывания, это может привести к тому, что при резком движении руля автомобиль уйдет в занос, и водитель потеряет управление. Чтобы этого не произошло, антипробуксовочная система, работая в связке с системой стабилизации курсовой устойчивости, перераспределяет момент, притормаживая проскальзывающее колесо;
  • Прохождение поворотов. Еще одна типичная ситуация — вход в поворот на заснеженной дороге. Даже при низкой скорости автомобиль может уйти в занос. Антипробуксовочная система и система курсовой устойчивости постараются это предотвратить, распределяя моменты между колесами;
  • Пробуксовка при резком старте. Если на светофоре вы нажмете педаль акселератора в пол, то без антипробуксовочной системы, автомобиль может “шлифануть” и развернуть, особенно на скользкой дороге. Антипробуксовочная система это предотвратит. Даже если пробуксовка возникнет, автомобиль не понесет в сторону.

Еще один немаловажный момент, который стоит отметить, это снижение нагрузки на автоматическую коробку передач при использовании антипробуксовочной системы. Как известно, при пробуксовке масло в АКПП разогревается, что может вести к его перегреву и потере свойств, что впоследствие негативно скажется на элементах трансмиссии. Кроме того, антипробуксовочная система “притупливает” автомобиль на резких стартах, тем самым снижая нагрузку на гидротрансформатор.

Что такое ASR

Планируя узнать об этой технологии, следует отметить, что расшифровка аббревиатуры ASR— антипробуксовочная система. Она служит для защиты транспортного средства от пробуксовки колес в условиях зимней или проселочной дороги. Ведь именно это явление представляется основной причиной, приводящей к полному застреванию автомобиля.

Она относится к активным средствам защиты и способна сделать вождение существенно безопаснее. При этом целесообразно упомянуть, что одна и та же система может называться по-разному и зависит от производителя машины. Например, некоторые автопроизводители нередко именуют её TRC, BAS ASR либо TCS, однако по своим функциональным возможностям данные средства полностью идентичны.

Система ASR увеличивает безопасность вождения автомобиля

Отдельно целесообразно упомянуть ESP, которая несколько отличается от традиционного ASR. Она представляет собой целый комплекс средств, предназначенный для повышения курсовой устойчивости транспорта. Среди ключевых её элементов следует упомянуть:

  • ASR – предотвращает пробуксовку;
  • ABS, MSR – снижает вероятность блокировки колес при резком торможении;
  • EBV – распределяет торможение между всеми колесами.

В комплексе подобные меры позволяют сделать вождение автомобиля на проселочных дорогах или в зимний период существенно безопаснее. Это сделало их невероятно популярными среди отечественных автолюбителей.

Для чего необходима данная система

Как было сказано ранее, ARS относится к активным средствам защиты, а по своему принципу работы и назначению несколько схожа с аналогичной системой — ABS.

Выясняя, для чего нужен этот тип оборудования, следует отметить, что оно предназначено для эффективного предотвращения пробуксировки, улучшению проходимости транспортного средства в условиях плохих дорог.

Ключевыми компонентами системы представляются:

  • управляющий модуль;
  • сложная сеть датчиков, предназначенная для мониторинга;
  • обратный насос;
  • клапаны электромагнитного типа;
  • устройство, ответственное за подачу сигналов блоку управления силовым агрегатом.

ESP – принцип работы и главные особенности

Данный блок технологий объединяет сразу несколько модулей. Это ASR, ABS и ряд отдельных датчиков для считывания и контроля ситуации по угловой динамике авто. Этот комплект оборудования один из самых распространенных на немецких автомобилях, часто устанавливают модули на Mercedes-Benz, автомобили VAG. Его основная задача – контроль курсовой устойчивости, а не обеспечение поездки по плохой дороге.

Вот лишь некоторые главные особенности ESP:

эта антипробуксовочная система автомобиля призвана следить за безопасными поворотами авто;
даже на плавном повороте на сколькой дороге возможны заносы, что предотвращает данная технология;
распределение крутящего момента особенно важно для полноприводных авто, где возможности системы гораздо больше;
модуль ESP сотрудничает с ASR – системой подтормаживания при срыве колеса в пробуксовку;
на большой скорости электронные датчики также работают, сбрасывая обороты двигателя и снимая авто с заноса.

С блоком ESP сотрудничает и ABS, что позволяет предотвратить занос при резком торможении на скользкой дороге. Датчики системы ESP обрабатывают множество важных данных. Это крен, занос, диагональное движение, срыв в пробуксовку, неуверенное торможение и прочие данные. Компьютер очень сложный, и для его нормальной работы нужно высокое качество железа и софта. Так что в китайских авто ESP дает серьезные проблемы из-за низкого качества реализации.

TCS – что это за оборудование в автомобиле?

Противобуксовочное оборудование под названием TCS имеет полное имя Traction Control System. Именно с таким названием устройство устанавливается на автомобили Honda, где его считают уникальным комплектом. Но на самом деле работа TCS мало чем отличается от множества других систем. Основана система на нескольких датчиках угловой скорости, контроля оборотов колеса, сцепления с поверхностью дороги.

Единственным отличием от аналогичных систем у других производителей можно назвать то, что Traction Control System – условно самостоятельная система, которая не нуждается в сотрудничестве с другим оборудованием в комплексе активной безопасности автомобиля. Использует устройство собственный компрессор с тормозной жидкостью, физически притормаживая колесо, которое вышло из-под водительского контроля. Также есть возможность уменьшать крутящий момент двигателя и использовать эти два метода одновременно.

TRC – особенности и преимущества комплекса

Название TRC расшифровывается как Traction Control, и это оборудование устанавливается на автомобилях Toyota. Такой комплекс также работает в сотрудничестве с другими датчиками систем активной безопасности вашего авто. Тойота позаботилась о том, чтобы TRC не мешал водителю выполнять некоторые виражи, так что комплекс не слишком назойлив и не включается в том случае, если машина отправляется в контролируемый занос.

Впрочем, и у этого комплекса есть недостатки. Если на большой скорости водитель нажмет резко на педаль акселератора, может произойти конфуз при пробуксовке колеса, и машина вместо запланированного ускорения клюнет носом из-за резкого уменьшения крутящего момента двигателя. Тяговая сила упадет, водитель может попасть в неприятную ситуацию. Такие недостатки происходят крайне редко.

DTC – разработки баварской компании

Баварцы из BMW тоже не хотят пользоваться теми же технологиями, что и множество других фирм. Они придумали систему DTC – Dynamic Traction Control. Она также работает по знакомому принципу контроля передачи крутящего момента на колеса и обязательно отключается. Баварские конструкторы предусмотрели, что на их автомобилях люди будут ездить в самых разных условиях, поэтому на всех моделях установлена кнопка DTC, которая принудительно включает и отключает систему.

Работают наборы датчиков и мозги DTC хорошо, и это одна из самых эффективных систем антипробуксовки, которую можно найти на современных автомобилях. Машина разумно использует контроль передачи момента и тормозные усилия, помогая водителю выйти из сложных ситуаций с минимальным дискомфортом. Работает оборудование отлично как на высокой, так и на малой скорости.

Антипробуксовочная система

Антипробуксовочная система (другое наименование – противобуксовочная система) предназначена для предотвращения пробуксовки ведущих колёс.

В зависимости от производителя антипробуксовочная система имеет следующие торговые названия:

  • ASR (Automatic Slip Regulation, Acceleration Slip Regulation) на автомобилях Mercedes, Volkswagen, Audi и др.;
  • ASC (Anti-Slip Control) на автомобилях BMW;
  • A-TRAC (Active Traction Control) на автомобилях Toyota;
  • DSA (Dynamic Safety) на автомобилях Opel;
  • DTC (Dynamic Traction Control) на автомобилях BMW;
  • ETC (Electronic Traction Control) на автомобилях Range Rover;
  • ETS ( Electronic Traction System) на автомобилях Mercedes;
  • STC (System Traction Control) на автомобилях Volvo;
  • TCS (Traction Control System) на автомобилях Honda;
  • TRC (Traking Control) на автомобилях Toyota.

Несмотря на многообразие названий, конструкция и принцип работы данных противобуксовочных систем во многом похожи, поэтому рассмотрены на примере одной из самых распространенных систем — системы ASR.

Антипробуксовочная система построена на конструктивной основе антиблокировочной системы тормозов. В системе ASR реализованы две функции: электронная блокировка дифференциала и управление крутящим моментом двигателя.

Для реализации противобуксовочных функций в системе используется насос обратной подачи и дополнительные электромагнитные клапаны (переключающий и клапан высокого давления) на каждое из ведущих колес в гидравлическом блоке ABS.

Управление системой ASR осуществляется за счет соответствующего программного обеспечения, включенного в блок управления ABS. В своей работе блок управления ABS/ASR взаимодействует с блоком управления системы управления двигателем.

Принцип работы антипробуксовочной системы

Система ASR предупреждает пробуксовку колес во всём диапазоне скоростей автомобиля:

  1. при низких скоростях движения (от 0 до 80 км/ч) система обеспечивает передачу крутящего момента за счёт подтормаживания ведущих колёс;
  2. при скорости выше 80 км/ч усилия регулируются за счёт уменьшения передаваемого от двигателя крутящего момента.

На основании сигналов датчиков частоты вращения колес блок управления ABS/ASR определяет следующие характеристики:

  • угловое ускорение ведущих колёс;
  • скорость движения автомобиля (на основании угловой скорости неведущих колёс);
  • характер движения автомобиля — прямолинейное или криволинейное (на основании сравнения угловых скоростей неведущих колёс);
  • величину проскальзывания ведущих колёс (на основании разницы угловых скоростей ведущих и неведущих колёс).

В зависимости от текущего значения эксплуатационных характеристик производится управление тормозным давлением или управление крутящим моментом двигателя.

Управление тормозным давлением осуществляется циклически. Рабочий цикл имеет три фазы — увеличение давления, удержание давления и сброс давления. Увеличение давления тормозной жидкости в контуре обеспечивает торможение ведущего колеса. Оно производится за счет включения насоса обратной подачи, закрытия переключающего клапана и открытия клапана высокого давления. Удержание давления достигается за счет отключения насоса обратной подачи. Сброс давления производится по окончании пробуксовки при открытых впускном и переключающем клапанах. При необходимости цикл работы повторяется.

Управление крутящим моментом двигателя осуществляется во взаимодействии с системой управления двигателем. На основании информации о проскальзовании ведущих колес, получаемой от датчиков угловой скорости колес, и фактической величине крутящего момента, получаемой от блока управления двигателем, блок управления противобуксовочной системы вычисляет величину необходимого крутящего момента. Данная информация передается в блок управления системы управления двигателем и реализуется с помощью различных действий:

  • изменения положения дроссельной заслонки;
  • пропуска впрыскиваний топлива в системе впрыска;
  • пропуска импульсов зажигания или изменения угла опережения зажигания в системе зажигания;
  • отмены переключения передачи в автомобилях с автоматической коробкой передач.

При срабатывании противобуксовочной системы загорается контрольная лампа на панели приборов. Система имеет возможность отключения.