Warning: include(/home/users/j/j36685780/domains/38uzorochye.ru/wp-content/plugins/psn-pagespeed-ninja/public/advanced-cache.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/host1846916/38uzorochye.ru/htdocs/www/wp-content/advanced-cache.php on line 10

Warning: include(): Failed opening '/home/users/j/j36685780/domains/38uzorochye.ru/wp-content/plugins/psn-pagespeed-ninja/public/advanced-cache.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/php/php-7.4/lib/php') in /home/host1846916/38uzorochye.ru/htdocs/www/wp-content/advanced-cache.php on line 10
Промывать двигатель при замене масла или нет: как правильно и чем промывать двигатель при замене масла

Промывка двигателя перед заменой масла: взвешиваем все за и против

Полезные рекомендации

При промывке всегда следите за давлением масла

Особенно это важно для дизельных двигателей и с наддувом — для них дефицит смазки крайне недопустим

Многие автолюбители считают, что самое эффективное средство для очистки масляной системы — дизельное топливо в чистом виде или смешанное с моторным маслом в соотношении 1:1. Этот вариант эффективно вымывает отложения и нагар, но разъедает уплотнители, поэтому целесообразность его применения стоит поставить под сомнение.

Если решено промывать ДВС у специалистов, то в ходе процедуры проследите, чтобы они залили новую смазку и поставили новый фильтр. Принимая авто после очистки, проверьте на щупе уровень масла (возле верхней отметки) и цвет залитой жидкости (светлый).

Какой жидкостью для промывки двигателя и трансмиссии пользуетесь вы, чем она вам нравится?

Средства для промывки силового агрегата: что выбрать

Все составы, имеющиеся в продаже и предназначенные для очищения деталей мотора от угарного налёта и различных шлаков, делятся на 3 группы:

  • специальные промывающие масла;
  • присадки для щадящей промывки;
  • добавки для быстрой промывки (жидкости – «пятиминутки»).

Промывочные масла отличаются от обычных менее вязкой консистенцией, позволяющей проникать во все застойные зоны масляных протоков, и расширенным пакетом моющих добавок. Изготавливаются на минеральной и синтетической основе и продаются в канистрах ёмкостью 4 и 5 л. При промывке данный состав полностью замещает слитую ранее старую смазку и действует в течение 10—15 минут на запущенном двигателе, после чего тоже сливается.

Комплект масел для замены с промывкой

Использование промывочных масел хорошего качества — лучший способ очищения, который даёт положительный результат и не наносит вреда деталям силового агрегата. На производстве таких составов специализируются известные бренды Liqui Moly и Castrol. Недостаток способа заключается в длительности процедуры, на неё придётся потратить минимум 1 ч времени, что актуально для слишком занятых автомобилистов.

Наиболее известные и зарекомендовавшие себя на практике производители щадящих присадок — бренды Hi Gear и Bbf, хотя в продаже можно увидеть множество жидкостей других торговых марок. Они выпускаются в пластиковых и жестяных ёмкостях объёмом 400—500 мл и представляют собой смесь моющих компонентов, добавляемых в картер ещё во время эксплуатации. Например, инструкция к американской промывке Hi Gear гласит следующее:

  • для очистки двигателя с малым износом нужно добавить присадку за 200 км до замены масла с расчётом 1 банка на 4—5 л моторной смазки;
  • в изношенный мотор или с пробегом свыше 70 тыс. км надо заливать 2 банки: одну спустя 1500—2000 км после замены масла, вторую — за 200 км перед следующей.

Моющие добавки Liqui Moly и Runway

Присадки этой группы удобны в применении и достаточно эффективны, они хорошо подходят занятым людям, которым некогда возиться с промывочными маслами. По отзывам пользователей, моющие жидкости для мотора нареканий не вызывают, исключая случаи неправильного применения.

Промывки – «пятиминутки» (например, от бренда Runway) представляют собой агрессивную жидкость, рассчитанную на объем до 5 л масла и предназначенную для быстрой очистки двигателя. Применяют их так:

  1. Убедившись, что уровень отработанной смазки находится посередине между минимальной и максимальной отметкой, заливают «пятиминутку» в мотор.
  2. Запускают двигатель и дают ему поработать на холостых оборотах без перегазовок в течение 5 минут.
  3. Сливают отработку вместе с присадкой, меняют фильтр и заполняют картер новым смазывающим материалом.

Данный тип промывок считается наиболее вредным для трущихся деталей силового агрегата и резиновых сальников, невзирая на заверения производителей в безопасности продукта. Мало того что жидкость довольно агрессивна, она за столь короткое время не успевает качественно промыть все каналы. Единственный плюс — простота в использовании.

В советские времена, когда выбор химических средств для обслуживания автомобилей был весьма ограничен, водители промывали силовые агрегаты разными доступными жидкостями, в том числе:

  • дизельное топливо;
  • керосин, сольвент;
  • ацетон;
  • различные масла – «веретёнка», трансформаторное, дизельное.

Перечисленные препараты служили ингредиентами для создания народных моющих средств, ведь в чистом виде заливать в мотор солярку или ацетон недопустимо. Трансформаторное масло смешивали с дизельным топливом в пропорции 1:1 или с керосином (400 мл на 2,5 л смазки). После эту смесь заливали в картер и давали поработать на холостых оборотах 15—25 минут. На тот момент рецепт действовал неплохо.

Современные автомобили сильно отличаются от старых «Жигулей» и «Волг», где степень сжатия была невысокой, отсутствовали датчики и электроника, а для изготовления ЦПГ и клапанов применялись дешёвые сплавы и металлы. По этой причине использование подобных смесей, особенно содержащих ацетон, недопустимо во всех двигателях нового образца. Промывать детали мотора керосином или соляркой можно лишь по отдельности, когда агрегат полностью разобран для ремонта.

О недостатках промывки двигателя

Главным недостатком промывки двигателя является то, что при сливе промывочного масла или жидкости оно сливается не полностью, порядка 10% старого масла остается внутри мотора и смешивается с новым маслом. В отличии от старого масла, промывочная жидкость содержит в своем составе агрессивные вещества, задача которых «отъедать» нагар и разного рода отложения. Проблема в том, что промывка должна длиться на протяжении определенного времени, после чего ее нужно обязательно слить, во избежание неприятностей связанных с разъеданием прокладок и резиновых уплотнителей. В итоге получается, что в новое масло попадают моющие вещества ухудшающие характеристики и свойства нового масла, которые продолжают воздействовать на мотор на протяжении всей эксплуатации от замены до замены масла. Такое воздействие так или иначе скажется на состоянии двигателя, в итоге, как я уже говорил выше, за свою доброту и желание улучшить мотор своего авто вы получите массу проблем, вплоть до полного его выхода из строя.

Способы промывки мотора

Использование промывочного масла. Во время замены масла заливается промывочное, на котором необходимо проехать определенное кол-во км. После этого промывочное масло сливается и заливается новое моторное масло. Данный вариант промывки можно считать наиболее оптимальным, однако его нельзя назвать наиболее выгодным, т. к. в ходе выполнения промывочных работ вам придется: использовать авто в «щадящем режиме»; на протяжении 3-5 дней несколько раз приезжать на СТО, а это, как вы понимаете, не бесплатно.

Промывочная жидкость. Данный способ мало чем отличается от вышеупомянутого способа промывки с использованием специального масла, однако в случае с жидкостью для промывки вы сэкономите время. За счет более агрессивного моющего состава мойка происходит гораздо быстрее и эффективнее. Принцип похож: заливается жидкость в двигатель, старое масло при этом не сливается, после чего мотор запускается и работает на холостых примерно 10-15 минут. После старое масло вместе с «промывкой» и грязью, которую она отъела сливается, а в мотор заливается новое чистое масло. Недостатком данного метода является вышеописанная ситуация, когда в моторе после промывки остается часть промывочной жидкости, кроме того согласно рекомендациям производителя такой химии свежезалитое масло придется заменить досрочно (спустя 1-2 тыс. км.). Делается это с целью недопущения агрессивного воздействия остатков промывки на внутренние детали мотора.

Частая (досрочная) замена моторного масла. Данный способ, пожалуй, самый оптимальный, при этом наиболее дорогостоящий. Промывка двигателя таким образом позволяет продлить срок службы мотора, не используя при этом ни промывочной жидкости, ни промывочного масла. Принцип данного метода заключается в регулярной замене масла и масляного фильтра уже после половины допустимого срока эксплуатации масла. То есть, если масло и фильтр принято менять после 10 тыс. км., то с целью промывки двигателя его следует менять уже после 2-5 тыс. км. После 2-3 таких «досрочных» замен мотор считается промытым и замена масла может производиться согласно рекомендаций производителя масла, то есть через 10-15 тыс. км пробега (в зависимости от марки, класса, присадок и стиля езды…).

Процедура промывки

Перед тем, как начать промывочный процесс, необходимо обязательно получить консультации у автомеханика

Важно продиагностировать собственное транспортное средство и, в частности, мотор. Некачественная промывка способна причинить значительный ущерб двигательному устройству

Промывка двигателя при замене масла для поддержания чистоты моторной конструкции возможна только тогда, когда система была достаточно чистой и до ее выполнения. Промывка мотора считается достаточно простой. Вначале нужно слить отработавшее масло, затем залить промывочное. Выполняется запуск мотора, который начинает работать на холостых оборотах в течение нескольких минут. Временной период промывки указан в инструкции к маслу. Когда промывается мотор, запрещено увеличивать обороты, так как масло не наделено необходимыми смазывающими свойствами. После этого вся промывочная смесь сливается, после чего заливается новое масло. Наиболее оптимальная промывка выполняется маслом, который содержит обширный комплект моющих присадок до того момента, пока из мотора не будет слито прозрачное чистое масло. Это дорогостоящий процесс: придется затратить двенадцать-четырнадцать литров масла и сразу целый ряд фильтров. Но зато это довольно эффективно. Но когда мотор осуществляет работу нормально, то можно применять простое промывочное масло и своевременно заменять фильтры. Существует много методик, которые позволяют хорошо промыть двигатель. Можно выделить один из наиболее распространенных способов, который гарантирует в действительности отличный результат. По расходам он чуть дороже простой замены. Такой метод заслужил позитивные отзывы среди тех автовладельцев, решившихся его использовать. Сначала необходимо вылить устаревшую смазывающую смесь. После этого заливается средство для промывки мотора и тот начинает работать с таким средством порядка 10 минут непосредственно на холостом ходу. После этого смесь для промывки сливается. Заливается низкокачественная жидкость, после чего мотор должен поработать на холостом ходу в течение приблизительно 30 минут. Все просто, а в результате все это будет способствовать прекрасной работе двигателя. Конечно, мотор не сможет прослужить без капитальных ремонтных работ намного больше, чем указано в техдокументации, но и меньше он в этом случае не прослужит. Если у водителя новый автомобиль, то нужно бережно отнестись к высококачественной промывке мотора с первой же замены.

Виды промывочных масел

Существуют масла быстрого и продолжительного действия. Водители часто выбирают быстродействующий вариант. Во-первых, продукция такого типа представлена довольно широко. Во-вторых, такая процедура занимает всего 15 минут. Но двигатель должен работать только на холостых оборотах. Нельзя газовать, а уж тем более ездить на таком масле. Да и держать его дольше положенного тоже не рекомендуется. Зато на другом типе промывочных масел можно проехать несколько десятков километров. Более того, это даже полезно. Но требования к работе двигателя довольно жесткие. Например, ездить придется только на самых низких оборотах. Никаких прицепов, а уж тем более буксировок. Тормозить двигателем тоже нельзя. Постепенно такие масла пропадают с витрин магазинов, потому что водители все чаще выбирают быструю промывку. Масло должно выполнять свою главную функцию — растворять грязь и отложения. Но следует учитывать также негативное воздействие на прокладки и другие уплотнители.

Как определить необходимость промывки силового агрегата?

При правильном техобслуживании, соблюдении регламента относительно периодичности смены масла, выбора марки и типа рабочего состава, дополнительная промывка обычно не требуется. Ведь все качественные продукты содержат специальный комплекс присадок, отвечающих и за очистку системы.

Все загрязнения, скапливающиеся в масле за время работы, при своевременной замене легко выводятся. Следовательно, необходимость в выполнении дополнительных процедур отсутствует. Такие рекомендации относятся не только к бензиновым моторам. Поэтому при отсутствии проблем регулярная промывка дизельного двигателя при замене масла не обязательна.

В качестве профилактики можно использовать более простой метод, предполагающий сокращение периодичности смены масла.

В каких ситуациях рекомендована дополнительная очистка:

  • Смена марки, производителя масла (необходимость в процедуре возникает из-за использования разного пакета присадок, которые могут вступить в реакцию);
  • Если нужно залить жидкость другой вязкости и типа, в том числе с иной основой;
  • В случае проведения серьезных ремонтных работ, сопровождающихся разборкой силового агрегата;
  • Внимания требуют ситуации, связанные с неисправностями, когда в рабочую жидкость попадает низкокачественное топливо, охлаждающее вещество или использовалось неподходящее масло;
  • При покупке б/у автомобиля, когда нельзя определить качество и периодичность предыдущего обслуживания;
  • Перегрев масла сопровождается потерей характеристик, это происходит на изношенных двигателях, где разгоряченные отработавшие газы проникают в картер (проблема заключается в том, что происходит закоксовывание продукта, на стенках скапливаются несмываемые масляные засорения);
  • Если слитое масло было сильно загрязнено, проведение промывки позволит нормально работать новому составу весь положенный срок (в противном случае оставшиеся 15% старой жидкости смешаются с новой, тогда свежая смазка не сможет отрабатывать заложенный ресурс).

Важно:

Недостатки промывки двигателя при замене масла

Современные масла уже содержат в своем составе всё необходимое: моющие присадки в моторном масле сами обмывают внутренние поверхности двигателя, так что никакие дополнительные промывки при грамотном обслуживании машины не нужны.

Следует помнить, что слить все масло из двигателя без остатка при обычной замене невозможно – порядка 10% его оседает в картере, поддоне, на деталях и т.д. Это значит, что новое масло перемешивается с остатками старого. Следовательно, при использовании жидкости для промывки, часть ее останется в двигателе – это и есть главный недостаток промывочных составов.

Так как в промывочных жидкостях находятся едкие вещества (за счет которых они и разъедает загрязнения), то они обязательно попадут в новое масло, существенно ухудшив его характеристики и свойства, что неминуемо скажется на состоянии мотора.

Примерно то же самое относится и к промывочному маслу, но оно не такое агрессивное, поэтому его влияние на двигатель скажется немного позже. Так что ничего, кроме головной боли, испорченного мотора и выброшенных на ветер денег, эта процедура в большинстве случаев не даст.

От промывки двигателя лучше отказаться, если автовладелец приобрел машину в автосалоне и грамотно её обслуживал. Это значит, что он проходил все ТО вовремя (у дилера либо на сертифицированной станции), покупал только качественное моторное масло, фильтры, ремни, свечи и другие расходники.

Промывка двигателя перед заменой масла оправдана лишь тогда, когда автомобиль приобретался на вторичном рынке. Естественно, если покупка осуществляется у друзей, родственников или знакомых – ничего выдумывать не нужно, так как история авто всем известна. Но при покупке у незнакомых лиц промывка жизненно необходима.

Общие рекомендации

В каждом случае промывки мотора, которые описаны выше, необходимо контролировать давление масла. В первую очередь это касается «движков» с наддувом и дизелей, для которых недостаток смазки критичен и недопустим.

В компаниях автолюбителей говорят, что
промывка ДВС дизтопливом весьма эффективна и экономична. Для этих целей люди
используют и чистое ДТ, и смесь с моторным маслом в пропорции 1 к 1.

Специалисты же, отвечая на вопрос, чем лучше промыть дизельный двигатель, предлагают один из способов, описанный выше. К тому же, следует понимать, что соляра способна разрушать различные резиновые уплотнители и конструктивные элементы.

Технология промывки мотора

Для выполнения операции вам потребуется минимальный набор инструментов:

  • ключ, предназначенный для откручивания пробки сливной горловины (находится на поддоне картера);
  • удобная широкая емкость под отработку;
  • приспособление для ослабления масляного фильтра;
  • воронка, перчатки резиновые.

Работы ведутся из смотровой канавы, на эстакаде либо подъемнике. Чтобы максимально освободить картер от старого масла, прогрейте двигатель до температуры 50–60 °С, загоните машину на яму и приступайте к замене с промывкой:

  1. Установите емкость под сливной горловиной, наденьте перчатки и открутите пробку ключом. Откройте на клапанной крышке заливную горловину и ожидайте, пока отработка полностью не стечет.
  2. Завинтите обратно сливную крышку и залейте в картер моющую смазку. Уровень – посередине между рисками Max и Min на щупе.
  3. Закрутите верхнюю пробку, запустите силовой агрегат и дайте поработать на холостом ходу в течение 15–20 мин (или время, указанное на канистре).
  4. Заглушите мотор и повторите операцию опорожнения. Выверните старый масляный фильтр.
  5. Возьмите новый фильтрующий элемент и обработайте его уплотнительное кольцо свежей моторной смазкой. Закрутите фильтр на место, подтянув усилием одной руки.
  6. Заполните двигатель свежим маслом до риски Min и обождите, пока оно стечет в картер. Повторите замер уровня и при необходимости долейте нужное количество. Замена окончена.

Примечание. Промывка дизельного двигателя выполняется аналогичным образом, разница – в применяемом чистящем средстве. Из-за особенностей конструкции и сжигаемого топлива дизели загрязняются сильнее, поэтому для очистки необходимо покупать специальное масло.

Идеальный вариант внутренней мойки мотора – двойная замена масляного фильтра. Купите дешевый элемент и поставьте его одновременно с заливкой промывочного масла. Фильтр уловит частицы, которые неспособен задержать старый элемент, двигатель однозначно станет чище. Перед заполнением новой смазкой промежуточный фильтр снимается и утилизируется.

Жидкости – «пятиминутки» используются по сходной технологии. Чтобы промыть двигатель при замене масла, действуйте в таком порядке:

Внимательно изучите инструкцию на упаковке

Обратите внимание на время, отведенное для промывки, превышать его не следует.
Откройте заливную горловину и добавьте жидкость в мотор.
Заведите двигатель и оставьте работать на холостом ходу. Когда положенное время истечет, глушите силовой агрегат и меняйте смазку по обычному алгоритму.

Способ применения щадящих присадок весьма прост – жидкость заливается в картер, когда до замены смазки остается проехать около 200 км. Допускается отклонение 20 км в ту или иную сторону. Затем химикат удаляется из двигателя вместе с отработкой.

При использовании мягкой промывки немаловажное значение имеет изношенность силового агрегата. Если мотор с большим пробегом не очищался в течение 70–80 тыс

км, то американский производитель Hi Gear рекомендует залить 2 банки: первую через 2000 км после замены, вторую – за 200 км перед следующей операцией.

Мыть или не мыть двигатель при замене масла?

Промывка двигателя категорически запрещена при смене масла только в одном случае: автомобиль находится на гарантии и его обслуживание по сервисной книжке проводится в дилерском центре или сертифицированном автосервисе. Регламент обслуживания всех производителей эту операцию исключает. Это связано с тем, что находящийся на гарантии автомобиль должен эксплуатироваться без малейших посторонних примесей в моторном масле.

Заливка свежего масла в двигатель не всегда требует промывки

Но бывалые водители и многие специалисты также не советуют промывать двигатель, если используется качественная синтетика или полусинтетика. Довод таков — в состав моторного масла входят:

  • минеральная (очищенная нефтяная) или синтетическая (синтезированная из нефти в лабораторных условиях) основа;
  • сбалансированный набор улучшающих присадок (противопенных и вязкостных, антиокислительных и противокоррозионных, моющих и антифрикционных, антиоксидантов и деактиваторов, противоизносных, щелочных и других компонентов).

Итог устойчивого равновесия всех присадок — поразительная стабильность, которая соблюдается в течение всего времени, сколько осталось до очередной замены масла. Именно специальные моющие присадки не позволяют образовываться на стенках и в масляных каналах шламу, шлаку и нагару. Все загрязнения накапливаются в самом масле и удаляются при его замене. Практика показывает, что многие движки иномарок на качественных маслах дают пробег в многие сотни тысяч километров без необходимости промывки.

Качество топлива в России оставляет желать лучшего, поэтому вопрос о промывке становится актуальным именно в нашей стране

Но мы живём в России. У нас и стандарты не такие жёсткие, как в развитых странах, и качество горюче-смазочных материалов значительно хуже. Есть случаи, когда промывка нужна любому автомобилю, независимо от его возраста, престижности и вида используемого моторного масла:

  1. Нужно поменять тип масла (минеральное на полусинтетику или наоборот); его вязкость (летнее, зимнее, всесезонное).
  2. При переходе на масло другого производителя (многие масла недопустимо смешивать друг с другом).
  3. После капитального ремонта двигателя или текущего, если снималась головка блока цилиндров и проводились операции внутри движка, если мотор разбирали.
  4. При покупке автомобиля у частного владельца, когда нет данных о частоте замены и качестве масла в двигателе.
  5. При аварийных ситуациях, когда в поддон попадает охлаждающая жидкость, топливо или вынужденно приходится доливать масло низкого качества.

Различия в мойке дизельного и бензинового

Турбонадувной дизельный двигатель при замене масла промывать не рекомендуется ни при каких обстоятельствах. В экстренном случае можно просто поменять дизельное масло досрочно. Никаких специфических промывок для силовых агрегатов, работающих на солярке, нет. Дизельное масло обладает уникальными свойствами, которых нет у моторных масел карбюраторных двигателей. В первую очередь это создание тончайшей масляной плёнки на трущихся поверхностях. Благодаря этой плёнке сопрягающиеся детали находятся в «плавающем» состоянии, то есть не соприкасаются друг с другом. Поэтому дизельное масло гуще, рассчитано на более жёсткие условия работы и имеет свой набор присадок. Любая промывка не обладает этими качествами. В её составе нет таких присадок. Использование промывок любого типа на дизельном двигателе может привести к печальным последствиям: или усиленный износ трущихся деталей дизеля и досрочный ремонт, или его выход из строя за короткое время.

Масло для дизельных двигателей более «сильное» в плане очистки деталей мотора в ходе эксплуатации авто, нежели масла для бензодвижков

Условия работы, материал изготовления деталей, состав нагара у дизелей и карбюраторных моторов сильно отличаются. Правда, для легковых автомобилей с высокофорсированными силовыми агрегатами разработаны универсальные масла, которые можно заливать как в бензиновые движки, так и в дизели. Для остальных видов автомобилей другие виды моторных смазочных средств друг для друга не подходят, хотя лет 30 тому назад многие автолюбители заливали дизельное масло от грузовика КамАЗ или от трактора К-700 в советские легковушки. Но у тех «Волг», «Жигулей», «Москвичей» и «Запорожцев» не было турбин, инжекторов, электронных блоков управления, бортовых компьютеров и других «наворотов». С современными дорогими иномарками такие эксперименты категорически не допускаются, иначе полетит всё ценное оборудование.

Что автолюбители думают о промывке двигателя перед заменой масла

Нужно ли промывать?

Чистому двигателю промывка не требуется. А загрязненный движок она только быстрее выведет из строя. Однозначно не стоит использовать «пятиминутки» для очистки грязного мотора по причине их высокой активности. Весь налет в результате начнет отслаиваться крупными кусками, не растворяясь, забивая масляные каналы. Как итог — масляное голодание.

Что лучше использовать?

Рекомендую «Лавр», но полноценный состав, не пятиминутный

То есть, заливать в масляную систему нужно на весь объем.

О важности правильной промывки

У меня уже третий автомобиль, и я по-прежнему использую промывку от «Роснефти» и «Лукойла». «Пятиминутки» избегаю и вам не советую

Нынешний хозяин моего первого авто уже достиг пробега 387 тысяч км на прежнем двигателе, он использует те же составы, что и я. Вывод такой: промывайте движок полноценными моющими средствами.

Советы специалистов

На днях наткнулся на результаты тестирования различных присадок в журнале 6-летней давности. Так, лучшей промывкой двигателя перед заменой масла оказался состав «Энерджи-3000», залитый на 200 км. Для большей эффективности советовали также залить промывочное масло непосредственно перед сменой обычной смазки. Двигателю с данной смесью следует проработать на холостых минут 5-10. Причем, конкретная марка промывочного масла не указывалась.

Как часто промывать двигатель?

Я обычно совмещаю промывку с заменой масляных фильтров, а также во время смены сезона. В эти периоды жидкости меняются наиболее полно. Плюс к этому трачу литр свежего масла на прочистку всей системы, чтобы выгнать все отложения из картера. Общий пробег машины на данный момент составляет 154 тысячи км по одометру, из которых 49 тысяч проехал я. На самом деле пробег, скорее, всего еще больше, поскольку авто еще проездил в Японии в качестве учебного. Использую масло Eneos, которое приобретаю на заправках «Роснефти». Двигатель нареканий не вызывает, не считая возникающих мелких проблем в электрике и топливной части. Мое мнение таково: промывка мотора обязательна хотя бы дважды в год.