Грузовые шины: виды, устройство и классификация

Виды покрышек

Итак, сейчас на авто рынке можно выделить следующие вида покрышек:
— летние авто шины
— зимние авто шины (шипопанные и шины «липучки»)
— всесезонные авто шины

Теперь разберем эти типы покрышек по порядку.

Летние авто шины

Специализированные шины, предназначенные к эксплуатации в летний сезон.
Во-первых, летние шины сделаны из более жестких сортов резины, чем зимние, что позволяет им не плавиться в летнюю жару. В то же самое время, зимой бы такой сорт резины затвердел бы и не обеспечивал должного сцепления с дорогой.
Во-вторых, рисунок протектора на летних шинах отличается от зимних. Именно рисунок протектора отвечает за сцепление шины с дорогой, а, следовательно, за лучшей управляемостью автомобиля.
Летние шины имеют ассиметричный рисунок, большую глубину рисунка. А также на поверхность шины наносят специальные канавки для отвода воды, которые, в прямом смысле, выталкивают воду из под колёс во время движения.

Зимние авто шины

Эти шины так же можно назвать специализированные шины – то есть они изготовлены специально для эксплуатации зимой.
Первое, что отличает зимние шины от летних – это марка резины. Резина для зимних покрышек мягче летней, зимой такая резина не дубеет и позволяет держать сцепление с дорогой.
Второе, что бросается в глаза – это внешний вид протектора. Различают шипованные и не шипованные шины («липучки»).

Шипованные покрышки – это зимние шины с шипами. Шипы, как когти, вонзается в обледеневшую дорогу, обеспечивая лучшую управляемость автомобилем и безопасность его водителю и пассажирам.
При этом конструкция такой шины не так проста, как кажется.
Платформа, на которой крепится шип, сделана из более жесткой (твердой) резины, что позволяет шипу лучше держаться, да и сами блоки протектора не подворачиваются при больших нагрузках на шип. В то же самое, время в месте контакта шины с дорожным покрытием резина мягкая.
По крайней мере, такие многослойные протекторы изготавливают ведущие производители.

Шины «липучки» — на самом деле эти шины, ни какие не липучки, они не обладают липкими свойствами. Название «липучка» — это маркетинговых ход для продажи обычных фрикционных шин, то есть не шипованных шин. Название «липучка» прижилось и с успехом используется.

По сравнению с шипованными шинами состав резины более мягкий. Так же протектор шины «липучки» имеет большое количество кромок-ламелей (специальных тонких прорезей, рассекающих поверхность отдельного блока протектора) и микропор, которые за счет капиллярного эффекта отводят жидкость от пятна контакта.
Можно сказать, что протектор шины «липучки» не содержит ярко выраженного рисунка (тех самых бугорков-грунтозацепов), а только испещрен не глубокими зигзагообразными ламелями.

Если сравнивать шипованные шины и шины липучки, то можно сказать, что «шиповки» лучше всего подходят для обледенелой дороги, а «липукчи» хороши для сухого или влажного асфальта. Также тесты шин показывают, что на льду при температуре -5-10 оС лидируют «шипы», обеспечивая очень хорошее сцепление, а «липучки» скользят, неспособные вытолкнуть влагу образующиеся на ледяной корке дороги. Также уже при температуре ближе к -15-20 оС «липучка» начинает лидировать, так как лёд становится более твердым и не успевает таять, в то же время шипы не могут достаточно прочно вонзиться в твердый лёд и проскальзывают.

Всесезонные авто шины

Всесезонные автошины – это шины подходящие к эксплуатации в разных климатических условиях. Но сказать, что всесезонные шины это идеальный вариант, позволяющий избежать смены шин в разные сезоны не правильно. Всесезонные шины в целом уступают как летним, так и зимним шинам. Альтернативным вариантом для их использования являются машины, имеющие достаточный резерв безопасности.
В действительности в российских условиях, когда перепады температур в течение года могут быть в 60 оС, плюс заснеженные и обледенелые дороги – всесезонные шин не являются лучшим вариантом. Чаще всего всесезонные шины используют в США.

Единственным достоинством этих шин является возможность сэкономить деньги, покупая один комплект шин для использования круглый год.

В любом случае выбор тех иди иных шин зависит от погоды в вашем регионе.

Устройство стального штампованного дискового колеса

Стальное штампованное дисковое колеса грузового автомобиля имеет разрезное замочное и неразрезное бортовое кольца. Профиль обода выполнен с конической посадочной полкой. Одна закраина обода сделана с ним как одно целое, а другая представляет собой съемное бортовое кольцо, удерживаемое на ободе замочным кольцом. Шину свободно надевают на плоский обод, затем устанавливают бортовое и замочные кольца, причем последнее закладываю в канавку обода. От выпадания это кольцо удерживает давление сжатого воздуха в шине. Конические посадочные полки обода и бортового кольца обеспечивают плотную посадку шины на обод и исключают возможность их относительного провертывания.

1- покрышка шины низкого давления

2- камера шины

3- бортовое кольцо

4- распорное кольцо

5- обод колеса

6- опорный щит колесного тормоза

7- тормозной барабан

8- колесный тормозной цилиндр

9- нижняя крышка подшипника шкворня

10- конический роликоподшипник шкворня

11- прокладки для регулировки затяжки подшипника шкворня

12- сальник поворотной цапфы

13- шкворень поворотной цапфы

14- диск колеса

15- винт крепления тормозного барабана к ступице

16- корпус поворотного кулака

17-  пробка для проверки уровня смазки

18- сальник ступицы

19- конические роликоподшипники ступицы

20- поворотная  цапфа

21-центральный шарик шарнира

22-фиксатор муфты вкл.

23-палец центрального шарнира

24- тормозной барабан

25-защитный колпак

26-муфта включения колеса

27-ведущий фланец ступицы

28-подножка для подъема

29-контргайка

30-замочная шайба

31-гайка подшипников ступицы

32- ступица колеса

33-стяжная пружина колодок

34-тормозная колодка с фрикционной накладкой

35-трубка вентиля камеры шины

36-перепускной клапан

37-штуцер шланга гидропривода тормозов тормоза

38-упорная шайба

39-масленка

40-ведущие шарики

Текстильный корд

Существует метод утилизации шин путем их сжигания с использованием топлива (горючего газа), полученного из самих же шин.

Энергию топлива можно использовать и в других целях, например, в теплообменниках.

Первичный

Газ получают из текстильного корда путем химического процесса пиролиза.

Процесс происходит в камере, температура в которой достигает 1000°С. Перед загрузкой в реактор от шин отделяют бортовой корд.

В результате окисления на выходе получают газ и жидкость.

Помимо горючести они обладают рядом полезных свойств:

  1. Хороши в качестве пластификаторов и растворителей, мягчителей (используется пиролизная смола) в процессах регенерации резины.
  2. Побочный продукт пиролиза — тяжелые фракции — добавляют в битум, улучшая его характеристики.
  3. Газообразные вещества идут на производство ароматических масел. Последние, в свою очередь, участвуют в изготовлении резиновых смесей.

Вторичный

Вторичный текстиль имеет ценность и как самостоятельный материал.

Текстиль из тканевого корда представляет собой искусственное волокно. Его состав:

  • минеральная (нейлоновая) вата;
  • резиновая крошка, ее массовая часть – 5%, размер частиц – до 0,5 мм.

Использование текстиля, образовавшегося при получении резиновой крошки, возможно во многих сферах. Вот основные способы применения:

  1. Минвата – хороший утеплитель. По эксплуатационным свойствам она не уступает эковате и стекловате. А по уровню защиты от шума и сохранению тепла превосходит такой аналог, как базальтовую вату. Дополнительные плюсы: это дышащий материал, не меняет характеристик со временем, имеет срок службы свыше 50 лет, дешев и безопасен.
  2. Вату применяют как технологическую добавку в стройматериалы. Это способствует снижению трещинообразования в трубах различного назначения.
  3. Из текстиля можно изготовить арматуру.
  4. Из вторичного текстиля получаются отличные спортивные снаряды. Им наполняют маты, боксерские груши, щиты.

Материал выгоден. Он, как побочный продукт утилизации автошин, имеет низкую цену.

В заключение добавим, что текстиль из корда не боится биологического воздействия, не подвержен износу.

Шинный корд

Для изготовления полиэфирного шинного корда нить после вытягивания подвергают предварительному трощению и крутке, окончательному кручению ( до 350 — 400 м / мин) со скоростью 10 — 15 м / мин и ткачеству. Параметры ткачества и типы полиэфирной кордной ткани во многом аналогичны ранее описанным кордным полиамидным тканям. Для шинной промышленности наиболее пригодна ткань марки ЗОЛ на основе кордной нити структуры 111 / 2 / 2 текс; для ткани 12Л используют нить структур 111 / 1 / 2 текс.

Увеличивается потребление стеклянного шинного корда, использование которого в шинах позволяет снизить расход горючего, вибрацию при езде и увеличить срок службы протектора. Стекловолокно по прочности и модулю упругости приближается к металлокорду, используемому в брекере грузовых шин радиальной конструкции, но в отличие от него имеет почти в 2 раза меньшую плотность и не подвергается коррозии. Использование стекловолокна в шинной промышленности связано с разработкой опоясанно-диагональной конструкции шин. Начиная с 1968 г., стеклокорд начал широко применяться в брекере легковых шин этой конструкции; в 1969 г. 90 % шин первоначального оснащения и 13 % запасных имели стеклокорд.

Полиэфирное волокно для шинного корда разработано сравнительно недавно.

В отличие от шинного корда из текстильных волокон, вырабатываемого преимущественно в виде уточной кордной ткани, металлокорд производится только в виде отдельных нитей.

Применяют для пропитки шинного корда и технических тканей.

Технологический процесс обработки шинного корда, шнуров и тканей включает следующие основные операции: пропитку адгезивным ( пропиточным) составом, отжим, сушку, термовытяжку, обрезинивание.

Применяют для пропитки шинного корда.

В настоящее время весь шинный корд в США вырабатывается на основе химических волокон.

В СССР для изготовления шинного корда применяют главным образом вискозные и полиамидные волокна с преимущественным развитием производства последних, стальную проволоку и стекловолокно.

К у-пинский, Производство шинного корда, Изд.

Влияние дополнительной вытяжки на шлихтовальной машине на характеристику нагрузка — удлинение центрифугальной нити для корда.

От вискозной нити для шинного корда наряду с высокой прочностью при разрыве требуются определенные эластические свойства, выражающиеся в крутой форме кривой нагрузка-удлинение без точки текучести.

Потребление найлона в виде шинного корда возросло с 8600 т в 1953 г. до 13 600 т в 1954 г., 22 650 т в 1955 г. и 27 200 т в 1956 г. Имеются различные сведения о степени заполнения рынка найлоном для производства шин. Некоторые считают, что в производстве шин для гражданских легковых автомобилей найлон еще почти не применяется; по другим данным, шины для военных и грузовых автомобилей уже полностью переведены на нейлоновый корд. Полагают, что 1 / 3 всех шин для грузовых машин уже изготовляется с использованием найлонового корда и что остальные грузовые шины в скором времени тоже будут переведены на найлок.

Карбоксилсодержащие латексы применяются для пропитки шинного корда.

К у пинский, Производство шинного корда.

Расшифровка

Маркировка R означает наличие радиального корда. Большинство современных шин выпускаются именно радиальной конструкции. Это значение нередко путают с радиусом, что совершенно неправильно. Диагональные шины с маркировкой D, в настоящее время почти не выпускаются из-за их низких эксплуатационных качеств.

Число 15 показывает размер колесного диска, выраженный в дюймах. Это значение также называется посадочным диаметром, определяющим надевание шины на диск. Фактически, это значение является наружным размером диска или внутренним размером покрышки. Остальные обозначения, связанные с допустимой скоростью движения и нагрузкой на покрышки, будут рассмотрены отдельно.

Следующая расшифровка маркировки шин связана с типом покрышек, которые подразделяются на камерные и бескамерные. Обозначение ТТ касается покрышек, используемых в комплекте с камерами, а знаки TL означают бескамерный вариант.

Расшифровка маркировок

На некоторых моделях шин проставляется дата их изготовления, представляющая собой четыре цифры, расположенные в овале на одной из боковых сторон. Например, 1308 означает тринадцатую неделю 2008 года. У некоторых производителей, дата изготовления входит в состав индивидуального номера, и располагается в его конце в виде трех или четырех последних цифр.

Шины с усиленной боковиной – особенности конструкции

Усиление для легковых шин разработано специально, чтобы резина могла быть устойчивее к ударным нагрузкам, внешнему и внутреннему давлению. Благодаря этому на колёсах не выскакивают грыжи, после наезда на дорожное препятствие или при перевозке тяжёлых грузов. У покрышек армированный двойной слой боковины, в то время как в стандартных шинах (SL) всего 1 лента каркаса.

Иногда производители используют диагональный корд (крест-накрест). Такую боковину ещё сложнее повредить. А если это случилось, то она более пригодна к ремонту. Для изготовления каркаса применяют синтетическую ткань вискозу или полиамид – материал, приближённый к натуральному. Его усиливают тонкими армированными нитями (трубками).

[править] Производители

  • Continental — качественные шины для различных применений. Есть шипованные модели «общего назначения» и зимние нешипованные шины.
  • Innova, Biltema, CST — шины низкого уровня.
  • Maxxis, Kenda — шины среднего уровня.
  • Michelin — доступные и достаточно качественные шины для гонок и покатушек.
  • Nokian — наиболее широкий выбор шиповки, но есть проблемы с качеством . Примечательны туристические шины Ultra Tour.
  • Schwalbe — дорогие и качественные шины для всех возможных применений. Несколько видов шипованной резины.
  • Panaracer — японские шины от Panasonic, занимаются производством велосипедных шин с 1978 года.

Виды протектора

Рисунок протектора является важной характеристикой шины. На него возложен ряд задач

  • Защита от механических повреждений, которые провоцирует езда по неровной дороге, осколки стекла и другие острые предметы.
  • Удаление воды в месте контакта колеса с покрытием, чтобы избежать эффекта аквапланирования.

Благодаря увеличению размера пятна, контактирующего с дорогой, улучшаются амортизационные характеристики, степень проходимости. Автомобиль с подобными шинами без проблем преодолевает снег, грязь, песок, неровности покрытия.

Для колес низкого давления используют два варианта рисунка.

  • Грязевая «елочка».
  • Спортивные «шашечки».

Радиальные, диагональные и металлокордные

Силовые свойства определяются материалом и расположением нитей корда. Постепенно выработался единый подход к конструированию – дорожная резина, в том числе работающая на высоких скоростях, должна иметь радиальное плетение металлических нитей, так обеспечивается минимальный боковой увод колёс при сохранении комфортного поглощения неровностей. А резина для машин, эксплуатирующихся в более тяжёлых условиях и на меньших скоростях, требует высокой прочности с сохранением некоторой гибкости профиля, отсюда применение несколько устаревшего диагонального плетения и текстильного капронового корда. Причём многослойного, прочность нужна действительно высокая.

Боковина шин диагонального типа плохо противостоит боковым уводам, то есть отклонениям плоскости вращения от траектории в поворотах, зато за счёт перекрещивания нитей корда прекрасно противостоит повреждениям от ударов.

Эксплуатационные качества и преимущества

Автомобиль давит на шину всей массой. Чтобы выдерживать такое давление боковины колес должны быть крепкими. А если машина тяжелая, например, внедорожник, то борта покрышки делают прочными вдвойне. Благодаря этому у шин высокий уровень безопасности. Однако ездить на усиленных колёсах не всегда комфортно.

  • Преимущества:
    • улучшенная управляемость на скорости;
    • продолжительный срок службы;
    • устойчивость к повреждению;
    • сниженный расход топлива;
    • высокая надёжность.
  • Недостатки:
    • повышенная нагрузка на подвеску;
    • акустический дискомфорт;
    • более высокая цена;
    • увеличенный вес.

Все низкопрофильные шины от 55, как правило, обладают усиленной конструкцией борта по умолчанию. Это необходимо чтобы компенсировать уменьшенный слой воздушной подушки в колесе, иначе частое повреждение диска неизбежно.

Текстильный корд

Существует метод утилизации шин путем их сжигания с использованием топлива (горючего газа), полученного из самих же шин.

Энергию топлива можно использовать и в других целях, например, в теплообменниках.

Первичный

Газ получают из текстильного корда путем химического процесса пиролиза.

Процесс происходит в камере, температура в которой достигает 1000°С. Перед загрузкой в реактор от шин отделяют бортовой корд.

В результате окисления на выходе получают газ и жидкость.

Помимо горючести они обладают рядом полезных свойств:

  1. Хороши в качестве пластификаторов и растворителей, мягчителей (используется пиролизная смола) в процессах регенерации резины.
  2. Побочный продукт пиролиза — тяжелые фракции — добавляют в битум, улучшая его характеристики.
  3. Газообразные вещества идут на производство ароматических масел. Последние, в свою очередь, участвуют в изготовлении резиновых смесей.

Вторичный

Вторичный текстиль имеет ценность и как самостоятельный материал.

Текстиль из тканевого корда представляет собой искусственное волокно. Его состав:

  • минеральная (нейлоновая) вата;
  • резиновая крошка, ее массовая часть – 5%, размер частиц – до 0,5 мм.

Использование текстиля, образовавшегося при получении резиновой крошки, возможно во многих сферах. Вот основные способы применения:

  1. Минвата – хороший утеплитель. По эксплуатационным свойствам она не уступает эковате и стекловате. А по уровню защиты от шума и сохранению тепла превосходит такой аналог, как базальтовую вату. Дополнительные плюсы: это дышащий материал, не меняет характеристик со временем, имеет срок службы свыше 50 лет, дешев и безопасен.
  2. Вату применяют как технологическую добавку в стройматериалы. Это способствует снижению трещинообразования в трубах различного назначения.
  3. Из текстиля можно изготовить арматуру.
  4. Из вторичного текстиля получаются отличные спортивные снаряды. Им наполняют маты, боксерские груши, щиты.

Материал выгоден. Он, как побочный продукт утилизации автошин, имеет низкую цену.

В заключение добавим, что текстиль из корда не боится биологического воздействия, не подвержен износу.

Маркировка усиленных шин

Легковые шины похожи друг на друга, и на взгляд определить их принадлежность к той или иной категории очень сложно. Поэтому резина маркируется широким перечнем технических индексов и обозначений. Все они традиционно размещаются на боковинах.

Здесь же можно отыскать информацию об усилении. Как правило, её штампуют после типоразмера, например, 255/50 R19 XL. Последние две литеры означают, что конструкция покрышки армированная, т.е., усиленная.

Иногда производитель наносит обозначение «Extra Load», что аналогично XL. Редко встречаются маркировки: EXL, RFD или RF (REINFORCED). Если автопроизводитель рекомендует использовать на машине усиленные покрышки, то ставить другие колёса небезопасно.

Как правильно поставить заплатку на колесо?

Рассмотрим алгоритм использования подобных материалов на примере заплат Centech. Перед началом работ следует произвести осмотр внутренней и внешней сторон повреждения. Если в разрыве есть какой-либо предмет, его нужно извлечь.

После этого рекомендуется измерить ширину и длину повреждения, а также определить зону покрышки, в которой оно находится. К заплаткам прилагаются специальные таблицы, позволяющие без труда понять, подлежит ли имеющийся дефект ремонту.

Если повреждение можно отремонтировать, приступайте к подготовительным работам. На этом этапе требуется:

  • с помощью дрели и подходящих видов абразивных полусфер обработать поверхность, края дефекта и периметр вокруг него.
  • нанести на область дефекта специальную чистящую жидкость;
  • очистить выбранную зону скребком.

Представленные процедуры позволят придать рабочей области шероховатую структуру. После этого вы сможете перейти к выбору подходящей заплаты. Если требуется, ещё раз измерьте ширину и длину повреждения. Найдите маркировку на боковой поверхности шины, чтобы определить ширину её профиля и тип (бескамерная или камерная). Пользуясь полученными данными, сверьтесь с таблицей и определите правильный номер заплаты.

Вернёмся к работе с покрышкой. Измерьте максимальную глубину прокола и запишите показатель на внешней стороне шины. Знание толщины резинового слоя поможет вам правильно применять вулканизатор в дальнейшей работе.

Затем, используя специальный пылесос, произведите очистку обработанной ранее области от резиновой пыли. Нанесите на ткань обезжиривающую жидкость и протрите место дефекта, продвигаясь от центра к краям ремонтируемой зоны. Подождите 3-4 минуты, пока поверхность полностью не высохнет.

После этого отметьте повреждение специальным маркировочным мелком и нанесите на обработанную область клей для вулканизации. Вы можете применить два вида материалов:

  • клей для холодной вулканизации (наносится в два слоя, высыхает за 3-4 минуты в сухом климате);
  • клей для горячей вулканизации (высыхает за 15-20 минут, наносится в один слой).

После этого следует вырезать специальную платформу из сырой резины и расположить её по центру прокола. С помощью трамбовочного инструмента нужно тщательно запрессовать материал в повреждение. В итоге сырая резина должна выступать над поверхностью шины на 6-9 мм (наибольшая толщина по центру дефекта).

После этого пора приступать к процессу вулканизации:

  1. Точно рассчитайте время вулканизации (для каждого слоя сырой резины в 3 мм нужно 10 минут).
  2. Установите вулканизатор на покрышку так, чтобы нагревательные элементы были внутри и по центру пореза. Затем запустите таймер устройства.
  3. Снимите вулканизатор с покрышки, дождитесь, пока она остынет, и при помощи гибкого ножа обрежьте необработанную резину.

Затем вы можете приступить к установке кордовой заплатки. Очистите рабочую область дрелью и пылесосом, нанесите обезжиривающую жидкость и слой клея для вулканизации. После этого аккуратно установите и прикатайте заплату в соответствии с инструкцией. В завершение процедуры остаётся нанести герметик, посыпать зону ремонта тальком и обработать её шлифовальной машинкой. На этом восстановление завершено — шину можно без опасений использовать дальше.

http://litezona.ru/kak-kleit-kordovuju-latku/http://carnovato.ru/remont-bokovyh-porezov-gruzovyh-shin-pokryshek/http://zabarankoi.mirtesen.ru/comments/42847076433/pagehttp://wheel-info.ru/remont-bokovogo-poreza-shiny.htmlhttp://www.tech-russia.ru/o_kompanii/publikacii/remont_kamer_s_pomoschiu_zaplatok/

Протектор

Назначение покрышек — вопрос достаточно простой, хоть и достойный обсуждения. Однако знаний одного только назначения этого неотъемлемого элемента недостаточно. Важным вопросом также является состав современной шины, а также назначение всех элементов, которые в него входят.

Основой современной шины является протектор. Именно от рисунка протектора, его высоты, типа и прочих данных зависит уровень управляемости машины на сухом и влажном покрытии и, как следствие, безопасность всех людей, находящихся в салоне авто.

Протектор зависит, прежде всего, от того, где в итоге будет эксплуатироваться автомобиль. К примеру, возьмем для рассмотрения летние покрышки для передвижения по асфальту. Протектор у них имеет небольшую высоту и рисунок прямоугольного типа с диагональными отсечениями. Небольшая высота предназначена для того, чтобы снизить шумность при езде по асфальту, а также уменьшить биение, приходящееся на руль, и нагрузку на детали подвески. Отсечения выполняются в таком виде для того, чтобы осуществлять выдавливание воды из пятна контакта при проезде луж: это предотвратит аквапланирование и риск уйти в занос.

, как правило, имеет более сложный рельеф и большую высоту протектора. Это логично объясняется тем, что такая шина предназначена не для передвижения по сухому асфальту, а активного преодоления гололеда и снежных преград. Здесь большую роль играет именно сцепление с дорогой при движении по снежному покрытию, поскольку оно имеет свойство скользить и создавать серьезную помеху водителю при езде.

Отдельной категорией шин является внедорожный тип. Такие модели предназначаются, прежде всего, для езды по глубокому снегу, грязи и болотистой местности. Главная задача такого протектора — всеми усилиями не дать колесу проскальзывать и пробуксовывать, а также активно вытеснять грязь и снег из пятна контакта.

Такие шины чем-то напоминают тракторные, они имеют протектор крайне большой высоты и размеров. Очевидно, что такая резина обладает большой шумностью, а при передвижении на большой скорости ездовые характеристики машины будут оставлять желать лучшего. Однако при проезде бездорожья такие шины являются незаменимыми, поскольку обеспечат отличную проходимость и управляемость на сухой и жидкой грязи.

Шины

Назначение пневматической шины — поглощать и смягчать толчки и удары, воспринимаемые колесом от дороги, обеспечивать с ней достаточное сцепление, уменьшать шум при движении автомобиля и снижать разрушающее действие автомобиля на дорогу.

Автомобильные шины классифицируют по назначению, форме профиля, габаритам, способу герметизации и конструкции. По назначению шины разделяют на шины легковых и грузовых автомобилей. Первые, кроме легковых автомобилей и грузовых автомобилей.

По классификации шин по форме профиля во внимание применяют два соотношения: отношение высоты профиля шины к его ширине и отношение ширины профиля обда колеса к ширине профиля шины.

Шины имеют следующие наименования:

-шины обычного профиля — первое соотношение св. 0,89, второе 0,65-0,76

-широкопрофильные — первое соотношение 0,6-0,9, второе 0,76 -0,86

низкопрофильные- первое соотношение 0,70-0,88 , второе 0,69-0,76

сверхнизкопрофильные- первое соотношение св. 0,70, второе 0,69-0,76

арочные- первое соотношение 0,39-0,50, второе 0,9-1

пневмокатки- первое соотношение 0,25-0,39, второе 0,9-1

Шина состоит из:

-покрышки

-камеры с винтелем

Покрышка имеет:

-каркас

-протектор

-боковины

-брекер

-борта

Каркас шины — основная часть покрышки, предает прочность  шине. Представляет собой 12 слоев корда изготовленных из прорезинненных нитей (хлопковых, вискозных, капроновых)

Брекер — подушечный слой — резино тканевая прослойка, связывающая с протектором.

Протектор — служит для предохранения каркаса от повреждения, это износостойкая резина, имеющая грунтозацепы.

Борта — со стальными сердечниками в каждом, повышают прочность шин.

Радиальные шины имеют такое обозначение, например 205/70 R14

где 205 — обозначение ширины профиля

70 — индекс серии

R — радиальная

14 — условное обозначение посадочного диаметра

Виды шин в зависимости от профиля

В зависимости от формы профиля шины, т.е. от отношения его высоты Нк ширине В, различают шины:

  • тороидные (Н/В = 0,9… 1,0)
  • широкопрофильные (Н/В = 0,75… 0,85)
  • арочные (Н/В = 0,4…0,6)
  • пневмокатки (Н/В = 0,1… 0,4)

Пропорции поперечного сечения шины оказывают существенное влияние на ее свойства. Чем ниже значение показателя Н/В, тем меньше износ шины, сопротивление качению и уровень шума. Кроме того, уменьшение этого показателя позволяет увеличить диаметр обода и улучшить условий для размещения в колесе тормозного механизма.

Тороидные камерные и бескамерные шины применяют на большинстве колесных машин различных типов.

Широкопрофильные шины используют на машинах повышенной и высокой проходимости с системой регулирования давления воздуха в шинах.

Арочные шины предназначены для повышения проходимости колесных машин в условиях бездорожья. Их изготавливают бескамерными и устанавливают на ведущих колесах. Повышение проходимости достигается за счет большой площади контакта шины с дорогой. Давление воздуха в этих шинах составляет 0,07…0,25 МПа.

Пневмокатки изготавливают преимущественно бескамерные и применяют на вездеходах при движении по опорной поверхности с малой несущей способностью (болото, снег и т.п.). Площадь контакта у них еще больше, чем у арочных шин, а давление на опорную поверхность меньше (давление воздуха в них 0,01… 0,1 МПа).

На каждой покрышке (бескамерной шине) на ее боковине, имеется обозначение (размер) шины. Тороидные шины обозначают двумя числами, первое из которых указывает ширину ее профиля, а второе — посадочный диаметр обода. Размеры могут быть выражены в дюймах (18 — 24) или в миллиметрах (260 — 308). На широкопрофильной шине указывают три числа, обозначающие соответственно наружный диаметр, ширину профиля и посадочный диаметр в миллиметрах (1500 x 600 x 635). Арочные шины обозначают двумя числами, выражающими наружный диаметр и ширину профиля в миллиметрах (1500 х 840). Для обозначения пневмокатков используют три числа, обозначающие те же параметры в миллиметрах, что и для широкопрофильных (1000 х 1000 x 250).

Ремонт бескамерной шины в дороге

При боковом порезе бескамерной шины есть два способа ремонта.

Понадобится спиралевидное шило (с его помощью можно зачистить отверстие), инструмент для применения жгута, клей и сам жгут.

Действовать необходимо в такой последовательности:

— во-первых, увеличивается прорез в покрышке с помощью шила или отвертки (действовать необходимо таким образом, чтобы не повредить корд);

— во-вторых, на отвертку наносится небольшое количество подготовленного клея для попадания последнего внутрь шины;

— в-третьих, смазанный клеем жгут вставляется в отверстие таким образом, чтобы создалась петля по диаметру большая, чем сам порез. Вот и все.

К слову, данный метод эффективен для обычного прокола, но при незначительном боковом порезе он также может пригодиться.

Не забудьте обрезать остаток жгута.

Специальный радиальный пластырь справляется с самыми различными повреждениями – грыжами, расслоением, порезами и прочими проблемами.

Преимущество такого пластыря – высокая устойчивость к высокой температуре, эластичность и надежность. Изделие может применяться, как для холодной, так горячей вулканизации.

В случае повреждения одной или нескольких кордов нить или хотя бы ее участок желательно удалить.

Для большей эффективности пластырь должен крепиться с двух сторон шины и после тщательной очистки, что сложно осуществить в дороге.

Возможности ремонта бокового пореза «на скорую руку» есть и активно применяются опытными автолюбителями, но при таком повреждении лучше не испытывать судьбу.

Оптимальный способ – установить запасное колесо, а «раненую» шину отвезти на СТО для ремонта (при наличии необходимой суммы в кошельке – купить новое).

Итоги

Более 70 000 шин после окончания срока эксплуатации накапливаются ежегодно в одних только Москве и Петербурге. Переработка методом измельчения охватывает всего 10% всего объема.

На международных выставках постоянно презентуют новые проекты по переработке покрышек. При использовании технологии в промышленных масштабах получают горючий газ, жидкое топливо, сажу.

Наряду с основными продуктами ценным сырьем являются также вторичные текстиль и металл. Над новыми производительными и экономичными технологиями извлечения их из резиновой крошки работают научные лаборатории.

Источник rcycle.net