Что нужно знать про сальник коленвала?

Принцип работы и устройство

Суть такого уплотнительного приспособления состоит в следующем: внутри его корпуса, где сквозь него проходит ось шпинделя, есть «коробка», внутри нее располагается специальная набивка — уплотнительный материал. Он плотно прижимается к оси шпинделя.

При этом возникает сжатие материала уплотнителя, в результате чего он плотно прилегает с одной стороны к поверхности шпинделя и к стенкам своей камеры с другой.

Вследствие этого создается полная герметичность, которая не позволяет рабочей среде выходить за пределы своего корпуса.

В механизмах с небольшим диаметром поджатие уплотнительного материала осуществляется с помощью накидной гайки, с большим диаметром – использованием анкерных болтов.

Это интересно: Что такое рычаг включения указателей поворота?

Неприятные последствия

К чему может привести утечка масла через передний сальник? Здесь есть два серьезных последствия, которые должны заставить любого автомобилиста задуматься о своевременном обслуживании машины:

  • Ремень ГРМ. Если масло, вытекая через сальник, попадает на шкив и ремень газораспределительного механизма, высоки риски его разрыва. Дело в том, что его химический состав способен разъедать резину ремня ГРМ. Потому несвоевременная замена может привести к дополнительным расходам и не только. Например, обрыв ремня способен вызвать загиб клапанов и поломку мотора.
  • Трансмиссия. Попадая на систему сцепления, масло ухудшает ее свойства.

Иногда течь сальника путают с протеканием прокладки в масляном насосе. При этом картер обязательно будет загрязнен, ведь вязкость масла притягивает пыль и другие мелкие частицы.

Протечка заднего сальника сказывается на мощности автомобиля. Масло, попадая на механизм сцепления, снижает его фрикционные свойства. Кроме того, это вызовет увеличение расхода топлива, а также смазывающих материалов.

Как правильно заменить сальник в стиральной машине

Процесс обработки подшипников и сальника не занимает столько времени, сколько займёт сам процесс разборки самого стирального агрегата. Для того чтобы добраться до сальника потребуется разобрать всю или большую часть машины, извлечь и разобрать бак, а в некоторых случаях и распилить его.

Но при первых же симптомах износа сальника лучше не тянуть с его заменой. Тем более это придётся всё равно уже скоро сделать, только если затягивать, то ремонт затруднится и гораздо большим бюджетом. Многие стиралки и не требуют полной разборки, достаточно только снять заднее смотровое окно, демонтировать ступицу и выполнить процесс замены и смазки деталей.

Например большое количество вертикальных моделей оснащены съёмными ступицами снаружи бака. Замена их не занимает много времени, но стоят они достаточно ощутимо. А в вертикальных машинках их две, по разным сторонам изделия, которое обычно и имеет две крышки для снятия нужных узлов, чем облегчает вашу работу.

Вот, как раз в этом случае и необходимо вовремя смазывать нужные детали, чтобы увеличить срок их службы. Установка сальника стиральной машины при замене подшипников обязательная процедура, требующая особого внимания. После снятия старой резинки и пришедших в негодность подшипников необходимо тщательно очистить и смазать ступицу для установки новых деталей.

После монтажа подшипников в стиралке нужно правильно поставить деталь пружиной внутрь ступицы. Внутрь ее должна быть помещена водостойкая смазка сальников стиральных машин. Смазка для сальников может быть оригинальной или аналогичной ей

После этого осторожно вставить вал барабана стиральной машины в ступицу с новыми деталями, предварительно и очистить бронзовую втулку на валу

Первую пробную стирку рекомендуется произвести с моющими стиральными веществами на средней температуре, чтобы удалить возможно попавшую смазку внутрь бака. Следует периодически производить профилактику для удаления всевозможных скопившихся загрязнений и накипи, влияющих на эластичность резиновых деталей.

Профилактические процедуры рекомендуется проводить только специально разработанными веществами, потому что народные, такие как уксус и лимонная кислота негативно влияют на качество резиновых изделий вашей помощницы.

Замена и особенности

Очевидно, что главной причиной замены является течь моторного масла. При этом утечка может быть как интенсивной, так и незначительной. И в первом, и во втором случае лучше заменить изношенную деталь. Эксплуатировать авто с «потеющим» сальником не рекомендуют.

Уплотнителей в двигателе два: задний и передний. Если выполняется замена переднего сальника коленвала, то также желательно заменить и задний. Но передний особенно важен. Дело в том, что он находится около ремня ГРМ – если масло попадет на ремень, то существует серьезный риск проскакивания ремня на зуб или несколько. Также материал ремня может потерять свои характеристики, и возможен обрыв.

Задний сальник установлен на стыке двигателя с КПП. Если течет масло здесь, то это приведет к понижению уровня смазочной жидкости, а также к грязи в нижней части мотора. Масло может попасть на сцепление, и оно будет пробуксовывать.

Причины протечки. Устанавливаем место течи

Причина течи в том, что сальник перекосило

Дать течь сальник может по нескольким причинам:

  1. Естественный износ. Как бы тщательно не были подогнаны между собой элементы кривошипно-шатунного механизма (КШМ), коленчатый вал при вращении все равно вибрирует, что приводит к износу внутренней поверхности сальника. Из-за этого он перестает плотно прилегать к валу и через щель смазка вытекает;
  2. Потеря эластичности. Происходит это из-за пересыхания резины, она «дубеет» и плотность прилегания снижается;
  3. Установка с перекосом. Неправильная установка приводит к появлению неплотностей, через которые смазка, находящаяся под давлением вытекает;
  4. Низкое качество резинотехнического элемента, установленного при замене протекшего сальника. На рынке много поддельных запчастей и вероятность приобретения дефектного изделия – высока.

Поскольку сальник находится в месте, где осмотр проводить не очень удобно, то  о проблеме судят по следам масла под автомобилем и сильной загрязненности нижней части двигателя.
Но стоит отметить, что смазочный материал вытекать может и в других местах – из-под прокладки поддона, масляного фильтра. Поэтому перед устранением течи необходимо тщательно осмотреть нижнюю часть силового агрегата, чтобы точно установить место протечки.

Сделать это можно на эстакаде или смотровой яме, предварительно демонтировав защиту картера (если она есть). В случае, когда установить место протечки невозможно из-за сильной загрязненности, то низ мотора очищается, а затем, после короткой поездки,все заново осматривается. В месте протечки налипнет пыль, по которой и определяем место течи.
Установив, что масло вытекает из-за поврежденного или изношенного сальника, можно приступать к замене. Отметим, что хоть передний сальник коленчатого вала протекает чаще, чем задний, но провести его замену намного проще.

Технология замены этого резинотехнического элемента для любых двигателей одинакова, но сложность проведения работ зависит от конструктивных особенностей самого двигателя.

Описание и функции сальника коленвала

Чтобы силовой агрегат функционировал нормально, необходимо, чтобы он должным образом смазывался. Для этого и существует смазочная система, в которой движется масло под большим давлением. Оно смазывает все трущиеся поверхности ДВС, разбрызгиваясь под давлением. Также смазка может двигаться самотеком. Обычно в силовых установках используется смазочная система гибридного типа, когда одна половина масла разбрызгивается, а вторая идет самотеком.

Однако смазка не только снижает трение между поверхностями, но и убирает продукты износа, защищает элементы мотора от повреждений, не дает ему перегреваться

Теперь обратите внимание на коленвал, который выступает наружу из мотора. Для того чтобы предотвратить вытекание масла, отверстие, где он вращается, закрывается уплотнителем.

Его роль играет сальник коленвала. Используются 2 уплотнителя:

  • передний, он находится рядом со шкивом коленчатого вала;
  • задний, расположенный в области маховика.

Уплотнитель может быть силиконовый либо резиновый. Почему используются именно эти материалы? Они устойчивы к повышенным температурам, не боятся воздействия смазки.

А это значит, что уплотнитель не будет поврежден из-за того, что перегреется. Ведь когда мотор работает на высоких оборотах, он нагревается до максимальных температур. В результате размер деталей становится больше. Сальник сделан в виде кольца такого размера, чтобы идеально подходить к диаметру коленчатого вала.

Располагается он на блоке цилиндров ДВС там, где коленвал выступает наружу. При этом область выхода коленчатого вала на моторе может отличаться в зависимости от машины.

Например, если у вас отечественный автомобиль с задним приводом, в котором силовой агрегат располагается продольно и установлена цепь газораспределительного механизма, то уплотнитель будет находиться в щитке коленвала за опорным подшипником.

Когда машина с передним приводом, а двигатель размещен поперечно и используется ремень ГРМ, то уплотнитель будет находиться в блоке цилиндров. Это объясняется тем, что щитов коленчатого вала на подобных моторах нет.

Замена сальника коленвала: подробная инструкция

Прежде чем приступить к ремонтным работам, следует выяснить, замена какого сальника коленвала необходима. В двигателе есть:

  • Задний уплотнитель. Это крупногабаритная деталь. Обычно замена заднего сальника коленвала требуется нечасто, ведь срок его службы достаточно большой.
  • Передний уплотнитель. Его размеры немного меньше, точно так же, как и срок его службы. Передний сальник выходит из строя гораздо чаще, чем задний.

Как определить, какой именно уплотнитель пришел в негодность? Для этого осмотрите поддон и блок КПП, чтобы узнать, в какой части двигателя наблюдается протечка.

Определить, нужна замена задних сальников коленвала или передних, поможет вытекшая смазка. Просто возьмите немного масла и капните его в емкость с водой. Если это смазка из КПП, то она растечется по поверхности воды. Масло из двигателя не изменит форму капли даже в воде.

Теперь приступаем к осмотру уплотнителей. Ваша цель найти протечку

Обратите внимание, в каком состоянии находится прокладка масляного насоса. Так как эти детали расположены недалеко друг от друга, может показаться, что протек уплотнитель, хотя на самом деле требуется замена прокладки маслонасоса.

Технология замены сальника коленвала следующая: вначале устанавливается новый передний уплотнитель, который находится со стороны привода газораспределительного механизма. Затем меняется уплотнитель со стороны КПП.

Как выполнить замену сальника коленвала? Есть два пути: простой и сложный. Первый придумали автовладельцы, стремящиеся как можно быстрее произвести ремонт. Второй способ разработали специалисты, и именно его мы и опишем далее.

Что необходимо сделать:

Загоняем транспортное средство на эстакаду, надежно фиксируем его. Убираем защиту двигателя, а также крышку газораспределительного механизма. Снимаем клеммы аккумулятора, а затем сливаем моторное масло.
Демонтируем шесть болтов, защищающих моторный отсек справа.
Ослабляем ремень генератора, затем демонтируем его.
После того как переднее колесо справа будет снято, нужно включить низкую передачу. Потребуется ключ на девятнадцать, с его помощью аккуратно, чтобы не сорвать, ослабляем болт крепления шкива
Затем полностью откручиваем его и убираем шкив коленвала.
Обратите внимание! Следует положить в надежное место шпонку коленвала, если она потеряется, шкив не будет нормально функционировать.
Затем устанавливаем поршень 1-го цилиндра в верхней мертвой точке. Чтобы контролировать его местоположение, посмотрите на метку в люке маховика ДВС, а также на метку на валу ГРМ
Это нужно сделать, когда переднее колесо поднято и включена 5-я передача.
После этого ослабляем крепление натяжного ролика и снимаем ремень ГРМ.
Чтобы снять нижнюю крышку картера сцепления, откручиваем болты креплений

Демонтировать ее следует вместе с прокладкой.
Далее откручиваем 16 болтов крепления крышки картера мотора, снимаем ее.
Важно! Прокладку при сборке следует установить новую.
Теперь приступаем к демонтажу маслоприемника от масляного насоса, а также коренного подшипника. Чтобы сделать это, откручиваем болты крепления на десять.
Используя 2 отвертки, удаляем с вала зубчатый шкив, откручиваем болты крепления маслонасоса

Он снимется вместе с сальником коленвала. Вытащить уплотнитель получится легко, если использовать что-нибудь острое. Чтобы новый сальник легче вошел, смажьте его маслом. Запрессовать уплотнитель можно, используя оправку либо старый сальник.
Устанавливаем снятые детали в обратном порядке.

Таблица применения манжет армированных

Наименование Применение
1.2-16×30 ЯМЗ 240-1021090, сальник привода маслозакач. насоса, Д-21А1, Т-150
1.2-17×32 ЯМЗ 236-1307090, манжета водяного насоса
1.2-20×40 Сальник А-01, Д-65, Д-440, СМД-14/18…20/60/62/70/72, Д-240…243, Т-25
2.2-20×40 Сальник А-01, Д-65, Д-440, СМД-14/18…20/60/62/70/72, Д-240…243, Т-25
1.2-25×42 Сальник ЯМЗ 240-1307090 — водяного насоса, А-01, Т-150К, Д-440, К-700, МТЗ, ЮМЗ, Т-28, ДТ-75
2.2-25×42 Сальник ЯМЗ 240-1307090 — вод.насоса (240-1307090) и п/вала, А-01, Т-150К, Д-440, К-700, МТЗ, ЮМЗ, Т-28, ДТ-75
1.2-30×52 Сальник ЯМЗ 5336-3416079-ГУР, А-01, Д-65, Д-240/242/243, Т-25/40, ПАЗ, СМД-14/18/20/22/24/60/62
2.2-32×52 Сальник 2123-1701204
1.2-42×62 Сальник МАЗ, Д-240…243, Т-16
2.2-42×62 Сальник МАЗ, Д-240…243, Т-16
1.2-45×65 Сальник ЯМЗ 64229-3401081 — рул.ме×-ма, ЛАЗ, КрАЗ, ДТ-75, МТЗ, Т-90, Т-150, Т-25
1.2-50×70 Сальник А-01, Д-440, Д-65, Т-40, Т-28, ЮМЗ, СМД, ДТ-75, МТЗ, К-702
2.2-50×70 Сальник А-01, Д-440, Д-65, Т-40, Т-28, ЮМЗ, СМД, ДТ-75, МТЗ, К-702
1.2-55×80 Сальник ГАЗ 21-100503201 — коленвала пер. без обоймы, УАЗ, А-01, Д-440, Д-65, ДТ-75, МТЗ, Т-28
1.2-60×85 Сальник УАЗ, СМД, Т-40, МТЗ, ЮМЗ, К-700
1.2-65×90 Сальник ГАЗ, Газель, Т-40, Д-65, ЮМЗ, МТЗ, ДТ-75
1.2-70×95 Сальник Т-25, ДТ-75, К-700/701/703
2.2-75×94 Сальник ЯМЗ 236-1121090 — корпуса полумуфты/топливной аппаратуры 75×94×10
1.2-75×100 Сальник ЯМЗ 500-2402052 — ×востовика, ЛАЗ, ЛиАЗ, А-01, А-41, Д-440, СМД-18…22, МТЗ, К-700, ТДТ-55
1.2-80×105 Сальник М412, А-01, А-41, Д-440, МТЗ, ЮМЗ
2.2-80×105 Сальник М412, А-01, А-41, Д-440, МТЗ, ЮМЗ
1.2-85×110 Сальник ЯМЗ 5432-2402052 — ×востовика 5336, Д-21, Д-144, ДТ-75, ЮМЗ, МТЗ, ТДТ-55А, К-700
1.2-90×120 Сальник Т-170/130, перерабат. оборудование
2.2-92×120 Сальник ЯМЗ 500-3103038-2, передней ступицы
1.2-100×125 Сальник ТДТ-55, Т-170/130, МТЗ
1.2-105×130 КамАЗ 740-1005160-01, манжета фиксатора ма×овика 105×130×12
1.2-110×135 Сальник ТДТ-55, СМД-23/24/31, К-700
1.2-120×150 Сальник ЯМЗ 5336-3104038 — задней ступицы
1.2-130×160 Сальник ЯМЗ 500-3104038 — п/прицепа
     Группа ЯМЗ
201-1005034-Б3 Сальник коленвала передний 64×95×10
201-1005160-А3 Сальник коленвала задний 119×146×10
210-1701211-А3 Сальник вторичного вала КПП 70×92×10
210-1701230 Сальник первичного вала КПП 38×60×10
236-1005160-А2 Сальник коленвала задний 140×170×13
236-1029240 Сальник привода ТНВД 24×46×10
236-1111186-А3 Сальник 20×42×10
236-1121090-А2 Манжета корпуса полумуфты 75×94×10
236-1307090 Манжета водяного насоса 17×32×7
236-1701230А2 Сальник первичного вала КПП 42×64×10
238-1721088 Сальник втор. вала КПП 75×102×10 / КамАЗ 740-1005034, манж. к/вала везде×ода
33-1121067-01 Сальник на дизель топливной аппаратуры 28×45×10
500-3104038 Сальник п/прицепа 130×160×14/16
500А-3104038 Сальник зад. ступицы МАЗ-500 130×155×10

Причины замены сальника мотора в ВАЗ 2109

Сальники ВАЗ 2109 стоит заменять каждые 45-55 000 км пробега, они меньше служат, чем в иностранных автомобилях, однако проблемы у них примерно те же. Основной причиной замены сальника является время. Так, со временем составные части разбалтываются и расслабляются, что приводит к протечкам масла и, соответственно, к потере производительности мотора. Несвоевременные замены сальника могут быть следствием следующих причин преждевременного износа:

  • Замена масла не в установленные сроки;
  • Неаккуратный ремонт;
  • Перегревы мотора, которые в ВАЗ 2109 являются частым явлением.

Самой частыми причинами преждевременной замены сальников являются несвоевременная замена масла и перегрев. ВАЗ 2109 довольно старый автомобиль и все компоненты в нем изготавливаются и изготавливались по довольно старым принципам. Замена масла в данном автомобиле должна проводится не каждые 7500 км пробега, а каждые 5000 пробега. Связано это с некоторой неаккуратностью при изготовлении деталей, что влечет за собой быстрое изнашивание без нового моторного масла. Заменять масло так часто нужна для того, чтобы выводит из мотора металлические частицы, которые снижают производительность и изнашивают мотор.

Перегревы в ВАЗ 2109 являются обычным делом, связано это с маломощностью моторов, из которых владельцы пытаются выжать максимум и даже больше. Перегреваясь, каучук (резина_ из которой изготовлена внутренняя часть сальника, меняется структуру и ослабевает, позволяя протекать маслу наружу.

Как поменять сальники коленвала

Замену сальника коленвала можно условно разделить на два этапа. Это замена переднего сальника, расположенного со стороны привода ГРМ. Вторым этапом принято считать сальник, расположенный со стороны коробки передач.

Видео — Замена переднего сальника коленвала

Существует два способа замены сальник. Первый является достаточно примитивным и выдуманный водителями, которые не хотят тратить много времени на эту процедуру. Второй способ предписан заводом-изготовителем и является самым надежным, поэтому рассмотрим только его.

Порядок действий:

1. Установите автомобиль на яму и исключите любое его перемещение. Открутите защиту двигателя и крышку ГРМ. Не забудьте отключить аккумуляторную батарею и слить масло из двигателя.

2. Открутите 6 болтов, которые предназначены для защиты моторного отсека справа.

3. Ослабьте натяжку ремня генератора и снимите его.

4. Снимите правое переднее колесо и включите самую низкую передачу. Используя ключ на 19, ослабьте (во всех случаях получается именно «сорвать») болт крепления шкива. После этого, выкрутите болт и снимите шкив коленчатого вала. Будьте осторожны и не потеряйте шпонку коленчатого вала, так как без нее дальнейшая работа шкива будет проблематична.

5. Установите поршень самого первого цилиндра в ВМТ. Для контроля положения используйте метку в люке маховика двигателя и метку на валу газораспределительного механизма. Данное действие рекомендуется выполнять при поднятом переднем колесе и на пятой передаче.

6. Ослабьте крепление натяжного ролика и, после этого, снимите ремень газораспределительного механизма.

7. Выкрутите все болты крепления нижней крышки картера сцепления и снимите ее. Ее демонтаж проводите вместе с прокладкой.

8. Открутите все болты (16 штук) крепления крышки картера двигателя и демонтируйте ее. При сборке узлов рекомендуется заменить прокладку.

9. Демонтируйте маслоприемник от маслонасоса и коренного подшипника. Для этого открутите болты крепления на 10.

10. С помощью двух отверток снимите с вала зубчатый шкив и открутите все болты крепления масляного насоса. Таким образом, получается, что масляный насос снимается вместе с сальником. Сальник необходимо вытащить с помощью любого острого предмета и, смазав маслом новый сальник, установить его на место. Запрессовка производить с помощью оправки или старого сальника.

11. Проведите сборку улов в обратной последовательности.

Замена переднего сальника коленвала ВАЗ 2109

Замена переднего сальника коленвала ВАЗ 2109 проводится быстрее, чем в иномарках. Так, после подготовительных работ можно начать и основные. Стоит отметить, что основные работы длятся 4-5 часов в зависимости от ловкости того, кто их проводит. Итак, после подготовки, следует выполнять следующие действия:

  • Снимается шкив с коленвала;
  • Двумя плоскими отвертками необходимо стянуть шкив с распредвала;
  • После вышеуказанных процедур нужно снять шпонку, но лишь в тогда, если она плохо держится (на фотографии обозначена стрелкой).

Дальше нужно снять масло приемник: выкручиваются болты, закрепленные на крышке маслоприемника и фиксационный болт, соединяющий приемник масла и насос, после этого насос можно просто и быстро снять. Завершающим этапом является выкручивания 6-ти болтов, после чего можно поддеть корпус и вытащить насос.

После этого необходимо поддеть старый сальник, вытащит его, очистить место его фиксации бензином и установить новый сальник. Новый сальник необходимо смазать маслом и установить на место старого сальника. Место также нужно смазать маслом. Рабочая кромка сальника должна смотреть внутрь. Далее нужно правильно установить насос и все остальные элементы. При неправильном монтаже можно повредить составные части авто и влететь в копеечку.

Строение и выбор сальникового уплотнения

Сальниковое уплотнение – технология древняя. Более 5000 лет назад моряки сталкивались с некоторыми проблемами. Каждый корабль имеет руль или точку поворота в задней части. Руль соединён валом с ручкой управления на палубе, называемой штурвалом.

Поэтому древние моряки решили эту проблему, запихивая в зазор вокруг вала куски старой одежды или парусов, покрытые животным жиром либо воском.

Кстати, прочтите эту статью тоже: Как работает радиально-поршневой насос

Позже вокруг вала была сконструирована маленькая коробочка, которая прикрывается зажимом для улучшения уплотнения.

Здесь обычный сальниковый уплотнитель не изменился сквозь тысячелетие. Тем не менее, улучшения конструкции уплотнителей всё-таки произошли.

Типичный уплотнитель, доступный в наши дни, имеет квадратное поперечное сечение. Он производится в стандартных размерах – обрезными кольцами, или на катушках.

Есть множество видов материалов, включая фольгу для установок, где обычные уплотнители будут слишком мягкими и будут выжиматься из сальниковой коробки.

Наиболее распространенная – тканевая. Они разнообразны – от растительных, животных и минеральных волокон до синтетических пластмасс и даже металла.

Лён – это растительное волокно, которое было стандартом промышленности много лет. Он дешевый, легко доступен, и обеспечивает хорошее уплотнение.

Синтетические арамидные волокна, например кевлар, имеет большое сопротивление трению, и могут выдерживать большую температуру и скорость вала.

Другой распространённый пластик – политетрафторэтилен. Аббревиатура ПТФЭ, или тефлон.

Он имеет хорошие смазочные свойства и химическое сопротивление. Так как, он не реактивен – он используется в установках, где загрязнение жидкости полностью не допустимо, как в пищевой промышленности. Чтобы уменьшить тепло, передаваемое от вращающегося вала, уплотнитель пропитан смазкой, например, масло, жир, воск, графит или разные синтетики.

В последние 30 лет комбинируется ПТФЭ и графит, пропитанный высокотемпературной смазкой, что продается под названием ГФО.

Универсального уплотнения не существует, но этот материал уже близок к этому. У него большой диапазон применения, и он может похвастаться долговечностью. Но, он очень дорогой.

Патология

Аномалия развития — врожденное отсутствие большого С.- встречается редко. При врожденных отверстиях в большом С. возможно ущемление как части С., так и других органов брюшной полости. Клинически это проявляется симптомами острого живота (см.).

Повреждения

С. часто сочетаются с повреждениями других органов брюшной полости и могут возникать в результате закрытых и проникающих травм живота. Изолированные повреждения С. встречаются редко. В результате тупой травмы может возникать гематома С. с последующим нагноением, а при разрывах гематомы — значительные внутрибрюшные кровотечения. Лечение оперативное.

Острый воспалительный процесс в С.- оментит — обычно возникает вследствие распространения на С. воспаления с органов брюшной полости и характеризуется клин, симптоматикой острого живота. Хрон. воспаление С., как правило, является следствием острого оментита, но иногда имеет специфический (чаще туберкулезный) характер. При этом пораженный участок С. утолщается за счет развития соединительной ткани и образования спаек с органами брюшной полости. Воспалительный инфильтрат в таких случаях может достигать значительных размеров и пальпироваться через переднюю брюшную стенку. Лечение туберкулезного оментита специфическое.

При абсцедировании воспалительного инфильтрата развивается клин, картина отграниченного или диффузного перитонита (см.).

В случае приращения большого С. в результате хрон. воспаления к нижним отделам передней брюшной стенки или органам малого таза возможно сдавление сальником нек-рых органов брюшной полости, чаще тонкой или толстой кишки, что клинически проявляется симптомами рецидивирующей непроходимости кишечника (см.). При этом иногда встречается синдром натянутого С. (синдром Кноха), проявляющийся упорными болями, иногда рвотой, возникающей при попытке встать, отклонить туловище назад, разогнуться и т. д.

Ущемление С. чаще наблюдается при грыжах передней брюшной стенки, но иногда и при так наз. сальниковых грыжах (см. Грыжи). При этом в сальниковое отверстие внедряется часть С., к-рая затем вследствие нарушения кровообращения подвергается некрозу. Клинически это состояние проявляется картиной острого живота и требует срочного оперативного лечения.

Редким заболеванием является заворот большого С., как правило, приводящий к его некрозу с развитием симптомов перитонита. Лечение оперативное.

Тромбоз сосудов С., встречающийся при выраженном атеросклерозе, обычно также приводит к некрозу С.

Доброкачественные опухоли С. (липома, ангиома, лимфангпома и др.) встречаются редко; они представляют собой подвижные новообразования, иногда пальпирующиеся через переднюю брюшную стенку. Из злокачественных опухолей чаще наблюдается саркома, реже рак и эндотелиома. При злокачественных опухолях С. часто поражается вторично вследствие развития в нем метастазов опухолей в основном органов брюшной полости.

Киста сальника

Киста возникает из-за обтурации лимфатических сосудов или в результате разрастания облитерированного участка лимфоидной ткани, который не связан с общей системой. Кисты эти напоминают тонкие круглые мешочки, наполненные прозрачной жидкостью. Величина их может варьироваться от пяти миллиметров до нескольких сантиметров. Заболевание никак себя не проявляет, но когда образование достигает значительных размеров, его можно прощупать через переднюю брюшную стенку.

Лечение этой патологии исключительно хирургическое. Удаляют кисты и область сальника, сохраняя большую его часть. Прогноз для таких больных благоприятный.

Принцип работы и устройство

Сальник заключен в корпус, через который проходит шпиндель механизма. С внутренней стороны корпуса расположен уплотнительный материал. Он со всех сторон прилегает к валу, который будет выходить из корпуса агрегата, например, мотора или коробки передач. Диаметр изделия должен быть таким, чтобы во время запрессовки ее уплотнитель плотно прижимался к шпинделю с внутренней стороны, и снаружи – к неподвижной части механизма.

Помимо функции уплотнения, предотвращающей утечку смазки, сальник также используется как пыльник, который задерживает грязь, не давая ей попасть в механизм.

Чтобы деталь сохраняла эффективность при разных условиях эксплуатации, она должна соответствовать таким характеристикам:

Из-за вибраций, возникающих в процессе работы агрегата, уплотнитель должен быть эластичным, что снизит износ как самого элемента, так и работающей детали.
Сальник должен препятствовать вытеканию смазки из устройства, поэтому он контактирует с химически активными веществами. По этой причине материал не должен разрушаться от воздействия смазки.
При постоянном контакте с движущимися и вращающимися деталями контактная поверхность сальника может сильно нагреваться

По этой причине важно, чтобы материал этого элемента сохранял свои характеристики, как на морозе (например, зимой машина стоит на парковке), так и при длительной езде жарким летом.

Замена заднего сальника + Видео

В отличие от замены переднего, замена заднего сальника — более трудоемкий процесс Это обусловлено тем, что для этого потребуется демонтаж коробки передач, сцепления и маховика. Настоятельно рекомендую сразу приобрести сальник первичного вала, чтобы в будущем не снимать КПП специально для замены такового.

Процесс замены коренного сальника коленвала:

  • подготавливаем необходимый инструмент, скидываем отрицательную клемму с АКБ и готовимся к демонтажу коробки передач;
  • отсоединяем механизм выбора передач или рабочий тормозной цилиндр от корпуса КПП;
  • срываем ступичную гайку колеса, поднимаем автомобиль на подъемнике, или если вы на яме, то поднимаем необходимую сторону и снимаем переднее левое колесо;
  • откручиваем ступичную гайку, после отсоединяем шаровую опору рычага, и отводим поворотный кулак в сторону так, чтобы высвободить из него полуось;
  • демонтаж полуоси производится методом выдергивания его из коробки передач;
  • убедившись, что все датчики и остальное навесное оборудование отсоединено от коробки передач, приступайте к отсоединению трансмиссии от силового агрегата;
  • открутив все болты коробки передач от двигателя (не менее 10), при помощи монтировки поддеваем КПП и вытягиваем его из посадочного места. Для этого потребуется минимум один помощник, потому как вес коробки передач минимум 30 килограмм;
  • после снятия КПП сделайте акцент на состояние сальника первичного вала, и желательно замените его, даже если нет признаков его запотевания, но пробег авто преодолел отметку 100 000 километров;
  • далее необходимо снять корзину и диск сцепления, которые крепятся 6 болтами к маховику;
  • после демонтажа пакета сцепления, перед нами появляется маховик, который также крепится к фланцу коленчатого вала шестью усиленными болтами, и для откручивания их, необходимо зафиксировать маховик во избежание проворачивания;
  • открутив маховик добираемся до заднего сальника коленчатого вала. В зависимости от конструкции, он меняется как отдельная запчасть, или вместе с металлическим фланцем. Производим аналогичные мероприятия по очистке посадочного места, снимаем сальник аналогично переднему и устанавливаем новый в такому же принципу;
  • далее монтаж производится в обратном порядке.

Для более ясного понимания замены заднего сальника коленвала — ознакомьтесь с данным видеоматериалом.

Замена заднего сальника коленвала двигателя ВАЗ-2101-2107.

Особенности замены тефлонового сальника коленчатого вала

Помимо обычных фторкаучуковых сальников существуют аналоги, стоимость которых превышает в 1.5-2 раза — сальники с тефлоном кольцом. Особенность установки такого сальника заключается в том, что монтаж его производится исключительно на очищенную поверхность и при помощи специальной осадочной оправки. После установки нужно подождать 4 часа, за это время сальник самостоятельно “сядет” на свое место, главное за это время не вращать коленвал.

Резекция большого сальника

Резекция большого сальника – это хирургическая манипуляция, в ходе которой иссекается фрагмент внутренностной брюшины, между складками которой расположены кровеносные и лимфатические сосуды, а также жировая ткань. Обилие сосудов в пространстве большого сальника создает высокую вероятность его «обсеменения» метастазами опухоли. Своевременное удаление потенциально пораженной ткани значительно повышает результативность лечения и порог выживаемости больных.

Кроме хирургического вмешательства, для профилактики метастазирования опухоли проводится прием противоопухолевых препаратов и лучевая терапия. Эти мероприятия позволяют ликвидировать клетки, которые все-таки успели проникнуть в ткани организма и не были удалены в ходе операции. В этом отношении резекция большого сальника также повышает эффективность лечебных мероприятий, поскольку после его удаления облегчается процесс дальнейшего лечения радиоактивными препаратами.

Еще одно преимущество, которое дает эта манипуляция – более медленное накопление асцитической жидкости в брюшной полости, часто возникающее после онкогинекологических операций.