Функции и принципы работы дроссельной заслонки

Как почистить дроссельную заслонку самостоятельно

Почистить дроссельную заслонку, если она механическая реально своими руками. Для этого надо выполнить следующие действия:

  • открутить винты, фиксирующие воздушный фильтр;
  • убрать провода от заслонки;
  • убрать фиксацию винтов, удерживающих в необходимом положении ДЗ;
  • положить устройство в ёмкость и залить его растворителем. Удобнее использовать таз или широкую кастрюлю;
  • продержать модуль в жидкости в течение 5-10 минут;
  • достать деталь из растворителя и удалить с него грязь при помощи безворсовой тряпочки. Подобраться к местам с осложнённым доступом можно с помощью ватной палочки;
  • собрать механизм в заданной последовательности, обеспечив фиксацию винтов.

При проведении ремонта своего авто самостоятельно стоит учитывать, что схема подключения может существенно отличаться. Это зависит от модели и марки транспортного средства. Сохраняется только основной принцип. Перед тем как начать работу стоит запомнить, как именно зафиксирован модуль, детализировать электросхему разборки, сфотографировать или зарисовать. Без демонтажа дросселя убрать всю грязь не удастся. Если вы станете чистить дроссель, не снимая его, то часть грязи попадёт прямо в двигатель.

Опытные автомастера говорят, что двигатель даже после чистки ДЗ может работать некорректно. Это свидетельствует о том, что требуется адаптация или элемент полностью вышел из строя. Он подлежит ремонту и восстановлению, но гораздо целесообразнее провести полную замену. Лишь в случае электронного типа оправдано детально рассмотреть блок управления.

Рекомендую посмотреть видео про самостоятельную чистку и обучение дроссельной заслонки на примере Nissan Almera, там всё предельно просто и доходчиво объясняется.

Если на дроссельной заслонке нанесено антифрикционное твёрдосмазочное покрытие, то чистку надо проводить очень аккуратно, иначе деталь невозможно будет адаптировать. Вообще после чистки я рекомендую нанести на заслонку антифрикционное средство, которое уменьшит износ, повысит плавность работы и предотвратит заклинивание. Одним их хороших средств является Modengy для деталей ДВС, которое производят в аэрозольных баллончиках.

Modengy для деталей ДВС- хорошая антифрикционная смазка

Отмечу, что некоторые заслонки не любят замачивания, после чего работа блока управления нарушается. Ну а если у вас электронная заслонка, то можно очень быстро повредить электропривод, поэтому лучше не делать ничего самому, а отвезти автомобиль в СТО.

Принцип работы дроссельной заслонки – простой. По внешнему виду она напоминает обыкновенный клапан, регулирующий объёмы поступающего в двигатель автомобиля воздуха, образующего газ (специальную его смесь). Узел дроссельной заслонки находится недалеко от воздушного фильтра и впускного коллектора. Заслонка периодически нуждается в чистке или полной замене, на это укажет неправильная работа двигателя.

А вы чистили или заменяли дроссельную заслонку?

Да
0%

Нет
60%

Планирую проверить
40%

Проголосовало: 5

Сделай репост и информация будет всегда под рукой

Причины чистки дроссельного узла автомобиля

Никакой регулярности у этой процедуры нет. Практика показывает, что сервисное обслуживание на станции в гарантийный период чаще всего не затрагивает работу данного узла. Если водитель соблюдает простые правила эксплуатации транспортного средства, у него не будет никаких проблем с работой основных систем двигателя и топливной аппаратуры. Поэтому нет периодичности чистки дроссельного узла, как, скажем, у замены масла или фильтров. Тем не менее, есть ряд признаков, которые могут говорить о необходимости выполнения этой задачи.

Основные поводы заняться чисткой следующие:

  • на малых оборотах двигатель начинает дергаться, это сказывается нехватка воздуха, которая возникает из-за засоренности дроссельного узла и уменьшенном пропуске воздушной смеси;
  • тяга снижается – в целом автомобиль может начать плохо тянуть на оборотах до 2000-2500 об/мин, это связано с тем, что дроссель нарушил соотношение компонентов при подготовке смеси;
  • вырос расход бензина на 5-15% без других причин, это также может быть вызвано чрезмерны обеднением смеси, которое компьютер компенсирует более активной подачей топлива в систему сжигания;
  • запуск мотора стал затрудненным, но на это нет других причин, дроссель не так часто влияет на пуск двигателя, но при серьезных загрязнениях запуск возможен только при нажатии педали газа;
  • обороты не устанавливаются в одном положении, на холостом ходу видны колебания стрелки тахометра, есть эффект приторможенного старта с первой передачи на низких оборотах, дергания в начале движения.

Конечно, все эти симптомы имеют и другие объяснения. В частности, можно считать, что дергание автомобиля на разгоне связано с системой датчиков, а не с дросселем. Но нужно постепенно исключить все варианты, чтобы убрать этот неприятный эффект. Не стоит сбрасывать со счетов и изношенность сцепления. Если этот узел неисправен, машина будет дергаться на ходу, потеряет мощность, снизит комфорт на низких оборотах и при трогании

Поэтому важно для начала провести комплексную диагностику и понять, что именно требует ремонта в вашем авто

Оседание пыли

Там то и происходит смешивание масляной пыли с пылью обычной. Эта чёрная, липкая масса и оседает в рабочем пространстве дросселя, через которое воздух идёт в двигатель. Образовавшийся слой влияет на диаметр, а следовательно, и на пропускную способность дросселя.

Это влияет на работу двигателя, его реакцию на резкое нажатие педали газа. Кроме того, маслянистая смесь может попасть на КХХ, что неблаготворно влияет на ход холостых оборотов. Поэтому и нужно чистить дроссель от нежелательных образований внутри её.

Стоимость заслонки, ресурс и меры по ее содержанию в исправном состоянии

Стоимость ДЗ для разных марок и моделей авто различна в торговых точках и ее предлагают в среднем от 3-х до 10 тыс. рублей. Ресурс узла практически рассчитан на весь срок эксплуатации авто и преждевременная его замена может быть вызвана неисправностью двигателя и его систем, а также выходом из строя датчиков. В основном это слой нагара и грязь на элементах заслонки, ведущие к интенсивному механическому износу оси и самой заслонки, вызывая ее неплотную посадку в канале и как следствие поступление неконтролируемой дозы воздуха. Для поддержания ДЗ всегда в исправном состоянии рекомендуется периодически выполнять ее прочистку и следить за состоянием двигателя и его систем. Стоимость замены заслонки в автосервисах находится в пределах 900 -1500 рублей, плюс настройка узла порядка 500-700 рублей. К тому в большинстве сервисов выполняют восстановление узла, либо обмен на отреставрированную. Стоимость такой заслонки порядка 5-6 тыс. рублей.

ИЗ-ЗА ЧЕГО ЗАБИВАЕТСЯ ДЗ

  1. Вентиляционная система картера. Нормальная работа системы характеризуется тем, что газы поступают через клапан к впускной системе минуя ДЗ. Загрязнение клапана системы вентиляции (PCV) переводит двигатель в аварийный режим работы. Картерные газы вкупе с масляной пылью скапливается перед ДЗ, забивая прилежащие к ней каналы.
  2. Система реверсного дожига оставшихся газов (выхлоп). Хорошее сгорание смеси способствует ее цикличному очищению с последующим попаданием в систему впуска. Необходимо периодически проводить диагностику впускной/топливной системы, свечей зажигания и лямбда-зонда. Корректное функционирование данных элементов гарантирует минимальную загрязненность ДЗ.

ЧИСТКА

Очищение ДЗ от налета грязи, пыли и прочего способствует корректной работе силового агрегата, повышению качества поставляемой в камеру сгорания топливо-воздушной смеси. Чистый узел гарантирует умеренный расход топлива, хорошую динамику авто и его экологичность.

СПОСОБЫ

Наиболее доступный и эффективный − очистка посредством соответствующих средств (аэрозольные баллончики).

Действия

  1. Отцепить патрубок от воздушного фильтра и от корпуса ДЗ.
  2. Запустить мотор. Рекомендовано делать это «на холодную» (непрогретый силовой агрегат) − см. сноску ниже.
  3. Направить струю из баллончика на корпус ДЗ. Недопустимо обильно опылять блок, ибо это чревато остановкой двигателя. Нужно наносить средство очистки плавно и постепенно − до полного избавления от грязи.

Непрогретый силовой агрегат активирует систему повышенных оборотов ХХ (прогревочных). При горячем двигателе (рабочая температура) данная система (клапаны, каналы находятся в закрытом состоянии) бездействует, что не позволяет поступать дополнительным воздушным массам. Поэтому чистка на холодный двигатель вымывает данные каналы/клапаны. На прогретом двигателе в эти каналы оседает вся очищающаяся грязь, что впоследствии приведет к их загрязненности и к некорректной работе силового агрегата.

Положение дроссельной заслонки на холостых оборотах

Какие должны быть показания положения ДЗ на оборотах холостого хода?

Разные! Почему?

Этот параметр в большей степени относится к ярым фанатикам чистки дроссельной заслонки каждую неделю, а то и через день.

Существует два основных способа управлять оборотами холостого хода при помощи РХХ (регулятор холостого хода)

Именно управлять оборотами хх! А не поддерживать обороты хх! Это очень важно!. Так вот:

Так вот:

  1. При помощи регулятора холостого хода, установленного в байпасном канале
  2. При помощи регулятора холостого хода, управляющего непосредственно дроссельной заслонкой

И та, и другая система встречается на разных автомобилях. Даже Шевроле Лачетти использует разный способ регулировки холостого хода. На двигателях 1,4л и 1,6л используется второй метод, а на двигателях 1,8 используется первый метод.

Этот параметр в диагностике обзывается, как “Шаги РХХ” или “Положение ДЗ Шаг”. Это более подробно мы рассмотрим в одной из будущих статей, а сейчас кратко объясню в чём заключается принципиальная разница этих двух способов. Это необходимо для понимания диагностики положения дроссельной заслонки.

Как мы уже знаем, все процессы в двигателе начинаются с подачи воздуха. Подачей воздуха мы можем регулировать обороты двигателя в разных режимах. То же самое происходит и при регулировке оборотов холостого хода. Подавая определённую массу воздуха, мы регулируем обороты хх в нужных пределах.

Примечание! Регулятор холостого хода осуществляет грубую регулировку оборотов хх (порядка +/- 50 об/м. После этого более точно обороты хх регулируются посредством изменения УОЗ

Но это тема другой статьи и сейчас это не столь важно

Так вот, в первом случае заслонка полностью закрывается, а необходимый для холостого хода воздух, подаётся в обход дроссельной заслонки по специальному каналу. В этом канале находится специальный клапан-регулятор, который регулирует массу воздуха, проходящую через этот канал.

А во втором случае подача воздуха осуществляется через саму дроссельную заслонку. Заслонка приоткрывается/прикрывается при помощи электродвигателя и через неё проходит необходимая масса воздуха для работы двигателя на холостом ходу.

То есть, очевидно, что в первом случае при работе двигателя в режиме холостого хода правильные значения положения ДЗ будут равны нулю! Так как воздух идёт не через дроссельную заслонку, а через специальный канал РХХ.

А во втором случае при работе двигателя в режиме холостого хода правильные значения положения ДЗ будут равняться нескольким процентам (градусам). Равняться нулю показания не могут, так как если заслонка закроется полностью, тогда двигатель заглохнет.

Вот у нас уже получился первый вывод. Вот его суть.

Чтобы правильно диагностировать положение дроссельной заслонки, первым делом необходимо определить, как осуществляется регулировка оборотов холостого хода на этом конкретном автомобиле. Если по первому способу – тогда положение ДЗ на холостом ходу должно быть равно 0%! А если по второму способу – тогда несколько процентов!

Примечание: Во всех сферах нашей жизни встречаются исключения. Тут тоже. Например, Лачетти 1.8 ЛДА с блоком управления MR-140 хоть и имеет отдельный регулятор холостого хода, но положение дроссельной заслонки на холостом ходу составляет 10-12%

В первом случае всё просто и понятно. Если значения отличны от нуля, значит либо дроссельная заслонка не может плотно закрыться из-за грязи или ещё чего-то, либо датчик положения дроссельной заслонки показывает не правду, что означает его износ и поломку.

А вот во втором случае не всё так однозначно.

Бытует мнение, что если открытие ДЗ составляет более 5%, тогда необходима обязательная чистка этой самой заслонки. Это так, но со множеством нюансов.

И самые главные из них – это те, о которых мы уже говорили выше:

  • регулятор холостого хода не поддерживает холостой ход, а регулирует его
  • нагрузка на двигатель высчитывается по расходу воздуха (давлению в коллекторе). Чем больше масса потребляемого воздуха – тем больше нагрузка. И наоборот, чем больше нагрузка на двигатель, тем больше ему необходимо воздуха.

дроссельный узел

Считается, что изобретателем МД (Модернизация Дросселя) тюнинга является американский инженер Рон Хаттон. По его словам эта доработка дроссельного узла позволяет изменить состояние воздушного потока (создать завихрения), что позволяет увеличить мощность двигателя и снизить расход топлива до 25 %. Так ли это на самом деле?
Дроссельная заслонка (ДЗ) регулирует поток воздуха, который поступает в цилиндры. Для предотвращения ее подмерзания (особенно на трассе) производитель оснастил дроссельный узел (ДУ) подогревом охлаждающей жидкостью. Многие автолюбители считают, что это бесполезная функция и убирают его совсем. А другие отключают подогрев дроссельной заслонки только на лето. А есть ли смысл в такой простой доработке?
Отработанные газы всасываются обратно в двигатель через заслонку дроселя, смешиваясь с общим потоком чистого воздуха, проходящего через ДМРВ. Однако, часть масляных паров оседает в патрубке и со временем достигают чувствительного датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), выводя его из строя. А Вы знаете, как доработать систему, чтобы все отработанные газы на 100% засасывались обратно в двигатель?
Система вентиляции «десятки», отсасывая картерные газы, направляет их «по второму кругу» – снова к входу в карбюратор или – у впрыскового мотора – в дроссельное устройство. С появлением впрысковых ВАЗ 2110 обнаружилась проблема, которая негативно влияет на работу датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) и регулятор холостого хода (РХХ). Расскажем, как можно продлить срок службы ДМРВ и РХХ.
Регулятор холостого хода (РХХ или ДРХХ) является устройством, которое напрямую влияет на обороты холостого хода двигателя. Если обороты плавают или выше нормы, тогда следует начать с проверки именно РХХ. Если этот датчик неисправен, тогда его следует заменить на новый, либо временно отремонтировать.
Штатная дроссельная заслонка ВАЗ 2110 (дроссельный узел) имеет диаметр 46 мм. Многие любители тюнинга в поисках новых ощущений решаются заменить эту деталь на альтернативную, с большим диаметром (52, 54 или 56мм). А Вы знаете, есть ли польза от такого тюнинга?
В двигателе внутреннего сгорания маслоотделитель системы вентиляции препятствует попаданию моторного масла через вентиляцию картера двигателя во впускной коллектор. Штатный маслоотделитель ВАЗ десятого семейства располагается в клапанной крышке, но иногда устанавливают дополнительный маслоуловитель своими руками, о нем и расскажем далее..
Если появилась неровная работа двигателя на холостых оборотах, тогда причиной может быть неисправность датчика регулятора холостого хода. Перед тем как его заменить, можно проверить РХХ своими руками.
РХХ (регулятор холостого хода) является устройством, которое необходимо для стабилизации оборотов холостого хода двигателя. Все симптомы неисправности этого датчика связаны с оборотами двигателя. Если этот датчик неисправен, тогда его следует заменить на новый, но какой РХХ лучше выбрать ?

Дроссельный узел (ДУ) регулирует подачу воздуха в двигатель, тем самым влияет на обогащение топливной смеси. Неисправности ДУ могут вызвать неправильную работу двигателя. В этом случае ДУ обычно меняют на новый, но чаще всего проблемы двигателя решает промывка дроссельного узла своими руками.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) установлен сбоку на дроссельном патрубке и связан с осью дроссельной заслонки. Как и у многих других датчиков ДПДЗ тоже имеет определенный срок службы. Когда приходит время поменять датчик, то начинаем задумываться, а какой ДПДЗ лучше выбрать, чтобы он прослужил долго ?

В процессе эксплуатации автомобилей ВАЗ выявляется множество моментов, которые конструкторы оставили без внимания. Например, дроссельный узел (ДУ) на некоторых комплектациях автомобиля имеет дефект, который может приносит ряд проблем, такие как: глохнет двигатель в момент переключения передач, плохо запуск двигателя на прогретой машине, вибрация двигателя на холостых и т.д.

Фильтр между дроссельным узлом и каналом малой вентиляции

Все владельцы ВАЗ 2110-12 сталкивались, когда на низких оборотах машина вяло разгоняется, а так же присутствуют рывки при переключении передач или присутствует лёгкая вибрация на холостых.

Мнения автолюбителей о неисправности датчика заслонки

1. Датчик ПДЗ – работает также, как и простейшие регуляторы уровня громкости в старых моделях телевизоров …

«Это устройство представляет собой аналог простейшего регулятора уровня громкости, который встречается в старых телевизорах. Датчик имеет такие проблемы — «шуршание» во время работы. Если в случае с телевизором регулятор используется не так часто, то в автомобиле датчик дроссельной заслонки работает постоянно. Его «шуршание» — далеко не те обороты, которые можно ожидать в соответствии с логикой движения. Именно с этим связаны сложности с зависанием оборотов двигателя на 1,5-2 тыс. оборотов и более. Стоит отметить, что ЭБУ обязательно выявит неисправность датчика дроссельной заслонки, в результате чего на приборной панели засветится «чек». Обычно код такой ошибки расшифровывается, как «Высокий уровень ДПДЗ».

2. Обедненная смесь — следствие проблем с датчиком дроссельной заслонки

«Если я правильно понимаю, при езде с постоянной скоростью машина дергается, а при резком сбросе акселератора ощущается провал и мотор может глохнуть. Если дроссельная заслонка будет открыта больше чем наполовину – машина едет довольно хорошо?

Если все симптомы сходятся, то:

  • проводилось ли измерение состава смеси в автосервисе?
  • симптомы указывают на возможное обеднение смеси, поэтому, я бы, прежде всего, проверял лямбда-зонд, а затем датчик расхода воздуха. Конечно же, следует еще проверить всевозможные места подсоса лишнего воздуха, но никак не датчик дроссельной заслонки.
  • отключите лямбда-зонд и покатайтесь без него, если на усредненных значениях машина едет нормально, значит нужно менять лямбду.

Вот так выглядит мое мнение на этот момент. Если оно ошибочно — будем думать дальше.»

3. Почему троит двигатель

«Машина может троить из-за неисправности датчика дроссельной заслонки. Когда у моего авто «затроил» мотор, я подрегулировал ДПДЗ и «троение» исчезло!!! Этой меры хватило, примерно, на 5-7 км (я тестировал мотор в разных режимах, глушил и заводил, но он работал ровно), а машина резко «затроила» и ни какие настройки датчика дроссельной заслонки больше не помогали. При этом, на СТО мне сказали, что причина нестабильной работы мотора не в датчике ДЗ. Я им просто не верю! Сначала они утверждали, что «виноват» термостат, но не тот, который управляет охлаждением мотора, а тот, который находится возле дроссельной заслонки (я о таком даже не знал). В этом месте присутствует пятно от антифриза, и механики решили, что неисправность вызвана этим термостатом. Затем они еще подумали и переключились на клапан в моторе, затем на проводку и т.д.

После безуспешных поисков мне позвонили с СТО, извинились и сказали, что не знают, в чем причина. Отмечу, что капли на термостате по составу похожи не на охлаждающую жидкость, а на обычную воду. Я снимал датчик – внутри сухо, значит вода туда не попала, но капли были прямо на фишке датчика дроссельной заслонки! Когда я начал продувать ДПДЗ, из него полетели мелкие брызги».

4. Неправильные настройки датчика

«Из-за ошибок в настройке датчика дроссельной заслонки неправильный сигнал поступает в ЭБУ. Подается неправильная информация об уровне открытия дроссельной заслонки, а значит, нарушается дозировка топливной смеси. Конечно лямбда-зонд может подкорректировать смесь. Я и сам бы исправил настройки. Понимаю, что это просто и недолго, но «нет ничего более постоянного, чем временное».

Симптомы сильного загрязнения

Состояние дросселя напрямую влияет на работоспособность силовой установки. Значительное количество загрязняющих отложений на заслонке и внутренних поверхностях каналов нарушает нормальное функционирование узла.

Из-за грязи заслонка попросту не может полностью перекрыть канал, а также подклинивает при открытии. А грязь в канале холостого хода снижает его пропускную способность.

Это приводит к тому, что:

  • Плавают обороты мотора, особенно на холостом ходу (вплоть до полной остановки);
  • Пуск силовой установки затруднен (как «на холодную», так и «на горячую»);
  • Появляются провалы при наборе оборотов;
  • Двигатель запоздало реагирует при нажатии на педаль газа;
  • Снижается динамика (обычно проявляется на мощных двигателях).

Но стоит отметить, что такие симптомы могут возникать и по иным причинам, а не только при загрязнении дроссельного узла.

Такие же признаки дают выход из строя ДПДЗ, сильное загрязнение воздушного фильтра, пропуски в свечах и т. д.

Поэтому сначала следует точно установить, что проблема возникла именно из-за большого количества отложений в дросселе. Для этого достаточно послабить хомут крепления воздуховода к узлу, снять его и посмотреть, после чего оценить ситуацию.

Существует два вида дроссельных заслонок:

●механическая;

●электромеханическая с электронным блоком управления.
Механическая заслонка напрямую связана с педалью газа тягой. Нажимаете на педаль газа – заслонка открывается, во впускной коллектор поступает больше воздуха, образуется больше смеси. Педаль газа отпускаете – заслонка закрывается. Такая конструкция применяется на бюджетных старых автомобилях.

В современных машинах применяют принцип электронного управления. Заслонку регулирует ЭБУ (электронный блок управления), который сам считывает показатели с датчиков и принимает решение о положении дроссельной заслонки.

В отличие от механического привода, электронный обеспечивает оптимальный крутящий момент во всех режимах работы двигателя, даже когда водитель не взаимодействует с педалью газа. Эта конструкция дросселя помогает соблюдать экологические требования, обеспечивает безопасность и оптимизирует расход топлива.

Принцип работы дроссельной заслонки

Основные элементы дроссельной заслонки

Как происходит контроль оборотов двигателя водителем? Нажимая на газ, он открывает дроссель, увеличивая диаметр пространства, через которое происходит питание двигателя воздухом. Чем больше воздуха попадает в двигатель, тем больше ЭБУ (компьютер) двигателя подаёт топлива, соблюдая при этом необходимую пропорцию воздух/бензин. Большая масса воздушно-топливной смеси приводит к мгновенному увеличению оборотов (и мощности соответственно).

Зачем нужно чистить дроссельную заслонку?

Проверка работы после чистки

Также в двигателе присутствует такая система, как система рециркуляции картерных газов. В картере накапливаются газы, состоящие из масляной пыли, отработанных газов, и топлива, которое не успело сгореть в цилиндрах.

В соответствии с современными экологическими требованиями, конструкторами принято решение отправлять эти газы обратно в цилиндры, с целью их дожигания. Газы проходят через маслоотделитель, но небольшой процент масла все же остаётся в них. Путь их к цилиндрам как раз лежит через дроссельную заслонку.

Оседание пыли

Оседание пыли

Там то и происходит смешивание масляной пыли с пылью обычной. Эта чёрная, липкая масса и оседает в рабочем пространстве дросселя, через которое воздух идёт в двигатель.

Образовавшийся слой влияет на диаметр, а следовательно, и на пропускную способность дросселя. Это влияет на работу двигателя, его реакцию на резкое нажатие педали газа. Кроме того, маслянистая смесь может попасть на КХХ, что неблаготворно влияет на ход холостых оборотов. Поэтому и нужно чистить дроссель от нежелательных образований внутри её.

Виды дроссельной заслонки

В современных двигателях от положения дроссельной заслонки зависит количество топлива, поступающего в камеры сгорания. Специальный датчик фиксирует, насколько она раскрыта и передает данные на ЭБУ. Компьютер уже подает управляющие сигналы на форсунки. Данная инжекторная система появилась уже давно и с той поры дорабатывалась с целью повышения эффективности силовой установки.

Деталь имеет несколько разновидностей

Совершенствовался и механизм ДЗ – теперь их более одного типа:

  • механические;
  • электронные.

Последние вариации – это дань современным технологиям. Любому владельцу личного транспорта, которому интересно знать, что такое дроссельная заслонка в авто, стоит поближе познакомиться с этими типами ДЗ.

Механическая

Это самая простая разновидность дроссельной заслонки, которая и сегодня можно встретить в большинстве современных автомобилей. Вся система представлена следующими составляющими:

  • педалью акселератора (газа);
  • тягами;
  • поворотными рычагами;
  • стальным тросом.

Когда водитель нажимает на педаль газа, он тем самым запускает механическую систему с рычагами, тросами, тягами. Это приводит к вращению дроссельной заслонки вокруг горизонтальной оси. Как итог – поступление свежей порции воздуха для формирования рабочей смеси. И чем больший поток поступит во впускную магистраль, тем большим количеством топлива она обогатится. Но стоит только опустить педаль, как заслонка вернется в исходное вертикальное положение – закрытое состояние.

В режиме холостого хода заслонка закрыта, а потому воздух поступает в цилиндры через обходной канал (регулятор холостого хода), оборудованный электроклапаном. Если автомобиль укомплектован кондиционером либо иным электрооборудованием, то при их включении задействуется еще один канал, минуя впускной коллектор.

В современных автомобилях имеются специальные патрубки, по которым через механизм ДЗ протекает охлаждающая жидкость. Тем самым предотвращается обледенение и заклинивание заслонки.

Электрическая

За что отвечает механизмом данного типа? Как уже известно, конструктивные особенности никак не влияют на предназначение ДЗ. Заслонка с электронным приводом также регулирует поступление воздуха в камеры сгорания. Такое оснащение встречается в последних поколениях транспортных средств обычно элитного класса от всемирно известных производителей. Это более дорогая, но не менее эффективная вариация в отличие от механического аналога. Здесь уже не встретить ни рычагов, ни тросов – только сверхбыстрая электроника.

Устройство дроссельной заслонки электронного типа состоит из следующих элементов:

  • датчиков положения педали акселератора;
  • ДПДЗ;
  • электрического привода (он включает в себя редуктор с возвратным механизмом).

По сути, вся педаль является большим переменным резистором, который посредством платы образует электрический сигнал, передаваемый к компьютеру. А тот уже направляет управляющие сигналы приводу, как сильно нужно открыть заслонку. Для контроля ее позиции используются специальные сенсоры. Они посылают свои данные к ЭБУ.

Каков принцип работы датчика положения дроссельной заслонки? Это потенциометр с общим сопротивлением в 8 кОм. Он располагается на корпусе механизма с заслонкой и фиксирует угол поворота. При ее открытии формируется напряжение постоянного характера разного значения:

  1. Исходное закрытое положение – 0,7 Вольт.
  2. Заслонка открыта полностью – 4 Вольт.

В зависимости от показаний напряжения ЭБУ узнает о степени открытия заслонки и соответствующим образом дает команду, какое количество топлива необходимо в текущий момент времени.

Что могут датчики дроссельной заслонки

Электронный контроль осуществляется посредством датчиков, которые передают следующие данные:

  1. Показатели вращения коленвала
  2. Расхода воздуха и его температура
  3. Температуры антифриза
  4. Положение заслонок дросселя
  5. Системе обратной связи (состав выхлопных газов)
  6. Детонации в моторе
  7. Напряжение электросети
  8. Скорости движения
  9. Положение распредвала
  10. Активация кондиционера
  11. Неровности дорожного полотна

Рассмотрим подробно работу датчика ПДЗ.

Это прибор для точного дозирования топливной смеси, подаваемой в камеру сжигания двигателя. Его работа повышает КПД мотора и эффективность движения.

Угол положения ДЗ преобразуются в напряжение тока и передается на контролирующие зоны электронного блока. Исходя из угла заслонки, меняется значение напряжения, что и распознается контролером, который подает сигналы к определенным действиям во впрыскивающий механизм. При этом, после обработки сигналов с датчиков, ЭБУ определяет оптимальные параметры для экономичного режима – адаптируют программу под стиль вождения, под данный двигатель и т. д. По сути, датчики фиксируют параметры зависимости положения заслонок дросселя с изменением напряжения в цепи.

Датчики заслонок бывают двух типов:

— контактные (пленочно резисторные) – которые напрямую связаны с осью заслонки, при вращении которой, перемещаются контакты датчика по полозьям. При этом преодолевается высокое сопротивление и изменение напряжения, что, в конечном итоге, и является исходящим от датчика сигналом. Конструкция простая, легко диагностируется. Однако, быстро изнашивается из-за постоянного воздействия силы трения.

— бесконтактные – в местах контактов расположен перемещающийся магнит, а показатели переменного магнитного поля преобразует в электронный сигнал датчики Холла. Бесконтактные датчики имеют увеличенный ресурс, однако, сложно диагностируемые.

Чем чистить дроссельную заслонку: мнения автовладельцев

  1. Используйте жидкость для карбюраторов.

    – Много раз слышал о том, что можно использовать жидкость для карбюраторов, действуя следующим образом: двигатель заглушить, пока он горячий, побрызгать средством для чистки, подождать (наверное, лучше действовать при снятом патрубке), завести машину, на разных оборотах распылить средство еще, посмотреть на дым. Видел, как специалист выполнял чистку с помощью жидкости для инжекторных моторов. На вопрос о том, можно ли использовать это средство для карбюраторных, ответил, что да, но наоборот нельзя.

  2. Хорошее соотношение цены и качества.

    – Мой отзыв об американской новинке от ABRO «Masters» – средстве для чистки карбюратора и дроссельных заслонок. Отлично удаляет налет от продуктов горения и загрязнения со стенок дроссельных заслонок, не влияет негативно на двигатель.

    В баллоне приличное давление, самого средства много, можно пользоваться неоднократно. Очиститель сразу удаляет грязь и копоть.

    К распылителю приложена насадка в виде трубки, которая помогает использовать средство для чистки в труднодоступных местах. Благодаря ацетону в составе может применяться как обезжириватель при обработке различных изделий. 

    Можно использовать не только для чистки дроссельных заслонок и каналов, но и разъемов датчиков в двигателе. Хорошее соотношение цены и качества, поскольку хватает очистителя надолго. В общем, рекомендую.

  3. Брюки превращаются….

    – Отличное средство для чистки от K&W, был приятно удивлен результатом. Использовать можно только на горячем моторе. Надо демонтировать воздуховод с впускного коллектора, сам двигатель должен быть прогретым. Затем погазовать, чтоб мотор не заглох, распылить средство на заслонку, сделать это обильно, но не перегибая палку. Грязь отходит прямо на глазах, можно увидеть чистую заслонку и рядом расположенные детали. Одновременно с дроссельной заслонкой почистятся клапана – впускные и выпускные, а также лямбда. Некоторая сноровка позволит использовать баллончик в течение длительного времени.

  4. Классика жанра.

    – Я использовал для чистки классический WD-40, снимал, разбирал на детали и чистил все по отдельности. Конечно, растворяет грязь не так быстро, зато после того как высохнет, не остается оксидов, из-за которых могут возникнуть проблемы. 

    Также для чистки заслонки пользовался средством «АГАТ», нормально помогает. Еще одно хорошее средство – российский «Керри».

  5. Никаких проблем!

    – Нужно ли чистить дроссельную заслонку? Конечно! Я пользуюсь средством Pro-Line Drosselklappen-Reiniger. Заслонку не снимаю, чтоб потом ее не настраивать.

    • Надо снять корпус воздушного фильтра, чтобы получить доступ к заслонке.
    • Распылить на задвижку 100–150 мм средства, подождать минут 5, потом удалить все ветошью.
    • Завести двигатель, обороты должны быть в районе 2-2,5 тыс./мин, распылить на заслонку еще 250–300 мм.
    • Поставить на место корпус воздушного фильтра.

    Готово!