Содержание
- Порядок действий при возгорании автомобиля
- Оснащение
- ВОЗГОРАНИЕ АВТОМОБИЛЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
- Порядок действий при возгорании автомобиля
- Пожароопасные зоны машины
- Опасные факторы
- Причины
- Что делать, чтобы избежать возгораний автомобиля
- Пожарные автомобили КамАЗ
- Виды огнетушителей
- Причины возгорания автомобиля
- Вещи в салоне
Порядок действий при возгорании автомобиля
Задымление салона машины или дым из-под капота всегда неожиданность для каждого водителя. Многие впадают в ступор и не знают, что делать в первую очередь. Паника плохой советчик, так как мешает сосредоточиться и заставляет судорожно хвататься за всё подряд.
Не стоит сразу спасаться бегством, всегда существует возможность остановить пламя и спасти автомобиль. Действовать нужно общими усилиями для максимального подавления распространения пламени. Слаженные действия очень часто приводили к положительным результатам, и удавалось быстро справиться с возгоранием
Важно всегда возить с собой исправный огнетушитель, помогающий на начальной стадии сбить пламя
Действовать при возгорании машины нужно следующим образом:
- Если едкий дым появился во время движения автомобиля необходимо как можно быстрее съехать на обочину и остановиться.
- Пассажиры и водитель должны незамедлительно покинуть машину. Водитель обязательно должен захватить с собой огнетушитель, кусачки и активировать рычаг открытия капота.
- Пассажиры машины должны удалиться на безопасное расстояние от автомобиля. Как правило, достаточно 50 метров.
- Пассажиры должны обязательно позвонить в службу МЧС для ликвидации возникшего возгорания.
- Водитель в это время должен обесточить машину, используя кусачки. Для этого перекусываются оба провода ведущих от аккумулятора.
- Используется огнетушитель для ликвидации очага возгорания.
- Параллельно можно пытаться остановить движущиеся транспортные средства. Большее количество огнетушителей поможет оперативно справиться с возгоранием.
- Если задымление происходит на автомобильной стоянке действовать нужно аналогичным образом. Обязательно нужно отогнать находящиеся рядом с горящим автомобилем прочие транспортные средства.
Оснащение
ПСА оснащаются насосными установками, по аналогу пожарных автоцистерн. Так же они оснащаются емкостями для огнетушащих веществ – цистерной для воды и емкостью для пенообразователя.
ПСА-Ч (IVECO AMT)-57ВР
Спасательное оборудование включает, по меньшей мере, веревку пожарную спасательную, лестницу трехколенную, лестницу-палку, натяжное спасательное полотно, самоспасатель изолирующий, канатно-спусковое спасательное устройство, покрывало огнетушащее, лодку резиновую надувную, круг и жилет спасательные.
Аварийно-спасательный инструмент включает, по меньшей мере, кувалду, ножовку, ломы, крюки, топор, лопату, комплект ручного гидравлического инструмента: насосную станцию, резак-разжим, расширитель, домкрат, лебедку ручную, электропилу дисковую, электропилу цепную.
Электросиловое оборудование включает, по меньшей мере, генератор электрический переносной, катушку электрическую с силовым кабелем, прожектор выдвижной мачты, прожектор переносной, фонарь электрический.
Средства индивидуальной защиты включают, по меньшей мере, аппарат дыхательный со сжатым воздухом, респиратор, костюм теплоотражательный, диэлектрический комплект, в который входят, по меньшей мере, перчатки и ножницы для резки проводов.
Средства связи включают, по меньшей мере, радиостанцию УКВ, сигнальную акустическую установку, электромегафон.
Приборы для проведения химической и радиационной разведки включают, по меньшей мере, дозиметр, измеритель мощности дозы, газоанализатор-сигнализатор, прибор химической разведки войсковой.
Санитарное оборудование содержит, по меньшей мере, санитарный чемодан с аптечкой первой помощи, по меньшей мере для 50 человек, аптечку медицинскую для оснащения транспортных средств, носилки санитарные мягкие, одеяло шерстяное.
Автомобиль содержит прочее оборудование, которое включает, по меньшей мере, буксирный трос, знак аварийной остановки, огнетушитель, канистру для топлива, колодки противооткатные, конус оградительный, ленту барьерную оградительную, лампу паяльную.
Оснащение автомобиля, кроме пожарного оборудования, аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование, прочее оборудование, позволяет использовать его не только при тушении пожаров, но и для ликвидации чрезвычайных ситуаций на различных объектах промышленного и гражданского строительства, а также транспортных средствах.
ППСА-3(ГАЗ-3409)
ВОЗГОРАНИЕ АВТОМОБИЛЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Вы видели возгорания и взрывы автомобилей только в кино? Вы думаете, что с вами этого никогда не случится? Зря! Возгорание автомобиля может стать суровой реалией жизни, поэтому к случайному возгоранию нужно быть готовым всегда. Единственный «плюс» заключается в том, что если Вы думаете, что автомобиль после возгорания способен взлететь на воздух, как в голливудских фильмах – Вы заблуждаетесь.
Итак, сегодня мы разрушим все мифы, связанные с возгоранием автомобиля и постараемся осветить план действия в такой экстренной ситуации. Для наглядности мы подожгли старый Volkswagen. Возгорание, как правило, начинается под капотом. Оставьте ключ в замке зажигания для того, чтобы его не потерять. Потяните за ручку открытия капота и покиньте салон. Для того, чтобы не смотреть как догорает любимое авто, вам лучше иметь как минимум двухкилограммовый огнетушитель. Расходовать порошок из огнетушителя следует короткими дозами. Первую дозу нужно выпускать под капот через щель, при этом не дотрагиваясь до капота. Такие меры лишают огонь кислорода. На этом возгорание может закончиться
В худшем случае, осторожно поднимите капот, попытайтесь снять клеммы с аккумулятора, чтобы избежать короткого замыкания. Двухкилограммового огнетушителя обычно хватает для устранения лёгкого возгорания в салоне
Тушить следует по направлению дуновения ветра! Если у вас в автомобиле будет присутствовать огнетушитель, вероятнее всего, всё закончится на том, что было описано выше. В противном случае ваше авто будет догорать как наш бедный старенький Volkswagen. Хронология событий такова:
4 минуты после начала возгорания – появляется дым из-под капота. 9 минут после начала возгорания – пожар в моторном отсеке. 11 минут после начала возгорания – пожар перекидывается на салон. Огнетушитель становится бесполезным. 12 минут – сильный пожар в салоне. 15 минут – огонь распространился по всему автомобилю. Следы пожара уже видны и с внешней стороны кузова. 20 минут – автомобиль практически сгорел до тла. Пожарные принялись тушить. 23 минуты – пожарные заканчивают тушение останков автомобиля.
Теперь разрушим голливудские мифы о взрывах. Даже автомобиль, который работает на газу, не взлетит на воздух, а просто сгорит как и любой другой автомобиль. Правда немного быстрее. Газ стравливается и постепенно сгорает в автомобиле, что обусловливает более быстрое горение. В этой жизни нужно быть готовым ко всему, в том числе и к возгоранию автомобиля. Не пренебрегайте наличием огнетушителя и изучите инструкцию на случай экстренных действий. Иначе ваш автомобиль может просто сгореть, пока вы будете разбираться с незнакомой вам вещью.
Порядок действий при возгорании автомобиля
Каждый автолюбитель должен заранее представлять свои действия при пожаре в автомобиле. Поэтому следует ознакомиться с советами экспертов, которые рассказывают, что делать, если загорелась машина.
В случае, если машина загорелась прямо на дороге, нужно немедленно прекратить движение, отъехать на обочину, поставить авто на ручник, эвакуировать пассажиров, проследить, чтобы они отошли на безопасное расстояние, извлечь из салона ценные вещи, документы.
При пожаре в автомобиле, находящемся в гараже, нужно вытолкнуть его наружу. Далее следует определить очаг возгорания. Если пламя вырывается из-под капота, не стоит распахивать его полностью, ведь от притока свежего воздуха горение может усилиться и можно получить тяжёлые ожоги. Нужно лишь немного приподнять крышку и приступать к тушению. Это же правило относится также к тушению огня внутри салона. Для борьбы с огнём можно использовать огнетушитель, а если к нему нет доступа, то выход — песок или плотное одеяло. Одновременно попросите кого-то из пассажиров или прохожих вызвать противопожарную службу.
Пожароопасные зоны машины
В автомобиле выделяется несколько зон, где высока вероятность появления и распространения пламени. Выделим основные:
- Багажный отсек. В нем часто хранятся разные технические жидкости, которые легко воспламеняются. К этой категории относятся разные масла для трансмиссии / двигателя, канистры с горючим, полироли и т. д. Здесь же размещен бак для хранения топлива, что повышает риски взрыва.
- Подкапотное пространство. Как правило, возгорание автомобиля начинается в области двигателя из-за протечки топлива или иных неисправностей в технической части. Достаточно небольшой искры, чтобы появилось пламя, которое из-за постоянного поступления горючего будет распространяться.
- Салон. В зоне риска находится и место для пассажиров, ведь здесь много тканевой обивки, пластмассы и других изделий. При этом причиной появления пламени может стать водитель и пассажиры, которые курят в салоне и нарушили технику пожарной безопасности.
Опасные факторы
Горящий автомобиль представляет повышенную опасность для человека, ведь после воспламенения появляется множество опасных факторов:
- Тепловой поток — негативно воздействует на дыхательные пути, может привести к удушью. Из-за высокой температуры организм перегревается, из него выводятся соли, нарушается работа сердечно-сосудистой системы. Достаточно всего нескольких минут нахождения в области температуры 100 градусов Цельсия, чтобы погибнуть.
- Искры / пламя. Для появления пожара в грузовом автомобиле достаточно небольшой искры, которая впоследствии перерастает в пламя. При этом огонь быстро приводит к воспламенению одежды на человеке и появлению ожогов на теле.
- Снижение объема кислорода. Достаточно уменьшения объема О2 всего на 3%, чтобы ухудшилось снабжение кислорода, появились проблемы с двигательными функциями и т. д. Кроме того, уменьшение этого показателя нередко ведет к смерти.
- Высокая концентрация вредных элементов из-за горения / разложения под действием высоких температур. Наиболее опасны пары от горящей синтетики или полимерных материалов. Токсические составляющие быстро проникают в кровь и вызывают дефицит кислорода. Отравившийся человек цепенеет, становится апатичным и теряет координацию.
- Высокая температура окружающий среды. Может стать катализатором или одной из причин воспламенения в грузовом автомобиле.
Кроме основных, выделяется и ряд дополнительных опасных факторов, таких как появление в воздухе радиоактивных / токсичных элементов, распространение осколков стекол, действие огнетушащих веществ и вероятность взрыва, вызванного воспламенением.
Причины
1. Ошибка производителя. Данная причина не является частой, но тем не менее, она, имеет место быть. Как правило, при производстве автомобилей серийной продукции большинство операций по сборке производят роботизированная техника, а техника как мы знаем не всегда бывает надежной. Наверняка Вам не раз приходилось слышать как о том как той или иной производитель отзывает партию новых автомобилей и снимает с производства до устранения дефектов.
2. Отсутствие контроля за ТО. Еще один более часто встречающаяся причина это отсутствие контроля со стороны владельца за исправным техническимсостоянием автомобиля, несвоевременное проведение технического осмотра и обслуживания.
3. Перегрев двигателя. Как и оговаривалось выше данная причина возникает из-за отсутствия контроля за состоянием автомобиля, двигатель способен разогреться до очень высокой температуры, а наличие масла и электропроводов в подкапотном пространстве повышает вероятность загорания.
4. Перегрев каталитических конвертеров-нейтрализаторов. Для многих это не понятная причина и непонятный набор слов только поэтому данный факторочень часто выпускается из виду. Как мы упоминали ранее автомобильный двигатель разогревается до очень высоких температур, но эта не единственная часть автомобиля, у которой имеется высокая температура. Выхлопная система представляет собой, самую высоко нагреваемую часть автомобиля, в которую встроен нейтрализатор. Данное устройство рассчитано для понижения уровня вредности выработавших газов. Периодически ему требуется переработать больше загрязняющих веществ, что способствует перегреву. К примеру если свечи зажигания имеют достаточный износ двигатель автомобиля работает нестабильно и в выхлопную систему попадает больше отработанной материи. При такой нестабильной работе конвертер превышает свою рабочую температуру (от 648.9 до 871.1 С
о
) именно этот факт становится причиной воспламенения изоляции салона.
5. Неисправность в электрической системе. Обстоятельство дефекта электрики в автомобиле является одним из самых распространённых причин загорания.
6. Столкновение с препятствием или другим автомобилем. При дорожно-транспортном происшествии создаются идеальные условия для возгорания. При сильном ударе возможен розлив топлива и образование искры.
7. Поджог
Пожалуй, эта одна из причин при которой не важно следит ли водитель за состоянием автомобиля или нет
8. Не герметичность и повреждение соединений с вращающимися горючими жидкостями. Как известно в автомобиле опасными жидкостями является не только бензин и дизельное топливо, но и масло обращающееся в моторе, жидкость в трансмиссии, при повреждении хоть одной из систем может начаться необратимая цепная реакция.
9. Подтекание топливной системы. Пожалуй, это наиболее распространённый виновник возгораний на сегодняшний день. Первопричины, по которой бензин может испаряться в топливной системе целое множество, к тому же для воспламенения паров достаточно небольшой искры.
СОВЕТ: Если вы очень долго не пользовались автомобилем, и он стоял на одном месте, не поленитесь и осмотрите место стоянки под ним, если вы увидите непонятного происхождения пятна, стоит задуматься и более детально изучить природу их возникновения, возможно какая то неисправность.
Плакат в учебный класс или на стенд доступен по кнопке «Скачать» после статьи!
Это интересно: Действия населения при стихийных бедствиях: разбор ситуаций
Что делать, чтобы избежать возгораний автомобиля
В первую очередь регулярно проверяйте все узлы и соединения мотора, а также электропроводку. Только после детального осмотра и после того как вы убедились, что с машиной всё в порядке, можно начинать движение. Лучший вариант – вовремя проводите техническое обслуживание автомобиля. Лучше всего проверять все механизмы и узлы на специальном профессиональном оборудовании. Оно максимально точно укажет места поломок и неисправностей, а также позволит сэкономить время и деньги на ремонте.
Если установлен автозапуск двигателя
Если в вашей машине установлен автоматический запуск мотора, то следует помнить о некоторых правилах:
- следите за тем, чтобы он был полностью исправен;
- устанавливать автозапуск нужно лишь в специализированном лицензированном месте. Только там вам могут гарантировать максимальную безопасность.
Если же вы производите установку системы самостоятельно либо доверяете это дело «гаражным мастерам», то риск возгорания транспортного средства возрастает в несколько десятков раз.
Не экспериментируйте
В машину нельзя устанавливать самодельные или не предназначенные для прогрева автоустройства
При этом не забывайте соблюдать осторожность при курении за рулём. Лучше всего в дороге не курить вовсе
Если установить такое устройство, то из-за него двигатель может начать работать неравномерно либо вообще возникнут проблемы в функционировании бортовой сети.
В таком случае лучше всего сразу заглушить мотор и скинуть клеммы с аккумуляторной батареи. Так вы обесточите авто и снизите риск возгорания практически до нуля. Продолжать движение в таком случае запрещено, лучше отбуксируйте авто или воспользуйтесь услугами эвакуатора, чтобы доставить его в свой гараж или на СТО.
Пожарные автомобили КамАЗ
Шасси КамАЗ считается универсальным, поэтому именно на его базе производится большинство ПА, используемых на пожарах в городской черте и в промышленной зоне. Наиболее популярными являются две модели: 43118 и 43253. Из преимуществ шасси КамАЗов выделяют:
- возможность использования переднеприводной и полноприводной версии одной и той же базы;
- грузоподъемность до 10 тонн;
- возможность выбора длины рамы от 470 до 810 см;
- комплектацию высокотехнологичными и экономичными двигателями с максимальной мощностью 400 л.с.;
- возможность установки цистерн до 12 тонн;
- возможность комплектации увеличенным пенобаком до 600 литров.
Пожарные машины этой марки чаще всего комплектуются насосом НЦПН 40/100.
КамАЗ 43118
На базе этого шасси разработано четыре типа автоцистерн. Особенностью этой модификации считается заднее расположение насоса. Цистерна и бак для пенообразователя сделаны из нержавеющей стали. Дополнительно для обогрева используется дизельный отопитель.
Кабина у КамАЗ-43118 сдвоенная, рассчитана на 7 человек. Независимо от комплектации для пожарных автомобилей оставили базовое оснащение силовым агрегатом: это двигатель мощностью 221 л.с., который позволяет развивать скорость до 90 км/ч.
На базе КамАЗ -43118 разрабатывают следующие автомобили:
- АЦ 6.0/40-70;
- АЦ 7.0/40;
- АЦ 8.0/40;
- АЦ 9.0/40.
КамАЗ-43253
Эти пожарные автомобили используются преимущественно в городской черте. Самая популярная модификация – АЦ 5.0/40-22ВР. Это транспортная единица с модульной кабиной. Главной функцией ее считается отбор ОТВ из бака пенообразователя или воды из водоисточника, включая резервуары и центральные сети.
ПА на базе КамАЗ-43253 всегда переднеприводные, поэтому не используются в сложных дорожных условиях, однако именно они считаются незаменимыми при необходимости выезда на пожар в городской застройке с узкими проездами и ограниченными разворотами. Расширить функциональные возможности автоцистерн удалось за счет установки увеличенного пенобака емкостью 420 литров. Цистерна для воды у АЦ 5.0/40-22ВР – 5 м3.
В отличие от других КамАЗов эта модель предполагает установку насоса типа ПН-40УВ, хотя в ряде случаев возможна комплектация насосами НПУ-40/100, НЦПЦ-40/100 и НПЦ-60/100. Их работа осуществляется через карданную передачу от двигателя и КОМ.
Виды огнетушителей
Современные огнетушители для авто подразделяются на следующие классы:
- Порошковые. Специальный состав этого типа устройства способен эффективно гасить горючие вещества и электронику, которая находится под напряжением.
- Углекислотные. Активным веществом служит диоксид углерода. Субстанция способна проникать в труднодоступные места, не оставляет никаких загрязнений.
Типы огнетушителей
Наиболее эффективным считается первый класс. Легковые и грузовые ТС в обязательном порядке оснащаются порошковыми огнетушителями объемом не менее двух литров, автобусы и другой общественный транспорт – двумя устройствами объемом от двух до пяти литров.
Причины возгорания автомобиля
Статистика неумолима и беспощадна для водителей. Она свидетельствует о том, что машину практически невозможно спасти, если она начинает гореть. Виной тому легко воспламеняемые материалы, использующиеся для её производства. Она вспыхивает, словно факел и даже самый качественный огнетушитель практически бесполезен и не может эффективно справиться с пламенем.
Затрудняет оперативные действия тот факт, что не всегда можно быстро локализовать точку возгорания. Как правило, выделяется большое количество едкого дыма и место воспламенения практически невозможно обнаружить. За считанные минуты машину полностью охватывает пламя. Паника сковывает движения водителя, и автомобиль превращается в груду обгоревшего железа
К сожалению, во многом вина лежит на водителе машины не понимающего всей важности профилактики возгорания транспортного средства
Топливо
Автомобильное топливо относится к легко воспламеняемым жидкостям. Это одна из самых частых причин пожара в машине. Наибольшую опасность в этом плане представляет бензин, который может воспламениться даже от обыкновенной искры.
Первым признаком утечки топлива является появление устойчивого запаха в салоне машины. Главная задача водителя в этом случае оперативно установить причину и ликвидировать её. Эксплуатация машины запрещена до выполнения ремонтных работ.
Неисправность электрической проводки
Короткое замыкание электрической проводки очень часто приводит к появлению очага горения. Пластиковые провода и проливы технических жидкостей в подкапотном пространстве способствуют увеличению площади огня.
Повреждённые провода обязательно подлежат замене. Малейшая искра может привести к беде и безвозвратной порче любимого «железного коня».
Воспламенения технической жидкости
Небрежное обращение с техническими жидкостями может привести к печальным последствиям. Моторное масло, антифриз, тормозная жидкость и омыватель стёкол достаточно хорошо горят
Заливать их нужно внимательно и осторожно избегая проливов
Рабочий двигатель может при длительной работе сильно нагреваться. Повышение температуры в подкапотном пространстве очень часто приводит к воспламенению технических жидкостей. Если проливы есть в моторном отсеке их нужно обязательно вытирать. Подкапотное пространство надо поддерживать в чистоте.
Перегрев мотора
Использование машины на пределе её возможностей может закончиться перегревом двигателя. Очень часто можно увидеть на автомобильных гонках возгорание в моторном отсеке именно по этой причине.
Мотор просто нагревается до очень высокой температуры и происходит его воспламенение. Опасное явление, прежде всего тем, что огонь появляется всегда внезапно и при движении транспортного средства. При неблагоприятном стечении обстоятельств водитель может получить серьёзные ожоги.
Последствия аварии
Дорожно-транспортное происшествие для потерпевших может закончиться трагично. Всему виной возгорание машины после столкновения. Очень часто авария приводит к серьёзному повреждению элементов автомобиля. Происходит утечка топлива и выделения избыточного количества тепла особенно в зоне мотора.
Первоначально возникает задымление, и после этого возникают языки пламени. Специалисты рекомендуют после аварии как можно быстрее покинуть автомобиль. Если двери машины заблокированы, не стоит жалеть стёкла их можно разбить и через них выбраться из салона наружу.
Конструктивные недостатки
Ошибки в конструкции машины не единожды приводили к её возгоранию. Недочёты в плане пожарной безопасности допускали даже маститые производители автомобилей. Практически каждый производитель машин сталкивался с необходимостью отзыва некоторых партий автомобилей не соответствующих правилам пожарной безопасности.
Повреждение или неисправность аккумуляторной батареи
Аккумулятор как источник электрической энергии в машине очень часто становился причиной возгорания транспортного средства. Даже спокойно стоящие на стоянке машины могли за считанные секунды воспламениться.
Если причиной возгорания машины стал аккумулятор нужно остановить подачу электрического тока. Специалисты рекомендуют возить с собой в бардачке кусачки для перекусывания проводов, идущих от плюса и минуса батареи. Если счёт времени идёт на секунды не нужно медлить, а перекусить оба провода и тем самым лишить начинающие пламя подпитки.
Ещё несколько причин возгорания автомобиля на следующем видео.
Вещи в салоне
Зачастую пожар может возникнуть из-за оставленных в салоне вещей. В данном случае спровоцировать возгорание может даже вполне безобидная бутылка с водой. В какой-то момент она может сработать в качестве линзы, и сфокусировать солнечные лучи в одной точке. Мало того, она способна даже прожечь дыру в плотной тканевой обивке. В данном случае из-за тлеющих лоскутков ткани может произойти масштабное возгорание. Бывают ситуации, когда зажигалки, оставленные на приборной панели, провоцировали самовозгорание авто. Нередко от перегрева взрываются зарядные устройства, оставленные в автомобиле. Они мгновенно возгораются, и могут спровоцировать серьезный пожар.