Насос нш на гидравлику мтз: устройство масляного насоса, неисправности, характеристики, как поставить нш 50 вместо нш 32

2 Технические характеристики

Устройства моделей 50а, 10, 87, 82, 100, 16, 25, 32у, 10у 100а, 32а и других от производителей МАЗ, НМШ, МТЗ с муфтами и без, обладают определенными техническими характеристиками. Такие установки используются в системах, функционирующих при высоком давлении.

  1. Давление НШ с внешним типом зацепления составляет не более 280 бар. В данном случае наибольшая скорость вращения шестеренок варьируется в районе 3800 об/мин, а показатель мощности составляет не более 85 кВт. Что касается объема, то здесь все зависит от производителя и объем а – от 0.5 до 250 см³.
  2. Если говорить об устройстве с внутренним типом зацепления, то здесь уровень давления составляет не более 315 бар. Скорость вращения валов – около 3600 об/мин, а уровень мощности – не более 95 кВт. Что касается объема, то этот показатель составляет от 1,7 до 250 см³.

Таблица технических характеристик шестеренных насосов серии НШМ

2.1 Преимущества и недостатки

Любой сдвоенный гидравлический масляный шестеренчатый насос НШ 40 или другой, с муфтой и без, вне зависимости от параметров и размеров, обладают рядом плюсов и минусов. Плюсы:

  1. Шестеренчатный гидравлический насос НШ 14 или другой модели – это надежное устройство с высоким сроком службы.
  2. Размеры. Масляные шестеренчатые агрегаты обладают небольшими размерами, что позволяет без проблем их транспортировать. Будь то круглая конструкция или другой формы.
  3. Шестеренчатые устройства обычно обладают простой конструкцией.
  4. Достаточно высокий коэффициент полезного действия.
  5. Возможность сдвоенного устройства перекачивать вязкие и горячие жидкости.

Минусов таких устройств с муфтами и безнемного, но они есть. Основной недостаток гидравлического масляного агрегата (круглой или любой другой формы) состоит в том, что на зубчатые шестеренки жидкость воздействует в одностороннем порядке.

Шестеренные агрегаты обладают простой конструкцией

Соответственно, есть большая вероятность столкнуться с необходимостью ремонта из-за расточки корпуса.

2.2 Основные неисправности

Теперь перейдем к вопросу ремонта, который может быть вызван некоторыми неисправностями. Основной список поломок агрегата с муфтами или без, приведен ниже:

  1. Появление вибраций при работе агрегата. Неисправность может быть вызвана ослаблением крепления агрегата к кронштейну, выходом из строя муфты или несносности валов.
  2. Повышенный шум может быть обусловлен ослаблением затяжки насоса и моторчика либо износом подшипников.
  3. Резкие колебания давления свидетельствуют о необходимости ремонта всасывающей магистрали, а также пониженным уровнем жидкости в баке.
  4. Утечка масла требует ремонта уплотнительного узла либо более сильной затяжки фиксатора нагнетательного трубопровода.
  5. Если подача агрегата в целом снизилась, то это может свидетельствовать о необходимости ремонта качающего узла. Также это может быть связано с высокой температурой масла.

Если устройство греется, это также говорит о необходимости его ремонта. Иногда требуется заменить фланцы, а в некоторых случаях нужен полный разбор конструкции для дальнейшего ремонта.

Шестеренный насос НМШ 5-25-4.0/25

Устройство шестеренного насоса типа НШ-У

Устройство шестеренного насоса типа НШ-У показано на рисунке.

Общая конструктивная схема насоса типа НШ-У такая же, как и насоса типа НШ-В и НШ-Д, но вместо разгрузочной пластинки с уплотнительным кольцом введена сплошная резиновая уплотнительная манжета 10 (рис. а), которая зажата между крышкой 1 и корпусом 5. В цилиндрические отверстия манжеты вставлены резиновые кольца 14 (рис. б) с прилегающими к крышке стальными тонкими шайбами 9 (рис. а) для уплотнения передних опорных втулок. Резиновые кольца 14 (рис. б) препятствуют выдавливанию манжеты в зазор между хвостовиком и втулкой и отверстием в крышке.

Кроме того, запорные пружинки для фиксации опорных втулок в определенном развернутом положении устранены. Поэтому в корпус насоса вставляют опорные втулки без разворота. Для лучшего приспособления втулки к корпусу колодец в крышке под ведомую шестерню расточен на 0,5 мм больше.

Для снижения давления на подшипники и уменьшения износа сопряженных поверхностей подшипника и цапфы на торцах опорных втулок, прилегающих к торцам шестерен, сделаны дугообразные разгрузочные канавки 2X2 мм. Для подвода смазки к подшипнику на торце от стыковой плоскости опорной втулки к осевому отверстию сделана канавка 0,4Х0,6 мм.

Для предотвращения утечек жидкости из полости А (рис. б) во всасывающую полость насоса на стороне всасывания в расточку корпуса диаметром 59 мм встановлены клиновое резиновое уплотнение 8 и клиновой алюминиевый вкладыш 7. Утечки жидкости через зазор между передними втулками и цапфами шестерен поступают через отверстие в крышке и осевое отверстие в ведомой шестерне в канал, соединяющий кольцевые выточки колодцев на дне корпуса с камерой всасывания.

В комплект алюминиевой крышки 1 входят манжета 12 (рис. б), которая уплотняет хвостовик ведущей шестерни, опорное 11 и стопорное 13 кольца. Крышка 1 крепится к корпусу 5 насоса болтами 6 с пружинными шайбами.

Для того чтобы внутренние потери жидкости в насосе через зазоры между торцовыми поверхностями шестерен и втулок оставались минимальными длительное время эксплуатации, в конструкции насоса НШ-У применено автоматический поджим, который осуществляется следующим образом. Рабочая жидкость из камеры нагнетания поступает по пазу в полость А (рис. б) над передними опорными втулками, и стремится поджать эти подвижные втулки к торцам шестерен, устраняя зазор между ними. Если бы не было автоматического поджима, то появился бы зазор между торцами втулок и шестерен, который увеличивался бы за счет износа этих деталей по торцам.

Так как опорные подвижные втулки поджимаются давлением жидкости к торцам шестерен насоса, благодаря чему создается прижимающее усилие, то со стороны зубьев шестерен действует также давление жидкости, но на меньшую площадь, которое создает отжимающее усилие. В результате прижимающее усилие втулки к торцам шестерен незначительно превосходит отжимающее усилие, поэтому сохраняется необходимая масляная пленка между трущимися поверхностями опорных втулок и шестерен.

Достоинством насосов типа НШ-У является также то, что все уплотнительные кольца заменены манжетой и резиновым клиновидным сегментом.

В насосах НШ-У (в отличие от насосов НШ-В, НШ-Э и НШ-Д) торцовый износ качающего узла (шестерен и втулок) не влияет на уплотняющие свойства манжеты 10 потому, что она зажата между крышкой и корпусом, следовательно, при проседании качающего узла до 2—3 мм (против 0,3 в насосах НШ-В и НШ-Д) всасывающая полость будет изолирована от нагнетательной и поджим передних втулок будет осуществляться с постоянной силой.

Конструктивные усовершенствования узлов уплотнения и автоматической компенсации торцовых зазоров позволили увеличить гарантийную наработку насоса НШ-У до 1000 часов против 800 часов для насосов НШ-Э и НШ-Д. В настоящее время Московский завод тракторных гидроагрегатов (МЗТГ) гарантирует работу насосов НШ-46У до 4000 часов.

Насосы НШ-У допускают как правое, так и левое вращение. На заводе-изготовителе их собирают только для правого (вращение вала ведущей шестерни по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода) или только для левого (вращение вала ведущей шестерни против часовой стрелки) вращения. Порядок переналадки насосов типа НШ-У с правого вращения на левое такой же, как и у насосов типа НШ-Э и НШ-Д. Установочные размеры насосов НШ-У ничем не отличаются от тех же размеров предыдущих выпусков насосов.

Благодаря вышеизложенным усовершенствованиям насос НШ-32У получил Знак качества. Его применяют в гидросистемах всех тракторов класса 14—20 кН (1,4—2 тс), в гидросистеме рулевого управления трактора Т-150К, на дорожных и сельскохозяйственных машинах.

1 Принцип работы оборудования

Гидравлические масляные шестеренные насосы моделей 50а, 10, 87, 82, 100, 16, 25, 32у, 10у 100а, 32а от производителей МАЗ, НМШ, МТЗ и других функционируют по следующему принципу работы. Если устройство объемного типа, то оно функционирует по принудительному типу смещения перекачиваемой воды.

При вращении шестеренок со стороны всасывания появляется разряжение, в результате чего вода под давлением начинает заполнять свободное место между зубчиками, проходя в сторону нагнетания. Попадая сюда, жидкость выталкивается через нагнетательную трубку.

Устройство шестеренного насоса с внутренним зацеплением

Зубчатые шестеренные насосы моделей 50а, 10, 87, 82, 100, 16, 25, 32у, 10у 100а, 32а от производителей МАЗ, НМШ, МТЗ и других оборудуются двумя шестеренками, находящимися в корпусе устройства. Одно колесо работает под воздействием электромотора, установленного на одной оси с самой шестеренкой. Следует отметить, что это колесо является ведущим, а второе, которое зацепляется от него, считается ведомым.

Когда агрегаты моделей 50а, 10, 87, 82, 100, 16, 25, 32у, 10у 100а, 32а от производителей МАЗ, НМШ, МТЗ и других, вода захватывается зубчиками шестеренки, после чего перемещается в сторону нагнетания. Поскольку в гидравлических устройствах масляного типа плотность сцепления зубчиков максимальная, обратный ход жидкости минимален, такой принцип работы.

1.2 Типы устройств

Если с принципом все ясно, перейдем к разновидностям. Шестеренные насосы моделей 50а, 10, 87, 82, 100, 16, 25, 32у, 10у 100а, 32а от производителей МАЗ, НМШ, МТЗ и других с муфтами и без, можно разделить на несколько основных видов:

  1. Устройство с внешним зацеплением. Такая разновидность агрегатов на сегодня является одной из самых распространенных и простых по своей конструкции. Вращение и смещение достигается путем изменения объемов в полостях соединенных между собой компонентов с независимыми приводами. Оборудование такого типа считается наиболее мощными и одним из самых дешевых вариантов. Такие масляные гидравлические НШ применяются для перекачки воды или другой жидкости с большой вязкостью. Агрегаты с внешним зацеплением могут функционировать на большом давлении, но по своим размерам они значительно больше.
  2. Устройства с внутренним зацеплением представляет собой агрегат такого типа, где ведомая шестеренка установлена внутри ведущей. Когда элементы начинают вращаться под давлением, НШ получает более высокий уровень объема вытеснения, соответственно, он обладает лучшими всасывающими характеристиками.
  3. Трехшестеренные устройства оснащаются одной ведущей шестеренкой и двумя ведомыми. Кроме того, в них находится четыре всасывающих лопасти, и пять – напорных. На практике данные масляные гидравлические агрегаты этого типа оптимально использовать в приводах, где следует иметь две напорные линии, независящие друг от друга. Также следует отметить, что количество зубчиков на шестеренках определяет равномерность подачи воды, в частности, чем зубчиков будет больше, тем подача будет равномернее, но производительность при этом немного теряется.

1.3 Основные узлы конструкции

В зависимости от модели 50а, 10, 87, 82, 100, 16, 25, 32у, 10у 100а, 32а или другой от производителей МАЗ, НМШ, МТЗ и других, корпус установки может быть выполнен из разных материалов. Обычно для этих целей используется алюминий. Внутри корпуса устройства, будь то насос НШ 32, насос НШ 50 или любой другой, с муфтой или без, находится подшипниковый блок с шестеренками, а также уплотнительная конструкция.

Основные элементы шестеренного насоса НШ-К

Внутри последней расположены две сегментные поверхности, их обхватывают зубчики с определенным зазором, предназначенные для уплотнения валов. Уплотнения по торцам конструкции достигается за счет поджимных пластин, установленных в пазах блока. С левой стороны уплотнительной конструкции есть специальные углубления для резиновых прокладок.

В результате нагнетания воды происходит воздействие на пластины, прижимающиеся к торцам шестеренок. Это, в свою очередь, позволяет обеспечить одинаковые утечки вне зависимости от рабочего давления устройства. Сама конструкция, вне зависимости от модели, будь то 50а, 10, 87, 82, 100, 16, 25, 32у, 10у 100а, 32а от производителей МАЗ, НМШ, МТЗ или других, закрывается крышкой с уплотнительной резинкой.

Маркировка насосов НШ

В связи с широким распространением и множеством моделей и модификаций у гидравлических насосов НШ появилась своя специальная маркировка, с помощью которой можно с легкостью определить, что за агрегат перед вами и какую мощность от него ожидать. В качестве примера возьмем одну из маркировок НШ, рассмотрим каждую часть и определим что она означает. Пример: «НШ-10У-3 Л»

Пойдем по порядку по обозначениям с лева на право:

  • «НШ» — насос шестеренный;
  • После тире идет цифра, НШ-10, она означает рабочий объем агрегата, в данном примере он равен 10см3;
  • После цифры обычно идут буквы, они обозначают устройство насоса, буквой «А» обозначаются круглые агрегаты, другие же буквы обозначают что этот агрегат  плоского вида;
  • Далее, через тире, идет цифра означающая класс давления на выходе: 1=10Мпа, 2=14Мпа, 3=16Мпа, 4=20Мпа, 5=25Мпа;
  • Для обозначения левосторонних НШ в маркировке используется буква “Л”, в случае если агрегат правосторонний, буква не указывается;

Назначение

Буровой насос НБ-32 горизонтальный, двухцилиндровый, двустороннего действия, приводной со встроенным зубчатым редуктором. Насос НБ-32 предназначен для нагнетания промывочной жидкости (воды, глинистого раствора) в скважину при геологоразведочном и структурно-поисковом бурении на нефть и газ. Насосы также нашли широкое применение на предприятиях пищевой, химической и строительной промышленности для перекачки различных неагрессивных жидкостей. Наличие пневматического компенсатора в нагнетательной системе насоса практически полностью устраняет неравномерность подачи жидкости на выходе насоса. Буровые насосы завоевали большую популярность у потребителей благодаря высокой надежности, простоте обслуживания и ремонтопригодности.

Правая и левая стороны определяются при направлении взгляда от гидрокоробки к приводной части.

Устройство насоса НШ-32

Конструкция приборов этой серии практически идентична и предусматривает наличие нескольких ключевых элементов. Главным из них представляется шестереночный механизм, за счет которого и осуществляется перекачка жидкости в системе. Упоминания заслуживают и другие важные узлы:

  • корпус, изготовленный из высокопрочного сплава;
  • прокладка, опорное, уплотнительное и стопорное кольца;
  • вал привода, втулки;
  • поджимная, подшипниковая обойма и прочие элементы.

Необходимо помнить о соблюдении правил эксплуатации, поскольку, в противном случае, многие элементы могут быстро прийти в негодность. Например, учитывая размер сальника, необходимо использовать только качественное масло установленной категории, а также исключить возможность появления загрязнений в гидросистеме.

Основные неисправности шестеренных насосов и их устранение

Неисправность, ее признаки и проявления Возможная причина Вариант устранения
Низкое давление на выходе насоса. 1.Недостаточный объем рабочей жидкости в емкости для ее хранения. 2.Нарушение герметичности уплотнительных элементов ведущего ротора. 1.Пополнить емкость для хранения рабочей жидкости маслом. 2.Сменить манжетные уплотнители рабочего ротора.
Выходящая через горловину емкости для хранения рабочей жидкости пена. Поступление воздуха в систему через уплотнитель ведущего ротора или уплотнительные элементы соединения трубопровода всасывающей магистрали. Проверить надежность креплений уплотнительных элементов и при необходимости сменить манжетный уплотнитель ротора или уплотнительное кольцо трубопроводной магистрали.
Выделение масла в месте соединения крышки и корпуса насоса. Ослабление фиксирующих крышку крепежных элементов. Подтянуть соединяющие крышку с корпусом болты.
Повышение температуры емкости для хранения рабочей жидкости и насоса. Протекание масла через щели, заклинивание золотника или перепускного клапана распределительного устройства. Проверить герметичность трубопроводов и распределителя, устранить неисправности золотника и клапана или сменить их.
Повышенный уровень шума во время работы устройства. Недостаточный уровень масла в емкости для его хранения, вызванный возможным нарушением герметичности элементов гидросистемы. Проверить герметичность узлов и трубопроводных сетей гидросистемы и долить масло в емкость для его хранения.

Как изменить направление вращения НШ

Неисправности и возможные причины

1. Отсутствие или недостаток нагнетаемого масла в гидравлическую систему.

  • возможна утечка;
  • сломан привод;
  • насос изношен по ресурсу.

2. Появление в гидробаке пены или нагнетание воздуха в гидросистему.

  • разгерметизирован трубопровод;
  • пониженная температура масла;
  • износ манжеты привода.

3. Гул и вибрация при работе насоса.

  • слабый крепёж трубопровода и/или других узлов системы;
  • износ муфты привода;
  • вибрация запорных клапанов.

4. Отсутствие максимального давления при работе.

  • загрязнённый золотник клапана;
  • перекошенная регулировка клапана;
  • общий износ насоса.

5. Периодический перегрев насоса.

  • засорение фильтра;
  • работа на повышенной мощности сверх нормы;
  • низкий уровень масла в гидробаке.

Советы и рекомендации

Чтобы насос НШ работал, как швейцарский хронометр долго и исправно, не превышайте его лимитированное время:

  • сельхоз техника не более 4000 часов;
  • городская не больше 1000 часов;
  • промышленная и строительная не более 3000 часов.

При замене насоса в обязательном порядке смените фильтр, что гарантирует уменьшение расходов на текущий ремонт и снизит простаивание техники.

Используйте только оригинальные запчасти и детали — это сохранит весь узел от износа и увеличит прибыльность работы.

Конструктивно шестеренные насосы НШ делятся на плоские, круглые и универсальные насосы НШ. А так же шестеренные насосы НШ бывают правого и левого вращения, и односекционными, двухсекционными и трехсекционными (последние два вида называются тандемом или спаренным НШ). Определить вращение шестеренчатого насоса не сложно, для этого его нужно поставить валом (приводом) вверх. Если он вращается по часосвой стрелке то он правого вращения, а если против часовой стрелки то он соответственно левого вращения.

Устройство насоса НШ-32

Конструкция приборов этой серии практически идентична и предусматривает наличие нескольких ключевых элементов. Главным из них представляется шестереночный механизм, за счет которого и осуществляется перекачка жидкости в системе. Упоминания заслуживают и другие важные узлы:

  • корпус, изготовленный из высокопрочного сплава;
  • прокладка, опорное, уплотнительное и стопорное кольца;
  • вал привода, втулки;
  • поджимная, подшипниковая обойма и прочие элементы.

Обязательно почитайте: Что такое ВОМ

Необходимо помнить о соблюдении правил эксплуатации, поскольку, в противном случае, многие элементы могут быстро прийти в негодность. Например, учитывая размер сальника, необходимо использовать только качественное масло установленной категории, а также исключить возможность появления загрязнений в гидросистеме.

Причины неисправностей

1. Если в гидравлическую систему поступает недостаточно нагнетаемого масла или не поступает вовсе, причиной может быть износ насоса по ресурсу, повреждение привода или утечка.

2. При нагнетании воздуха в гидросистему или наличии пены в гидробаке проверьте герметичность трубопровода, уровень износа манжеты привода, а также температуру масла.

3. Если работа насоса сопровождается вибрациями и гулом, причина может заключаться в вибрации запорных клапанов, износе муфты привода, а также недостаточно надежной фиксации трубопровода или других системных узлов.

4

При отсутствии необходимого давления при работе обратите внимание на уровень общего износа насоса, положение регулировки клапана, а также чистоту золотника

5. Если насос периодически перегревается, уровень масла в гидробаке может быть слишком низким, также возможно засорение фильтра или слишком интенсивная эксплуатация.

Устройство насоса НШ-32

Конструкция приборов этой серии практически идентична и предусматривает наличие нескольких ключевых элементов. Главным из них представляется шестереночный механизм, за счет которого и осуществляется перекачка жидкости в системе. Упоминания заслуживают и другие важные узлы:

  • корпус, изготовленный из высокопрочного сплава;
  • прокладка, опорное, уплотнительное и стопорное кольца;
  • вал привода, втулки;
  • поджимная, подшипниковая обойма и прочие элементы.

Обязательно почитайте: Характеристики доильного аппарата АИД-2

Необходимо помнить о соблюдении правил эксплуатации, поскольку, в противном случае, многие элементы могут быстро прийти в негодность. Например, учитывая размер сальника, необходимо использовать только качественное масло установленной категории, а также исключить возможность появления загрязнений в гидросистеме.

Основные неисправности шестеренных насосов и их устранение

Неисправность, ее признаки и проявления Возможная причина Вариант устранения
Низкое давление на выходе насоса. 1.Недостаточный объем рабочей жидкости в емкости для ее хранения. 2.Нарушение герметичности уплотнительных элементов ведущего ротора. 1.Пополнить емкость для хранения рабочей жидкости маслом. 2.Сменить манжетные уплотнители рабочего ротора.
Выходящая через горловину емкости для хранения рабочей жидкости пена. Поступление воздуха в систему через уплотнитель ведущего ротора или уплотнительные элементы соединения трубопровода всасывающей магистрали. Проверить надежность креплений уплотнительных элементов и при необходимости сменить манжетный уплотнитель ротора или уплотнительное кольцо трубопроводной магистрали.
Выделение масла в месте соединения крышки и корпуса насоса. Ослабление фиксирующих крышку крепежных элементов. Подтянуть соединяющие крышку с корпусом болты.
Повышение температуры емкости для хранения рабочей жидкости и насоса. Протекание масла через щели, заклинивание золотника или перепускного клапана распределительного устройства. Проверить герметичность трубопроводов и распределителя, устранить неисправности золотника и клапана или сменить их.
Повышенный уровень шума во время работы устройства. Недостаточный уровень масла в емкости для его хранения, вызванный возможным нарушением герметичности элементов гидросистемы. Проверить герметичность узлов и трубопроводных сетей гидросистемы и долить масло в емкость для его хранения.

Как изменить направление вращения НШ

1 Принцип действия и описание

Гидромотор устроен довольно просто. В его корпус установлена пара шестеренок. Между этими шестернями имеется небольшой зазор. Этого зазора достаточно для вращения и смазывания шестерней маслом. Масло выдавливается посредством действий шестерней, которые вращаются в разные стороны, вследствие чего создается внутреннее давление.

Гидромотор, устроенный по принципы НШ, имеет другую специфику. Корпус устройства выполнен из алюминия и на валу установлены шестерни. В нем отсутствуют подшипники, а вместо них используются бронзовые втулки, которые плавают в масле. Гидромотор закрыт крышкой с резиновым уплотнителем.

Насосы шестеренчатые НШ

Гидромотор отличается от напорного агрегата приемом рабочей жидкости, которая поступает на вход под давлением и при ее выходе снимается вращательный момент с вала. Электронасос в технике используется чаще, но гидромотор обладает рядом преимуществ, к которым можно отнести:

  • малый вес, который в 15 раз легче от напорного аппарата;
  • меньший в 3 раза размер.

Надежная работа и простота в изготовлении НШ и гидромоторов дают серьезное основание для популярности их применения в дорожных машинах. Рассмотри принцип действия насосов НШ.

У шестерных насосов КПД может достигать 0,8-0,95%. Этот параметр напрямую связан с протеканием рабочей жидкости (масла) через зазоры между корпусом и зубцовыми головками. Еще могут происходить протечки по самим зубьям. Можно добиться минимальных значений утечек путем занижения зазоров между корпусом и шестеренками, а так же при возникновении внутреннего давления шестерни прижимаются к боковым стенкам корпуса.

Чтобы исключить протечки используемой жидкости и защитить внутренние втулки от проникновения грязи или пыли, используют специальное уплотнение, которое зафиксировано кольцами стопора и опоры. Рядом с шестернями двигаются втулки, выполненные из бронзы.

Насосы шестеренные Гидросила серии «К»

В камере всоса размещена пластина для разгрузки, которая имеет резиновую обтяжку. Пластина позволяет ликвидировать перекашивание втулок, которое возникает в следствие разной нагрузки в камерах. Данная пластина аккуратно стоит между втулками и верхней крышки. Для подачи и выхода жидкости устанавливаются патрубки с торцов корпуса.

Как известно, НШ имеют две стороны вращения, которые можно изменить. Для этого потребуется поменять местами между собой ведомую и ведущую шестерни, а так же втулки и развернуть крышку.

Если поменять входное или выходное направление, то жидкость будет выдавливаться через сальник шестерни. Для отвода излишек жидкости в корпусе нарезано отверстие с резьбой. Отвод выполняется через трубопровод который прикрепляется к штуцеру.

1.1 Обозначения и маркировка НШ

Шестерный насос может быть как левым, так и правым (насосы шестеренные НШ 16г 3). На это влияет специфика сборки. Насос НШ левостороннего типа изготавливается под заказ. Второе их название — реверсивные. У НШ левостороннего типа ведущий ротор оборачивается против часовой стрелки, а обозначаются они литерой Л.

Схема определения направления вращения насоса НШ-100А

Наиболее часто применяют агрегаты с правосторонним устройством привода. Правосторонние не имеют маркировки и ротор в них вращается по часовой стрелке. Для примера можно взять несколько аппаратов: насос НШ 100А 3Л, насос НШ 32УЛ, насос НШ 150ГУЛ, насос НШ 16 Г3, насос шламовый НШ 80. Любой их параметр имеет предназначение и расшифровку:

  • первые цифры, в данном случае 100, 32, 150, 16, обозначают объем устройства (32 см³, 16 см³);
  • литеры А, Г, У обозначают заводскую модификацию. Литера А указывает на то, что модели с такой маркировкой выполнены в круглом исполнении, а другие буквы обозначают плоское исполнение;
  • второй цифровой ряд 1-4 означает выходное давление;
  • литера Л дает понять, что ротор вращается против часовой стрелке.

НШ на МТЗ 82.1

В зависимости от своего предназначения шестеренчатый насос имеет различные особенности и параметры. К примеру, НШ-10 применяется на тракторах с экскаваторным навесным оборудованием. Его действия должны происходить в горизонтальной плоскости. Такой насос нш как НШ-32 подходит для техники с навесным оборудованием, работа которого происходит в вертикальной плоскости. Это также могут быть бульдозеры, отвалы, грейдеры, ковшовые навесы. Данный тип оборудования требуется для привода захватов и стрел.

Устройство всех НШ схоже между собой и имеет единый принцип действия. Расхождения могут иметься в конструкционных элементах и типах техники, в комплектацию которых они входят. В свою очередь насос шестеренчатый является агрегатом, который передает жидкость в гидравлической системе. Ведущий и ведомый роторы из-за вращения концентрируют со стороны входа разрежение, вследствие чего пустоты и пазы заполняются жидкостью в результате возникающего давления.

Если рассматривать устройство агрегата, то оно не кажется сложным. Но в процессе эксплуатации могут возникнуть трудности, если моторист не владеет достаточными знаниями о тонкостях выбора насоса в зависимости от техники, которая эксплуатируется.

В условиях повышенной гидравлической нагрузки применяются круглые насосы. Существуют также и плоские. Цена и эксплуатационные характеристики первых значительно выше вторых моделей.

От конструкции вала зависит типовое соединение с приводом. Это еще один немаловажный фактор. В свою очередь конструкция бывает шприцевая или шпоночная.

Маркировка насосов НШ

В связи с широким распространением и множеством моделей и модификаций у гидравлических насосов НШ появилась своя специальная маркировка, с помощью которой можно с легкостью определить, что за агрегат перед вами и какую мощность от него ожидать. В качестве примера возьмем одну из маркировок НШ, рассмотрим каждую часть и определим что она означает. Пример: «НШ-10У-3 Л»

Пойдем по порядку по обозначениям с лева на право:

  • «НШ» — насос шестеренный;
  • После тире идет цифра, НШ-10, она означает рабочий объем агрегата, в данном примере он равен 10см3;
  • После цифры обычно идут буквы, они обозначают устройство насоса, буквой «А» обозначаются круглые агрегаты, другие же буквы обозначают что этот агрегат  плоского вида;
  • Далее, через тире, идет цифра означающая класс давления на выходе: 1=10Мпа, 2=14Мпа, 3=16Мпа, 4=20Мпа, 5=25Мпа;
  • Для обозначения левосторонних НШ в маркировке используется буква “Л”, в случае если агрегат правосторонний, буква не указывается;

Маркировка шестеренных насосов

В начале маркера используют следующий ряд буквенных обозначений:

  • НШ – Насос шестерёнчатого вида;
  • М – В качестве рабочей жидкости используется масло;
  • Ф – крепление происходит по фланцевому типу;

Затем идет ряд цифр, проставленных через тире описываем каждую по порядку:

  1. Количество литров, поданных, за 100 оборотов (Литры);
  2. Величина максимума давления (кг/см2);
  3. Объем подачи в час (м3/час)
  4. Величина давления на выходе из нагнетательной камеры (кг/см2)

Далее может идти обозначение вещества из которого изготовлена внутреняя часть, через которую проходит рабочая жидкость:

  • Ю – Алюминиевые сплавы;
  • Б – Бронза;
  • К – Сталь нержавеющая;
  • Без буквенного обозначения означает что из чугуна;

Так же в маркировке указывают сторону вращения основного вала. Разделяют два вида:

  1. Левый (Л)
  2. Правый (П)

Пример маркировки «НМШ 8-25 6,3/2,5Б»

  • НМШ -Означает что это шестеренный насос, он использует масло в качестве гидравлической жидкости.
  • подача 8 литров на 100 оборотов;
  • давление 25 кг/см2;
  • 6,3 подача в час литров;
  • 2.5 на выходе из нагнетающей камеры кг/см2;
  • Б- внутренняя проточная часть из бронзы;

Таблица технических характеристик основных видов насосов:

Таблица характеристик

Насосы шестерённые НШ — обзор

Опубликовано 18 Июнь 2014

Насос шестерённый ( НШ) — это механическое устройство, преобразующее, энергию привода в энергию сжатой жидкости, рабочими органами которого, являются шестерни.

Ш естеренные насосы предназначены для нагнетания рабочей жидкости в гидравлические системы силовых приводов навесных,полунавесных и прицепных орудий сельскохозяйственной, дорожно-строительной, автомобильной и другой техники. Широко применяются в рулевом управлении грузовых автомобилей (гидроусилители руля (ГУР)). Возможно также применение насосов в различных стационарных силовых установках с приводом от электродвигателя (преса,подъёмники…) и пр.

НШ просты по конструкции, компактны,надёжны и недороги.

Принцип работы насоса шестеренного (НШ):

— при вращении шестерён, на стороне всасывания, в момент выхода зубьев из зацепления, создается разряжение. Жидкость, под влиянием перепада давления (атмосферного и разрежения на всасывании насоса), заполняет полость всасывания насоса, затем, в следствии вращения шестерён, — перемещается в сторону нагнетания, попадая в пространство между зубьями и корпусом насоса, она вытесняется в полость нагнетания, где зубья шестерён, входя в зацеплние, выталкивают житкость из впадин в полость нагнетания. При этом между зубьями образуется плотный контакт, вследствие чего, обратный перенос жидкости из полости нагнетания в полость всасывания невозможен. Обычно используют шестерни эвольвентного зацепления с прямыми, косыми или шевронными зубьями.

НШ просты по конструкции, компактны и надёжны в эксплуатации.

Основные технические характеристики насосов НШ-100 и НШ-71

Параметр Насос НШ100-4 Насос НШ100А-3 Насос НШ71-4 Насос НШ71А-3
Рабочий объём (± 3%), см³ 100 71
Номинальное давление на выходе, МПа 20 16 20 16
Номинальная частота вращения вала, с-1 32
Номинальная объёмная подача, л/мин 173,4 173,4 123,1 121,8
Давление на входе мин. / макс., МПа 0,018 / 0,15
Коэффициент подачи не менее 0,95 0,94
Коэффициент полезного действия не менее 0,86
Номинальная мощность, кВт 80,1 64,1 56,9 45,5
Температура окружающей среды, °C -50…+60
Номинальная кинематическая вязкость рабочей жидкости, мм²/с 30…40 55…70 30…40 55…70
Масса шестерённого насоса не более, кг 17,0

Маркировка насосов НШ

В связи с широким распространением и множеством моделей и модификаций у гидравлических насосов НШ появилась своя специальная маркировка, с помощью которой можно с легкостью определить, что за агрегат перед вами и какую мощность от него ожидать. В качестве примера возьмем одну из маркировок НШ, рассмотрим каждую часть и определим что она означает. Пример: «НШ-10У-3 Л»

Пойдем по порядку по обозначениям с лева на право:

  • «НШ» — насос шестеренный;
  • После тире идет цифра, НШ-10, она означает рабочий объем агрегата, в данном примере он равен 10см3;
  • После цифры обычно идут буквы, они обозначают устройство насоса, буквой «А» обозначаются круглые агрегаты, другие же буквы обозначают что этот агрегат плоского вида;
  • Далее, через тире, идет цифра означающая класс давления на выходе: 1=10Мпа, 2=14Мпа, 3=16Мпа, 4=20Мпа, 5=25Мпа;
  • Для обозначения левосторонних НШ в маркировке используется буква “Л”, в случае если агрегат правосторонний, буква не указывается;