Полная расшифровка маркировки шин

Характеристики шины

4 — индекс нагрузки. Указывается максимальная нагрузка, которую может выдержать шина.

Индекс нагрузки в маркировке шин

5 — индекс скорости. Максимально допустимая скорость, которую шина способна выдержать.

Индекс скорости шин: маркировка шин

6 — надпись Reinforced (RF) или Extra Load (XL) — усиленная шина.

7 — надписи Outside или Side Facing Out — внешняя сторона шины с асимметричным рисунком протектора.

Надписи Inside или Side Facing Inwards — внутренняя сторона шины с асимметричным рисунком протектора. При монтаже шины с такими надписями обязательно соблюдение сторон.

8 — страна-изготовитель шины.
9 — модель шины.

10 — надписи M+S (Mud+Snow) означают, что шина спроектирована для лучшего сцепления в грязи и на снегу. Это может зимняя или всесезонная шина.

11 — индекс износостойкости. (100-норма, меньше 100 — плохой, больше 100 — улучшенный).

12 — описание конструкции каркаса шины. Указано количество слоев корда и из какого материала он состоит. Например TREAD PLIES: 1 POLYESTER + 2 STEEL + 1 NYLON — шина с 4-слойным поясом (1 слой — полиэстер + 2 слоя — сталь + 1 слой — нейлон). SIDEWALL PLIES: 1 POLYESTER — каркас и боковая стенка состоят из одного слоя полиэстера. На шинах российского производства надпись может быть на русском языке.

13 — надпись Rotation или стрелка обозначают направление вращения шины при направленном рисунке протектора. При буксовании протектор таких шин самоочищается от снега и грязи.

14 — надпись Temperature A — индекс сопротивления нагреванию (термоустойчивость шины), А — самый высокий индекс, В — средний, С — низкий.

15 — надпись Tubeless или TL — безкамерная шина, надпись Tube Type (ТТ) или MIT SCHLAUCH — шина используется с камерой (без камеры запрещено).

16 — знак о проведении испытаний по правилам ЕЭК ООН. Цифра указывает страну, в которой проводились испытания шины.

17 — надпись Max Load означает максимально допустимую нагрузку в кг, надпись Max pressure означает максимально допустимое давление в кПа.

18 — торговая марка, бренд производителя. Так же может указываться модель шины.
19 — надпись Trаction A — индекс сцепления с мокрой дорогой. А — высокий, В — средний, С — низкий.

20 — надпись RADIAL и буква R в размерности шины означает, что шина радиальная. При отсутствии надписи или в размерности литера D — шина диагональная.

21 — закодированный адрес производителя шины, код размера шины, дата производства (неделя/год).

На шинах могут быть нанесены и другие знаки и символы:

— надпись Winter — зимняя шина;

— пиктограмма в виде снежинки — шины для эксплуатации в суровых зимних условиях;

— надпись Aqua, Rain, Water, Aquatred, Aquacontact, и т. д. (или пиктограмма зонтик)— указывает на то, что шины эффективны на мокрой дороге;

— надпись All Season (AS)или All Grip Traction (A.G.T.) – всесезонная шина;

— надпись Any weather (AW) — всепогодная шина;

— надпись Мud-Terrain (M/Т) — обозначение шин для внедорожников с увеличенным протектором для использования в тяжелых условиях (грязевая резина);

— надпись Аll-Terrain (А/Т) — обозначение шин для внедорожников с универсальными свойствами;

— надпись Left — шина устанавливается только на левую сторону автомобиля, надпись Right — шина устанавливается только на правую сторону автомобиля (очень редкие шины с ассиметричным рисунком протектора).

Производители шин постоянно внедряют новые технологии, улучшающие эксплуатационные свойства шин. Поэтому в маркировке могут появляться новые обозначения.

Сведения о конструкции

Часто в маркировке некоторых видов шин, к примеру, всесезонных производитель указывает прочую информацию по материалам, которые применялись для создания слоев. Часто можно встретить следующую подпись: «TREAD PLIES: 2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD+1 NYLON CORD», она обозначает, что шина в составе имеет, два слоя полиэстера, еще слой простого нейлонового корда, и два слоя корда металлического.

Индикатор износа позволяет определить, как сильно изношена автопокрышка, и когда требуется ее замена. Выглядеть может по-разному. Чаще всего как бугорок на днище канавки. На данный индикатор показывает стрелочка и надпись TWID, ее может заменять надпись DSI или же TWI. В определенных случаях индикатором является цветное пятно, которое проходит на определенную глубину, как только оно пропало, резину стоит менять.

Если на автошине используются шипы, боковина получает следующие, дополнительные пометки, показывающие особенности используемой ошиповки.

  • Шипы имеющие твердосплавный сердечник.
  • Шипы, полностью сделанные из алюминия.
  • Шипы с сердечником в виде овала.
  • Прямоугольный сердечник и бриллиантовая грань.
  • Пластиковые шипы, но оборудованные твердосплавным сердечником.

Многие заводы используют пометку цветом на своих автошинах. Выглядит это как кружочки или маленькие треугольники определенного цвета. Обычно используют:

  • красный;
  • белый;
  • желтый.

Рассмотрим более подробно, какие пиктограммы встречаются на боковушках шин.

  • Красный треугольник/точку помещают в наиболее жесткой точке боковины. При монтаже на любые литые диски, эту точку совмещают с отметкой L на колесном диске.
  • Белая точка/треугольник наиболее мягкое место. Во время монтажа помещают, как противоположность точки L.
  • Желтая точка или же треугольник. Легкое место, совмещают с золотником.

Если имеются цветные линии на шинном протекторе, обращать внимание на них не стоит, для водителя они значения не имеют. Максимум можно понять, что шина не была в употреблении

Предназначение этих линий, показывать работникам завода и склада шины с одинаковыми требованиями к хранению.

Многими производителями применяются различные технологии, позволяющие двигаться при отсутствии или сниженном давлении в шинах. В зависимости от используемой технологии проехать можно порядка 50-150 километров, но не превышая скорость больше 80 км/ч. Несмотря на различие технологий, все метки унифицированы. Перечислим самые популярные маркировки, говорящие о наличии других защит.

  • Полная защита закраины диска.
  • FR (RPB, MFS). Такая покрышка имеет дополнительную защиту обода.
  • Отсутствует конструктивный элемент, позволяющий защищать ободы.

На боковины часто наносят дополнительные рекламные надписи. Они делаются цветными. Рассмотрим наиболее распространенные варианты.

  • Белые обычно контурные буквы на боковушке шины.
  • RRBL. Углубленные в боковину черные буквы.
  • Черный цвет.
  • Полоска вертикальная с зазубринками.
  • Белая полоса по всему борту.
  • Черные буквы на борту шины.
  • Белый цвет.
  • ORBL. Черные приподнятые буквы на шинной боковине.

Расшифруем маркировку индексов скорости и нагрузки на автошинах легковых автомобилей: цифры и литеры

Далеко не на каждой шине можно мчать на всех парах. Существуют предельные значения скорости, при которых резина разрушается. За этот показатель отвечает индекс скорости. Наносится он на боковину, рядом с типоразмером.

На фотографии имеем индекс 97V, где литера «V» позволяет нам ехать максимум 240 км/ч. Другими словами, производитель гарантирует сохранение всех свойств покрышки в таком скоростном режиме на протяжении нескольких часов. Варианты расшифровки индексов приведены в таблице.

Теперь узнаем допустимую нагрузку, заметьте, на одно колесо. Выбираем по таблице строку с цифирью «97», и что видим: предел грузоподъемности – 730 кг. Надо учитывать, что на автошинах легкового транспорта подобная расшифровка надписи не является решающим фактором при выборе – значения обычно даются с запасом. Другое дело грузовики и микроавтобусы, здесь этот параметр предельно важен, и его нужно учитывать.

Типы покрышек

Существует огромное количество разновидностей покрышек. Самым простым делением является сезонная классификация шин — зимние, летние, всесезонные. Также можно разделить покрышки на камерные и бескамерные, низкопрофильные и широкопрофильные, радиальные и диагональные. Стоит поговорить о каждой разновидности подробнее.

Радиальные или диагональные шины

В диагональных шинах кордовые нити идут от борта к борту по диагонали. Естественно, имеет место быть перехлест кордовых слоев, поэтому их количество обязательно четное — 4,6,8,10. Данные шины отличаются простотой конструкции, высокими показателями прочности боковой поверхности покрышки. Такая резина лучше терпит механические воздействия и высокие нагрузки.

Кордовые нити радиальных покрышек расположены меридионально — идут от борта к борту параллельно, не пересекаясь. Брекер в таких покрышках выполняет большую часть работы, именно поэтому на его изготовление уходит около 23-25 слоев металлокорда. Такие шины выпускаются в абсолютно любых размерах, являются наиболее популярными у автолюбителей. Радиальная резина обеспечивает лучшую управляемость и устойчивость в поворотах. Механические воздействия крайне негативно влияют на состояние таких покрышек, а ремонтировать такую резину намного сложнее, чем диагональную.

Отличия конструкции радиальных и диагональных покрышек

Радиальные шины обозначаются словом Radial, его можно найти там же, где и все индексы.

Камерные и бескамерные шины

Бескамерными называют покрышки, способные сохранять давление самостоятельно, без помощи дополнительной камеры, они плотно прилегают к диску. Стоит отметить, что в любую бескамерку можно засунуть камеру и ездить, как обычно. Главным преимуществом такой шины является возможность сохранять давление при проколе, благодаря чему обеспечивается высокая степень безопасности, ведь спустившее из-за прокола колесо может стать причиной ДТП. Еще такие шины намного легче, чем камерные, из-за этого уменьшается нагрузка на элементы подвески, а также снижается расход топлива. Ремонт прокола занимает 5-10 минут, в то время, как на «лечение» камеры потребуется минимум полчаса. Расшифровать индекс покрышки довольно легко: камерные шины обозначаются ТТ (от англ. Tube Type), а бескамерные имеют на своем борту надпись TL (от англ. Tubeless).

Конструкция разных типов шин

Летние, зимние и всесезонные

Данная классификация максимально проста. Летняя резина используется летом, такая резина обычно не имеет никакой маркировки, ее легко отличить визуально. Зимние автопокрышки предназначены для эксплуатации в отрицательные температуры, такие шины содержат надпись Winter либо пиктограмму снежинки на боковой стороне. Всесезонную резину можно использовать круглогодично, она имеет такие маркировки:

  • «AS» – всесезонка;
  • «R+W» – автошины для холодных регионов;
  • «AW» – всесезонная авторезина для любой погоды.

Низкопрофильные и широкопрофильные

Ширина профиля показывает расстояние между бортами резины. Высота резины указывается сразу после ее ширины и выражается в процентом соотношении.

Низкопрофильными называют шины с высотой профиля ниже 50. Такие покрышки обеспечат прекрасную управляемость, их скоростной индекс обычно позволяет разгоняться более 200 километров в час. Но при этом не стоит ожидать комфортной езды от такой резины, а ее стойкость к механическим воздействиям намного ниже, чем у высокопрофильных покрышек. Также к негативным качествам можно отнести повышенный уровень шума и малую износостойкость.

Широкопрофильные покрышки являются популярнейшими в современном обществе. Их используют повсеместно: на седанах, кроссоверах, внедорожниках, минивэнах, грузовиках, автобусах и прочих транспортных средствах. Большинство гражданских колес обладают профилем выше 60, что обеспечивает комфортное передвижение и низкий уровень шума. К плюсам добавляются прекрасные показатели стойкости к механическим воздействиям — такую резину сложно повредить ухабами и ямами. Негативных качеств мало, одним из них является менее четкое управление, по сравнению с низкопрофильными покрышками.

Индекс нагрузки

Индекс нагрузки является еще одним важным знаком на шине. Указывает максимально допустимую нагрузку на одну шину при движении на максимальной скорости. Категорически запрещается использовать шины с более низким индексом грузоподъемности, чем рекомендуется для конкретной модели автомобиля. Например, шина с индексом нагрузки 91 может быть подвергнута максимальной нагрузке 615 кг. Если вы умножите это значение на количество шин в автомобиле, вы получите результат, немного превышающий допустимый общий вес вашего автомобиля с полной нагрузкой (вы можете прочитать его в поле F1 в свидетельстве о регистрации).

Назначение шин

Чтобы избежать сложных расшифровок и подсчётов, производители шин наносят на изделия дополнительную информацию в виде различных слов, значков и пиктограмм, обозначающих их эксплуатационные свойства. Перечислим самые распространённые из них:

Слова «Aqua», «Water», «Rain» или нарисованный зонтик – такие покрышки лучше всего подходят для езды по мокрой дороге в дождливую погоду. Как правило, такие шины предназначены для использования в плюсовом температурном режиме.

Snow», «Winter» или нарисованная снежинка – зимняя резина для езды по снежному покрытию при минусовой температуре. Шины имеют такой состав, который подразумевает лучшую упругость именно в холодное время года – в летнее время они становятся излишне мягкими и, как следствие, уязвимыми.

AW, AS, All Season, All Weather – так называемые, «всесезонки»

Их можно использовать круглый год, но важно понимать, что невозможно сделать такой состав изделия, который будет обладать идеальными качествами одновременно для минусовой и для плюсовой температуры. Смена резины под каждый сезон – это наиболее надёжное решение, хоть и более затратное.

M+S – данные буквы образованы от слов Snow (снег) и Mud (слякоть).

M&S – такие покрышки используются на бездорожье.

XL, Extra Load, Reinforced – резина используется в тяжёлых условиях и рассчитана на серьёзные нагрузки.

Страна и компания-производитель

Многие фирмы имеют заводы в разных странах, и качество их продукции может существенно отличаться. Например, японские шины Bridgestone могут выпускаться Италии, Франции, Финляндии, Таиланде, Малайзии и многих других странах.

На некоторых покрышках есть надпись «Мade in …», но если ее нет, узнать в какой стране выпущена резина можно по кодовому обозначению DOT. Благодаря нему также можно узнать серию, завод и дату изготовления конкретного экземпляра.

Страна производитель зашифрована в виде 2-х букв, которые расположены сразу за аббревиатурой DOT. Например:

Каждый производитель имеет собственную систему обозначения своих заводов. Так известный бренд Bridgestone наносит на борт такие коды

  • 1D; EH; EJ; EK; EL; EM; EN; EP; H4 – страна производитель Япония;
  • 0B; 0W; 1C; 2C; 2M; 3M; 4D; 5D; 7B; 8B; D2; HY; VA; VD; VE; W1; W2 – США;
  • 1U – Китай;
  • 1V,A7 – Таиланд;
  • 3Y,7G, E2–Польша;
  • 5T, 6T – Бразилия;
  • VN, 9B – Канада;
  • A8 – Индонезия;
  • J2 – Сингапур;
  • L5 – Турция;
  • LH–Австралия.

Рекомендуем: Заменяем радиатор печки на Ладе Калина своими руками

Что обозначают остальные цифры в типоразмере шины

Для определения износа покрышки можно измерить высоту протектора при помощи измерительных приборов (штангенциркуль, линейка и т.д.), но в условиях здоровой конкуренции, с целью привлечения клиентов, известные бренды стали наносить на автошины индикаторы. Они помогают владельцам машин быстрее определить степень износа резины.

На легковых автомобилях, маркировка шин индикатором износа ограничивается знаком TWI А вот на последних моделях для грузового транспорта наносят дополнительное обозначение Vai

Индекс нагрузки

Разрешенная максимальная масса нагрузки на одно колесо, для каждого образца рассчитывается производителем, и обязательно указывается на автошинах. Показатель нагрузки обозначается цифрой, которая и указывает на разрешённую массу в килограммах. Ниже приведена таблица фиксированных коэффициентов.

Индекс скорости

Индекс нагрузки и индекс скорости тесно связаны друг с другом. По аналогии с нагрузкой, этот индекс указывает на максимально разрешенную скорость транспортного средства, при использовании данного покрышки.

Индекс сцепления

Коэффициент сцепления шины с дорогой – один из важнейших характеристик. Это коэффициент силы трения, возникающей в пятне контакта, противостоящий силе скольжения по дорожному полотну. Он обозначается латинскими буквами А, В и С, перед ними наносится надпись Traction. Каждая буква соответствует своему уровню: лучший, средний и минимальный соответственно. Все показатели регламентируются международными государственными стандартами.

Индекс температуры

В зависимости от температурных условий использования транспорта, существуют и различные шины, которые следует строго соблюдать, чтобы не попасть в сложную ситуацию.

Разберем обозначения на покрышках:

  • латинские буквы m+s – показывают, что резина зимняя или всесезонная (это касается маркировки зимних шин), дополнительно сопровождается надписью studless (не шипованные) или studdable, stud (шипованные);
  • буквы m&s на летних автошинах для внедорожников говорит о высокой проходимости, без наличия знака «*» их запрещено использовать в зимний период (см.фото ниже);
  • маркировка всесезонных шин обозначается надписью All Season или буквами AS, RW, AGT;
  • летние шины не имеют специальных обозначений.

Грузоподъемность

На усиленных покрышках дополнительно наносятся буквы XL или надпись Extra Load. При наличии одного из таких обозначений, необходимо индекс нагрузки (см.таблицу) увеличить на три пункта. Например, на покрышке с индексом нагрузки 100 максимальная грузоподъемность на каждое колесо 800 кг, а у резины с дополнительным показателем XL – 875 (что соответствует строчки показания 103).

Максимальное давление

Не менее важный показатель качества покрышки, измеряется в кПа или PSI. Если на резине не указана единица измерения, значит необходимо сделать вычисления: 1 кгс/см2=0,98 бар=14,223 PSI=98,066 кПа. Перед числовым показателем наносится надпись Max Pressure.

Дата изготовления и производитель

Дата изготовления указана четырехзначным числом, первые два из которых указывают на неделю в году, а вторые две – сам год.

Заводы-изготовители делают надписи названия компании и бренда самым большим шрифтом, так что взглянув на покрышку, сразу станет понятно, что это за модель и кто ее изготовил. Кроме того, дополнительно могут добавить оригинальный логотип, для узнаваемости компании.

Сроки и этапы обязательной маркировки шин в 2021

Разберемся, какие сроки обязательной маркировки автошин в 2020-2021 государство установило для российской шинной отрасли. Этот параметр важен, так как действия ограничений и штрафов для предпринимателей начнется с этого момента. Понимание каждого этапа — это возможность подготовить свои процессы к изменениям.

Запреты для производителей автомобильных шин 

  • производить покрышки без марок,
  • вводить немаркированные товары в оборот, 
  • продавать продукцию без DataMatrix.

При этом у производства остается право хранить продукцию без марок на своих складах бессрочно.

Запреты для импортеров автомобильных шин 

Импортеров государство обязало с 1 ноября 2020 года передавать в систему «Честный Знак» все производимые операции. Нужно вместе с производителем решить, как выполнять требования для автошин, произведенным за рубежом. Запрещено:

  • ввозить автошины без DataMatrix из-за рубежа,
  • вводить товары без кодов в оборот, 
  • торговать немаркированной продукцией.

Правда компаниям-импортерам предоставлено два временных послабления:

  • до 15 декабря 2020 года можно ввезти товары без марок, купленные до ноября и еще не поставленные на склад,
  • до 1 марта 2021 года разрешено хранить немаркированные изделия.

Этапы введения маркировки для компаний-оптовиков.

Для торгующих организаций главное — вписать работу с чипами в логистические процессы. Оптовикам, с учетом объема оборачиваемых изделий, придется труднее: введение дополнительной операции в цепочку скажется на эффективности. Если складские процессы доверены логистическому оператору, дополнительные издержки могут быть значительными.

1 ноября 2020Как и раньше разрешено хранить и реализовывать автошины без ДатаМатрикс. Но при поступлении маркированной продукции со склада поставщика данные штрихкодов нужно передать в «Честный Знак». Выбытие товаров из оборота тоже.

15 декабря 2020Теперь оптовым компаниям нельзя торговать товаром без DataMatrix, однако по-прежнему допускается хранение на собственном складе немаркированных покрышек. 

1 марта 2021Последний этап. Оборот и хранение автошин, не имеющих ДатаМатрикс, организациям оптовой торговли запрещено.

Этапы введения маркировки для розничных компаний

Изменения в процессах для розницы появятся на приемке и реализации продукции. Скорее всего придется обновить кассовое оборудование и автоматизировать товароучет, если он ведется вручную.

1 ноября 2020 годаЕдинственное отличие в процессах — при реализации товара с кодом отправлять информацию оператору маркировки. В остальном все по-прежнему: можно хранить и продавать шины и покрышки без DataMatrix.

15 декабря 2020 годаС этой даты покупать и реализовывать разрешено только продукцию с марками, но возможность хранить шины без марок для розницы сохраняется.

1 марта 2021 годаПосле этого срока запрещаются любые операции с немаркированными автошинами и все сведения об этапах оборота нужно передавать в систему «Честный Знак».

Получается, что с 15 декабря 2020 года все участники цепочки торгуют только маркированными товарами, а с начала марта в обороте шин не может участвовать изделие без DataMatrix. Не смотря на кризисные явления в торговле и последствия локдауна старт обязательной маркировки шин не отложили на 2021 год.

Маркировка американских шин

Маркировка американских изделий несколько отличается от традиционной европейской, однако несет в себе больше информации. Перед размерными показателями шины указываются буквы, свидетельствующие о её назначении. P – говорит о том, что изделие предназначено для пассажирских авто, LT – для легких грузовиков, а T – грузовой автомобиль.

Разбираясь, что означают буквы и цифры на протекторе, необходимо отметить, что другим отличием от традиционной маркировки представляются единицы измерения — дюймы, которые используются вместо привычных сантиметров. При подборе подходящей шины потребуется перевести их в привычные единицы измерения.

Что означает XL в маркировке шин

Маркировка шин XL (Extra Load, большая загрузка) указывает на то, что это усиленная шина. Индекс нагрузки увеличен на три единицы по сравнению со стандартными шинами в таком же типоразмере.

Если иначе, даже с индексом нагрузки 92 и маркировкой XL, вместо 630 кг. такая шина выдержит 690 кг. Данные покрышки имеют усиленную боковину и более прочную конструкцию, что позволяет эксплуатировать резину в условиях более сильных нагрузок. 

Направленная и ненаправленная резина, бескамерные шины и другие обозначения

Прежде всего, на шинах можно встретить надписи Inside и Outside. Такая маркировка указывает на ассиметричные шины, при их установке на диск нужно следить за тем, какая сторона покрышки наружная и внутренняя. Надпись Outside должна быть снаружи, тогда как Inside внутри.

Надпись Rotation и/или  значок в виде стрелки на боковине показывает направление вращения шины, если такая шина направленная. При установке таких покрышек необходимо учитывать, что колесо должно вращаться только в том направлении, куда указывает стрелка. В противном случае резина может шуметь, сильно изнашивается, изменяются эксплуатационные характеристики. 

Если рассматривать покрышки с камерой и без, отдельного внимания заслуживают Tubeless шины, что значит бескамерная шина. Если такой надписи нет, шина должна использоваться вместе с камерой. Дополнительно может присутствовать надпись Tube Type, также указывающая на необходимость использовать камеру.

При выборе зимней резины нужно обращать внимание и на Studless шины (перевод «без шипов»). Фактически, это значит, что шина не подлежит ошиповке.  В то же самое время шины с надписью Studdable  можно оснащать шипами

 В то же самое время шины с надписью Studdable  можно оснащать шипами.

Надпись Max Pressure и цифровое обозначение указывает на то, какое максимальное давление допускается в данной шине, а надпись Max Load позволяет определить максимально допустимую нагрузку в кг. на колесо.

Усиленные покрышки обозначаются надписью RF (Reinforced). Также усиленная шина может иметь в маркировке литеру «С» после обозначения типоразмера (например, 205/85 R16C). Это говорит о том, что шина грузовая. Radial указывает на радиальную конструкцию шины, надпись Steel говорит о том, что в конструкции используется металлический корд.

Шины RSC или шины RunFlat (RunFlat System Component) представляют собой особые покрышки, на которых можно продолжить движение даже в том случае, если давление в шине полностью упало в результате прокола или пореза.

Допускается движение со скоростью не более 80 км/ч на расстояние до 150 км. Разные производители могут использовать различные обозначения для данной технологии (RFT, SSR, RunOnFlat, Run Flat, ZP и т.п.)

Надпись Temperature с литерами А, В, С указывают на то, насколько шина устойчива к нагреву при езде с высокой скоростью. Маркировка покрышки литерой А говорит о лучшем результате, тогда как C худший показатель. Точно такими же литерами А, В и С маркируется Traction, что отображает эффективность торможения шины на влажной дороге.  

Среди дополнительных обозначений на шинах можно выделить Treadwear. Маркировка указывает на расчетный пробег шины по стандартам и тестам, которые проводятся в Америке.

Обозначение TWI (Tread Wear Indiсatоrs) является индикатором износа протектора (иногда индикатор со стрелкой). Такие указатели находятся в нескольких местах по окружности шины, указывая на минимально допустимую высоту протектора.

Сам индикатор износа шины является выступом, высота которого 1.6 мм. Это и есть минимально допустимая величина протектора легковых авто. Такой индикатор расположен в глубине протектора, обычно его располагают в канавках водоотвода шины.

Также на шине можно увидеть обозначение DOT, где закодирован производитель покрышки, дата выпуска резины в виде недели и года, кодировка размера, сертификация и т.д.

Если видна литера E, заключенная в круг, тогда такая шина соответствует требованиям и стандартам ECE (требования европейские). Обозначение DOT указывает на то, что шина соответствует стандарту качества в США.

Дополнительные частные маркировки

Некоторые производители расширяют информацию о шине дополнительной маркировкой. Так часто можно встретить индекс износостойкости. Он приводится после надписи TREADWEAR. Его значение колеблется от 100 до 500. Чем больше показатель, тем длительнее будет стираться протектор.

Термостойкость шин на высокой скорости указывается после надписи Temperature. Значение имеет три вида: А, В и С. Наилучшим показателем является А, а наихудшим С.

Температурный показатель

Наибольшее допустимое давление в колесе обозначается надписью MaxPressure. Его значение приводится рядом в килопаскалях (кПа) или барах на усмотрение производителя.

  • Надпись Reinforced говорит о том, что резина усилена еще одним слоем корда или каким-либо другим способом.
  • Буквой  «F» или надписью Frontwheel обозначаются шины, монтаж которых допустим исключительно на переднюю ось. Аналогично, резина с надписью Rear wheel ставится только на зад транспортного средства.
  • В некоторых случаях может быть указан материал, из которого изготовлен скат. Часто можно встретить надпись «2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD». Она обозначает, что колесо имеет по два слоя корда из стали и полиэстера.
  • Отдельно может быть приведен состав протектора, например, Plies: tread и состав слоя боковины Sidewall.

Норма слойности обозначается буквами PR. Для легковых шин обычно используется маркировка 4PR и 6PR. На грузовиках, фургонах и автобусах используется резина 8PR. При направленном рисунке протектора и на асимметричных шинах указывается наружная сторона надписью OUTSIDE или Side Facing Out. Внутренняя часть маркируется словами INSIDE или Side Facing Inwards.

Некоторые шины можно ставить лишь на одну из сторон транспортного средства. Их маркировка включает надпись Left или Right. В первом случае скат является левосторонним, а во втором — правосторонним.

Усиленная шина обозначается буквами XL, что расшифровывается как Extra Load. Если в ее составе имеется металлический корд, то обязательно будет присутствовать слово Steel.

При наличии дефектов производства, которые не влияют на комфорт и безопасность вождения, на боковине ставится штамп DA или Secunda.

Шины с низким сопротивлением качению снижают расход топлива и выброс вредных веществ с углекислым газом в атмосферу. Они обозначаются надписями Green X или Reduces CO2.

При наличии ненаправленного рисунка протектора шина маркируется буквами ND или словосочетанием Non Directional.

Если шины созданы для малых скоростей, то на них присутствуют символы NHS, которые расшифровываются как Non Highway Service.

Скаты повышенной проходимости маркируются SAG или Super All Grip. Резина для кроссоверов имеет надпись SUV или Sport Utility VehiCles.

Если существует возможность углубления рисунка протектора, то на боковине присутствует надпись REGROOVABLE.

Восстановленная после использования покрышка обозначается надписью RETREAD.

Шины не подлежащие ошиповке маркируются Studless, а имеющие посадочные места — Studdable. Скат с шипами будет иметь надпись Studded.

На шины отечественных производителей в обязательном порядке нанесено на боковину ГОСТ или ТУ.

Как еще производитель маркирует шины?

Производители стараются отличаться друг от друга. Они постоянно предлагают некоторые новинки, которые благоприятно отражаются на качественных характеристиках шин. Все это позволяет продлить срок х эксплуатации, обеспечить более надежное сцепление с дорогой и так далее. Таким образом, есть несколько дополнительных обозначений на боковой части покрышек. Вот некоторые из них:

Treadwear показывает индекс износостойкости. Может быть от 100 до 500 единиц. Чем выше значение, тем более износостойким изделие является

При этом важно учитывать еще стиль езды, состояние дорог. Погодные условия и многое другое

Неправильное применение шин влечет к ускорению их износа.
Temperature. Бывает A, B и C, где A – лучший показатель. Эта величина показывает термостойкость материала на высокой скорости. Это особенно важно при движении летом в зной, так как уровень температуры дорожного полотна значительно выше, чем температура воздуха на улице.
MaxPressure – это максимальный показатель давления внутри шины. Он может обозначаться в килопаскалях (кПа) или барах.
Reinforced – наличие ряда вспомогательных элементов или дополнительных слоев для усиления покрышки и повышения ее качества и износостойкости.
F/Frontwheel означает, что необходимо устанавливать покрышки на переднюю ось. Rear wheel обозначает возможность использования покрышек на задней оси.
Материал, из которого изготовлена шина. Это указывается не всегда, только для того, чтобы указать определенные конкурентные преимущества. Например, 2 Polyster Cord + 2 Steel Cord означает, что здесь используется 2 корда из полиэстера и столько же из стали.
Extra Load говорит о повышенном индексе нагрузки на шину, но производители злоупотребляют этой маркировкой. Лучше покупать покрышки с 20% запасом.
Light/Right говорит о том, что покрышку надо устанавливать на левую или правую сторону соответственно.
MFS (Dunlop Maximum Flange Shield). Это специальная система защиты обода борта. Технология запатентованная компанией Dunlop. Позволяет защитить материал от трения об поребрик и тротуар. Суть в том, что применяется дополнительный резиновый профиль по окружности, который является буферной зоной.
Outside/Inside – это обозначения для ассиметричной установки шин. Первые применяются снаружи, другие внутри. Важно не перепутать.
PR (Ply Rating) показывает защиту каркаса и количество используемых слоев. Чем он выше, тем лучше. Чаще всего можно встретить 4PR. Реже встречается обозначение 6PR.
Rotation – модели, где рисунок протектора имеет направление. Его нельзя путать, иначе не получится добиться нужного сцепления с дорогой.
SST – самонесущие шины, с которыми можно продолжать езду без прокола и при повышенной нагрузке.
Studless/Studable – не подлежит/подлежит ошиповке.
TWI – знак, который помогает понять, насколько сильно протектор стерся в процессе эксплуатации шины.
ZP – специальное обозначение шин Michelin, которое обозначает нулевое давление. То есть, при проколе можно еще проехать до 80 км.

Также существует несколько принятых в Европе и Юго-Восточной Азии экологических маркировок. Но они не являются необходимыми в России. Поэтому производители, ориентированные на российский рынок, не наносят эту информацию на боковую часть покрышки.

насос автомобильный