Какие машины можно водить с правами категории с

Содержание

Описание каждой категории

Введенная расширенная классификация строго разграничивает транспортные средства по мощности, грузоподъемности и пассажировместимости, а соответственно подходить к выбору железного коня теперь нужно еще более внимательно с учетом открытых категорий.

Например, Hummer H1 по ПТС попадает в категорию С (полная масса почти 5 т), а Land Cruiser 105 по количеству пассажиров (10 мест) в категорию D.

Пробежимся по всем видам ТС еще раз и рассмотрим некоторые пункты, ограничения и отличия по категориям более детально.

Мотоциклетная техника

Категория M – мопедные передвижные средства, скутеры и легкие квадроциклы с малой мощностью и общим объемом двигателя не более 50 кв. см. Этот вид транспорта набрал популярность благодаря своей доступности широким слоям населения и малым габаритам. И конечно, всем участникам движения хотелось бы чтобы водители скутеров обладали необходимыми знаниями ПДД выезжая на общественные дороги.

Категория А – тяжелые мотоциклетные средства передвижения. Снаряженная масса такого мототранспорта может доходить до 400 кг, а рабочий объем двигателя должен превышать 125 куб. см. Категория А позволяет управлять любыми типами мотоциклов, в том числе мототранспортом подкатегории А1.

Подкатегория А1 – облегченные и маломощные мотоциклетные средства с двигателем объемом 50-125 куб см, и силой до 11 кВт.

Легковые автомобили

Этот самый распространенный класс транспортных средств на наших дорогах:

Категория В – Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 т и количеством пассажирских мест до 8. Позволяет буксировать прицеп весом до 750 кг либо прицеп большей массы при соблюдении условия, что вес всего состава также укладывается в 3,5 т.

Подкатегория ВЕ – это допуск к вождению тех же легковушек категории В, но с прицепом, превышающем вес самого автомобиля (вес прицепа более 750 кг). Масса такого состава в совокупности может превосходить 3,5 т.

Подкатегория B1 – Данная подкатегория никакого отношения к легковым машинам категории В не имеет. Требуется она для вождения трициклов и квадрициклов.

Открывается подкатегория В1 при наличии в правах категорий А или В.

Однако виды транспортных средств при этом различны:

  • категория А открывает допуск к вождению квадрициклов с мотоциклетной посадкой (органы управления и руль как у мотоцикла) и в этом случае в столбце 12 будет проставлено ограничение MS;
  • категория В позволяет управлять квадрициклом с автомобильной посадкой (руль, сидения, педали, переключатели автомобильного типа), на правах в этом случае будет стоять соответствующая отметка AS;
  • если же у водителя имелись обе категории (А и В), ему будет доступен транспорт подкатегории В1 без каких-либо ограничений.

Особые отметки MS и AS в правах позволяют сотруднику ГИБДД легко определить законность передвижения водителя на том или ином виде техники.

Грузовой транспорт

Если сфера вашей деятельности связана с перевозкой грузов, вам следует открывать категорию соответствующую грузоподъемности вашего транспорта.

Категория С – Грузовики общей массой свыше 3,5 т. Данная категория подойдет для управления всеми видами тяжелого грузового транспорта, например, самосвалами и автофурами.

Подкатегория С1 – Средний грузовой автотранспорт массой 3,5 – 7,5 т, подходит для транспортировки малогабаритных и мелких грузов.

Подкатегория СЕ – Вождение грузовика категории С с тяжелым прицепным устройством массой свыше 750 кг.

Подкатегория С1Е – Вождение грузового транспорта, сцепленного с прицепом, масса которого составляет более 750 кг. Общий вес грузового состава в этом случае не должен превышать 12 т.

К категории С относятся также и большие внедорожники, полный вес которых не укладывается в границу категории В.

Автобусы

Категория D – Пассажирский транспорт автобусного типа с числом мест для пассажиров более 8. Права категории D позволяют управлять автобусами различного размера, в независимости от допустимой максимальной массы ТС. Именно эта категория необходима, к примеру, для вождения рейсовых автобусов.

Подкатегория D1 – Вождение пассажирского авто, с сидячими местами для пассажиров от 8 до 16. В эту категорию попадают привычные всем газели и другие микроавтобусы.

Подкатегория DE – Автобусный транспорт с прицепом массой более 750 кг.

Подкатегория D1Е – Автобусы прицепных конструкций, с общей массой до 12 т.

Категории Tm и Tb не требуют описания. Данные категории можно увидеть на водительских правах тех людей, кто избрал своей профессией работу водителя трамвая или троллейбуса.

Категории водительских прав с 2016 года

Права категории А: со скольки лет и как получить

Вид прав «A» подразумевает две категории:

  • А1
  • А

Первую можно получить после достижения 16 лет, а вторую – лишь с 18 лет.

Обучение данному виду водительских удостоверений происходит в авто- или мотошколе, но при желании, выучить все материалы можно самостоятельно, то есть экстерном. Пока что, самостоятельное обучение для данного вида ТС не отменили.

Для получения прав необходимы следующие документы:

  • Паспорт
  • Мед. справка
  • Фотография

После сдачи всех бумаг, назначается дата и время проведения теоритического и практического экзамена. После их сдачи, будут выданы водительские права на заданную категорию.

Права категории B: авто, квадро- и трициклы

Подкатегория В1

Управлять ТС с 3 или 4 колесами. Но, однако, вес такого средства передвижения не должен превышать порог в 550 килограмм. В случае оснащения ТС двигателем внутреннего сгорания, на него накладывается ограничение в пятьдесят кубических сантиметров.

Подкатегория ВЕ

Данный подвид дает разрешение на управление легкового автомобиля с наличием прицепа, который должен не превышать допустимый вес – 750 кг.

Категория С: грузовики всех видов

Подкатегория СЕ

Подвид, который дает разрешение управлять ТС из основной категории «С» с добавлением прицепа весом не меньше 750 килограмм и не больше 3.5 тонн. Для получения данной подкатегории, необходимо сначала полить основную категорию «C».

Подкатегория С1

В такой подкатегории исключены механические транспортные средства, относимые к «D». Вес такого автомобиля должен варьироваться в пределе от 3.5 – 7.5 т. Разрешено наличие прицепа, но с массой не больше 750 килограмм. Если имеются права с категорией «C», то их владелец может свободно осуществлять управление ТС вышеописанного вида.

Подкатегория С1Е

Массивность такого транспорта должна быть не меньше 3.5 и не более 7.5 т. Прицеп должен быть массой, превышающей порог в 750 килограмм и вес самого автомобиля.

Основный аспект заключается в том, что общий вес автомобиля вместе с прицепом не должен превышать 12 т. Транспортными средствами из данной категории могут пользоваться граждане, с видом прав «CE».

Категория D: автобусы

Подкатегория DЕ

Входят все ТС из категории  «Д1» с наличием прицепа, в том случае, если масса последнего от 750 кг до 3.5 т. Также, к данной категории приравниваются сочлененные автобусы.

Подкатегория D1

Транспорт, ориентированный на транспортировку граждан  и имеющий больше чем восемь пассажирских мест и, но не более шестнадцати. Может присутствовать прицеп с массой, не превышающей 750 килограмм.

Подкатегория D1E

К данному виду прав относятся все ТС с наличием прицепа и весом менее 750 килограмм. Массивность самого автомобиля должна находиться в пределах двенадцати тонн.

Прицеп не должен предназначаться для нахождения в нем пассажиров. При присутствии вида DE в водительском удостоверении, данный подвид становится доступной автоматическим образом.

Категория М

Позволяет управлять ТСс малым объемом двигателя, то есть менее 50 кубических сантиметров. Сюда относятся мопеды и квадроциклы.

Категория Tm и Tb

«Tm»и «Tb» — виды водительских удостоверений для управления трамваями и троллейбусами. Раньше данные категории не обособлялись до использования отдельных граф в удостоверении.

Как происходит присвоение категории Б

Важно: категория присваивается только после осмотра врачами комиссии. Ни один гражданский врач не имеет права судить о годности будущего военнослужащего, но замечания о его состоянии здоровья в личной карте оставить может

ВВК тоже не уполномочена ставить диагнозы на основании одно лишь визуального осмотра. В принятии решения военные врачи руководствуются медицинскими документами, предоставленными призывником. На их основании, а также с учетом настоящих жалоб пациента, назначается ряд необходимых исследований.

Первоначальные диагнозы всегда проходят в картах под знаком вопроса. Все лабораторные и клинические исследования направлены на то, чтобы подтвердить предположения медиков комиссии, или опровергнуть их.

Иногда, для определения степени годности будущего солдата, достаточно подвергнуть его следующим медицинским исследованиями:

  1. Осмотр
  2. Сдача крови и мочи на анализ
  3. Прохождение флюорографии
  4. Прохождение ЭКГ-диагностики

Если полученные результаты не дают четкой картины об общем состоянии призывника, то ему назначаются дополнительные клинические исследования, вплоть до полной диагностики.

Результатом всех обследований становится присвоение одной из подкатегорий группы Б. В редких случаях, если призывник не согласен с точностью диагноза, он может обжаловать решение ВВК. Для этого направляется заявление в суд, и пока продолжаются судебные тяжбы, призывник продолжает диагностику дальше, в этом время ему предоставляется право на получение отсрочки.

В итоге, если выносится категория В, то парень получает военный билет без прохождения службы. Призывнику больше не грозят призыв и повестки.

Что такое категория А

Водительские удостоверения – документы, удостоверяющие право физического лица управлять автотранспортными средствами – подразделяются на несколько групп или категорий. В зависимости от величины, мощности, грузоподъёмности и пассажировместимости возрастают требования к водителю, его подготовке и квалификации, а в некоторых случаях – возрасту и стажу.

Среди всех типов транспорта выделяются мотоциклы. Они отличаются наличием двух колёс

(или трёх, при наличии бокового прицепа-коляски)

и специфических особенностей посадки и рулевого управления.

Сидят на мотоциклах верхом, а руль имеет вид не круглой автомобильной «баранки», а горизонтальной перекладины. Он жёстко связан с управляемым (передним) колесом, углы поворота у них абсолютно идентичны. Никаких 2-3-4 автомобильных оборотов от упора до упора нет и в помине. На какой угол повернут руль, на такой же и колесо. Впрочем, выполнение манёвра, особенно на высокой скорости, обеспечивается не только вращением рулевой колонки, но и наклоном корпуса.

Эти характерные черты послужили основанием для выделения мотоциклов в отдельную транспортную группу, требующую особых навыков управления. Для их подтверждения и получения разрешения на управление нужны права категории А.

Отличия старого удостоверения от нового

Бланки водительских прав со временем меняли внешний вид и наполнение. До 2014 года в них присутствовала просто категория А, открывавшая доступ ко всему, что имело мотор, возможность двигаться и хоть как-то подходило под определение мотоцикла – от тинеджерского «тырчика» (велосипеда с моторчиком) до мощного гоночного байка (сокращение от английского bicycle – двухколёсный).

Для обеспечения безопасности на дорогах в 2014 году была введена дифференциация. В рамках категории прав А появилась подкатегория А1. Кроме неё была введена совершенно новая – М.

Тем, у кого на момент введения изменений был документ старого образца, срочно бежать в ГИБДД и обменивать его на новый не надо. Имеющийся остаётся действительным до окончания срока, обозначенного на тыльной стороне в столбце 11.

При оформлении в установленное время нового в него будет внесено разрешение в соответствии с данными медицинского заключения. Если нежелательно себя ограничивать, следует проследить (попросить, настоять), чтобы в нём было разрешение просто на получение категории А без дополнительных уточнений.

Каким транспортом разрешено управлять, имея права категории А

Чтобы получить развёрнутый и всесторонний ответ на вопрос, надо для начала детально познакомиться с содержанием одного из основных первоисточников – российским законом № 196, регламентирующем безопасность езды по дорогам, конкретнее к его 25 статье.В ней интересующие категории подразделяются следующим образом:

  • А – мотоциклы (вообще, т. е. без конкретизации по типоразмерам)
  • А1 – тоже мотоциклы, но с ограничением технических параметров:
    • Объём мотора – до 125 кубиков
    • Мощность – до 11 киловатт (14,6 л. с.)
  • М — Лёгкие квадрициклы (мощность – до 4 кВт, объём – до 50 куб. см, масса – до 350 кг, скорость – до 45 км/ч) и мопеды. Максимальные характеристики приведены в соответствии с информацией, взятой из стандарта 51815
  • В1 – квадрициклы и трициклы

Далее, в пункте 7 25-й статьи говорится, что открытие категории А разрешает ездить за рулём автомототранспорта, относящегося к категориям А1 и В1. При этом делается оговорка, что трициклы и квадрициклы (В1) в отличие от ВС должны иметь мотоциклетную посадку или (!) руль, т. е. хотя бы что-то одно.

Примечание! К управлению лёгкими квадрициклами и мопедами (М) допускаются все имеющие российские права с любой открытой категорией. Специальной отметки АМ не требуется.

Как выполнить замену прав тракториста-машиниста

Замена документов нужна:

  • При утрате оригинала документов.
  • При изменении состояния здоровья тракториста (в этом случае потребуется соответствующая медицинская справка).
  • В случае, если истек срок действия старых прав.
  • Если водителю стали доступны новые категории самоходных ТС.
  • При изменении персональных данных владельца.

Чтобы восстановить удостоверения необходимо обратиться в Гостехнадзор и написать заявление. Форму для него можно взять на месте, либо распечатать и заполнить заранее. Здесь указываются паспортные данные тракториста и причина обращения. Также потребуется принести с собой ряд документов:

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. Медицинская справка (не требуется, если водитель обращается в связи утратой удостоверения или по причине изменения паспортных данных).
  3. Квитанция, подтверждающая оплату пошлины.
  4. Сертификат, подтверждающий обучение на специальность тракториста-машиниста.
  5. Удостоверение тракториста или его копия (в случае его утраты будет сделан запрос в обучающую организацию, поэтому процесс выдачи может несколько затянуться).
  6. 2 фотографии 3х4.
  7. Справка из ГИБДД, подтверждающая, что водитель не лишался прав.

При лишении прав на трактор (водитель также лишается и автомобильных прав) потребуется повторно сдать экзамен, чтобы вернуть документы.

Если сотрудники ГАИ остановят водителя, у которого отсутствует водительское удостоверение, ему будет выписан штраф в размере 5-15т.р. Поэтому при утрате или истечении срока действия удостоверения необходимо незамедлительно обратиться в Гостехнадзор и оформить новый документ. Владельцу ТС, доверившему управление лицу без соответствующего удостоверения (кроме учебной езды) может грозить штраф размером до 30 000 рублей.

Если же водителя лишили прав из-за административных нарушений, для него предусмотрены другие виды санкций: штраф до 30т.р., арест 15 суток, либо до 200 часов обязательных работ.

Если водитель получил водительское удостоверение, но не имеет его при себе, ему назначается штраф 500 рублей.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Расскажем об отдельных моментах, которыми интересуются люди достаточно часто.

2. Какова стоимость обучения?

Средняя стоимость обучения колеблется в интервале от 12000 до 50000 рублей. Цены сильно разнятся между собой в зависимости от региона.

3. Нужно ли учитывать груз при расчёте массы транспортного средства с прицепом?

Согласно правилам, учитывается именно вес пустого прицепа + вес автомобиля. Тяжесть груза не важна. Главное, чтобы он соответствовал параметрам грузоподъёмности самого прицепа.

4. Как выяснить, что приобретение категории Е всё же необходимо?

Необходимо рассчитать массу авто с прицепом. Необходимые данные можно взять из документов на автомобиль. К примеру, у вас в документах указано, что масса вашего автомобиля – 1400 кг. Масса прицепа тоже обычно указывается в документах. Допустим, у нас он будет ровно 740 кг. Производим расчёт: 1400 кг + 740 кг  = 2140 кг. 2140 кг < 3500 кг, следовательно, получать подкатегорию Е для такого автомобиля и прицепа не нужно. Но если масса самой машины уже, к примеру, составляет 3000 кг, то несложно подсчитать, что с прицепом в 740 кг, уже выйдет превышение:

3000 + 740 = 3740 кг > 3500 кг – следовательно, подкатегория Е необходима.

5. Есть ли наказания за отсутствие у водителя подкатегории Е?

Если масса автомобиля вместе с прицепом превышает 3,5 тонны, а масса самого прицепа больше 750 кг, то управление таким транспортом без наличия подкатегории Е карается по закону. Сотрудники ГИБДД могут выписать штраф в районе 15 тысяч рублей. Также могут изъять автомобиль для удержания штрафа.

Категория годности Г

Призывник временно не годен к военной службе. Дается отсрочка по состоянию здоровья от призыва в армию на срок от 6 месяцев до 1 года, после окончания которой проводится повторное медицинское освидетельствование в военкомате. На повторной военно-врачебной комиссии вновь определяется степень пригодности, в соответствии с которой выносится новое решение.

Категория Г присваивается призывнику, при наличии отклонений в состоянии здоровья и физической форме призывника, недовеса, после операций или травм. Отсрочка от призыва в соответствии с категорией Г может даваться минимум на 6 месяцев и максимум на год. 

Одно из нарушений, которое допускают сотрудники военкоматов, заключается в неправильном освидетельствовании призывника и неверном присвоении категории Г вместо категории В в случаях, когда имеется соответствующее заболевание, подтвержденное документально. В этом случае необходимо обжаловать решение призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию или в суд и приложить медицинские документы, подтверждающие наличие соответствующего диагноза.

Категории водительских прав

В 2019 году в список категорий транспортных средств внесены поправки с целью улучшения безопасности движения: теперь в списке содержать 7 основных и 4 вспомогательные категории ТС. В обозначениях вспомогательных подкатегорий к литерам добавляются цифры.

Основные категории транспорта    

  • A – дает право на управление любыми видами мотоциклов, в том числе с колясками, имеющими объем двигателя больше 125 см³, а также другими видами мототехники с тремя или четырьмя колесами, имеющими снаряженный вес не более 400 кг.
  • B – дает право на управление легковыми автомобилями, имеющими суммарную массу до 3.5 тонн, способными перевозить не более 8 человек (в том числе микроавтобусы, легкие грузовики и внедорожники). Прицеп для легкового автомобиля не должен превышать 750 кг, а суммарный вес автомобиля с прицепом должен быть не более 3.5 тонн.
  • C- категория для управления грузовиками массой более 3.5 тонн. Разрешен прицеп весом не более 750 кг.
  • D – дает право на управление автобусами, перевозящими более 8 человек (кроме водителя), грузовыми машинами с прицепом общим весом более 750 кг. Каких либо ограничений по массе и конструкции транспорта нет.
  • BE, CE и DE – введены вместо отменены категории E, и дают право на управление транспортными средствами В, C и D с прицепами без ограничений по массе.
  • Tb, Tm – категории для водителей трамваев и троллейбусов. Ранее допуск просто указывался в графе «Особые отметки», но теперь под эти виды транспорта созданы отдельные категории.  
  • M – введена в 2014 году в дополнении к категории А и дает разрешение на управление скутерами и мопедами с объемом двигателя до 50 см³, которые по своим техническим данным не попадают в А. Когда вы получаете водительское удостоверение, отметка М ставится автоматически. 

Дополнительные подкатегории транспорта

Дополнительные подкатегории устанавливают некоторые ограничения на право управления транспортом основных категорий и расширяют их толкование:

  • A1 – ограничение на управление тяжелыми мотоциклами (разрешены только легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 см³). 
  • B1 – разрешение управлять мототранспортом с 3 или 4 колесами, имеющим объем двигателя более 50 см³, и автомобилями с разными вариантами управления (мини-тракторы и квадроциклы, на которые надо получить права тракториста, имеющие мотоциклетный мотор и мото- или авторулевое управление с ручным или ножным переключением передач). 
  • C1 – ограничение на право вождения грузовиков с массой до 7.5 тонн и прицепом с массой до 750 кг.  
  • C1E – как и в подкатегории C1, ограничивает общий вес транспорта с прицепом 12 тоннами, а вес прицепа не может быть более 7.5 тонн. 
  • D1 – разрешение на управление автомобилями с количеством 8-16 человек и прицепом с весом не более 750 кг.
  • D1E – как в категории D1, ограничивает право управления пассажирскими автомобилями с прицепом общей массой не более 12 тонн (прицеп не может весить больше автомобиля).

При использовании дополнительных категорий, водителям следует обращать внимание на следующие нюансы: 

  1. D1E отличается от D1 тем, что разрешает управление автобусами, сочлененными из двух половин, и не ограничивает массу прицепа.
  2. D1 отличается от D1E только ограничением по весу допустимого грузового прицепного устройства.
  3. C1 и C1E, как и D1 с D1E допускают одинаковые требования к прицепам, и отличаются только по виду разрешенного транспорта (грузовой автомобиль и пассажирский автобус).

Получить право на управление определенной категорией транспортных средств можно только после прохождения обучения в автошколах и сдачи экзаменов в ГИБДД. При необходимости, автолюбитель может открыть новые категории и расширить доступ к управлению разными видами транспортных средств, пройдя переаттестацию и сдав экзамен по вождению. В этом случае выдается новое водительское удостоверение с новыми отметками о допусках к управлению ТС.

Для получения водительских прав установлены возрастные ограничения, в зависимости от типа транспорта. 

  • С 16 лет выдаются права на управление скутерами и мопедами; 
  • для управления легковыми и грузовыми авто необходимо достичь возраста 18 лет;
  • управлять пассажирским транспортом можно с 21 года.

Некоторые категории, например BE, CE, DE открываются водителям, которые имеют стаж вождения от 1 года. Обучение могут проходить лица, не достигшие требуемого возраста для получения соответствующих прав, а права получают после того, как достигнут требуемого возраста. 

Автомобили класса G

Эта категория авто в кузове купе. Чаще всего купейные модели – это спортивные, быстрые машины. Но в последнее время данный тип кузова стал популярен среди молодежи, и производители все чаще выпускают обычные серийные авто в двухдверном кузове. Для семьи такие модели не подходят ввиду наличия всего двух комфортабельных мест. Бывают купе с двумя дополнительными сиденьями, но о комфорте там говорить не приходится.

Наиболее популярные модели данной категории:

  • MINI Coupe;
  • Renault Laguna Coupe;
  • Hyundai Genesis Coupe;
  • Mercedes-Benz C-coupe;
  • Ford Mustang;
  • Peugeot RCZ;
  • BMW 2-series.

Общая классификация автомобилей не так сложна, как кажется поначалу. Мы постарались досконально ее рассмотреть на доступных примерах, поэтому теперь подбор автомобиля не составит особого труда. Дополнительную информацию по теме можно найти в следующем видео.

Какие категории и подкатегории прав ввели в 2021 году (Таблица)

Новых категорий в водительских удостоверениях в 2021 году не вносилось. Перечисленные ниже типы были утверждены Сводной резолюцией в ноябре 2013 года.

Категории и подкатегории Транспорт Описание Максимальная масса
М Мопеды, легкие квадрициклы Мопед – двухколесное или трехколесное ТС, развивающее скорость не больше 50 км/ч. Квадрицикл – четырехколесное ТС. Легкий вариант этого транспорта – объем двигателя до 50 куб.см. и скорость не более 50 км/ч.
А Мотоциклы Любые мотоциклы, в частности с коляской, снегоходы.
А1   Мотоциклы Мототранспорт объемом двигателя не больше 125 куб.см. и мощностью до 11 кВт.
В Легковые автомобили Машины, где есть не более 8 сидений для пассажиров. Допускается использование прицепа до 750 кг. Есть возможность использовать прицеп с большей массой, но в общем должно выходить не более 3,5 т. 3,5 тонны
В1 Трициклы, квадрициклы Трициклы – трехколесные мототранспортные средства. Квадрициклы сюда относятся те, которые имеют объем двигателя более 50 куб.см., а скорость свыше 50 км/ч. 400 кг
ВЕ Легковые автомобили с прицепом Машины кат. «В» с прицепом, который весит больше 750 кг, а общая масса транспортных средств превышает 3,5 тонны.
С Грузовики Средние (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелые (более 7500 кг) грузовые машины. Возможность присоединения прицепа весом не более 750 кг. 7,5 тонн (для среднего грузовика) 750 кг (для прицепа)
С1 Легкие грузовики Грузовые автомобили, за исключением машин кат. «D». Допустимая масса — 3,5-7,5 т. Разрешается присоединять прицеп весом до 750 кг. 3,5-7,5 тонн (для грузовика) 750 кг (для прицепа)
СЕ Грузовики с прицепом Грузовая техника с более большим прицепом или полуприцепом – свыше 750 кг.
С1Е Легкие грузовики с прицепом Грузовые машины с прицепом весом более 750 кг, но не больше массы самого автомобиля без нагрузки. 12 тонн
D Автобусы, пассажирские газели Автобусы, на которых перевозят пассажиров. Количество мест – свыше 8-ми, не считая водительского кресла. Можно использовать прицеп массой не более 750 кг. 750 кг(для прицепа)
D1 Малые автобусы Автобусы с количеством мест от 9 до 16. Можно использовать прицеп весом не больше 750 кг. 750 кг (для прицепа)
DE Автобусы с прицепом Автобусы с прицепом массой свыше 750 кг, а также сочлененные автобусы
D1E Малые автобусы с прицепом Автобусы, на которых перевозят грузы. Можно использовать прицеп весом свыше 750 кг. 12 тонн

Иные пометки

Кроме вышеперечисленных индексов в свидетельстве водителя может присутствовать и пометка под номером 13 (иногда заменяется аббревиатурой ML), обозначающая следующие возможные ограничения на все 16 категорий ТС:

  • «Годен в очках» — ставится в ВУ при наличии соответствующей медсправки о нарушениях зрения;
  • АТ – наличие этих букв означает, что гражданин сдавал практическое вождение в автошколе на автомобиле с коробкой автомат. Поэтому управлять механикой с таким ограничением он не имеет права.

Среди дополнительных пометок можно упомянуть и номер GCL в водительском удостоверении, который несет в себе информацию о стаже автолюбителя, исходя из его предыдущего документа.

А есть нюансы?

Если Вы решили получать категорию С, то запомните, что:

  • Не все автошколы обучают вождению на грузовых автомобилях. Так что к её выбору нужно отнестись как можно более тщательно и ответственно. Особенно это касается людей, которые уже имеют категорию В, так как школ с программами переподготовки очень мало. А как было отмечено выше, в том, чтобы сдавать с нуля или уже имея другую категорию, есть существенная разница, касающаяся стоимости обучения.
  • Требования к здоровью потенциальных водителей категории С значительно выше и строже, чем к категории В. Поэтому нужно быть готовым к тому, что в предоставлении справки Вам могут отказать из-за каких-то проблем с Вашим здоровьем.
  • И всё же главным условием получения водительского удостоверения является сдача экзаменов. Так что подучите все билеты, как следует, благо сейчас они обычно размещены в сети, и их можно даже заучить. Также, если это необходимо, берите дополнительные практические занятия. Всё-таки грузовик отличается от легкового автомобиля.
  • Для получения прав необходимо самостоятельно оплатить госпошлину. Чек нужно будет принести в отдел ГИБДД при оформлении водительского удостоверения. Стоимость госпошлины можно уменьшить, подав заявление на права через портал «Госуслуги». При таком раскладе стоимость не превысит 1400 рублей. Иначе придётся выложить 2000 рублей.

Возрастные ограничения для получения прав

Обучаться в автошколе можно даже будучи
несовершеннолетним (для некоторых направлений начиная с 16 лет). Но открываются
категории водительских прав только по достижению определенного возраста. Если
обучение прошло раньше, то сохраняется свидетельство об окончании автошколы, а
к сдаче экзаменов кандидат допускается позже.

Таблица
возрастных ограничений

На некоторые виды автотранспорта можно пойти
учиться заранее (иногда за 2 года до минимального возраста открытия категории).
Это личный выбор, но знания без практики быстро теряются, поэтому имеет смысл
пройти курсы ближе к тому возрасту, когда можно будет сразу сесть за руль не
только учебной машины.

Как выглядят права нового образца

Российское ВУ нового формата изготовлено в соответствии с требованиями международного Венского договора, благодаря чему с такой корочкой, без оформления дополнительных бумаг, разрешено спокойно пересекать границы ближнего зарубежья. На сторонах удостоверения можно найти:

  • 14 пометок, шифрующих определенную информацию;
  • Таблицу категорий, с указанными в ней датами начала и окончания их срока действия;
  • Защитный штрих-код, предназначенный для ведения автоматизированного учета;
  • Индивидуальный номер документа;
  • Фото владельца ВУ.

Для чего нужны эти обозначения, и каким стандартам они отвечают, мы рассмотрим ниже.

Система защиты

В связи с тем, что инспектора дорожной полиции все чаще стали обнаруживать поддельные корочки, было принято решения внедрить на водительских удостоверениях нового поколения дополнительную систему защиты, состоящую из трех основных элементов:

  • Логотип с надписью «RUS» (над фотографией) подсвечивается под ультрафиолетом, а слева от него проявляется так называемый «водный знак», который невозможно рассмотреть под обычным освещением;
  • На обратной стороне ВУ также имеются зашифрованные символы, нанесенные прямо на пластик. Поэтому при фальсификации прав их просто невозможно подделать;
  • Материал для изготовления корочки обладает особой структурой, благодаря чему липовое удостоверение можно определить даже на ощупь.

Такого уровня защиты вполне достаточно для снижения вероятности подделки документа. В остальном ответственность за обнаружение ненастоящих ВУ или ПТС ложится на плечи сотрудников госавтоинспекции.

Лицевая сторона

На лицевой стороне новых прав присутствуют 9 из 14 пометок, которые располагаются друг под другом. Расшифровывается данная информация следующим образом:

  1. Фамилия владельца корочки;
  2. Его имя и отчество (инициалы водителя, в соответствии с международными требованиями, указываются на двух языках: русском и английском);
  3. Дата рождения и гражданство;
  4. Данная графа делится на три дополнительных подпункта, где: a – это дата выдачи документа, b – срок окончания его действия, и c – наименование структуры, ответственной за регистрацию и выдачу ВУ;
  5. Серия и номер удостоверения;
  6. Изображение владельца, в соотношении 3:4 (при наличии проблем со зрением гражданину разрешается фотографироваться в очках);
  7. Электронная подпись владельца;
  8. Населенный пункт, в котором человек официально прописан;
  9. Доступные для управления водителю категории и подкатегории ТС.

Оборотная сторона

Большую часть оборота на удостоверении нового образца занимает таблица категорий, включающая в себя 16 разных видов транспорта. Кроме этого в ней можно найти и три цифровых пометки, обозначающих:

  • Дату открытия категории (под индексом 10);
  • Окончание ее срока действия (номер 11);
  • Имеющиеся ограничения на управление определенным видом ТС (цифра 12).

Сразу под таблицей размещается отметка 14, демонстрирующая так называемый GCL номер. А в левой части корочки можно найти продолговатый штрих-код, служащий для автоматизированного контроля штрафов и других погрешностей особы (вплоть до лишения прав).

Преимущества С-класса

Популярность данных моделей по сравнению с машинами малого, большого и представительского класса обусловлена техническими характеристиками ТС. Среди их основных достоинств:

  • умеренные габариты кузова;
  • первоклассная маневренность и управляемость;
  • мощный мотор;
  • надежная подвеска;
  • экономичный расход топлива;
  • ценовая доступность.

Длина кузова моделей гольф-класса составляет от 3,9 до 4,3 метра. По сравнению с легковыми универсалами и внедорожниками они более удобные для жителей мегаполиса . Городской автомобиль дает преимущества в условиях интенсивного движения по улицам, при нехватке парковочного пространства.

Городской автомобиль дает преимущества в условиях интенсивного движения по улицам

Экономичный расход топлива — основополагающий фактор при выборе модели для людей, которым машина нужна ежедневно или для путешествий на большие расстояния.

Машины middle class есть у всех крупных автопроизводителей, и ассортимент постоянно пополняется заслуживающими внимания новинками. Данный сегмент характеризуется большим ценовым разбросом. В этой категории можно подобрать бюджетную модель или более дорогой вариант с расширенным набором опций.