Содержание
- Что такое техосмотр?
- Что грозит, если не пройти вовремя?
- Что будет, если не пройти техосмотр в 2021 году
- Стоимость за новый техосмотр
- Что нужно знать о диагностической карте автомобиля
- Что проверяют при техосмотре?
- Как часто мне надо проходить технический осмотр?
- Отмена или перенос?
- Новые правила проведения техосмотра
- Что такое диагностическая карта?
- Электронная диагностическая карта
- Кто обязан пройти техосмотр с 1 октября
- Что такое диагностическая карта техосмотра
- Правила прохождения техосмотра
- Прохождение техосмотра нового автомобиля
Что такое техосмотр?
Под техосмотром для ОСАГО понимается совокупность мероприятий, проводимых аккредитованными операторами ТО в специальных помещениях, оборудованных средствами технического контроля и диагностирования, по выявлению различных поломок транспортного средства и по выдаче заключения о соответствии или несоответствии ТС обязательным требованиям безопасности.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-67 Москва; +7 (812) 425-62-04 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-29-86 Бесплатный звонок для всей России
Что грозит, если не пройти вовремя?
А теперь об изменениях. Как раз дата 1 марта 2021 года является судьбоносной для многих автолюбителей, так как ответственность существенно ужесточается. А состоит она из 2 основных видов наказаний.
Штраф
Ранее он действовал только для ряда грузовых автомобилей, такси и автобусов. Однако, власти уже давно хотели ввести общую санкцию за отсутствие техосмотра… И ввели!
Правда, он вступит в силу с 1 марта 2022 года. Сумма его составит 2 000 рублей
Обратите внимание, на фоне последних новостей о том, что камеры фотофиксации уже научили распознавать отсутствие страховки ОСАГО, не далёк тот день (а возможно началом послужит та же дата введения нового штрафа), когда и отсутствие диагностической карты будут проверять на средства автофиксации
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Как проходить техосмотр по новому закону и изменениям 2019 года?
- Лишение за 3 систематических нарушения ПДД – правда или нет?
- Автоматическое списание штрафов ГИБДД до 3000 рублей с карты – как будет работать?
Регресс по ОСАГО
Ещё дороже будет другое «наказание». И что печальнее для многих автомобилистов, вступит он в силу уже с 1 марта 2021 года.
Речь идёт о регрессном требования ОСАГО – это когда страховщик при вашей виновности в ДТП (и, конечно же, наличии у вас действующего полиса) выплачивает всё полностью потерпевшему, но затем вам выставляет требование возместить выплаченную сумму.
При отсутствии техосмотра это возможно при следующих условиях (наличии всех этих условий):
- ДТП произошло по вашей вине,
- на момент происшествия у вас не было действующего техосмотра,
- причина аварии – неисправность вашего автомобиля.
Что будет, если не пройти техосмотр в 2021 году
Водителей, которые вовремя не пройдут техосмотр автомобиля, ждёт штраф. Правда, штрафовать начнут лишь с 1 марта 2022 года. Нарушителей будут выявлять автоматически по камерам. Если у них не оформлена диагностическая карта в ЕАИСТО, то штрафы будут приходить даже при наличии действующего полиса ОСАГО, но не чаще, чем раз в сутки. Размер штрафа — 2 000 рублей.
До 1 марта 2022 года инспекторам ГИБДД достаточно действующего полиса ОСАГО, а камеры пока не будут фиксировать нарушителей. Но ещё раз напомним: владельцам такси, автобусов и грузовиков проходить технический осмотр нужно в обязательном порядке. Для них уже давно действуют штрафы за отсутствие диагностических карт — их послабления не коснулись.
И повторимся, что с 22 августа 2021 года владельцы легковых автомобилей, за исключением такси, могут покупать страховые полисы ОСАГО без диагностической карты. Но это вовсе не значит, что о техосмотре и диагностике авто теперь можно забыть. Вот почему: в случае ДТП страховая компания может отказать в выплате компенсации автовладельцу с просроченной диагностической картой. А если он виновник ДТП, страховая имеет право подать к нему иск о возмещении ущерба потерпевшей стороне. Поэтому в интересах автовладельца выполнить требования о техосмотре и сделать это вовремя.
Правила прохождения техосмотра упростили, а вот ОСАГО по-прежнему необходимо всем автовладельцам. Выгодно оформить полис от ведущих компаний особенно удобно на сайте МТС Страхование.
Стоимость за новый техосмотр
ФСТ был утвержден документ, согласно которому назначены максимальные расценки ТО на текущий год. Поскольку аккредитованных операторов довольно много, то средняя цена услуги может быть вариативной. Госпошлина в этом году более не добавляется к сумме за сам осмотр.
И все же тарифы на проведение осмотра сильно различаются не только в зависимости от типа ТС, но и от региона РФ. Региональные операторы уполномочены самостоятельно назначать стоимость, не входя при этом за законодательно установленные рамки. Предельные размеры назначаются органом исполнительной власти субъекта РФ.
Что нужно знать о диагностической карте автомобиля
Люди, не имеющие машины, ошибочно полагают, что стоит им получить права и купить автотранспорт, как можно спокойно ездить на нем, и никаких вопросов к ним не возникнет. На самом деле, для того чтобы спокойно ездить, необходим пакет документов, который позволит избежать претензий со стороны ГИБДД. Одной из нужных бумаг является свидетельство об исправности транспортного средства. О том, что это за документ, какой у него срок действия и где его можно получить, статья ниже.
Новые правила, принятые в 2012 году в сфере проверки транспортных средств на исправность, отменили получение технического талона, а вместо него ввели понятие «диагностическая карта». Это документ с альбомным расположением, содержащим результаты проверки автомашины по 65 пунктам. Диагностике подвергаются все ведущие узлы и системы автотранспорта, имеющие решающее значение при осуществлении безопасности вождения.
Закон не предусматривает одинакового образца оформления внешнего вида документа. Это остается на усмотрение органов, производящих диагностику и выдающих свидетельство на руки автовладельцам.
Зачем нужна диагностическая карта?
Диагностическая карта нужна для получения полиса ОСАГО, аналога международной «зеленой карты». Но, даже имея на руках страховой полис, если документ, свидетельствующий о прохождении тех. экспертизы с истекшим сроком, вам все равно нужно обновить его. Иначе при возникновении страхового случая у страховщика есть все основания отказать в получении компенсации. Ведь лишь свидетельство о прохождении технической экспертизы служит официальным документом, свидетельствующим о технической исправности транспортного средства.
Перед прохождением ТО, обратите внимание на следующие моменты, которые могут служить препятствиями для успешного результата:
- У вас должен быть исправный огнетушитель
- Знак аварийной остановки
- Полностью укомплектованная аптечка
- Машина должна иметь чистый вид, без тонировки на окнах.
Период действия диагностической карты для ОСАГО
Процедура оформления диагностической карты на новые и подержанные автомобили сильно отличается. При покупке машины в салоне дилера, знайте, что диагностическая карта для ОСАГО вам не нужна, пока транспорту не исполнится 3 года. Это правило не касается автомашин, занимающихся перевозками пассажиров. И для того чтобы оформить страховку ответственности автовладельца, вам понадобиться предоставить автостраховщику лишь паспорт машины.
Для подержанного автотранспорта свидетельство ТО имеет определенный период действия, который напрямую зависит от возраста и типа автосредства.
Период действия документа о тех. экспертизе для разных типов автотранспорта:
- Для автосредств участвующих в пассажирских перевозках – 6 месяцев.
- Для машин и мототехники, с года выпуска меньше 7 лет — 2 года;
- Для других транспортных средств (спецтехники, грузовой техники, машин и мотоциклов старше 7 лет)— 1 год.
Если в результате найденной неисправности, автомобиль не проходит техническую экспертизу, то у автовладельца есть 20 дней на повторное прохождение процедуры.
Для оформления свидетельства исправности ТО вам потребуются следующие документы:
- Паспорт гражданина.
- Техпаспорт ТС.
- Документ на куплю-продажу или доверенность, подтверждающую право собственности на ТС.
- Платежка об уплате госпошлины.
Что касается страхового полиса ОСАГО, то он оформляется ежегодно.
Где получить диагностическую карту?
Получить диагностическую карту можно в пунктах тех. осмотра ГИБДД и в автомобильных сервисах, имеющих лицензию на данный вид деятельности. Также вы можете оформить ее, заказав ее онлайн на нашем сервисе. Здесь же можно проверить и легальность выданного свидетельства по базе ЕАИСТО.
Если вы выбираете государственные пункты оформления диагностической карты, то должны настроиться на длительное ожидание. Понадобится оплата госпошлины в размере 300 рублей.
В частных сервисных центрах оплата выше, и колеблется в районе 800-950 рублей. Но очередей и ожидания нет. А также упрощена процедура подачи документов и созданы более комфортные условия для автомобилистов.
Поэтому выбирая место прохождения технической экспертизы и оформления диагностической карты, исходите из собственных приоритетов. Заказать прохождение техосмотра у нас или получить консультацию можно по почте, обратившись к оператору онлайн, или позвонив по телефонам, 8(925) 434-08-51.
Что проверяют при техосмотре?
Новые правила намного упростили процесс проверки автомобиля. Сохранен осмотр лишь основных элементов, которые влияют на безопасность транспортного средства. Все они перечислены в диагностической карте. Техосмотр происходит по 65 пунктам, и в ходе проведения технического осмотра осуществляется проверка:
- состояния рулевого управления;
- состояния тормозной системы;
- работы стеклоомывателей и стеклоочистителей;
- внешних световых приборов;
- шин и колес;
- двигателя;
- степени загрязненности выхлопа;
- уровня светопропускания стекол;
- укомплектованности огнетушителем, аптечкой и знаком аварийной остановки.
На вопрос, нужно ли проходить техосмотр, ответ напрашивается однозначный и не подлежащий обсуждению. Не стоит пренебрегать техническим осмотром, несмотря на то, что приобрести диагностическую карту на данный момент достаточно просто. Ведь от состояния автомобиля зависит не только ваша жизнь, но и жизнь окружающих вас людей.
Как часто мне надо проходить технический осмотр?
Итак, мы подобрались к основному вопросу, когда делать ТО для разного вида и годов выпуска транспорта. И сейчас будет много информации. Однако, мы её постарались максимально упростить, и разделим их по типа транспортных средств.
К слову, законодательство обязывает делать диагностическую карту всегда до покупки полиса ОСАГО (части 3 и 4 статьи 15).
Приступим!
Легковые авто
Когда проходить техосмотр для легковых автомобилей (вне зависимости, принадлежат они юрлицам или гражданам), которые не используются в качестве такси:
- первые 4 года, включая год выпуска осмотр не нужен,
- в возрасте от 4 до 10 лет – раз в 2 года,
- старше 10 лет – надо проходить каждый год.
Если легковая машина работает в такси:
- для нового автомобиля и до достижения возраста 5 лет нужно проходить один раз в год,
- для такси старше 5 лет нужно проходить каждые полгода.
Если автомобиль оборудован звуковыми или световыми спецсигналами, то, также как и для такси нужно проходить ТО каждый год, если авто не старше 5 лет, и каждые 6 месяцев, если старше.
Такое же правило действует для учебных машин в автошколах – раз в год до 5 лет, и раз в полгода старше 5-летнего возраста.
Мотоциклы
Сюда относятся любые мототранспортные средства (мопеды, скутеры, разного рода трициклы и квадрициклы), которые подпадают под действие закона о техосмотре – то есть имеют объём двигателя от 50 см3 и скорость более 50 км/ч.
И здесь всё аналогично легковым автомобилям:
- для мототранспорта не старше 4 лет, включая год выпуска, не нужно проходить техосмотр вовсе,
- старше 4, но не более 10 лет – раз в 2 года,
- старше 10 лет – раз в год.
Грузовые машины
Если максимальная разрешённая масса грузовика менее 3,5 тонн – сюда подпадает также и Газель, то здесь действуют та же периодичность, что для легковушек и мотоциклов:
- в возрасте до 4 лет, включая дату выпуска, не нужно проходить ТО,
- первый техосмотр такие грузовики проходят, когда им исполняется 4 года и до 10 лет – и так каждые 24 месяца,
- старше 10 лет – частота возрастает до раза в год.
Полноценным же грузовикам с массой более 3 500 килограмм техосмотр нужно делать чаще:
- в возрасте до 5 лет – раз в год,
- возрастом старше 5 лет – раз в полгода.
Кроме того, такая же частота установлена для любых грузовых автомобилей, если они оборудованы для перевозки людей с числом мест более 8, и для автобусов.
А для грузовиков, предназначенных и оборудованных для перевозки опасных грузов в любом возрасте техосмотр нужно проходить раз в 6 месяцев – даже если машина новая.
Прицепы
В случае с таким видом транспорта всё работает с небольшим различием. Если речь идёт о легковом прицепе физлица, то на него вообще не нужен осмотр никогда.
Когда проходить техосмотр для других:
- в первые 4 года не нужно,
- 4-10 лет – каждые 2 года,
- старше 10 лет – каждый год.
Такая частота, соответственно, относится к прицепам, принадлежащим юридическим лицам, либо масса которых более 3,5 тонн.
Давайте теперь приведём в табличном виде зависимость типа транспортного средства и его возраста от того, когда ему нужен техосмотр.
Отмена или перенос?
Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в связи с возможными толпами автовладельцев в пунктах ТО считает разумным решение о переносе нововведений на осень.
Но нужно понимать, что за полгода многое не поменяется, так как оборудование стоит миллионы, а его еще нужно получить и поверить, оснастить помещения.
Выходы из данной ситуации
- Временная мера – перенос на полгода (мало что решит, но предотвратит коллапс в марте, если рынок поймет, что решение с осени по такой процедуре будет необратимым).
- Переход процедуры ТО под покровительство ГИБДД (не представляется реальным, поскольку от этого в свое время ушли из-за высокого уровня коррупции в государственных структурах).
- Стимулирование бизнеса операторов ТО, в том числе господдержка (возможно, но будет зависеть от бюджета, целей и задач правительства).
- Отмена процедуры ТО (малореальная).
Новые правила проведения техосмотра
Реформа обязывает водителей транспортных средств всех категорий регулярно проходить техосмотр. Те же требования обязательны и для несамоходной техники — все прицепы также должны иметь актуальную диагностическую карту. Остальные правила, касающиеся автовладельцев, можно свести к пяти пунктам.
- Все автомобили, пребывающие в специализированные пункты для техосмотра, обязаны провести фотосъемку данного процесса. Автомобиль должен быть снят до и после прохождения процедуры. На изображениях должны указываться географические координаты, а готовые снимки отправляются на сервер ЕАИСТО. Техосмотр отныне можно будет пройти не только по месту регистрации транспортного средства: владельцы могут провести процедуру в любой точке РФ.Это новое для процедуры ТО, до 1 марта 2021 года фотофиксация не требовалась. Однако многие могли пройти процедуру технического осмотра не только по месту регистрации ТС и до введения нововведений.
- Обязательна процедура заверения диагностической карты электронной подписью специалиста-техника, проводившего ТО. Электронная подпись — уникальна, подделать ее невозможно. Так власти стараются персонифицировать ответственность за махинации с техосмотром и сразу же вычислять недобросовестных экспертов.Это новое для процедуры техосмотра автомобиля. Ранее выдавался документ с печатью и подписью на унифицированном бланке.
- Для выезда за рубеж можно распечатать документ и предъявлять его на бумажном носителе. В пределах РФ достаточно будет предъявлять электронный документ о прохождении ТО.Для пересечения границы это правило для диагностической карты действовало и раньше. То же касается и ДК ТО, которую можно было возить в виде фото на смартфоне. Более того, как правило службы ГИБДД этот документ не интересовал.
- Все конструктивные изменения, не предусмотренные заводом – изготовителем, могут остановить прохождение ТО. Машину могут не допустить к процедуре из-за избыточных установок или из-за отсутствия обязательных узлов. Так, препятствием может служить и самовольная установка ГБО, отсутствие бачка стеклоочистителя и даже использование наклеек на фары.Ранее действовали более мягкие административные нормы. С 1 марта текущего года их нарушение может привести даже к изъятию авто на штрафстоянку до момента их устранения и уплаты штрафов.
-
Более серьезная ответственность владельцев при отсутствии легальной процедуры прохождения ТО:
- ГИБДД могут изымать документы на автомобиль при фиктивной карте ТО или ее отсутствии,
- ГИБДД в случае выявления агрегатов на автомобиле, которые не соответствуют его модификации (сигнал, фары, ГБО и т.д.), смогут временно забрать у вас ТС до устранения нарушений,
- страховщики будут более пристально относиться к выплатам по ОСАГО и проверять подлинность диагностической карты ТО для возможности выставления регрессного иска виновнику ДТП.
Очень подробно изменения описаны ранее в нашей авторской статье Техосмотр авто 2021 в деталях с 1 марта на нашем ресурсе.
К иным нововведениям, которые не касаются процедуры прохождения ТО, относится передача права надзора за всеми операторами сервиса:
- все пункты ТО курировались Российским союзом автостраховщиков (РСА),
- сейчас право контроля и выдачи разрешений на осуществление подобной деятельности перешло в службу Ространснадзора.
Что такое диагностическая карта?
Результатом прохождения ТО является выдача собственнику или доверенному лицу АМТС диагностической карты. Этот юридический документ подтверждает законность и безопасность эксплуатации ТС. В ДК вносятся данные относительно исследуемых параметров, их отклонения от установленных нормативов и заключение о допуске автомашины к выезду на дороги общественного пользования.
Карта, в трех экземплярах, обязательно подписывается должностными лицами, заверяется печатью проверяющей организации и передается.
Результатом прохождения ТО становится оформление диагностической карты
- Владельцу ТС;
- Единой информационной системе (ЕАИСТО);
- Архиву станции технического осмотра, производившей проверку машины.
Среди основных контролируемых параметров, указываемых в ДК, следует отметить:
- Величину люфта РУ;
- Значения токсичности выхлопных газов;
- Исправность работы «омывателя» стекол и «дворников»;
- Данные о световом потоке фар;
- Эффективность работы тормозной системы;
- Световую проницаемость ветрового, заднего и боковых стекол;
- Наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки.
Устранение любых отклонений и неисправностей допускается выполнять на месте, в том числе силами проверяющей сервисной станции.
Стоимость технического осмотра
Обычно процедура занимает около получаса, без длительных ожиданий и очередей. Цена соответствующих услуг определяется регионом обслуживания и может варьироваться в пределах 500 – 1000 рублей. СТО, проводящее ТО, должно иметь соответствующую аккредитацию, что можно проверить на портале РСА. Результаты осмотра обязательно вносятся в единую базу, без чего выдача полиса ОСАГО окажется невозможной. Проверить информацию можно через сайт ЕАИСТО.
В разных регионах РФ стоимость прохождения ТО отличается
Сроки действия
В верхнем правом углу документа указывается его срок годности, связанный с периодичностью прохождения ТО, и регистрационный номер. Первая проверка выполняется после 3 лет эксплуатации нового автомобиля, при этом выданная ДК действительна на протяжении 2 лет. Очередная карта, которая должна быть выдана спустя 2 года, актуальна в течение 2 лет. Последующие ДК выдаются только на год. В отдельных случаях допускается производить ТО раньше обозначенных сроков, например, при длительной командировке.
Необходимые документы
Законодательством четко определен перечень документов, предъявляемые СТО при прохождении ТО. При себе необходимо иметь:
- Свидетельство о регистрации автомобиля (ПТС);
- Общегражданский паспорт;
- Доверенность на право использования ТС (если ТО проходит не владелец).
Действующая медицинская справка при выдаче ДК не требуется.
Электронная диагностическая карта
Процесс формирования электронной диагностической карты начинается с того, что оператор СТО входит в систему ЕАИСТО по своей электронной подписи, начинает загрузку фотографий и указывает данные о прохождении техосмотра согласно регламенту. Пропуск любого из этапов регламента невозможен, так как система не позволит сформировать диагностическую карту.
Сотрудникам ГИБДД дано право сверять координаты фотографии с местом съемки и другие параметры, которые могут вызывать у него сомнения.
Они имеют право аннулировать диагностическую карту:
- если выясняется, что ТС реальную диагностику не проходил;
- если выявлено несоответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности.
Полис ОСАГО, выданный на основе аннулированной карты, остается действительным, но ТС может быть поставлено на штрафстоянку, а водителю спецтранспорта придется заплатить штраф за отсутствие ТО в размере 2 тысяч рублей.
Кроме того, сотрудникам ГИБДД даны права на контроль работы СТО путем проведения «контрольных закупок», по результатам которых аккредитация СТО может быть отозвана.
В базу данных заносится информация и о ТС, не прошедших техосмотр из-за неполадок. На их ликвидацию, как и раньше, дается 20 дней, но изменились условия:
- если обратиться на ту же самую СТО, где был начат ТО, то будут проверяться только те пункты, по которым было отказано в выдаче диагностической карты;
- если обратиться на другую станцию ТО, осмотр будет снова проводиться в полном объеме.
Для некоторых диагностических карт, выданных по старым правилам, продлевается срок их действия:
- если он заканчивался с 1.04 по 30.09 2021, то срок их действия продлевается на 6 месяцев, но не менее чем до 1.10.2021 года;
- если срок карты заканчивается после 1.10.2021 года, то он не продлевается.
Продление срока действия распространяется на ТС:
- легковые автомобили,
- мотоциклы,
- грузовые автомобили,
- автобусы.
Продление осуществляется автоматически и не требует вмешательства водителя. В результате водители выигрывают по деньгам и по времени, а станции ТО попадают в сложное положение из-за того, что с 1.03 по 1.10 полгода будут почти пустовать, продолжая платить арендную плату, налоги, зарплату, коммунальные платежи. Из-за этого число центров проведения ТО может сократиться, что в дальнейшем приведет к очередям, проблемам с диагностическими картами и оформлением ОСАГО.
Если во время техосмотра по новым правилам 2021 года выявится несоответствие VIN, номера кузова, кабины или рамы тем, что указаны в документах, или их отсутствие, информация об этом все равно заносится в базу данных с указанием этого факта в качестве причины отказа. Эта информация будет видна страховым компаниям и сотрудникам ГИБДД, которые могут отменить регистрацию автомобиля.
Кто обязан пройти техосмотр с 1 октября
Но РСА такой информации не распространял. Тем более что она не соответствует действительности. Напомним, сейчас в Госдуму внесен законопроект, который делает техосмотр для владельцев легковых машин и мотоциклов физических лиц добровольным. Но пока он не принят, формально обязанность проходить техосмотр и получать диагностическую карту у таких автовладельцев остается.
С 1 марта правительство продлило срок действия диагностических карт, срок которых истекал в период с 1 февраля по 30 сентября, на полгода. При этом закончиться этот срок мог не раньше 1 октября. Таким образом, на тех автовладельцев, у которых срок действия диагностической карты истек до 1 февраля, эта отсрочка не распространялась.
По сути, с 1 октября должны пройти ТО те, у кого срок действия диагностических карт истекал в феврале, марте и апреле. Если он истекал в июне, то карта действует до ноября.
По-прежнему сохраняется обязанность предоставить легковую машину на техосмотр, если ей исполнилось четыре года.
Также обязанность проходить ТО в установленные сроки остается у владельцев грузового транспорта, автобусов и такси. Для них за отсутствие диагностической карты предусмотрена ответственность.
Но для владельцев частных легковых автомобилей и мотоциклов ответственность за отсутствие диагностической карты не предусмотрена. Более того, с 22 августа не предусмотрен и контроль за ее наличием. С этой даты страховщики начали продавать полисы ОСАГО без ее проверки. Таким образом, у таких автовладельцев обязанность пройти техосмотр есть, но если они этого не сделают, то ничего им за это не будет до 1 марта следующего года. Тогда вступит в силу штраф за отсутствие действующей диагностической карты. Если раньше не вступит в силу закон, который сделает ТО для таких автовладельцев добровольным.
Что такое диагностическая карта техосмотра
С 2012 года диагностическая карта автомобиля заменила собою технический талон, который до упомянутого периода входил в перечень обязательных документов для каждого водителя РФ. В этой корочке указаны все данные о конкретном транспортном средстве, а также последняя дата прохождения планового ТО.
https://youtube.com/watch?v=npS9NdGmeIs
При регистрации машины в МРЭО этот лист необходимо предоставлять в паре с квитанцией об оплате техосмотра, так как без чека сотрудники дорожной полиции могут признать карту недействительной. А вот во время остановки инспектором ДПС упомянутый документ предъявляется в паре с ПТС и водительским удостоверением.
Для чего нужна
По регламенту Госавтоинспекции, прохождение технического осмотра транспортных средств является обязательной процедурой, как для легковых автомобилей, так и для машин грузовой и пассажирской категорий. И проходить ее нужно строго в указанный период (для старых ТС – полгода или год, а для молодых авто – свыше двух лет).
Если же плановое ТО игнорировать, то при выезде на дороги общего пользования владельца движимой собственности будет ждать наказание в виде штрафа или ареста ВУ. Кроме того, инспектор ДПС оставит за собой право выписать нарушителю протокол за отсутствие обязательного полиса ОСАГО. Ведь без прохождения технического контроля подобные документы гражданам не выдаются.
Где получить
Выдача диагностической карты транспортного средства происходит в том же органе, где автомобиль проходил проверку на соответствие конструкции – в Росгосстрахе или на специализированной станции СТО. При отсутствии дефектов, документ можно получить уже спустя 15-20 минут после осмотра машины.
Правила прохождения техосмотра
Весь процесс технической проверки транспортного средства на исправность регламентирован Законодательством, а точнее Федеральным Законом № 170.
Если говорить более конкретно, положения закона «О техосмотре» регулируют следующие моменты:
перечень документов для активации и проведения техосмотра;
параметры, на которые должно быть направлено внимание экспертов во время проверки;
сроки, по истечении которых требуется следующий визит в техцентр.
Для того чтобы иметь более полное представление о процедуре, следует рассмотреть каждый пункт отдельно.
Список требуемых документов
После выбора сервиса обслуживания, автовладельцу следует позаботиться о наличии ряда документов, обязательных для предъявления эксперту. Отсутствие какой-либо бумаги может послужить мотивом к отказу в процедуре.
Перечень документов включает:
- паспорт собственника авто;
- паспорт средства передвижения;
- регистрационное свидетельство на авто;
- водительское удостоверение заинтересованного гражданина.
Техосмотр также может пройти иное лицо, выступающее в качестве посредника. В таком случае потребуется оформить доверенность и приложить ее к основному пакету бумаг.
Критерии проверки автомобиля
Законодательными нормами определено 65 пунктов, по которым проводится технический осмотр авто. Основными параметрами проверки являются:
- оценка системы тормозов;
- колеса, шины;
- устройства освещения внешнего порядка;
- подвеска и рулевое управление;
- двигатель, в частности, осуществляется замер количества вредных веществ, попадаемых в атмосферу при его работе;
- топливная система;
- очистители и омыватели стекла;
- присутствие знака аварийной остановки;
- соответствие номерного знака установленным нормам;
- исправность дверных замков;
- целостность стекол, в частности, это касается лобового стекла – наличие трещины со стороны водителя приведет к отказу в выдаче карты диагностики;
- проверка ремней безопасности, зеркал.
Отдельно стоит упомянуть об обязательном наличии в автомобиле аптечки и огнетушителя – при их отсутствии технический осмотр не будет завершен. Аптечка должна содержать полный перечень требуемых элементов с действительным сроком годности. Огнетушитель также обладает периодом действия, который составляет 5 лет.
В случае если технический специалист обнаружил неполадки в механизме средства передвижения, таковые заносятся в карту диагностики и автовладельцу назначается новая дата прохождения осмотра – в течение 20 дней со дня проверки. Повторное посещение потребует оценки лишь ранее выявленных дефектов, но только в том случае, если проверку осуществляет тот же эксперт. Обращение в другой сервис повлечет за собой полноценный техосмотр.
Основной рекомендацией водителям является основательная проверка наличия в салоне машины всех требуемых компонентов, а также устранение серьезных дефектов в работе авто. Еще одним советом считается предварительное посещение автомойки – предоставлять транспортное средство на техосмотр допустимо лишь в чистом виде.
Сроки техосмотра
Периодичность прохождения техосмотра ясно освещена в законодательстве. На установку сроков, прежде всего, влияет категория транспортного средства и его возраст.
Так, автомобили и иные виды транспорта, чей период эксплуатации не превышает 3-х лет со дня выпуска с производства, в оценке технических характеристик не нуждаются. По истечении 3-х лет и до 7 лет, техосмотр проводится каждые 2 года. Если транспортное средство эксплуатируется более 7 лет, проверка проводится каждый год.
Исключение составляют средства передвижения, чьим предназначением является перевозка граждан – автобусы, легковые такси и прочие. Также в группу входит транспорт для перевоза опасных грузов. Эти виды подлежат обязательной проверке каждые 6 месяцев с момента поступления в работу.
Существует еще одна категория транспорта, подлежащая ежегодному осмотру независимо от возраста. Сюда входят:
- грузовые авто, разрешенная масса которых составляет 3,5 и более тонн;
- средства передвижения, оборудованные системой звуковых и световых сигналов, например, машины скорой помощи, пожарные авто;
- автомобили, предназначенные для обучения граждан вождению.
Сроки, регламентированные законодательно, не являются препятствием к осуществлению желания автовладельца пройти техпроверку заранее по собственной инициативе.
Прохождение техосмотра нового автомобиля
Прохождение техосмотра автомобиля для любого автовладельца было обязательным до 2012 года. Техосмотр проходили в ГИБДД автовладельцы всех типов колесных автомобилей, предназначенных для использования на дорогах общего пользования и прошедшие обязательную регистрацию в Госавтоинспекции.
Порядок и периодичность сроков прохождения техосмотра, регулируется Федеральным законом о техническом осмотре. Для новых авто, не требуется проведение техосмотра в первые 3 года, включая год выпуска, это относится к:
- Легковым автомобилям;
- Грузовым автомобилям, с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн;
- Мототранспортным средствам;
- Прицепам и полуприцепам.
Отвечая на вопрос: нужен ли техосмотр на новую машину? Можно сказать, нет не нужен в течение 3 лет, с года выпуска автомобиля. Соответственно получать – диагностическую карту, вам не нужно. Полис ОСАГО вам оформят без неё пока не пройдёт 3 года.
Если речь идет о так называемых «самоходных машинах» — вся колесная и гусеничная техника, не предназначенная для использования на дорогах общего пользования, к которым относятся тракторы, комбайны, снегоходы и прочие подобные машины, то их техосмотр проводится в подразделениях Гостехнадзора. Есть категория автомобилей, техосмотр которых проводит Военная Авто Инспекция – это транспорт Вооруженных Сил Российской Федерации, и тех органов, в которых предусмотрена военная служба. Эти автомобили имеют госномера на черном фоне.
Аккредитацию для Операторов технического осмотра осуществляет Российский Союз Автостраховщиков (РСА)
С 1 января 2012 года после изменений в законодательстве РФ техосмотр автомобилей «отдали» в частные руки: проверку автомобилей имеют право проводить юридические лица и предприниматели, которые получили аккредитацию на право стать Оператором технического осмотра.
Аккредитацию для Операторов технического осмотра осуществляет Российский Союз Автостраховщиков (РСА). РСА – это некоммерческая организация, созданная на основании Федерального закона и уполномоченная выдавать после аттестации разрешения на проведение техосмотра для юридических лиц или предпринимателей. На РСА возлагаются обязанности контролировать соблюдение Операторами ТО правил подобной деятельности. По новым правилам, талон ТО заменяется на Диагностическую Карту (ДК).
Если вы приобрели автомобиль с «нуля», то ТО необходимо будет проходить через три года. Но дата отсчитывается не со дня покупки транспорта, а по ПТС, месяц и год изготовления автомобиля.
Напомним, что сроки действия ТО зависят от класса автомобиля:
- дата выпуска ТС от 3 до 7 лет: 24 месяца;
- дата выпуска более 7 лет: 12 месяцев;
- грузовые машины 3,5 тонны: 1 год.
Если у автовладельца появилось желание пройти ТО раньше, чем истек установленный законом срок, то это возможно.