Лучшие огнетушители для автомобилей на 2021 год

Содержание

Почему сейчас выбирают ОВЭ огнетушители

Стоит отметить, что в последнее время популярность водно-эмульсионных устройств стремительно растет. Это объясняется следующими достоинствами моделей:

  • повышенная эффективность используемого вещества;
  • возможность тушить электрическое оборудование;
  • наличие эффекта охлаждения;
  • полная безвредность для человека и материалов автомобиля;
  • возможность работать при любых температурах (модели могут нормально функционировать даже при -40 градусах по Цельсию);
  • большой срок годности (при этом баллон можно перезаряжать до 40 раз);
  • экологическую чистоту.

Фактически, такие модели сочетают в себе все достоинства водных и воздушно-пенных устройств. Заплатить за водно-эмульсионное устройство придется достаточно много, но такое приспособления во многих случаях поможет спасти жизни вам и вашим близким, так что экономить не нужно.

Классификация огнетушителей для автомобиля

Все средства для предотвращения распространения огня в транспортном средстве подразделяются по применяемым активным веществам. Не смотря на то, что все они предназначены для предотвращения распространения пожара, они в определенной степени отличаются друг от друга. Ниже будут рассмотрены огнетушители, которые наиболее часто можно встретить в продаже.

Порошковые (ОП)

Такой вид огнетушителя работает на основе порошкообразной смеси, которая имеет особый химический состав.  В процессе тушения порошок распыляется на поверхность и происходит реакция, результатом которой становится плотный слой, не пропускающий кислород, а значит, блокируется распространение огня.

Изделия обозначаются аббревиатурой ОП, но также имеют дополнительную маркировку в виде букв «з» (или закачной), «г» (или газогенерирующий патрон) и «б» (или баллон со сжатым газом). Такая символика означает разновидность формирования давления, за счет которого происходит выталкивание смеси из корпуса, а также время запуска устройства.

Например, если рассматривать газогенерирующий и со сжатым газом, то для этих типов характерна задержка запуска на 3-5 секунды, необходимая для нагнетания давления требуемой величины.

Преимуществами этих устройств является их универсальность, так как они подходят практически для всех категорий пожара, начиная от А до Е

Самое главное, огнетушитель для автомобиля порошковый полностью исключает повторное воспламенение, что очень важно, так как большинство деталей автомобилей подвержены к возникновению вторичных очагов

В качестве недостатков выделяется трудность очищения поверхностей от порошка, который представляет собой слой вязкой структуры. С другой стороны, соизмеряя возможный ущерб здоровью и материальные затраты на восстановления автомобиля, уборка последствий от тушения порошковым огнетушителем является не столь проблематичной.

Углекислотные (ОУ)

В качестве активного вещества в таких изделиях применяется СО2 или диоксид углерода. Газ предварительно сжат, поэтому предварительного создания давления не требует. Тушение происходит за счет мощного потока, который сбивает пламя и охлаждает поверхность.

Преимущественными особенностями изделия является возможность ликвидации воспламенения в труднодоступных местах, которыми характеризуется сама конструкция автотранспортного средства. При соприкосновении с материалом углекислый газ не оставляет характерных следов, что не требует дополнительного очищения поверхностей.

Что касается минусов, то к ним относится возможность получения легкого отравления газообразным веществом, а также вероятность возникновения ожогов от раструба, хотя, если соблюдать правила использования, то их можно легко предотвратить.

Аэрозольные

Конструкции пенно-воздушных устройств достаточно компактные, поэтому и пользуются определенной популярностью у автолюбителей. Не смотря на это, эффективность этого изделия чрезвычайно мала из-за ограниченного количества активного вещества.

Справиться с серьезным возгоранием такой огнетушитель для автомобиля не сможет, да и дорожные инспекторы относятся к этим конструкциям довольно скептически.

Выбирая автомобильный огнетушитель, нужно понимать, что этот предмет может спасти не только имущество, но и сохранить здоровье и даже жизнь водителя и пассажиров. Необходимо не только постоянно держать устройство в доступном месте, но и следить за его сроком годности.

Видео — огнетушители для автомобиля, какие из них лучше:

Виды

Существует два вида автомобильных огнетушителей, подробную информацию смотрите далее.

  • Порошковый. Данный тип огнетушителя отличается высокой эффективностью наряду с широким распространением того самого порошка. Также такие устройства называются пенными. Во время столкновения порошок превращается в пену. Одним из основных недостатков станет осадок, остающийся после устранения пожара и возгорания.
  • Углекислотный. Приборы служат долго, свойство их со временем никак не меняется. Внутри баллона находится углекислый газ, он с легкостью ослабляет пламя и дает ему угаснуть. Недостатков скорее всего и нет, но вот шанс получить отравление и даже ожог присутствуют. Соблюдайте правила безопасности во время эксплуатации.

Основные причины пожара

С возгоранием в машине лучше даже не сталкиваться, поэтому рекомендуем ознакомиться с самыми распространенными причинами возгорания:

  • неисправности электропроводки;
  • курение в салоне или во время заправки;
  • перевозка в салоне или багажнике легковоспламеняющихся предметов или жидкостей;
  • разогрев машины в зимний период открытым огнем;
  • проблемы с аккумулятором.

В большинстве случаев виновником возгорания становится сам водитель. Никто не застрахован от неисправностей проводки, поэтому обязательно купите огнетушитель в машину, при этом регулярно проверяйте корректность работы всех электросистем в машине.

Нужен ли огнетушитель в автомобиле

Владельцев транспортных средств с каждым годом становится все больше. К счастью, основная масса этих людей только слышала о том, что автомобиль по каким-то причинам может загореться. К примеру, из-за неисправности в системе электрооборудования. Но случается это довольно-таки редко. Поэтому чаще всего граждане живут с твердой уверенностью, что предоставлять огнетушитель автомобильный для технического осмотра — дополнительная обуза, а не жизненная необходимость.

К счастью, достаточно мало водителей, которым действительно пришлось стать свидетелями того, как горит автомобиль или даже участвовать в его тушения. Наличие исправного средства для борьбы с возгоранием и умение им пользоваться у этой категории участников дорожного движения сомнений не вызывает. Сказывается печальный опыт. Поэтому они точно знают, что, покупая огнетушитель в машину, требования 2021 года надо учитывать обязательно.

Еще меньше владельцев, сгоревших и теперь уже отправленных в утиль, автомобилей. И они-то твердо уверены в том, что:

  • беда в виде возгорания может случиться с любым автомобилем;
  • срок годности огнетушителя автомобильного для техосмотра важен, но еще важнее возможность его применения, в случае необходимости, по назначению;
  • по статистике легковая машина сгорает за 15-20 минут;
  • наличие автомобильного огнетушителя, соблюдение требований к нему и умение пользоваться – единственный вариант локализации возгорания.

Требования к огнетушителю при техосмотре 2018 года

Какие требования актуальны в этом году:

Объем прибора: 2 л для легковых авто, 5 л для грузовых, в автобусах устанавливается 2 штуки по 5 литров.
При этом важно учитывать массу огнетушителя, которая подтверждает, что он заполнен полностью. Поэтому для легковых автомобилей вес прибора 2 кг, для грузовых 5 кг.
Срок годности – немаловажный показатель

Их два: реальный и номинальный. При техосмотре будет браться в расчет второй. Обычно это 10 лет после выпуска, срок которого указывается в паспорте изделия.

При техническом осмотре автомобиля обязательно будет определяться место расположения огнетушащего устройства. Поэтому выбирайте место, доступное для быстрой возможности достать прибор. При этом он должен быть хорошо и надежно прикреплен.

Не забывайте, что инспектор ГИБДД – специалист, провести его не получится

Он обязательно обратит внимание и на маркировку, и на исправность манометра, и на давление, которое показывает. Обязательно проверит пломбу, которая блокирует работу устройства, шланг подачи огнетушащего вещества, распылитель и прочее

Поэтому перед тем как ехать на техосмотр, проверьте все сами.

Если по каким-то причинам тушитель признан неисправным, то его или утилизируют, для чего составляется акт, или отправляют на перезарядку. В последнем случае необходимо знать сроки перезарядки огнетушителей. Если это углекислотный вариант, то каждые 5 лет – норма, если порошковый, то каждые 1,5 года.

На что обратить внимание, приобретая новый аппарат

Конечно, цена – немаловажный фактор в вопросе выбора, но не главный. Иногда качество огнетушащего вещества может сыграть определяющую роль в спасении жизней людей и имущества. Поэтому совет:

приобретайте огнетушители для автомобилей только в специализированных торговых точках, в которых отвечают за качество предлагаемых товаров;
обратите внимание на внешний вид, корпус – без повреждений и коррозийных участков;
необходимо проверить пломбу, работает ли манометр (стрелка располагаться должна в поле зеленого цвета), срок исправности;
ознакомьтесь с инструкцией по применению, если что-то непонятно – уточните у продавца;
ознакомьтесь с сертификатом.

Обратите внимание на класс устройства. Если ваша машина работает от газа (пропан, бутан, метан или ацетилен), то лучше приобретать приборы класса «D»

Если салон автомобиля напичкан пластмассовой обивкой или облицовкой, то лучше класс «А». Если требуется тушить горючие жидкости и масла, то подойдет класс «В». Тушить электропроводку лучше устройством класса «С».

Сложно по данной классификации выбрать какой-то определенный тип. Поэтому производители предлагают комбинированные варианты: АВС, ВС или АВ.

Где должен храниться огнетушитель автомобильный

Как показывает практика, чаще всего крепят огнетушитель в багажнике – что неверно по правилам. Ведь в них четко прописано, что аппарат должен располагаться внутри кабины авто (рядом от водительского места), где его крепят специальными хомутами.

Но все чаще автовладельцы предпочтение отдают сразу двум огнетушителям: один углекислотный устанавливают в кабине, а порошковый держат в багажнике. Лучше переплатить, но быть уверенным, что жизнь находится в безопасности.

Как пользоваться

Что касается вопроса непосредственного использования, то никаких сложностей в этом нет. Основная задача – своевременно среагировать. Все действия сводятся к четырем простым операциям:

  • сорвать пластиковую или металлическую пломбу, что не представляет особого труда;
  • вытащить чеку, дернув за кольцо;
  • направить сопло раструба на огонь;
  • нажать на пусковой рычаг.

Обратите внимание, что в некоторых моделях выброс огнетушащего вещества может произойти с задержкой в пределах 5 секунд. Это норма, беспокоиться нет причин

Самый большой выброс, он мощный и эффективный, происходит в течение первых 9 секунд. Именно в это время и надо постараться сбить пламя.

Огнетушители в машину – это не прихоть ГИБДД. Это реальная возможность сохранить себе жизнь, если по каким-то причинам машина загорелась.

Видео:

Сколько огнетушителей должно быть в грузовом автомобиле — Пожарная безопасность

Оптимальным решением для легкового автомобиля можно назвать именно порошковый огнетушитель. Огнетушитель обязательно нужно перезаправлять. Порошковые устройства заправляются каждые 1,5 года, а углекислотные – 1 раз в 5 лет.

Сколько стоит огнетушитель для автомобиля? Цена углекислотного огнетушителя в 2018 году составляет от 600 до 2000 рублей, в то время как порошковые устройства стоят всего 500-800 рублей.

Что лучше: купить новый огнетушитель или перезарядить старый? Во многих ситуациях (особенно для порошковых моделей) проще приобрести новое устройство, нежели перезаряжать старое. Тем более, что перезарядка обойдётся ненамного дешевле.

Приобретение нового устройства будет также целесообразно, если на баллоне начался процесс коррозии или появились следы иных неблагоприятных воздействия.

Они вам помогут сделать правильный выбор и разобраться с нюансами.

  • На устройстве не должно быть царапин, вмятин, коррозии или повреждений.
  • Проверьте срок годности устройства и наличие пломбы.
  • Проверьте работоспособность индикатора давления.
  • Тщательно проштудируйте инструкцию по эксплуатации после покупки.
  • Не забывайте проверять срок годности устройства по мере пользования. Просроченный огнетушитель в экстренной ситуации не сработает, что может привести к неутешительным последствиям. Штраф за просроченный огнетушитель в автомобиле составляет 500 рублей, аналогичную сумму вы заплатите за отсутствие устройства противопожарной безопасности (ст. 12.5 КОАП). Где хранить и как пользоваться? Зачастую огнетушитель лежит у водителя в багажнике, но это в корне неправильно и даже считается нарушением (СП 9.13130.2009).

Какой огнетушитель должен находиться в автомобиле

Срок годности должен быть промаркирован на самом автомобильном огнетушителе и там же должна стоять примерная дата (год и месяц) его обслуживания — проверки, дозаправки или полной перезарядки.

Как правило, перезаправлять автомобильный огнетушитель с истекшим сроком годности приходится по истечению 1.5 лет — для порошковых огнетушителей, 5 лет — для углекислотных. 5. Маркировка.

Какие требования в 2018 году предъявляются к составу тушащего вещества в огнетушителях для автомобиля? Тут все осталось по-старому — используются сегодня два основных варианта — порошковые огнетушители и углекислотные.

Сколько должно быть огнетушителей в помещении?

Количество огнетушителей в помещении определяется требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее по тексту — «ППР»)

Болгарские «пожарогасители», установленные в одном из отелей страны. В РФ не поставляются.

ВНИМАНИЕ! ПРИВЕДЕННЫЕ НИЖЕ НОРМЫ, В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ № 947 ОТ 20 СЕНТЯБРЯ 2016г, ВСТУПАЮТ В СИЛУ В ТЕЧЕНИЕ 12 МЕСЯЦЕВ СО ДНЯ ОПУБЛИКОВАНИЯ ДАННОГО ПОСТАВЛЕНИЯ, Т.Е. 20 СЕНТЯБРЯ 2017Г!. До 20 сентября 2017г действовала прежняя версия документа, где существует ряд определенных различий

В частности, требования к оснащению огнетушителями основаны на требованиях к массе и объему огнетушителя и типу его заряда. В новой редакции ППР осуществлен более прогрессивный, ранговый подход, который выражается в требованиях к рангу очага пожара

До 20 сентября 2017г действовала прежняя версия документа, где существует ряд определенных различий. В частности, требования к оснащению огнетушителями основаны на требованиях к массе и объему огнетушителя и типу его заряда. В новой редакции ППР осуществлен более прогрессивный, ранговый подход, который выражается в требованиях к рангу очага пожара.

Таким образом, произошел переход от требований  к формальным техническим характеристикам огнетушителей (сколько должно быть огнетушителей и какого типа и объема) к требованиям к главной характеристике — огнетушащей способности, определяющей возможность тушения очага определенного ранга на определенном объекте защиты.

Использование огнетушителей на автотранспортных средствах (АТС)

(в рекомендациях приведены минимальный ранг огнетушителей и их минимально необходимое количество)

8.1 Легковые и грузовые автомобили с допустимой максимальной массой до 3,5 т должны быть оснащены не менее чем одним порошковым, газовым или с зарядом на водной основе огнетушителем с зарядом не менее 2 кг (2 л), предназначенным для использования на АТС и обеспечивающим тушение модельных очагов пожара не менее 0,7А и 21В, а автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей или с допустимой максимальной массой от 3,5 до 7,5 т, — двумя аналогичными огнетушителями. 8.2 АТС для перевозки опасных грузов или с допустимой максимальной массой более 7,5 т оснащаются двумя порошковыми, газовыми или с зарядом на водной основе огнетушителями, каждый из которых должен обеспечивать тушение модельных очагов пожара не менее 2А и 70В. При этом один должен находиться на шасси, а другой — на цистерне или в кузове с грузом. 8.3 Для использования на АТС допускается только огнетушители, прошедшие сертификацию в установленном порядке, конструкция которых выдержала испытание на вибрационную прочность и транспортную тряску по ГОСТ Р 51057. Огнетушители должны сохранять работоспособность в диапазоне температур от минус 30 °С до плюс 50 °С и быть рекомендованы изготовителем для применения на АТС. 8.4 Допускается применять на АТС углекислотные (газовые) огнетушители, если они имеют огнетушащую способность по классу пожара В не ниже, чем указанные в 1 и 2. При этом размещение огнетушителей на АТС должно исключать возможность их нагрева свыше плюс 50 °С. 8.5 В качестве заряда в порошковых огнетушителях целесообразно использовать многоцелевые порошковые составы типа АВСЕ. 8.6 АТС, работающие на сжиженном газе, должны быть оснащены огнетушителями, предназначенными для ликвидации пожаров класса С. 8.7 В автобусах и грузовых автомобилях один огнетушитель должен располагаться в кабине, другой в салоне или кузове. 8.8 Передвижные лаборатории, мастерские и другие транспортные средства типа фургона, смонтированного на автомобильном шасси, должны быть укомплектованы огнетушителями соответствующего типа в зависимости от класса возможного пожара и особенностей смонтированного оборудования. 8.9 На всех автомобилях огнетушители должны располагаться в кабине, в непосредственной близости от водителя или в легкодоступном для него месте. Запрещается хранение огнетушителей в местах, доступ к которым затруднен (багажнике, кузове и др.). 8.10 Огнетушители, размещаемые вне кабины, следует защищать от воздействия осадков, солнечных лучей и грязи. 8.11 Конструкция кронштейна должна быть надежной, чтобы исключить вероятность выпадения из него огнетушителя при движении автомобиля, столкновении или ударе его о препятствие. 8.12 Порошковые огнетушители, установленные на транспортных средствах вне кабины или салона и подвергающиеся воздействию неблагоприятных климатических и физических факторов, должны перезаряжаться не реже одного раза в 12 месяцев, остальные огнетушители — не реже одного раза в 24 месяца.

Таким образом размещение огнетушителя в багажнике авто считаю недопустимым.

В интернете наткнулся на следующий совет: огнетушителя должно быть два, один большой ОП-4 в багажнике и один маленький ОП-2 под сидением водителя.

В своём фото архиве нашел нечто похожее:

Кому интересно привожу ниже паспорт своего старого огнетушителя ОП-2 (с пометками и дополнениями)

ОАО «Давлекановский завод противопожарного оборудования» Огнетушитель порошковый переносной ОП-2(з)-ABCE

(«з» в скобочках значит «закачной», т.е. использовании энергии сжатого газа находящегося внутри самого огнетушителя)

ТУ 4854-016-55800874-04

Какой огнетушитель нужен для техосмотра

Независимо от типа оборудования следует позаботиться о том, что бы он был исправен, а его состояние отвечало требованиям Роспожнадзора. В числе комплекса мероприятий по диагностики автомобиля, проводится проверка соответствия требованиям к огнетушителю при техосмотре.

Требования к огнетушителю при техосмотре:

  • ГОСТа НПБ 155-2002 (пожарная техника и огнетушение);
  • объем огнетушителя для техосмотра должен быть не менее пяти для грузовых автомобилей и двух литров легкового автомобильного транспорта;
  • масса свидетельствует о наполненности агрегата гасящим составом и по весу в литрах должна соответствовать объему огнетушителя, а проверяющему при техосмотре в 2021 году разрешено провести проверку;
  • соблюдение сроков допустимой эксплуатации, (информация о нём отображена техническим паспортом пламегасящего оборудования), при их соблюдении не унижается необходимость периодической проверки и дозаправки, путём, предусмотренным производителем, с обязательным отображением информации на его бирке.

Требования, предъявляемые огнетушителям для автомобиля

Есть несколько достаточно жестких требований, которые предъявляются огнетушащим приборам, используемым в автомобилях. Эти правила и требования обозначены в ГОСТе Р51057-2001.

В легковых автомобилях должны устанавливаться огнетушители объемом 2 л весом 2 кг (это минимальный показатель). В грузовых машинах 5 л и 5 кг соответственно

Обратите внимание, что вес обозначает не массу всего прибора, а вес закаченного в корпус огнетушащего вещества.
Срок годности. Эта величина указывается на корпусе, а точнее на этикетке

Здесь же обозначается время перезарядки и освидетельствования.
На корпусе также наносится инструкция, как пользоваться устройством, и маркировка прибора.

Необходимо отметить, что ежегодный техосмотр авто – это обязательная проверка огнетушителя на его качественное техническое состояние. При этом инспектор проверяет все: корпус, патрубки, шланги, этикетку и манометр.


Огнетушитель в салоне авто

Как правильно выбрать огнетушитель для автомобиля

Огнетушитель следует всегда иметь в автомобиле уже только для того, чтобы избежать штрафа от инспекторов ГИБДД (500 рубле согласно КоАП) или проблем с прохождением техосмотра.

Но задача автоогнетушителя значительно шире и важнее: он должен защитить водителя пассажиров и саму машину от пожара, который, как правило, случается совершенно неожиданно – для этого даже не обязательно попадать в ДТП. Может вспыхнуть некачественное топливо, загореться подкапотное пространство из-за перегрева или разлившегося по горячим агрегатам горючего из порванного бензопровода, замкнуть проводка и т.д. В любой из ситуаций транспортное средство вспыхивает быстро, и огнетушитель — единственное средство оперативно потушить пламя.

Что следует знать, чтобы купить эффективный и надежный автоогнетушитель?

  • покупать противопожарное оборудование следует только в специализированных магазинах и у надежных продавцов;
  • приобретайте только новые огнетушители и избегайте сомнительных вариантов;
  • выбирайте модели заводского производства от известных брендов;
  • обязательно требуйте от продавца сертификаты, техническую документацию и гарантийные обязательства;
  • тщательно изучите маркировку и все технические параметры изделия – тип огнетушителя, состав пожарной смеси, классы пожаров, которые он способен тушить;
  • проверяйте качество баллонов, клапанов, исправность и показания манометров (давление в баллоне), сохранность пломб;
  • убедитесь, что к огнетушителю прилагается инструкция по эксплуатации, хранению и перезарядке;
  • уточняйте особенности и заводские сроки перезарядки;
  • не экономьте на покупке – огнетушитель должен быть качественным и надежным.

Правила эксплуатации, хранения и перезарядки огнетушителей

  • После покупки старайтесь держать автоогнетушитель так, чтобы в любой момент доступ к нему был максимальным и быстрым (по ПДД – в салоне, под водительским креслом).
  • Контролируйте, чтобы устройство крепилось в машине надежно, не испытывало лишних вибраций и не могло сорваться со своего места в процессе движения.
  • Обязательно проверяйте сроки годности и своевременно перезаряжайте пожарные смеси в баллонах.
  • Перезаряжайте огнетушитель в специализированных пожарных организациях с аккредитацией, и требуйте установки надежных пломб и четкого указание сроков гарантийного хранения.

Обязательно изучите инструкции по эксплуатации огнетушителя и строго соблюдайте ее требования, а также правила техники безопасности.

В заключении следует отметить, что автоогнетушитель – это ваш единственный помощник при тушении загоревшегося автомобиля, который способен спасти вашу жизнь и машину от огня. Поэтому выбирать его надо правильно, с учетом максимальной универсальности и функциональности, безопасности и полезности. Только в этом случае он действительно сможет помочь!

При выборе следует учитывать классы пожаров, которые способен тушить огнетушитель, тип и состав пожарной смеси в баллоне, эффективность и простоту в эксплуатации, неприхотливость в уходе, обслуживании и хранении, а также массу и габариты устройства. Стоимость в данном случае имеет вторичное значение – на своей безопасности лучше не экономить.

Отличительные особенности двух видов

Само название «порошковый» огнетушитель получил из-за того, что внутрь баллона закачивается порошкообразный материал. Порошок представлен разными составами, в которых основным ингредиентом выступает один из ниже обозначенных:

  • бикарбонат металлов щелочного типа;
  • графит плюс хлориды металлов щелочного типа;
  • фосфорно-калийные соли;
  • силикагель, насыщенный хладоном.

Кроме этих веществ в состав порошка входят кремнийорганический жидкий раствор, гидрофобизатор АМ-1-300 (аэросил), белая сажа. Эти три компонента от общего объема огнетушащего вещества занимают всего лишь 3-5%. Сегодня производители чаще всего используют для производства порошков фосфат аммония, как самый дешевый компонент, но такой же эффективный для тушения огня, как и все остальные.

Состав углекислотных огнетушителей – это двуокись углерода (СО2), международное название – диоксид углерода. Если попадется одно из них, то это одно и то же вещество. Необходимо обозначить, что в природе в жидком состоянии двуокиси углерода не существует. Обычно это газ. Но закачивать газ внутрь в большом объеме невозможно. Потребуется усиленный корпус, который будет тяжелым и дорогим.

Но у этого вещества есть одно свойство – превращаться в жидкость, если газ сильно сдавить, то есть поднять его давление. Так и происходит закачка СО2 под давлением. То есть внутри баллона он находится в жидком состоянии. Это удобнее и при хранении. Давление внутри корпуса – 6 МПа.

При открытии клапана давление углекислоты резко падает, поэтому она вылетает из сопла уже в газообразном состоянии. Добавим для информации, что углекислота может находиться в твердом состоянии. Такое вещество называют сухим льдом. Его используют для хранения скоропортящихся и быстротаящих продуктов. В пожаротушение сухой лед не применяют.


Тушение углекислотным огнетушителем

Итак, типы огнетушащих веществ разобраны, переходим к другим особенностям и отличиям порошкового огнетушителя от углекислотного. Начнем с того, что у них есть одно общее преимущество – с их помощью можно гасить пожары разных категорий. Автомобиль в этом плане не стал исключением.

Порошковые с маркировкой «ОП» выгодны тем, что они легче углекислотных и дешевле них. Их основное действие на огонь – покрытие горящих поверхностей порошковой массой, которая ложится слоем, не пропускающим воздух в очаг возгорания. Отсюда неприятные последствия:

  • порошок собой загрязняет все поверхности;
  • его сложно отодрать после прилипания при высоких температурах.

В этом плане углекислотные лучше, потому что углекислота на воздухе – это газ, который проникает даже в труднодоступные места, где огня не видно. Но и у него есть отрицательные побочные эффекты:

  • газ в виде дымовой завесы – вещество токсичное, отравиться им можно быстро, если концентрация высокая;
  • вылетевший из баллона углекислый газ имеет отрицательную температуру, незнающий человек может получить травму.

Еще одно отличие порошкового и углекислотного огнетушителя – масса прибора. В этом плане порошковый тяжелее. К примеру, при объеме баллона 2 л вес ОП-2 – 4,5 кг, ОУ-2 – 3 кг.

Обратите внимание на такой момент – порошок налипает на горящие поверхности, тем самым хорошо перекрывая поступление воздуха в места горения. Углекислота также перекрывает доступ кислорода своей массой, плюс низкая температура, которая понижает температуру нагретых огнем плоскостей

Но при этом СО2 не оставляет на предметах никаких следов. Порошок просто прилипает ко всем поверхностям, после чего его придется отлипать. И не факт, что с некоторых предметов он отдерется.

Поэтому, когда ставиться вопрос, какой огнетушитель лучше для дома, офиса или квартиры: порошковый или углекислотный, то предпочтение лучше отдать второму. Первый в этом плане явно невыгоден. С его помощью потушить пожар – не проблема, но порошок испортит мебель, одежду, бытовую технику, которые не пострадали от огня. Потому что во время пожара огнетушащим веществом заливается все помещение без разбору. И никто не разбирается в экстремальной ситуации: горят вещи и предметы мебели или нет.

В этом плане автомобиль проще. Загорелся – значит, надо тушить. Но специалисты говорят о том, что горючие жидкости, которые воспламенились, лучше тушить порошковым моделями. Если горит проводка под напряжением, то оптимально использовать углекислотный.


Лучше два, чем один

Типы огнетушителей для авто

Начнем с того, что пенные и водяные приборы для автомобиля не подходят. Первые имеют слишком малый объем, так что ими потушить большое возгорание не получится. С помощью вторых потушить горящий топливный бак или мотор тоже не получится.

Значит, остаются порошковые и углекислотные модели. У второго эффективность выше, но и стоит он дороже. Что касается первого, то надо обозначить некоторые его недостатки:

  • порошковые огнетушащие вещества не обладают эффектом охлаждения, так что после их использования можно ждать повторного возгорания;
  • порошок распыляется в виде маленьких дисперсных частиц, что снижает видимость в помещении;
  • со временем внутри огнетушителя для автомобиля порошок собирается в комки, что нередко становится причиной плохого его выхода из сопла прибора, а это снижает его эффективное действие;
  • порошковый материал разъедает электропроводку.

Маркируются порошковые модели – ОП. Но нередко можно встретить и другие дополнительные обозначения. К примеру:

  • «Б» — баллон находится под большим давлением;
  • «З» — это закачной вариант;
  • «Г» — с газогенерирующим патроном.

Углекислотные обозначаются, как «УО». Кроме того, что они обладают высокой эффективностью тушения огня, есть у них и свои минусы:

  • большое давление внутри баллона – это сильная отдача от прибора, который надо удерживать с усилием, незнающий человек может просто выронить его из рук;
  • нельзя держать огнетушитель за выходной патрубок, он сильно охлаждается, можно поранить кожу рук;
  • диоксид углекислого газа в большом количестве может привести к отравлению.

Выбор огнетушителя

Ключевым вопросом является подходящий выбор оборудования, которое может спасти вашу жизнь

Важно, перед тем как выбрать огнетушитель для автомобиля, руководствоваться не только его ценой и техническими характеристиками. Более ответственно нужно отнестись к согласованию рисков, которые могут возникнуть

Вопреки тому, что мы думаем об автомобильных пожарах, они происходят довольно часто, но не всегда из-за протечки топлива. В большинстве случаев причиной является короткое замыкание в проводке или проникновение высоковольтных кабелей.

Огнетушитель для автомобиля предназначен для подавления огня в зародыше, поэтому на ранних стадиях пожара он может быть очень полезным. Обязательным автомобильным аксессуаром он стал несколько лет назад. И хотя его полезность была доказана не раз, он также нашёл своих оппонентов, которые полагают, что небольшой прибор не в состоянии подавить огонь, а только ставит водителя в опасность. И примечательным является и то, что сами водители не знают, как их использовать, не помогает даже руководство.

На видео — выбор огнетушителя:

Типы автомобильных огнетушителей

Автолюбитель не должен сомневаться, нужен ли огнетушитель в его машине – однозначно нужен. Типов этих устройств несколько.

Водные или комбинированные водно-воздушные изделия для тушения автомобиля использовать нельзя, так как вода вызывает электрическое замыкание. Но даже если этого не произойдёт, воды недостаточно для ликвидации пожара в автомобиле, она только выведет из строя технику и обивку салона.

По той же причине не подходят для использования в автомобиле пенные огнетушители, так как тушащий состав изготовлен на основе воды.

Сухие химические устройства заполнены порошком или пеной. Вещество выталкивается под воздействием азота, который закачан в дополнительный баллон. Они могут использоваться для тушения автомобильных пожаров.

ABC – огнетушитель, заполненный желтым порошком – аммофосом. Достаточно универсальное средство, но порошок способен повредить электрические устройства, оставляет липкие следы.

Наиболее предпочтительны автомобильные огнетушители, виды и характеристики которых определены МЧС и Роспожнадзором. Они рекомендуют приобретать порошковые или углекислотные устройства. У каждого из вариантов есть как плюсы, так и минусы.

Порошковый огнетушитель

Этот тип изделий маркируется буквами «ОП», что расшифровывается как огнетушитель порошковый. Состав представляет собой раствор бикарбоната натрия или бикарбоната калия. При контакте с продуктами горения он преобразуется в плотную пену, которая равномерно покрывает поверхность, предотвращая доступ кислорода.

Дополнительная маркировка

  1. «Г». Конструкция предусматривает газогенерирующий патрон, благодаря которому внутри, за счет химической реакции, создаётся повышенное давление.
  2. «З». Закачанный баллон. Тушащее вещество закачивается внутрь под давлением, и баллон закупоривается. Такое устройство отличается удобством применения.
  3. «Б». Внутри основного баллона помещён баллон со сжатым воздухом. При нажатии на рычаг он разгерметизируется, и струя газа обеспечивает выталкивание тушащего вещества.

Выбирая порошковое средство пожаротушения, учитывают, что содержимое баллонов с газогенерирующим патроном и встроенным баллоном начинает распыляться примерно через 5 секунд после активации, так как необходимо время на протекание химической реакции и создание необходимого давления внутри баллона.


Порошковый огнетушитель

Преимущества порошковых огнетушителей:

  • после обработки участка вторичное возгорание исключено;
  • способны устранить пожар от А до Е класса;
  • рабочая температура окружающей среды от -60 до +50°C;
  • лёгкие, компактные и недорогие.

Недостатки:

  • отсутствует охлаждающий эффект;
  • удалить состав с поверхности после тушения пожара сложно, но необходимо как можно скорее. Оставшийся налет вызывает повреждение движущихся элементов и электрического оборудования.

Углекислотный огнетушитель

Маркируется буквами «ОУ». В нём в сжатом состоянии находится углекислый газ CO2. При активации устройства диоксид углерода выходит из баллона под давлением. Струя состава сбивает открытый огонь.

Преимущества углекислотного средства пожаротушения:

  • эффективность при тушении пожара в труднодоступных местах;
  • отсутствие трудносмываемой пены – он совершенно не оставляет следов;
  • газ имеет диэлектрические свойства.

Недостатки:

  • мощная отдача;
  • поверхность баллона накапливает статический заряд;
  • высокая концентрация диоксида в непосредственной близости от использования, что вызывает отравление и удушье. Углекислотное устройство категорически нельзя использовать в закрытом салоне при наличии в нем людей;
  • вероятность холодовых ожогов при неправильном использовании;
  • не подходит для тушения пожаров класса A, т. е. при горении твердых веществ, например, пластмассы или текстиля;
  • подтравливает при вибрации (утечка в год составляет от 20 до 50 г.);
  • больший вес и стоимость.


Углекислотный огнетушитель