Содержание
- Очистка химическим методом
- Когда мазать клеммы АКБ
- Методы предотвращения окисления клемм
- Щадящие способы очистки
- Лучшие смазки для клемм аккумулятора
- Меры предосторожности
- Как почистить контакты аккумулятора
- Процесс нанесения защитных средств на контакты АКБ
- Основные причины ускоренного окисления контактов в машине
- Причины и последствия окисления
- Ошибки водителей, которые влекут за собой окисление клемм
- Советы опытного автовладельца
- Окисляется клемма аккумулятора. Причины
Очистка химическим методом
Очистить химическим методом можно, нанеся на поверхность контактов щелочного или другого раствора, способствующего нейтрализации и очистке от окисления солями сульфата свинца. Для этого применяются специальные чистящие средства, продающиеся в автомагазинах. Перед нанесением клеммы также снимаются с выводов. Раствор наносится на обе пары, некоторое время нужно выждать. После чего остатки продуктов окисления счищаются ветошью. При сильном загрязнении контактов батареи процедура повторяется несколько раз.
Но можно использовать подручные материалы. Остатки соли нейтрализуются щелочным раствором. Для этого лучше всего подойдёт пищевая сода — столовая ложка или даже несколько на стакан воды. Вода нужна для удобства нанесения соды на детали и обеспечения контакта с поверхностью. Либо раствор хозяйственного мыла — чем больше мыла растворится в стакане с водой, тем лучше. Либо используется специальный спрей и раствор, который можно приобрести в каждом автомагазине. Раствор наносится на выводы и клеммы зубной щёткой, растирается по поверхности. Остатки раствора смываются ветошью, окунаемой в чистую воду. Процедуру нейтрализации полезно повторить несколько раз, пока белый налёт не исчезнет.
Кроме соды, можно применить этиловый или нашатырный спирт. Встречаются народные рецепты с минеральной водой, различными колами и даже бензином. Их эффективность намного ниже. А опасность применения бензина несоизмерима с пользой: возможно возгорание, повреждение пластиковых, резиновых деталей, лакокрасочных покрытий.
Когда мазать клеммы АКБ
Появление вредного белого налёта лучше предотвратить, чем пытаться устранить его. Для этого следует перед установкой АКБ смазать клеммы.
Это защитит их от негативного воздействия. Следующую обработку можно провести через 2 года. Если на машине стоит необслуживаемый аккумулятор, то повторное смазывание можно выполнить через 4 года.
Однако время и периодичность обслуживания клемм зависит от климатических условий, в которых она используется, состояния электрического оборудования авто и самой батареи.
В том случае, если вскоре после смазки вновь появился налёт, нужно подумать о замене АКБ.
Как понять, что процесс окисления уже начался
Понять, что пришло время проводить смазку клемм, несложно. Это можно заметить по появлению налёта.
Предупредить его появление и провести обслуживание поможет нехитрый способ. Контакты аккумулятора нужно обработать раствором из соды и воды (на 200 мл жидкости – 2 ст. л. соды).
Если вещество закипит, будет выделяться тепло, значит, пора проводить смазку.
Также можно узнать о некорректной работе клемм по состоянию АКБ. В случае, если аккумулятор саморазряжается или во время запуска падает напряжение, необходимо провести подобную операцию.
Методы предотвращения окисления клемм
Следует иметь в виду, что полностью защитить батарею от окисления невозможно. Как известно, во время работы батареи внутри нее происходят интенсивные химические процессы, вследствие которых выделяется определенный уровень кислоты. Для того, чтобы защитить клеммы и контакты от преждевременного образования окисла в виде белого налета, существует несколько проверенных временем способов. Один из них — самый старый и проверенный временем, но он эффективен и по сей день. Для того, чтобы его осуществить, понадобятся машинное масло и немного войлока.
Метод абсолютно безопасен, прост и требует соблюдения определенного обращения с контактами батареи — как и при любой другой их обработке. Вначале протрите все элементы насухо и как следует закрепите их, чтобы средство защиты не попало внутрь батареи.
Затем сделайте следующее:
- вырежьте большую прокладку из войлока — круглой формы;
- прорежьте посередине нее отверстие;
- хорошо пропитайте ее машинным маслом;
- отвинтите гайку с контакта батареи;
- наденьте на клемму готовую прокладку;
- прикрутите гайку обратно;
- сверху поместите еще одну пропитанную маслом прокладку.
Если клеммы будут обработаны таким способом, это обеспечит минимальное воздействие кислотной среды и предотвратит влияние механических внешних факторов. По аналогии с войлочными прокладками можно применять фетр.
Многие спрашивают о том, чем смазать клеммы аккумулятора, чтобы не окислялись. Одной из самых надежных смазок по-прежнему является солидоловая. Солидол аккуратно наносится после затягивания клемм гайками. Автолюбители утверждают, что этого хватает, как минимум, на шесть месяцев для того, чтобы белый налет на клеммах не появлялся.
Однако использование солидола в виде смазки имеет свои существенные недостатки. При работе двигателя автомобиля температура среды, как внутри самого аккумулятора, так и вне его становится гораздо выше, и солидол затвердевает, образуя плотную корку, которая нарушает проводимость тока. Ликвидировать такую корку весьма проблематично. Этим «грешит» не только солидол, но и многие популярные средства.
Специализированные смазки, которые продаются в автомагазинах, являются более щадящим методом предотвращения окисления клемм аккумулятора. Хотя и стоят они, безусловно, гораздо дороже, чем солидол или вазелин.
Многие из таких средств получили очень хорошие отзывы, например, смазка Molykote HSC Plus, разработанная непосредственно для батарей автомобилей. Она хорошо пропускает ток и не затвердевает при высоких температурах, может сохранять свою продуктивность без ущерба для клемм при температурах от -30 до +1100°С.
Если обратиться к квалифицированным специалистам-продавцам, они помогут в выборе лучшего средства для смазывания аккумуляторных клемм, которое не принесет им вреда.
Щадящие способы очистки
Множество автомобилистов чисто эмпирическим путем нашли наиболее эффективные способы очистки аккумуляторных клемм. При этом не требуется прилагать особенные физические усилия. Решить данную проблему можно с помощью подручных материалов, бытовой химии и даже лекарственных средств.
Содой
При использовании автомобиля со временем клеммы разъедает попавший на них электролит. Это способствует образованию ржавчины, сульфатов на поверхности соединений. Для избавления от остатков кислоты рекомендуется использовать содовый раствор, для приготовления которого нужно растворить столовую ложку соды внутри стакана теплой воды.
Здесь важно обильно обработать контакты жидкостью, а после тщательно обработать поверхности щеткой
Данную процедуру нужно проводить в следующем порядке:
- вначале снять с аккумулятора отрицательный, а затем положительный провод;
- терминалы обмотать смоченной в содовом растворе салфеткой, клеммы на проводах опустить внутрь емкостей примерно на 20 минут;
- удалить ржавчину на контактах;
- приготовить свежий содовый раствор, замочить в нем клеммы повторно;
- очистить контакты водой, протереть влажной тряпкой, дать просохнуть.
Нанести небольшое количество вазелина или другой защитной смазки, подсоединить вначале плюсовой, а затем отрицательный контакт.
Наждачной бумагой, металлической щеткой
Белый налет на аккумуляторных клеммах – это свинец, который окислился. Для обеспечения лучшей электропроводности металл лучше очистить от всех окислов. При этом подойдет механический способ. Для него понадобится обычная наждачная бумага с крупной зернистостью.
Сама процедура очистки является простой. Нужно попросту зачистить аккумуляторные полюсы, клеммы до блестящего состояния.
Бензином
Этот метод следует применять с повышенной осторожностью, поскольку бензин при попадании на резиновые или пластиковые элементы может разъедать их. С другой стороны, этот вид автомобильного топлива отлично справляется с окислами, уничтожая их до металла
Описанные выше способы являются наиболее эффективными и простыми. Решить проблему одним из этих методов сможет даже начинающий автомобилист.
Лучшие смазки для клемм аккумулятора
Во время эксплуатации автомобиля на клеммах аккумуляторной батареи появляется белесый налёт. Металл окисляется в результате воздействия кислорода и паров электролита, находящегося в АКБ.
Если водитель машины не будет обращать на данный процесс внимания, то постепенно он становится больше, ухудшается электропроводность.
Это чревато проблемами по запуску авто, скорому разряду аккумулятора. Лучшие смазки для клемм аккумуляторов помогут избежать подобного процесса.
LIQUI MOLY Batterie-Pol-Fett
Описание. Это пластичное синтетическое средство эффективно быстро и качественно очищает электрические клеммы АКБ от окисления и грязи.
Оно также препятствует образованию коррозии в местах соединения с высоковольтными проводами.
Смазка стабилизирует работу электросхемы, снижая сопротивление в цепи, ликвидирует утечку электрического тока.
Подобные действия нивелируют проблемы с запуском автомобиля, продляют рабочий ресурс батареи.
Плюсы LIQUI MOLY Batterie-Pol-Fett
- Минимальный расход, хватает на неоднократное употребление.
- Удобное использование.
- Качественный товар.
- Большой срок действия.
Минусы LIQUI MOLY Batterie-Pol-Fett
- Повышенная стоимость.
Molykote HSC Plus
Описание. Паста американского производителя выполнена на основе твёрдых смазывающих веществ.
Рабочие характеристики смазки сохраняются при критических температурах: от -30 до +1100°C.
В её состав входят: загуститель, минеральное масло, порошок меди, дисульфид молибдена и др.
Вещество отличается высокой электропроводностью, термостойкостью, несущей способностью.
Плюсы Molykote HSC Plus
- Не содержит вредных для здоровья веществ.
- Большой гарантийный срок.
- Удобство в эксплуатации.
- Удобная упаковка.
- Возможность многоразового использования.
Минусы Molykote HSC Plus
- Цена.
ВМПАВТО МС 1710
Описание. Эффективность смазывающего вещества российской компании признано ведущими производителями подобных материалов, в частности, известным американским институтом NLGI.
После употребления смазка защищает аккумуляторные контакты от электрохимического разрушения (окисления), коррозийного образования.
Она также не допускает загрязнения контактируемых поверхностей, препятствует попаданию влаги, соли.
Вещество образует защитную плёнку, которая оберегает клеммы в течение длительного срока службы.
При выпуске смазки используются адгезивные материалы, загуститель, антикоррозийные добавки, краситель.
Плюсы ВМПАВТО МС 1710
- Удобный формат.
- Демократичная цена.
- Вполне справляется со своими функциями.
- Простое использование.
Минусы ВМПАВТО МС 1710
- Налипает пыль.
- Качество упаковки.
LIQUI MOLY Kupfer-Spray
Описание. Жидкая медная смазка (спрей) компании из Германии отличается универсальностью применения.
Она обладает отличными адгезивными, водостойкими качествами, работает в широком температурном диапазоне.
Вещество можно использовать для обработки клемм различного типа аккумуляторов. Получаемая в результате обработки плёнка материала, защищает контакты от вредного воздействия воды, пыли, окисления.
Смазка состоит из высокоадгезионного масла, растворителя, медной пасты, пропан-бутана. Использование спрея облегчает доступ к обрабатываемым поверхностям.
Однако обслуживание клемм следует проводить аккуратно в хорошо проветриваемом помещении. Оно ядовито, а также взрывоопасно, горюче.
Плюсы LIQUI MOLY Kupfer-Spray
- Устойчива к вымыванию.
- Равномерное распределение жидкости.
- Удобное использование.
- Флакона хватает надолго.
- Длительный срок действия.
Минусы LIQUI MOLY Kupfer-Spray
- Быстро забивается насадка.
ЦИАТИМ-201
Описание. Смазывающее вещество ярославской компании отличается эффективностью действия при сильных морозах.
О её популярности говорит тот факт, что она была создана во времена СССР, в 1972 году, и до сих пор не потеряла актуальности.
Смазка отличается высокой стабильностью действия, а также универсальностью применения. Вещество является отличным токопроводящим материалом.
Его можно хранить длительное время.
Плюсы ЦИАТИМ-201
- Доступная цена.
- Удобная упаковка.
- Качественная защита клемм.
- Мягкая консистенция.
Минусы ЦИАТИМ-201
- Неприятный запах.
Меры предосторожности
Как правило, все технические смазочные материалы в той, или иной степени токсичны для человеческого организма. Поэтому работы по их нанесению нужно проводить в перчатках. При попадании на кожу технических смазок нужно немедленно смывать их теплой водой с мылом.
Важно! При нанесении защитной смазки нужно следить, чтобы она не попадала на резиновые трубки, прокладки и другие, не нуждающиеся в такой обработке поверхности. Это нужно для того, чтобы избежать разрушающего воздействия содержащихся в смазочных материалах компонентов на эти материалы
Автомобильный аккумулятор требует ухода, даже если он необслуживаемого типа: грязь и окислы, образующиеся на корпусе в процессе эксплуатации, негативно влияют на состояние аккумуляторной батареи, способствуют ее преждевременному выходу из строя. Окисел на клеммах появляется вследствие протекания электролита, из-за чего ухудшается контакт между проводами и самой АКБ, появляются трудности с запуском двигателя. Есть несколько способов избавиться от белого порошкового налета на клеммных соединениях, и один из них – смазать клеммы аккумулятора.
Но как наносить смазку, какими составами пользоваться, нужно знать, неправильные действия могут только еще больше нарушить контакт и даже испортить батарею. В настоящее время промышленностью разработаны специальные составы для профилактики АКБ, они не являются панацеей от всех «болезней», но помогают поддерживать аккумулятор в нормальном состоянии.
Как почистить контакты аккумулятора
Контакты аккумулятора очищаются так же, как и клеммы крепления. Обычно эта операция проводится после того как аккумулятор разгерметизируется. Если электролит пролился только на поверхность аккумулятора и его контакты, очистка будет быстрой и легкой. Более проблематичным будет удаление электролита, который проник внутрь электронного устройства и разъедает дорожки и компоненты печатной схемы. Тут уже необходимо разобрать корпус устройства и внимательно проверить состояние узлов.
Хороший способ очистить контакты от пролитого электролита — промыть их в ультразвуковой ванне. Также можете использовать хлопчатобумажную ткань или ватный тампон смоченный уксусом, чтобы удалить соли электролита. Затем контакты можно промыть спиртом, но более эффективным и безопасным решением будет использование изопропилового спирта или специального препарата для очистки контактов. Эти препараты не только удаляют электролит и налет, но также выводят влагу и защищают контактную поверхность от коррозии и потускнения, в то же время не увеличивая удельное сопротивление соединения.
Ну и чтобы проблемы с автомобильными АКБ были как можно реже, нужно их правильно эксплуатировать, о чём предельно подробно описано в этой статье.
Процесс нанесения защитных средств на контакты АКБ
Определившись с материалом для защитного покрытия, приступают к его нанесению. Для этого сначала производят механическую очистку (смотрите выше).
После того, как клеммы будут очищены, лучше произвести предварительную обработку контактных зон силиконовой смазкой.
Какой лучше? Здесь мнения автоэлектриков расходятся. В пользу первого говорит факт, что под клеммой в любом случае есть воздушные полости, если в эти места попадет смазка, будет только лучше.
Однако, если производить частое отсоединение клемм, например, для подзарядки аккумуляторной батареи, лучше под клеммы смазку не наносить.
При использовании фирменных смазок в инструкции будет указан способ их нанесения.
Эксплуатация автомобильных аккумуляторов сопряжена с повышенными нагрузками вследствие значительных колебаний температуры в моторном отсеке, воздействия грязи, пыли и влаги. Кроме того, иногда возникают ситуации, связанные с перегревом аккумуляторной батареи и сбросом избыточного давления через клапаны с выделением кислотных паров.
Все это неизбежно приводит к постепенному ухудшению контакта и . Для уменьшения негативного окисляющего влияния различных реагентов на контактные площадки АКБ используют смазки, которые намазывают сверху надежно собранных мест соединения.
Содрежание
Основные причины ускоренного окисления контактов в машине
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
Окисление контактов происходит во всех электрических и электронных устройствах, в том числе, бытовой и промышленной технике, электропроводке. Однако в автомобиле процесс окисления протекает с большей интенсивностью. Основные причины ускоренной оксидации контактов в автомобиле следующие:
p, blockquote 9,0,0,0,0 —>
- повышенная влажность в системах автомобиля;
- увеличенная температура в подкапотном пространстве, ускоряющая процесс взаимодействия с кислородом;
- наличие посторонних ингредиентов (антифриз, масло, плесень, грибок);
- протекание больших токов, приводящих к искрению и подугливанию контактов;
- взаимодействие с солевым составом обработки автодорог.
Разрушение контактов не всегда связано с процессом взаимодействия с кислородом. Например, окислением часто объясняют разрушение контактов аккумуляторных клемм, хотя они разрушаются под действием кислотных паров. Разрушение проводника грибком и плесенью ближе к органическим процессам, чем традиционной оксидации.
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
Причины и последствия окисления
Проблема окисления контактов батареи известна каждому автолюбителю и особенно в период межсезонья. При появлении белого налета необходимо не только быстро провести очистку клемм аккумулятора, но и установить причину его образования. Наиболее распространенными причинами являются следующие:
- Слабая затяжка крепежных болтов электроклемм.
- Утечка электролита из батареи.
Именно первая причина встречается чаще всего. После установки на автомобиль АКБ, контакты необходимо зафиксировать с помощью болтов. Однако сильно затягивать их нельзя, чтобы не повредить зажимы или даже сам аккумулятор. Вторая причина становится все менее актуальной с появлением на рынке закрытых батарей. В них электролит находится в отдельной герметичной емкости и его утечка возможна только через несколько лет эксплуатации. Некоторые автолюбители не считают окисление клемм серьезной проблемой. Когда они сталкиваются с проблемой запуска силовой установки, то даже не думают, что все дело как раз в окислившихся контактах. Необходимо помнить, что белый налет способен существенно снизить эффективность работы АКБ. Чтобы избежать проблем, владельцам автотранспортных средств необходимо регулярно проводить осмотр и при необходимости чистку клемм аккумулятора автомобиля.
Можно отметить два основных симптома сильного окисления контактов:
- При включении зажигания стартер не срабатывает с первого раза либо коленвал проворачивается с большим усилием.
- Свет габаритных огней и фар стал более тусклым.
Рекомендуем: Особенности работы свинцово-кислотной аккумуляторной батареи
Ошибки водителей, которые влекут за собой окисление клемм
При исправной и штатно работающей электросистеме, плотно зажатых клеммах коррозировать выводы аккумулятора не должны.
Наличие окислов свидетельствует о неполадке, которую требуется исправить или о нарушениях правил эксплуатации АКБ.
Например, растрескивание корпуса рядом с выводами появляется из-за попыток чрезмерно затянуть контакты или попыток снять клемму, предварительно ее не ослабив.
Также корпус может треснуть от вибрации во время езды, если аккумулятор сидит в своем гнезде неправильно или не закреплен плотно и бьется о корпус моторного отсека.
Все основные ошибки водителей, приводящие к окислению контактов на аккумуляторах, представлены в таблице следующей таблице:
Описание ошибки | Что наблюдается | Что предпринять |
Силовые кабеля имеют недостаточное сечение | На клеммах плотный, тонкий налет. При включении стартера кабели греются, что ощущается рукой. | Установить многожильные медные кабеля толщиной 16 кв. мм или больше, плотно затянуть их в местах соединений. |
Падение уровня электролита, изменение его плотности до недопустимых значений | Окислы рыхлые, снегообразные. Возникают из-за интенсивно кипящего электролита. Аккумулятор быстро разряжается, с трудом тянет стартер. | Проверить напряжение на батарее при простое и при работающем двигателе. Проверку уровня и плотности электролита проводить с регулярностью 10 тысяч км пробега. |
Чрезмерное количество дополнительных электроприборов (магнитола, колонки, сигнализация, дополнительные фары и т.п.) | Плотный слой окислов. Кабеля нагреваются. При выключенном двигателе напряжение на АКБ составляет 12,6 В, что говорит о недостаточном заряде. | Заменить силовые провода на более толстые (на каждые 8 А силы тока должно быть дополнительный 1 кв. мм сечения). Аккумулятор не должен как недозаряжаться, так и перезаряжаться. Если мощности генератора стало не хватать для нормального питания электросистемы, то нужно поставить более мощную модель. |
Клеммы плохо затянуты, аккумулятор не зафиксирован на своем месте | Плохо работает стартер, могут слышаться щелчки и появляться искры на клеммах батареи. Окислы плотные, есть следы подгорания. Клеммы болтаются на выводах. | Плотно, но не чрезмерно затяните клеммы, предварительно почистив мелкой наждачкой выводы и клеммы. Затяните планку, фиксирующую АКБ на посадочном месте. |
Электролит попадает на корпус через трещины, сколы, вентиляционные каналы | Есть рыхлые окислы. Следы электролита или жирная грязь видны на крышке корпуса. При значительном количестве электролита могут быть повреждены находящиеся рядом детали из металла. | Проверьте корпус на наличие повреждений. Проверьте напряжение батареи, уровень и плотность электролита. Промойте корпус аккумулятора слабым раствором соды. |
Аккумулятор недозаряжается или перезаряжается | Коррозия на минусовой клемме при недозаряде. При перезаряде окисляется плюсовой контакт. | Проверить напряжение на аккумуляторе и генераторе, подтянуть соединения. |
Советы опытного автовладельца
На некоторых авто установлены аккумуляторные батареи неудачной конструкции.
Их особенность — наличие персональной крышки для каждой банки, из-за чего на этих участках накапливается пыль и грязь.
Таких пробок несколько, поэтому количество мусора возрастает в несколько раз.
Для защиты от загрязнений можно сделать на каждый из выводов колпак, изготовленный из войлочного материала с последующей пропиткой маслом.
Второй вариант — сделать общее покрытие, имеющее вид пыльника. Для таких целей разрешается использовать кусок линолеума или резинового коврика (например, из «классики»).
Все, что требуется — вырезать изделие под необходимый размер и закрепить сверху.
Окисляется клемма аккумулятора. Причины
Ответов на вопрос, почему окисляются клеммы аккумулятора, не много. Чаще всего причина образования рыхлого окисла – взаимодействие с кислотными парами
Важно своевременно проводить защиту клемм аккумулятора от окисления, поскольку регулярно образующийся слой окисленного свинца заметно снижает надежность электроконтакта, что постепенно выводит из строя саму батарею и сказывается на работе других механизмов авто
Почему окисляются клеммы аккумулятора
Причинами этого процесса являются:
- Нарушение герметичности корпуса, в результате чего электролит подтекает и вступает во взаимодействие со свинцовыми клеммами. С устранением этой проблемы медлить нельзя, т.к. со временем кислота вполне способна проесть и сам корпус.
- Регулярный перезаряд АКБ – приводит к перегреву электролита и его интенсивному испарению.
Как видите, причин окисления клемм аккумулятора всего две, поэтому обнаружение первоисточника проблемы труда не оставит. Главное – как можно раньше его обнаружить и устранить. Тогда автомобилю будет нанесен наименьший вред.
Многие руководства по эксплуатации авто при ответе на вопрос, почему окисляется минусовая клемма, указывают на важность отключения массы при долгом простое, в противном случае постоянное механическое воздействие может привести к нарушению герметичности в месте прохода данной клеммы через корпус
Что сделать, чтобы не окислялись клеммы аккумулятора?
Даже если аккумулятор полностью исправен, в нем все равно, пусть и незначительно, но испаряется кислота. В данном случае достаточно просто загерметизировать соединение. Для этого можно использовать промасленные фетровые кольца, отдаваемые на выводные штыри. Также защите клемм аккумулятора от окисления способствует специальная смазка. Она помогает защитить свинец от агрессивного воздействия кислоты.
В самом простом варианте, когда ни того, ни другого нет под рукой, можно применить технический вазелин или солидол. Однако эти «герметики» соберут всю грязь.
Задаваясь вопросом, чем смазать клеммы аккумулятора от окисления, важно учесть, что защитная смазка в зону контакта попадать не должна. Штырь и клеммы нужно надежно защитить и аккуратно насухо протереть, а после подключения надежно зафиксировать, и только после завершения этих мероприятий можно наносить защиту
Некоторые автолюбители при проверке уровня масла задевают щупом клеммы, чем в принципе достаточно надежно защищают соединение от окисления.
Чем почистить клеммы аккумулятора от окисления?
Способ такой очистки каждый выбирает сам. Однако наиболее эффективным считается обработка обыкновенным раствором питьевой соды, а также Кока-колой или минводой. Какой из них выбрать, решать вам. Каждая жидкость позволяет достаточно эффективно почистить клеммы аккумулятора от окисления.