Что такое фазы газораспределения и как они работают

Содержание

Как узнать менялся ли ремень грм по признакам

Ремень грм на подержанном автомобиле, купленном с рук, мог и не меняться. И тогда вам в руки попадает машина, двигатель которой в любой момент может испортиться, ведь обрыв ремня грм – штука страшная. Если же уметь и знать, как проверять состояние данного ремня, и уметь определять его износ, можно избежать многих проблем.

Ремень на подержанной машине

Золотое правило автомобилиста гласит – лучше поменять ремень грм на купленной с рук машине без всяких проверок его состояния, и тем самым, обезопасить себя от различного рода неприятностей. Стоит ремень недорого, можно поменять его своими руками и сэкономить на услугах в СТО.

Теперь о том, как проверять. Без снятия ремня с автомобиля, определить его состояние целиком невозможно. Хотя, можно вывернуть его ветку наизнанку, посмотреть состояние и составить примерное мнение.

Самыми явными признаками износа являются: трещины на ремне и потертости. Их наличие, правда, пока не означает полную сработку изделия, но это намек на будущие проблемы. Несмотря на то, что основа любого резинового ремня, это металлические прутики, после истирания резины, и от них ничего не останется.

Металлическая основа ремня грм придумана неспроста. Именно она дает шанс многоколичественного выдерживания большого числа усилий, экономит функциональное состояние механизма долгий период времени.

Если вам повезет, то вы может стать обладателем подержанной машины, на ГРС которой установлен ремень с улучшенным прутиковым основанием. Означает это, что срок службы изделия априори увеличивается на 30 процентов.

Следует также знать, что решение о замене ремня грм принимается не только в случае его истирания. В большинстве случаев ремень заменяется по причине ослабления, растягивания, не плотного прилегания и т.д.

Центральным элементом всей ГРС системы является также ролик-натяжитель. И чаще всего ремни обрываются не из-за того что старые, а по причине заклинивания ролика. Именно ролик должен обеспечивать правильную натяжку ремня, именно из-за его плохой работы ремень легко соскакивает со шкивов и обрывается. Эксперты настаивают: меняйте ролик обязательно вместе с ремнем! С этим трудно не согласиться.

Замена ролика и помпы

А теперь стоит поговорить о том, что на большинстве автомобилей используется схема привода газораспределительного механизма, ставшая уже классической. Ремень вращает также шкив помпы, которая необходима системе охлаждения для нормальной работы. Взглянув на ресурс помпы и ремня, можно увидеть, что у первой он не намного больше. А стоимость данного агрегата не такая уж и большая, поэтому стоит заменять помпу одновременно с ремнем ГРМ. Разумеется, ролики всегда нужно менять, так как у них ресурс такой же, как у ремня.

Правда, для этого потребуется полностью сливать жидкость из системы охлаждения двигателя, дав ей некоторое время остыть, если мотор был недавно заглушен. Во всех моделях практически имеется два сливных отверстия — в блоке и в нижней части радиатора

Опять же, обратите внимание на то, что ресурс у антифриза не очень большой. Его присадки испаряются, а свойства меняются спустя 60 тысяч километров пробега

Не лучше ли заменить и антифриз? Следовательно, разобравшись, ремень ГРМ — что это такое, нужно определить, какие еще детали заменять при установке нового.

Возможные неисправности в ГРМ

Так как газораспределительный механизм состоит из большого количества деталей, логично будет предположить, что существует большой риск его поломки. Среди самых распространенных причин можно выделить следующие:

— износ подшипников или толкателей клапана — можно определить по повышенному шуму мотора;

— неполадки с гидрокомпенсаторами — проявляются в виде стука при работе двигателя;

— прогорание клапанов или образование нагара в системе;

— износ сальников клапана — масло попадает в систему и начинает сгорать в цилиндрах;

— износ ремня или цепи ГРМ — падает мощность двигателя, он шумит, происходят сбои в фазах работы.

Стоит сказать, что на современных авто ГРМ выполнен достаточно качественно, это значительно повышает его эксплуатационный срок. Ведь если, например, взять газораспределительный механизм ВАЗ 2106, то можно увидеть, что он нуждался в постоянном уходе, регулировке клапанов и замене тех или иных деталей.

Признаки, по которым можно определить, что газораспределительный механизм неисправен, — это посторонние звуки в выпускном и впускном трубопроводах (хлопки или шум), уменьшение компрессии, металлический стук или падение мощности двигателя. Появление этих признаков сигнализирует о том, что ГРМ неисправен и необходим его ремонт.

Признаки, что ремень ГРМ пришел в негодность

Все мастера на СТО определяют износ детали по нескольким
характерным симптомам. Рассмотрим признаки растянутого ремня ГРМ более
подробно.

Возраст

Выше было написано, что ресурс привода определяется
возрастом (пробегом автомобиля).

Резиновое
изделие в ходе работы испытывает большие нагрузки, поэтому неудивительно, что
изнашивается и растягивается. Еще быстрее оно приходит в негодность, если на
него попадает масло или другие технические жидкости.

К тому же, имеет значение и возраст самого изделия —
использовать можно ремни, которым не больше 5 лет. Иначе они теряют свою мягкость,
дубеют и трескаются, независимо от проделанных машиной километров. Получается,
что даже если водители редко ездят — мягкий привод ГРМ все равно изнашивается со
временем.

Из этого следует, что в первую очередь надо
проверить состояние детали и определить время эксплуатации. Наличие трещин и
потертостей на детали однозначно укажут на необходимость замены.

Ремень ГРМ с трещинами
Трещины на ремне ГРМ

Падение мощностей двигателя

Порядком потрепанный или ослабленный ремень ГРМ не в
состоянии синхронизовать работу зажигания. По этой причине процесс нарушается —
топливная смесь воспламеняется не в свое время. Из-за этого осложняется запуск,
двигатель начинает сильно вибрировать. Это не только вызывает дискомфорт от
вождения, но и грозит другими, более серьезными поломками.

Дым из выхлопной трубы

Из-за неправильной работы системы зажигания, топливо
сгорает не полностью. Часть горючего проникает в выпуск, что повышает температуру
в глушителе. В результате оплавляется и разрушается катализатор, а выхлоп
начинает сильно дымить черным нагаром. Также при этом наблюдается хлопающая
работа мотора.

Дымящий автомобиль
Дым из выхлопной трубы

Стучит мотор

Вернее сказать, что он шоркает или тикает, как часы.
И чем сильнее обороты силового агрегата, тем громче и чаще звуки. Однако они не
всегда бывают связаны с самим ремнем — нередко причиной становится
неисправность смежных узлов.

Течь из-под кожуха привода ГРМ

Масляные подтеки в зоне привода ГРМ — еще один
характерный симптом описанной проблемы. Тут это уже не следствие, а причина
износа. На резину однозначно попадет масло, а это выведет деталь из строя.
Поэтому, если заметили течь, ремень нужно проверять и в 90% случаях, менять.

Износ ремня ГРМ

Как и говорилось выше, износ удастся определить на
глаз. Надо вывесить одно из колес, вытащить свечи зажигания, после чего начать
медленно прокручивать коленвал и осматривать ремень. Любые признаки износа —
трещины, разлохмачивания — повод для осуществления замены.

Подробнее о том, что можно выяснить при визуальном
осмотре:

  • надрывы и разлохмаченность (выступающие
    нити) — ремень ослаблен;
  • большое количество трещин, мелких и
    больших — указывают на старение изделия;
  • истирание между зубьями — неправильно проведено
    натяжение;
  • сильные потертости на торце — привод
    перекошен, нужно отрегулировать.

Разлахмоченный ремень ГРМ
Разлохмоченый ремень ГРМ

А еще можно послушать, как работает привод. Если
ремень свистит, то это укажет на его перетянутость или недотянутость.
Необходима срочная регулировка во избежание скорого обрыва.

Стартер крутит в холостую

Это означает, что двигатель не получается завести.
Уже ситуация вышла боком, и поздно махать кулаками. Сам по себе стартер
крутится бодро, но мотор не хочет запускаться, так как нет реакции. Данный
признак означает потерю компрессии, что вызывается разрушением агрегата. Что
делать — единственный вариант, окончательно убедиться в неисправности, а затем
отправить ДВС на свалку и купить новый. Можно, конечно, попытаться
отремонтировать движок, но целесообразнее приобрести контрактный агрегат в
хорошем состоянии.

Выше были представлены все известные симптомы
растянутого ремня ГРМ.

Боек — коромысло

Боек коромысла шлифуют по шаблону до выведения следов изнашивания; при уменьшении высоты бойка за пределы допускаемой и при снижении твердости бойка его наваривают электродами Т-590 или Т-620 и обрабатывают по шаблону под нормальный размер или наплавляют другими электродами и закаливают до необходимой твердости.

В схеме I боек коромысла 4 плоский, тарелка толкателя 5 — сферическая, в схеме II — наоборот. Инверсия устраняет поперечные нагрузки на толкатель.

В конструкции 1 боек коромысла выполнен плоским, тарелка толкателя — сферической; в инвертированной схеме / / боек — сферическим, тарелка толкателя — плоской. Результатом инверсии является уменьшение поперечных усилий на толкатель. Кроме того, боек можно выполнить цилиндрическим, что обеспечивает линейный контакт в сочленении, тогда как в конструкции по схеме / контакт точечный.

В схеме I боек коромысла 4 плоский, тарелка толкателя 5 — сферическая, в схеме II — наоборот. Инверсия устраняет поперечные нагрузки на толкатель.

Регулировка зазоров между клапанами и коромыслами.

При уменьшении этого зазора удлинившийся клапан, упираясь в боек коромысла, неплотно прилегает к своему гнезду, вследствие чего снижается компрессия в цилиндре, фаски выпускных клапанов обгорают из-за нарушения отвода тепла, а стержни клапанов заедает в направляющих втулках.

Износ торцов стержня клапана, штанги, толкателя, а также бойка коромысла, изгиб штанги увеличивают зазор в передаточных деталях механизма газораспределения, что приводит к неполному открытию клапанов, ограничивает газообмен в цилиндрах и создает шум при работе двигателя.

Между коромыслами на их оси установлены распорные пружины и регулировочные шайбы для центровки бойка коромысла по оси клапана.

Коромысла изготовляют из стали или ковкого чугуна. Боек коромысла подвергают закалке, затем шлифуют и полируют.

Декомпрессионный механизм с регулировочными болтами 6, показанный на рисунке 31 в, регулируют при закрытом состоянии клапана. Отпускают контргайку 7 и ввертывают болт 6 до тех пор, пока головка этого болта не коснется коромысла, а боек коромысла — торца стержня закрытого клапана.

При наличии компенсаторов во многих случаях отпадает необходимость выдерживать предельно высокую точность сопряженных деталей, этим облегчается процесс их изготовления, уменьшается стоимость изделия. Особенно ощутимый эффект дает использование компенсаторов при многозвенных размерных цепях, например в газораспределительном механизме двигателя, где в длинной цепочке, состоящей из 10 взаимосвязанных деталей, температурные изменения и износ компенсируются одним винтом у бойка коромысла.

К поверхностям скольжения газораспределительного механизма масло поступает под давлением из канала 4 блока цилиндров через маслоподводящий кронштейн 5 я пустотелую ось толкателей. По сверлениям в оси масло направляется для смазки опорных поверхностей толкателей, а по сверлениям в толкателе, штанге, регулировочном винте коромысла, в коромысле смазка подается к шаровым опорным поверхностям штанги и к втулке коромысла. Боек коромысла и стержень клапана смазываются путем разбрызгивания масла, поступающего через сверление в верхней части коромысла.

Схема установки распределительных шестерен.

На валике / / ( рис. 7) декомпрессора, вращающегося з кронштейнах 14, установлено четыре винта 36, расположенных против выпускных клапанов. Угловое расположение рычага относительно корпуса 5 и соответственно валика декомпрессора определяется двумя положениями фиксатора. Декомпрессор включается при помощи рукоятки 7 ( рис. 36) ( при дистанционном управлении из кабины) или рычагом 10 при ручном управлении. При включении декомпрессора винт 36 ( рис. 7), воздействуя через боек коромысла, открывает клапан.

Клапаны при работе подвергаются воздействию высоких температур и разъедающему действию газов. Температура выпускных клапанов достигает 600 — 800 С, а впускных-300 — 400 С, причем более низкая температура впускных клапанов имеет место ввиду охлаждения их воздухом при такте впуска. Поэтому клапаны изготовляют из легированной стали: впускные — из хромистой или хромоникелевой стали, выпускные-из жаростойкой силь-хромовой стали. Конец стержня клапана подвергается термической обработке, которая уменьшает износ торца от действия бойка коромысла.

КОГДА МЕНЯТЬ РЕМЕНЬ ГРМ

Однозначно нельзя назвать пробег после которого рекомендуется заменить ремень ГРМ. В инструкции к автомобилю чаще всего указан примерный срок эксплуатации детали. Но также следует помнить, что влиять на износ ремня могут и другие факторы, сокращая время до его замены: Качество детали. Если на автомобиле была произведена замена ремня ГРМ на неоригинальный, следует через каждые 10-15 тысяч километров следить за его степенью износа. Сложно предугадать, сколько именно прослужит деталь, особенно если речь идет об универсальном варианте, не созданном для конкретной модели машины; Интенсивность работы двигателя. Если автомобиль эксплуатируется ежедневно десятками часов (например, такси), то следует уменьшить срок замены ремня ГРМ. Во время интенсивной работы он может нагреваться, от чего будет сильнее изнашиваться; Другие факторы.

При некачественном ремонте автомобиля, ремень ГРМ может соприкасаться с внешней стороны с другими элементами подкапотного пространства машины. Данную ситуацию необходимо как можно быстрее исправить, иначе ремень скоро выйдет из строя. Когда менять ремень ГРМ прописано в инструкции к автомобилю, но если брать усредненные значения, то ресурс данной детали около 60-70 тысяч километров

Важно: Покупая машину «с рук» обязательно уточняйте у бывшего владельца, производил ли он замену ГРМ. При этом лучше в последствие самостоятельно осмотреть деталь или показать ее специалистам, чтобы определить ее примерный износ

Не исключено, что перед продажей машины были «скручены» ее показатели пробега, и замена ГРМ потребуется раньше, чем указано в инструкции к машине.

Неисправности коромысел клапанов

Рокер, который иначе называют коромыслом клапана, является важным конструктивным элементом механизмов привода клапанов. Подобный элемент еще называют роликовым рычагом. Его задача всегда одна: передавать усилие, поступающее от кулачка распределительного вала, стержню клапана, когда сам распредвал находится в верхнем положении.

Ранее рокеры широко применялись в газораспределительных механизмах, так как позволяли сделать всю систему менее тяжелой, громоздкой, а также снижали трение. По мере распространения систем с верхним положение распредвала коромысла начинают отходить в прошлое. Впрочем, сегодня на дорогах по-прежнему находится масса автомобилей, чьи владельцы иногда сталкиваются с необходимостью замены коромысел клапанов.

Об их устройстве, неисправностях, а также особенностях эксплуатации – в материале Авто.Про.

Подробнее об устройстве

Располагаются рокеры на специальных осях. Оси закреплены на четырех стойках на автомобильном ГБЦ. Интересно, что конструктивно стойка является одним целым с осью рокера. Если внимательно взглянуть на рокер, то станет понятно, что он является рычагом с парой «плеч» с Т-образным сечением. На изготовление рокеров идет высококачественная сталь. Чаще всего используется технология литья или ковки. Как показала практика, кованные рокеры намного прочнее литых. В прошлом на изготовление этих деталей шел чугун. Говоря о конструктивных особенностях рокеров, выделяют следующее:

Как видите, деталь устроена довольно просто. Рокер представляет собой прочное металлическое изделие несложной формы. Из его достоинств: солидный эксплуатационный ресурс, небольшой вес, относительная простота в подборе и замене. Многие автоконцерны относят рокеры к устаревшим элементам ГРМ и исключают их из силового агрегата автомобиля. Впрочем, нельзя было бы не отметить, что двигатели с рокерами попросту меньше любых других. Это полезно, например, при размещении двигателя внутреннего сгорания (в случае электромобиля силовые установки другие) под капотом автомобиля малых габаритов.

Принцип работы

Вообще, и работу рокеров описать довольно просто. Данный элемент ГРМ, который не так уж часто выходит из строя. Как правило, его поломка обусловлена серьезными нагрузками, недостаточным количеством смазки или ее низким качеством, а также перепадами температур. О неисправностях мы поговорим чуть позже, а сейчас давайте разберемся с принципом работы коромысла клапанов:

Проще говоря, работа коромысла сводится к тому, чтобы обеспечить поступательное движение стрежня клапана. Разумеется, энергия для этого не может взяться из ниоткуда – в поступательное движение преобразуется энергия движения распредвала или же штанги толкателя. В силу небольших габаритов, рокеры позволяют несколько уменьшить и без того сложные и громоздкие газораспределительные механизмы. К несчастью, рокер, даже в силу своей простоты, иногда выходит из строя. Это влечет за собой выход из строя и соответствующего ему клапана. Теперь давайте рассмотрим основные неисправности рокеров.

Как уже и было указано, коромысла могут похвастать значительным эксплуатационным ресурсом. А вот ресурс втулок и подшипников не очень велик. Все движущиеся детали двигателя страдают от сухого трения – это известный факт. Так вот, рокер тоже может выйти из строя по причине некачественного смазывания. Вот с какими неисправностями может столкнуться автолюбитель:

Учитывайте, что в двигателях без гидрокомпресаторов зазор нужно регулировать самостоятельно или поручать эту работу мастеру. При неправильной регулировке ГРМ будет работать не очень мягко и плавно. Повышается шумность механизма. Если с регулировкой все в порядке, то на реальную неисправность рокеров указывает нарушение работы всего двигателя. Выше было сказано, что неработающий рокер становится причиной выхода из строя и соответствующего ему клапана.

Как правило, владельцы автомобилей даже с одним неисправным рокером отмечают плохую отдачу от двигателя при его работе в различных режимах. Поэтому строго рекомендована проверка работы агрегата в разных режимах еще до поездки на СТО. Стоит также прислушиваться к работе силового агрегата – если вы слышите постукивания в подкапотном пространстве, обращение к специалистам по диагностике и ремонту строго обязательно. Еще одна распространенная жалоба: затрудненный пуск двигателя.

Чем отличаются ремни ГРМ от разных производителей

1. Bosch — приемлемое качество за доступную цену.

Данные производитель предлагает не только бытовую технику, но и автозапчасти. Резиновый элемент ГРМ Bosch отличается долгим сроком эксплуатации и доступной ценой.

При бережном использовании автомобиля, без лишней нагрузки двигателя, данная запчасть сможет прослужить до 60 000 км пробега.

Преимущества:

  • средняя цена до 800 руб.;
  • страна производитель – Германия;
  • есть ремни для большого спектра моделей, для автомобилей ВАЗ и для BMW;
  • редко можно встретить подделку;
  • наличие в большей части торговых точек автозапчестей;
  • долгий срок эксплуатации;
  • целостность сохраняется до замены, можно совершить ее в СТО, а не неожиданно на улице.

Недостатки:

  • можно заменить только совместно с роликами;
  • если хранить в гараже новый ременной привод, то он пересыхания он станет грубым.

2. Lemforder – ассортимент для всех автомобилей

В случае разрыва резинового кольца газораспределительного механизма, для замены можно воспользоваться ремнем ГРМ Lemforder, так как бренд представляет самый богатый ассортимент для всех марок и моделей авто еще с 1997 года.

Это совместный проект немецкой компании и корейских производителей, из-за чего увеличились возможности для обслуживания разных модификаций. Для подбора подходящей запчасти можно использовать VIN-code.

Преимущества:

  • цена от 900 руб.;
  • гарантия на пробег до 60 тыс. км;
  • зубцы детали имеют четкие границы, что позволит крепко закрепить о шкивы;
  • имеет высокую устойчивость при использовании на высоких оборотах с длительными временными промежутками.

Недостатки:

  • часто можно натолкнуться на подделку;
  • другие производители предлагают свои товары в немецкой упаковке;
  • при покупке автозапчасти для будущего использования потребуется соблюдать условия хранения.

3. Gates — лидер в своем направлении

Данный ременной привод ГРМ лучший в своей отрасли среди аналогичной продукции, ведь их производят во Франции, Германии, Бельгии, Великобритании.

Детали имеют настолько высокое качество, что заказываются производством автопрома сразу на заводы для выпуска новых автомобилей. Но запчасти можно найти и на рынке. Резиновый элемент ГРМ отличается большой надежностью и долгим сроком эксплуатации.

Преимущества:

  • совместим со многими моделями авто;
  • подходит для использования на большой скорости и совместим со спортивными моделями автомобилей;
  • производитель дает гарантию на эксплуатацию до 50 тыс. км пробега или срок до 2 лет;
  • уменьшен риск разрыва из-за ширины в 34 мм;
  • имея 211 зубцов, надежно крепится о шкивы;
  • напрямую поставляются на производство автомобилей.

Недостатки:

  • цена от 2000 руб.;
  • желательно осуществлять замену совместно с роликами, что еще больше увеличивает стоимость починки.

4. Contitech – от известного производителя шин

Отличные ремни ГРМ предлагает известный производитель шин от Contitech, который является дочерним направлением бреда Continental.

Запчасти имеют большую известность и так же как Gates напрямую доставляются на заводы, производящие автомобили. Но на рынке представлен достаточно широкий выбор ременных приводов ГРМ, которые подойдут для большей части моделей и марок.

Преимущества:

  • долгий срок эксплуатации, который превышает заявленный производителем примерно на треть;
  • отличается высокими показателями износоустойчивости из-за дополнительных составляющих в составе резины;
  • снаружи резиновый элемент имеет прорезиненную ткань, которая защищает внутреннюю структуру от горюче-смазочных материалов;
  • способен вынести нагрузки на 15% больше, чем аналогичные ремни;
  • совместим с большинством автомобилей производства стран Европы, США, Японии.

Недостатки:

  • средняя цена до 1500 руб.;
  • можно встретить подделки.

Старый и новый стандарт

Отличие только одно. Это диаметр посадочного шарика на солдатике и как следствие разный диаметр лунки рокера. Рокера старого образца ставились на конвейере где то вплоть, до 2008-2010г. исключительно на двигатели 21213. Даже на классику в тот момент, ставились солдатики и рокера с маленькими шариками. На фото прекрасно видно насколько отличается диаметр шарика. И еще один очень важный момент – это профиль рокера. Кулачок распредвала должен «накатывать» на рокер, а не совершать удар. Только при этом можно добиться тихой работы двигателя и качественной регулировки.

Комплекты «смерть гидрикам» комплектуются рокерами нового типа. То есть солдатик идет с маленьким шариком.

Для чего служит ремень ГРМ

Теперь разберемся, что такое ремень ГРМ, какой принцип действия. Его основное назначение — связывать между собой распредвал и коленчатый вал.

Назначение и принцип действия устройства

Привод ГРМ представляет собой резиновое изделие с зубчатой внутренней поверхностью. Изготовленный из прочной резины, он надевается на коленвал и на одну или несколько шестерен распредвала. Назначение зубьев — обеспечивать хорошее сцепление и исключать проскальзывание. Их количество строго определено, так как от того зависит синхронизация коленвала и распредвалов. Например, на двигателях ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 устанавливаются ремни распредвалов с 111 и 136 зубьями соответственно.


Ремень газораспределительного механизма

Провод распредвала является важной комплектующей автомобиля, поэтому следует разобраться, что такое ремешок ГРМ, и постоянно контролировать его состояние. Выполнять замену следует согласно регламента через 30-45 тысяч километров пробега или при повреждении его частей

При несвоевременной замене ремень может оборваться, что приведет к (в лучшем случае), остановке машины, в худшем к поломке ДВС и его капремонту или замене. Причина этого в том, что при разрыве или соскоке ремня исчезает синхронизация валов, в результате поршни начинают ударять по клапанам. Так как это чаще всего происходит на высоких оборотах, комплектующие быстро приходят в негодность.

Продлить срок службы двигателя позволяет правильная его эксплуатация. Не стоит запускать двигатель с помощью буксировки, именно в эти моменты большая вероятность обрыва и соскока ремня ГРМ, что приводит к поломке силового агрегата. Дешевле найти и устранить причину неполадки, или вызвать эвакуатор, чем делать капитальный ремонт силовому агрегату. Кроме синхронизации валов, ремень может выполнять функцию привода для насоса:

  • охлаждающей жидкости;
  • масла;
  • топлива с высоким давлением и др.

От исправной работы ГРМ и ремня зависит правильное функционирование двигателя в автомобиле, поэтому следует следить за состоянием системы газораспределения: соблюдать регламентные проверки и вовремя выполнять замены комплектующих, которые пришли в негодность.

Расшифровка обозначений ремня ГРМ

Расшифровку обозначений ремня газораспределительного механизма по международным стандартам можно рассмотреть на примере ремня для силового агрегата ВАЗ-2111. На этих двигателях устанавливается ремень ISO-58111×19. Первые две цифры – 58 – содержат зашифрованную серию зубьев. В рассматриваемом случае шаг и профиль без желобка, полукруглой формы с высотой 3,5 мм. Следующие цифры – 111 – означают количество зубьев. За знаком X идет цифра 19, обозначающая ширину ремня. Могут встретиться зубья в форме скругленной трапеции (эвольвентные). Они полностью могут заменяться описанными выше.

Многие производители зубчатых ремней указывают не обозначение по ISO, а номер, который соответствует собственному каталогу. Ниже приведена таблица с обозначениями и краткими характеристиками ремней разных производителей.


Зубчатый ремень фирмы Dayco

Производитель Обозначения ремня
ДВС 8V ДВС 16V
Contitech CT 527 CT 996 Ремни марки поставляются во многие страны мира. Они могут устанавливаться как на отечественные, так и на импортные марки машин.
Bosch ZP 1 987 949 095 ZP 1 987 049 559 Надежные, малошумные обеспечивают синхронную передачу в течение всего срока эксплуатации. Имеют широкое применение.
Gates 5521 5539 Компания находится на рынке уже более 100 лет, предлагает широкий спектр приводов как для зарубежных, так и для отечественных автомобилей.
Dayco 111 SP 190 EEU 136 SP 254 H Ремни обладают высоким износостойкими качествами. Компания поставляет 40 лет ведущим фирмам продукцию для первичной комплектации, поэтому имеет безупречную репутацию.

Важны не только геометрические параметры, но также и эксплуатационные характеристики зубчатых ремней. Ремни должны быть:

  • прочными на разрыв;
  • надежными;
  • соединение с основой должно выдерживать эксплуатацию в широком диапазоне температур;
  • наработка должна выдерживать до полного износа;
  • после наработки должно существовать допустимое удлинение.

Таким образом, следует использовать ремни проверенных производителей, имеющих высокое качество и долгий срок службы.

Рекомендации по выбору

Однозначно, никакой гарантии в том, что конкретно ваш ремень ГРМ не оборвётся, нет. Риски столь неприятного стечения обстоятельств можно лишь минимизировать путём плановой замены элемента и его качественного подбора. Если о периодичности смены приводного ремня уже было упомянуто, то вот о выборе сказано мало. Стоит это исправить.

В первую очередь, важно позаботиться о выборе правильной вариации ремня конкретно под ваш автомобиль. Как было отмечено ранее, для этого необходимо либо снять остатки привода и ознакомиться с метками на нём, либо детально почитать техническую документацию к ремонтируемому мотору

При выборе вариации ремня важно делать упор на несколько моментов:

  • Первый – подбор правильной длины и ширины (не короче, не меньше – всё должно быть так, как было ранее);
  • Второй – соблюдение частоты и формации зубьев (тоже должна быть полная идентичность старому приводу).

После того, как нужные параметры ремня вам известны, можно подумать и о производителе покупаемой детали. Относительно ременных приводов ГРМ сказать что-то сложно, но, как показывает время, производители из следующего списка производят наиболее крепкие и качественные детали:

  • DAYCO – один из самых старейших производителей резиновых ремней для транспортных средств. Сегодня продукция американско-итальянской компании продаётся в любом уголке мира и полностью соответствует мировым стандартам. Отметим, что ремни ГРМ от DAYCO практически всегда «отхаживают» свой эксплуатационный срок, за исключением тех случаев, когда автомобилисты используют машину в условиях колоссальных нагрузок;
  • Gates – менее именитый, но также очень добротный производитель ремней для ГРМ. Качество продукции бельгийской компании не особо отличается от той, что производит DAYCO. Единственное различие между ними — ремни Gates зачастую дороже (естественно, речь идёт об оригинальных деталях, а не азиатских подделках);
  • Contitech и Bosch – пожалуй, самые главные конкуренты DAYCO в сфере продаж ремней ГРМ. Любой, кто хоть раз покупал подобный привод, наверняка первочередно встречал товар именно от этих трёх компаний. Качество что у немцев, что у американцев отменное, поэтому выделять кого-то одного из них не будем. Делайте выбор сами;
  • Lemforder (ZF) – менее именитый немецкий производитель в отличие от ранее рассмотренных: Contitech и Bosch. Ремни ГРМ от данной компании тоже находятся на высшем уровне, но их стоимость и меньшая надёжность нередко отпугивают потенциальных покупателей. Однако стоит отметить, что при необходимости покупка ремня именно от Lemforder вполне допустима и ничего страшного за собой не понесёт.

Как понять, что ремень ГРМ нуждается в замене

При осмотре обратите внимания на признаки его износа:

  • потёртости любого характера на гладкой поверхности ремня;
  • трещины разного калибра на любой из сторон;


внешний вид целого и нового ремня

  • зубцы ремня стёрты или сломаны;
  • у внешнего края есть расслоение или повреждение материала.

Возможные поломки из-за проблем с ремнём

Стандартный износ ремня ГРМ в работе создаст такие проблемамы как:

  • Разрыв ремня. Это самая неприятная поломка, которая приводит к деформации поршней и клапанов, а затем к капитальному ремонту двигателя. В этот момент при остановке распредвала поршни выгибают клапана.
  • Проскальзывание ремня. Это происходить при стирании зубцов ремня либо попадания масла в систему. Тогда сдвигается угол распределительного вала и падает качество работы двигателя.

Последствия разрыва ремня

Очень досадный момент в жизни любого автовладельца, так как последствия этого будут серьёзные.

Это повлечет за собой:

  • капитальный ремонт двигателя по причине изгиба поршней и клапанов;
  • остановка в работе генератора, что повлечёт отказ всей электроники в автомобиле;
  • отключение работы гидроусилителя руля, что затруднит рулевое управление.

Исследования повреждений ремня

Анализ износа поможет понять причины этих повреждений и в будущем избежать их:

  • ремень надорван или имеет лохматые края – это могло вызвать чрезмерное напряжение;
  • некоторые зубья сколоты — слабое натяжение ремня, при стирании зубьев тоже рассматривается неправильное натяжение;
  • наличие трещин на ремне – древний возраст ремня либо воздействие резкого перепада температур;
  • износ торца или какой-либо стороны говорит о перекосе изделия;
  • шумы в работе двигателя говорят о неверном натяжении ремня, что нужно оперативно проверить.

Причины обрыва ремня – как этого избежать

Разрыв ремня может произойти по следующим причинам:

  • Чрезмерное натяжение ремня и как следствие – неправильная работа всего узла ГРМ. Поэтому при установке нужно правильно регулировать натяжение ремня.
  • Затекание масла на гладь ремня. По причине наличия масла на поверхности, ремень будет проскальзывать, спадать, что может привести к разрыву. При случайно попавшем масле придётся произвести замену ремня, так как убрать масляные следы с изделия проблематично.
  • Плохое качество ремня. Чтобы избежать этого, необходимо покупать оригинальное изделие только у проверенных автодилеров. Экономия небольших средств может привести к серьёзным поломкам.
  • Наружные дефекты. Небольшие разрывы, потёртости и трещины могут спровоцировать разрыв ремня. Поэтому при наличии таковых лучше своевременно произвести замену ремня на новый.
  • Резкие перепады температур и езда на сложных трассах. Если вы эксплуатируете машину в нестандартных и сложных условиях. Осмотр ремня стоит производить чаще, чем в сроки, заявленные изготовителем.
  • Сломанные ролики. Так как ролики поддерживают привод в натянутом виде. То их выход из строя также может спровоцировать разрыв ремня.