Содержание
- Методы чистки
- Замена сажевого фильтра на новый гарантированно решает проблему?
- История
- Как по вину узнать стоит ли сажевый фильтр?
- Как увеличить срок службы фильтра DPF?
- Подробнее о регенерации сажевого фильтра
- В процессе длительной эксплуатации современного дизельного авто практически все владельцы неизбежно сталкиваются с проблемой засорения DPF фильтра. В причинах происходящего мы решили разобраться вместе со специалистом в области автобизнеса.
- Что делает система EGR? Зачем она нужна?
- Как прожечь
- Очистка сажевого фильтра
- Принцип работы
Методы чистки
Существует несколько способов удаления сажи из DPF. Это пассивная и активная регенерация или применение специальных средств.
Как очистить сажевый фильтр? Пассивная регенерация происходит, когда автомобиль едет на большой скорости по автомагистрали. Это позволяет повысить температуру выхлопа до более высокого уровня и сжечь избыток сажи в фильтре.
Однако, не все водители делают это регулярно — именно поэтому производители разработали альтернативную форму регенерации.
Это метод означает, что дополнительное топливо впрыскивается автоматически, как часть ECU автомобиля, когда фильтр достигает заданного предела (обычно около 45%), чтобы поднять температуру выхлопа и сжечь скопившуюся сажу.
Проблемы могут возникнуть, если путешествие слишком короткое, так как процесс регенерации может не завершиться полностью.
Если это так, то предупредительный световой сигнал будет продолжать показывать, что устройство все еще частично загрязнено.
Вы будете знать, происходит ли активная регенерация, ведь это будет проявляться такими признаками:
- едкий запах выхлопных газов;
- увеличенная скорость холостого хода;
- охлаждающие вентиляторы не работают;
- незначительное увеличение расхода топлива.
Очищенный фильтр не вызывает указанный проблем. Двигатель мотора работает без перебоев, и другим проблем тоже не возникнет.
Жидкости
Что делать, если не работает ни активная, ни пассивная регенерация?
Если предупредительный световой сигнал продолжает мигать, значит очистка безуспешная. Требуется заменить деталь или снять ее для мытья профессиональными средствами.
Не заливайте солярку, пока не будет использована промывочная очищающая жидкость.
Чем промыть сажевые фильтры дизельного двигателя?
Сначала его нужно демонтировать, а затем использовать специальные жидкости. А вот благодаря этим средства можно обойтись без снятия, ведь это самое тяжелое: PRO-TEC, Luffe, Liqui Moly.
Топливная система автомобиля весьма чувствительна к загрязнению. Это загрязнение может увеличить шум двигателя, расход топлива и уменьшить смазку, и силу двигателя.
Использование топливных промывочных средств на регулярной основе поможет сохранить топливную систему чистой и двигатель будет работать более эффективно, уменьшая расход топлива и сокращая вредные выбросы.
Сажевые фильтры лучше чистить, нежели запускать и затем менять на новую деталь. Они дорогостоящие. Проводите регенерацию в соответствии с требования и эта проблема вас не коснется.
Дизельные двигатели оснащены электронными системами управления, которые ведут очистку фильтра автоматически. Но может наступить момент, когда владельцу придется промывать и чистить фильтр при помощи специальных химических составов. Процедура очистки жидкостями может выполняться самостоятельно.
Предлагаем ознакомиться Как уложить салфетки в салфетницу веером
По мере оседания частиц сажи потоку выхлопных газов становится все труднее проходить в атмосферу. Помимо этого, снижается эффективность работы устройства. Для предотвращения подобного явления применяется периодическая регенерация устройства. Во время процедуры происходит выжигание частиц сажи. Процесс выполняется в автоматическом режиме без вмешательства водителя. Поведение автомобиля при этом не меняется.
Пассивная очистка происходит в постоянном режиме и не требует корректировок в программе блока управления двигателем. Прочистка производится за счет высокой температуры выхлопных газов в фильтре, которая находится в пределах 400-500 ºС. Нагрев становится катализатором химической реакции, при которой углерод соединяется с диоксидом азота, получая на выходе диоксид углерода. Дополнительным ускорителем реакции является слой платины, нанесенный на сотах фильтра.
Процедура прожига сажевого фильтра на двигателе Ford Focus 1,6 TDCI показана в видеоуроке от канала «MCAR BMW Михаил М».
Промывка фильтра жидкостью выполняется на устройствах любого типа. Процедура применяется в тех случаях, когда температурный метод регенерации не позволяет удалить слой сажи.
Существуют две методики промывки:
- со снятием фильтра с автомобиля;
- без снятия.
Замена сажевого фильтра на новый гарантированно решает проблему?
Замена сажевого фильтра невыгодна по деньгам и не дает гарантии, что фильтр будет служить долго. Некоторые автолюбители полагают, что раз машина выпущена с сажевым фильтром, значит, без него она уже не может правильно работать. Это не так.
Например, бмв Х5 Е70 первых годов выпуска шли на Россию без сажевого фильтра, а их аналоги из Европы имели сажевый фильтр, американские машины шли уже с сажевым фильтром и мочевиной AdBlue.
Сажевый фильтр и система впрыска мочевины – это дополнительные системы улучшения экологичности автомобиля. Только с ними машины могут укладываться в законные евронормы 4 и 5 в тех странах, где они установлены.
В России машины без сажевого фильтра и мочевины спокойно впишутся в существующие евронормы, рассчитанные на качество топлива. Нельзя иметь евро-4 без соответствующего топлива. Машины с правильно удаленными системами сажевого фильтра и AdBlue работают абсолютно точно соответствуют всем заводским параметрам и ведут себя корректно.
Вихревые заслонки перекрывают часть впускного канала, тем самым уменьшая площадь сечения канала. Проходимое количество воздуха немного уменьшается, при этом увеличивается скорость движения воздуха, создается вихрь. Это нужно для того, чтобы в цилиндре улучшить смешивание воздуха и топлива. Все хорошо, но на большинстве двигателей вихревые заслонки выполнены из пластика не очень высокого качества.
Со временем при пробегах от 100 т. км отложившиеся на вихревых заслонках наросты от системы ЕГР (ведь никто не делает необходимую по обслуживанию промывку клапан ЕГР раз в 60000 км) вместе с температурой делают пластик хрупким, он обламывается и засасывается в двигатель, далее следует капитальный ремонт.
Без вихревых заслонок двигатель в некоторых средних режимах потеряет крутящий момент, но никогда не умрет от попадания кусочков пластика в цилиндры. Потерю крутящего момента элементарно скомпенсировать чип тюнингом, при этом можно сэкономить на смежных работах по перепрограммированию блока управления двигателем по мощности и вихревым заслонкам одновременно.
Просто снять вихревые заслонки не получится, так как часто на пробегах элементы управления вихревыми заслонками имеют неисправности по электронике и механике.
История
Фильтрация дизельных твердых частиц была впервые рассмотрена в 1970-х годах из-за опасений относительно воздействия вдыхаемых твердых частиц. Фильтры твердых частиц используются на внедорожной технике с 1980 года, а в автомобилях — с 1985 года. Исторически выбросы дизельных двигателей средней и большой мощности не регулировались до 1987 года, когда было введено первое в Калифорнии правило для тяжелых грузовиков, ограничивающее выбросы твердых частиц на уровне 0,60 г / л. Час. С тех пор все более жесткие стандарты были введены для легковых и тяжелых дорожных транспортных средств с дизельными двигателями, а также для дизельных двигателей повышенной проходимости. Подобные правила также были приняты Европейским Союзом и некоторыми отдельными европейскими странами, большинством азиатских стран и остальной частью Северной и Южной Америки .
Несмотря на то, что ни одна юрисдикция прямо не сделала фильтры обязательными, все более строгие нормы выбросов, которым должны соответствовать производители двигателей, означают, что в конечном итоге все дорожные дизельные двигатели будут оснащены ими. Ожидается, что в Европейском союзе фильтры потребуются для соответствия нормативам выбросов тяжелых грузовиков Euro.VI, которые в настоящее время обсуждаются и планируются на период 2012–2013 годов. В 2000 году, предвидя будущие нормы Евро 5, PSA Peugeot Citroën стала первой компанией, которая сделала фильтры стандартными для легковых автомобилей.
По состоянию на декабрь 2008 года Калифорнийский совет по воздушным ресурсам (CARB) установил Правило для грузовых автомобилей и автобусов штата Калифорния 2008 года, которое — с разницей в зависимости от типа, размера и использования транспортного средства — требует, чтобы дизельные тяжелые грузовики и автобусы в Калифорнии были модернизированы, переоборудованы. , или заменены, чтобы сократить выбросы твердых частиц (ТЧ) как минимум на 85%. Одним из способов выполнения этого требования является дооснащение двигателей дизельными сажевыми фильтрами, одобренными CARB. В 2009 году Закон о восстановлении и реинвестициях в Америке предоставил финансирование, чтобы помочь владельцам компенсировать стоимость модернизации дизельных двигателей для их автомобилей. Другие юрисдикции также запустили программы модернизации, в том числе:
- 2001 — Программа модернизации Гонконга .
- 2002 — В Японии Префектура Токио был принят закон , запрещающий грузовики без фильтров от входа в пределы города.
- 2003 — Мехико начал программу модернизации грузовиков.
- 2004 г. — программа модернизации г. Нью-Йорка (внедорожная).
- 2008 — Милан Ecopass область заряда трафика — здоровенный вход налог на всех дизельных транспортных средств , за исключением тех , с сажевым фильтром, либо на складе или модернизации.
- 2008 — Лондонская зона с низким уровнем выбросов взимает плату с транспортных средств, не соответствующих стандартам выбросов , поощряя установку фильтров.
Неправильно обслуживаемые фильтры твердых частиц на автомобилях с дизельными двигателями склонны к накоплению сажи, что может вызвать проблемы с двигателем из-за высокого противодавления.
В 2018 году Великобритания внесла изменения в свои требования к испытаниям MOT, включая более жесткую проверку дизельных автомобилей. Одно из требований заключалось в том, чтобы иметь правильно подогнанный и работающий сажевый фильтр. Вождение без сажевого фильтра может повлечь за собой штраф в размере 1000 фунтов стерлингов.
Как по вину узнать стоит ли сажевый фильтр?
если новый авто был официально ввезен и продан дилером в России, то сажевого фильтра нет (даже если в официальном руководстве по эксплуатации написано, что он есть) для остальных авто наличие или отсутствие сажевого фильтра можно определить по VIN в разделе 2-53 программы ЕТКА.если программы нет, то говорят можно узнать по PR-кодам указанным в расшифровке VIN (на стикере под полом багажника или в сервисной книжке) —
2 · Хороший ответ
Стоит ли удалять катализатор на поло седан 2013гв?
При данных признаках можете его удалять, иначе, не следует
Признаки неисправности:
- Автомобиль с трудом набирает скорость.
- Теряется общая мощность и динамика движения.
- Сообщение на бортовом компьютере о неисправности.
- Повышение расхода топлива.
- Резкий запах отработанных газов.
- Шумная работа двигателя.
- Неожиданный сброс скорости.
- После запуска мотора автомобиль сразу глохнет.
Перечисленные симптомы, как правило, говорят о необходимости удаления катализатора
4 · Хороший ответ
Пламегаситель хорошая альтернатива очень дорогому оригинальному катализатору, то будем рассуждать с точки зрения бюджета, а точнее его экономии. Естественно, ставя пламегаситель в систему выхлопа мы хотим прилично сэкономить и делаем это успешно вот Вам первый плюс. После того как установили пламегаситель, можно не думать, что заправившись плохим бензином, можно «уложить» дорогой катализатор — вот Вам второй плюс. Как не странно, но пламегаситель имеет прямоточное строение, нежели плотные соты катализатора, что способствует хоть и не большому, но увеличению мощности двигателя.
4 · Хороший ответ
Где находится номер двигателя на киа авелла?
Номер двигателя будет находиться справа на агрегате, рядом с роликом ГРМ, рядом со шлангами цилиндров. Это будет небольшая железная платформа, на которой будут выгравированы модель и номер двигателя (5 цифр).
Источник
Как увеличить срок службы фильтра DPF?
Основное, что должен помнить водитель, — это наиболее частая езда за городом с более высокой скоростью. После каждых 150 км езды по городу автомобиль должен проехать по маршруту, скоростной автомагистрали или шоссе, и это должно занять как минимум несколько минут.
Чем чаще машина выезжает за город, тем лучше.
Что следует помнить при использовании автомобиля с DPF?
- Избегать резкого ускорения с низких оборотов, это приводит к попаданию большого количества сажи в DPF.
- Использование определенных видов топлива от проверенных заправок с низким содержанием серы. Использовании моторных масел, предназначенных для использования в автомобилях с фильтрами DPF — так называемые Низкое содержание золы. Это моторные масла, которые содержат небольшое количество присадок, предотвращающих износ моторного масла. Именно эти добавки вызывают образование сажи при сгорании масляной основы.
Также следует помнить о влиянии сажевого фильтра DPF на долговечность двигателя и его комплектующих. Какие элементы отрицательно влияют на долговечность сажевого фильтра?
- Изношенные поршневые кольца — они вызывают попадание моторного масла в камеры сгорания. Сгорание моторного масла является причиной образования большого количества дыма и технического углерода.
- Изношенные форсунки Common Rail — неправильное распыление топлива в камерах сгорания. Слишком много топлива по отношению к количеству воздуха вызывает сильное задымление и большое количество сажи.
- Повреждение турбокомпрессора — это может быть причиной попадания моторного масла во впускную систему и далее в камеры сгорания. Горение моторного масла вызовет больше дыма и копоти.
- Забитый воздушный фильтр — препятствует потоку воздуха в турбокомпрессор и камеры сгорания, что приводит к тому, что у них слишком мало воздуха. Сжигание слишком богатой смеси вызывает большое количество дыма и сажи.
- Поврежденный (или загрязненный) расходомер воздуха — из-за неправильных показаний компьютер ЭБУ не сможет выбрать правильное количество топлива в соответствии с количеством воздуха. Это может привести к тому, что в камеры сгорания будет впрыскиваться слишком много топлива по отношению к количеству воздуха. И это, как мы уже знаем, является причиной образования большого количества черного дыма и сажи, что забивает фильтр DPF.
- Изношенные свечи накаливания — они не могут должным образом нагревать камеры сгорания, поэтому выброс сажи намного выше, чем стандартный в первые минуты езды.
Подробнее о регенерации сажевого фильтра
Образование сажи дизельными двигателями обусловлено неполным сгоранием горючего. Размер частички сажи может составлять от 10 нм до 1 мкм. Основой сажи является углерод, с которым соединяются оксиды металлов, вода, углеводороды. Состав сажи может меняться в зависимости от режима работы силового агрегата, а также состава топлива и моторного масла. Когда фильтр работает в режиме фильтрации, он захватывает большую часть сажи. Самые мелкие частицы захватываются не всеми фильтрами, однако их доля в общем массе невелика – порядка 5%, а иногда и меньше. Каждые 1.5-5.0 тысяч километров пробега фильтр переход в режим регенерации. Регенерация бывает пассивной и активной. Вот и о чем стоит знать:
- Пассивная регенерация осуществима благодаря высокой температура отработавших газов (600°С и выше), которые дожигают скопившуюся сажу;
- При активной регенерации температура отработавших газов временно повышается. Это можно осуществить несколькими способами: поздним впрыском, впрыском топлива перед фильтром, нагревом микроволнами или электрическим нагревателем.
Запчасти на toyota aygo
Масло моторное 1.0 1KR-FE Подавляющее большинство фильтров предусматривают как пассивную, так и активную регенерации. Активная регенерация производится в тех случаях, когда разница между давлениями газов на входе и на выходе из фильтра достигает критической о, что пассивная регенерация оказалась недостаточно эффективной.
Наиболее совершенные конструкции DPF-фильтров имеют т.н. каталитическое покрытие. Пионером в области проектирования и производства таких сажевых фильтров принято считать концерн Volkswagen. Ключевой особенностью устройства является то, что оно имеет платиновую пластину, выступающую в роли катализатора. Именно платина позволяет снизить температуру регенерации до 350-500°С, хотя ради справедливости и стоит отметить, что полного выгорания сажи обычно не происходит. Вот как это работает:
- Благодаря катализатору оксиды азота активно вступают в реакцию с кислородом, за счет чего образуется диоксид азота;
- Диоксид азота начинает реагировать с углеродом (основным элементом сажи), в результате чего образуются оксид азота и монооксид углерода (угарный газ);
- Оксид азота вместе с монооксидом углерода начинает реагировать с кислородом и образует диоксид азота с углекислым газом.
Принцип активной регенерации здесь тот же, что и в устаревших моделях сажевых фильтров: задействуют датчики и в зависимости от их показаний и оценки пропускной способности фильтра в частности ЭБУ дает команду на работу системы управления дизелем. В большем части современных автомобилей повышение температуры обработавших газов производится за счет впрыска дополнительного топлива в камеры сгорания, временного прекращения рециркуляции выхлопа и уменьшения объемов всасываемого воздуха.
Фильтры типа FAP еще называют фильтрами с системой ввода присадок. Особенность таких изделий в том, что вместе с ними в топливную систему монтируется бачок объемом 3-5 литров, содержащий присадку. За счет введения присадки в топливо дожиг сажи в фильтре может осуществляться при температурах около 450-500°С. Полностью заполненного бачка хватает примерно на 80-120 тысяч километров пробега. Подача присадки регулируется ЭБУ или отдельным управляющим блоком. Активная регенерация в FAP-фильтрах осуществляется по стандартной схеме.
В процессе длительной эксплуатации современного дизельного авто практически все владельцы неизбежно сталкиваются с проблемой засорения DPF фильтра. В причинах происходящего мы решили разобраться вместе со специалистом в области автобизнеса.
Александр, занимающийся перегоном зарубежных автомобилей и их предпродажной подготовкой более 20 лет, объяснил, в чем он видит выход из этой типичной ситуации для городских дизелей.
– Довольно частый случай из практики использования современных дизелей, когда автомобиль уже на 80 км/ч не хочет ехать и становится в аварийный режим. Загорается лампочка check-control, либо мигает изображение DPF фильтра. Причина – засорение этого самого сажевого фильтра. Конечно, в инструкции написано, что для очистки фильтра надо выехать на автостраду и проехать 15 минут со скоростью 100 км/ч. Но, согласитесь, не всегда получается это сделать из-за потока движения, а также службы ГАИ. Более того, даже если все это проделать, гарантии, что фильтр очистится, тоже нет.
Почему забивается DPF фильтр? Надо понимать, что он устанавливается для того, чтобы сократить выброс вредных веществ, образующихся в результате работы двигателя, в атмосферу. Вот этими частицами сажи, которые образуют специфический нагар, фильтр и забивается. По идее, когда запускается процесс регенерации сажевого фильтра, и в нем создается температура порядка 500-600°С, скопившийся нагар должен выгореть. Но, к сожалению, это не всегда происходит. Ведь режим регенерации срабатывает только в том случае, если фильтр забит минимально. Если же он засоряется чуть сильнее или присутствуют иные проблемы (например, окислилась или неисправна проводка), авторегенерация не срабатывает.
Безусловно, возникновение проблем с DPF фильтром напрямую зависит от пробега автомобиля. Как правило, засорение фильтра происходит после 150 тыс. км пробега. Но, опять же, это зависит от того, где и, самое главное, как эксплуатировался автомобиль. К примеру, в городском режиме машина ездит медленно, с частыми остановками и перегазовками. В таких условиях фильтр засоряется быстро. Если же вы передвигаетесь по трассе на большие расстояния – скорее всего, проблем вы не заметите.
Некоторые автовладельцы принимают решение вырезать сажевый фильтр. Да, это один из способов попытаться решить проблему засорившегося фильтра. Но тут есть несколько подводных камней. Во-первых, нужно сразу же перенастраивать электронику автомобиля. В программе для фильтра предусмотрена система регенерации, за счет которой автомобиль самостоятельно осуществляет очистку DPF фильтра
В какой-то момент автоматически запускается регенерация и включается прожигание фильтра (обратите внимание, иногда стоит машина на светофоре и с большой силой дымит несколько минут). Поэтому, когда вырезают сажевый фильтр, нужно блокировать и систему контроля регенерации. А если неправильно это сделать, то на приборной панели постоянно будет отображаться ошибка, и автомобиль будет уходить в аварийный режим
А решение такой проблемы – это совсем другие деньги.
В любом случае, удаление DPF фильтра, а уж тем более замена его на новый – это очень дорогостоящие процедуры. Да и работы эти на большинстве СТО не берутся делать из-за сложности перепрошивки. Отсутствие же или неисправность фильтра влечет за собой сильное загрязнение окружающей среды
Я считаю, это тоже немаловажно
Самое верное в таком случае – попробовать систему очистки, которая появилось у Liqui Moly (Pro-Line Dieselpartikelfilter Reiniger Жидкость для очистки сажевого фильтра + Pro-Line Dieselpartikelfilter Spulung Жидкость для промывки сажевого фильтра).
С помощью этих двух жидкостей мы достигли впечатляющих результатов. Из фильтра выкручивается один, а еще лучше оба датчика давления, и впрыскивается Жидкость для очистки сажевого фильтра непосредственно в сажевый фильтр. Около 30 минут нужно подождать, чтобы состав подействовал. После этого берем Жидкость для промывки, которая также впрыскивается внутрь фильтра. В сумме эта простая операция занимает около 35 минут. После этого машину заводим (она начинает дымить – это прогорает засор). Результат: фильтр как новый, а машина ездит без перебоев.
Что делает система EGR? Зачем она нужна?
Воздух по объему на 78% состоит из инертного газа азота, который при обычных условиях реагирует только с литием. При высокой температуре азот окисляется, получаются оксиды NOx, при чем чем выше концентрация кислорода, тем больше получатся оксидов азота.
Система рециркуляции отработавших газов (EGR) предназначена для снижения в отработавших газах оксидов азота NOx за счет возврата части отработавших газов во впускной коллектор. Возврат части отработавших газов во впускной коллектор позволяет снизить количество кислорода в топливо-воздушной смеси и, тем самым, уменьшить образование оксидов азота. Однако это вызывает падение эффективной мощности двигателя. Удаление EGR в дизельных двигателях считает допустимым большое количество людей, включая экологов. Удаление системы EGR приводит к увеличенному уровню NOx, однако углеводородные выделения, выбросы макрочастиц (сажа), угарного и углекислого газов существенно уменьшаются. Кроме того, удаление EGR приводит к увеличению экономии топлива. Выхлопной газ, повторно поданный назад в цилиндры, добавляет в двигатель вызывающие износ загрязнители (сажу и смолы) и быстрее окисляет моторное масло, что отрицательно сказывается на ресурсе двигателя.
Как прожечь
Итог разговора на данный момент вполне понятен – сажевый фильтр дизельного двигателя можно почистить. Способ №1: сделать это, как принято говорить, пассивным путем. Способ №2: провести чистку активным методом, который заложен в штатной электронике.
Что такое регенерация
О том, что представляет собой регенерация сажевого фильтра и какие цели она преследует, разговор уже был. Напомним, что основная задача этого мероприятия – выжечь скопившуюся в каналах «сажевика» сажу. Опустошенная матрица позволяет двигателю «вздохнуть», а значит, отбирает минимум мощности.
Чтобы выжечь эту самую сажу, необходимо повысить температуру отработанных газов. Сделать это можно двумя путями:
- Пассивным. С ростом оборотов повышается температура выхлопа, но увеличивается перерасход топлива. Оптимум – постоянные средние обороты: газы горячие, доля недожжённой солярки минимальна. Пример из эксплуатации – движение по трассе с постоянной скоростью.
- Активным. Увеличение температуры в фильтре за счет дожигания дизельного топлива перед ним. Перед выпуском отработанных газов из цилиндра осуществляется послевпрыск ДТ. За счет низкой температуры его самовоспламенения имеем факел пламени и горячий поток выхлопа прямо перед «сажевиком», отчего последний нагревается до 600…650°С.
Вернемся к пассивному способу, чтобы разделить две конкурирующие технологии – FAP и DPF. Машины с FAP отличает наличие бачка со спецприсадкой, содержащей церий. Добавив ее в топливо, можем провести пассивную регенерацию при более низкой температуре. В быту это означает, что прожиг на трассе проходит более продуктивно. То есть сроки опустошения фильтра уменьшаются, отчего одни плюсы.
На стенках матрицы DPF нанесен платиновый катализатор. Его задача – способствовать ряду химических реакций, которые в конечном итоге избавляют емкость от сажи. В отличие от FAP, газы должны быть изрядно горячими (400…500°С против 300…350°С), иначе прожигу не быть. А значит «топить» на шоссе все-таки придется.
Активный прожиг
О пассивном методе сказано много. Остается лишь конкретизировать, как прожечь сажевый фильтр в движении без помощи электроники, а именно примерную скорость передвижения и обороты двигателя. Итак, темп в 70-90 км/ч и более 2 500 об/мин на тахометре вполне достаточно для того, чтобы немного опустошить фильтр от сажи. Как часто и сколько времени уделять процессу – зависит от частоты использования машины. Отталкивайтесь от стандартного цикла: на 5 дней городской толкучки 2-3 поездки выходного дня длительностью не менее 40 минут.
Повторимся, что цель активной регенерации – раскалить матрицу сажевого фильтра до 600…650°С. Для этого необходимо изменить работу турбокомпрессора, заглушить систему рециркуляции отработавших газов (EGR), и впрыскивать топливо перед тактом выпуска отработавших газов. Сразу предупредим, ситуация пожароопасная.
- Сенсор температуры выхлопных газов. (их два – один смонтирован на входе в фильтрующий элемент, второй – на выходе).
- Датчик дифференциального давления. Измеряет разницу давлений между входом и выходом.
Запускается активный прожиг по-разному. На одних автомобилях (например, на VW) это происходит незаметно для водителя и вне зависимости от того, находитесь ли вы в городе и на трассе, на других (например, у Toyota) – засветится лампа, что необходимо остановиться и нажать специальную кнопку.
Все же сравнивать автомобили по алгоритму срабатывания электроники не стоит. Так у того же VW есть предаварийный режим, который мы описывали (иконка DPF). Разница только в том, что владельцу VAG-овской продукции необходимо выехать на трассу и ехать, пока лампа не потухнет, а Toyota все сделает сама на месте.
О чем еще стоит поговорить, так это о признаках активной регенерации:
- Увеличивается температура двигателя.
- Растет расход топлива.
- Возрастает температура масла.
- Раскаленная банка начинает громко цокать, что хорошо слышно снаружи.
- Цвет выхлопа приобретает густой белый оттенок.
- На холостых оборотах двигатель начинает «басить».
Режим «Check Engine» +…
На некоторых машинах производитель предусматривает аварийную регенерацию. Обычно чтобы ее запустить, счетчик сажи должен насчитать некоторое пороговое значение (у VAG это не менее 58 гр.), а компьютер – войти в режим «чека».
Запуск такой программы очистки возможен только на СТО. Часто эту процедуру называют сбросом ошибки Diesel Particulate Filter Restricted/Clogged MIL ON или принудительным прожигом сажевого фильтра, который мало чем отличается от тойотовской модели запуска активной регенерации через кнопку.
Очистка сажевого фильтра
Прожиг сажевого фильтра
Прожиг сажевого фильтра
Звоните, тел: +7 (903) 721-51-39Приезжайте на диагностику!
Прожиг сажевого фильтра на Евро-6 Mercedes Actros
Очистка от накопившейся сажи происходит путем регенерации или прожига сажевого фильтра. Различают активную и пассивную регенерацию сажевого фильтра.
При пассивной регенерации сажевого фильтра происходит непрерывное окисление сажи за счет действия катализатора и высокой температуры отработавших газов (350-500°С).
При определенных режимах работы двигателя (например при небольшой нагрузке и др.) наблюдается недостаточно высокая температура отработавших газов и пассивная регенерация происходить не может. В этом случае осуществляется активная (принудительная) регенерация сажевого фильтра, так называемый принудительный прожиг сажевого фильтра. Процесс принудительной регенерации запускается при помощи диагностического оборудования.
Активная регенерация происходит при температуре 700°С, которая создается при помощи системы управления двигателем. При данной температуре частицы сажи вступают в реакцию с кислородом с образованием углекислого газа.
Управление активной регенерацией сажевого фильтра осуществляется с помощью следующих датчиков:
- расходомер воздуха;
- датчик температуры отработавших газов до сажевого фильтра;
- датчик температуры отработавших газов после сажевого фильтра;
- датчик перепада давления в сажевом фильтре.
На основании электрических сигналов датчиков электронный блок управления производит дополнительный впрыск топлива в камеру сгорания, а также снижает подачу воздуха в двигатель и прекращает рециркуляцию отработавших газов. При этом температура отработавших газов поднимается до требуемой величины.
Специалисты «TRUCK-24» предупреждают
При выполнении регенерации катализатора нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Так как при выполнении процедуры прожига, сажевого фильтра, бочка глушителя сильно разогревается. А поток выхлопных газов может достигать 700°С!
Специалисты «TRUCK-24» рекомендуют
Для того что бы продлить срок службы катализатора, нужно следить за исправностью топливной системы и использовать масла рекомендованные производителем.
Диагностика выпускной системы в «TRUCK-24»
Специалисты «TRUCK-24» выполнят работы и проконсультируют вас по поводу проблем выпускной системы грузовика и проведут диагностические работы. По всем вопросам звоните в «TRUCK-24»:
Принцип работы
Сажевый фильтр призван предотвращать/минимизировать попадание сажи в атмосферу. Он является частью глушителя и основная его задача – очистка отработавших газов. Однако, не стоит сравнивать это устройство с катализатором, потому как каталитический нейтрализатор борется с выхлопными газами, тогда как фильтр – лишь с сажей в них.
Сажевый фильтр функционирует в два этапа:
I ступень – захват сажи. На данном этапе частицы сажи оседают на стенках фильтрующего элемента, которые по своему виду напоминают ячейки. При этом, сажа не остается здесь полностью, а только частицы размером более 0,5 мкм. Остальная “мелочь” выходит вместе с газами наружу, хотя процент таких осадков невелик – порядка 10%.
II ступень: регенерация. Трудоемкий процесс очищения ячеек фильтрующего элемента от сажевых осадков. Процедура проходит согласно регламенту, предписанным производителем.
Взаимодействие с каталитическим нейтрализатором
На дизеле (по сравнению с бензиновым мотором), по большей части, катализатор не применяется по причине различий систем зажигания двигателей (свечи зажигания отсутствуют). Но крупные автомобильные концерны (VW Group) активно работают в этом направлении и создают комбинированные схемы сажевый фильтр/каталитический нейтрализатор.
Конструкция совмещенного фильтра:
- боковины корпуса очистительного устройства состоят из каталитического материала (зачастую, это титан). Посредством этого происходит сгорание и окислительные процессы отработавших газов (угарный, углекислый);
- внутренние ячейки имеют каналы малого сечения (состоят из карбида кремния), которые не пропускают в атмосферу частицы сажи.
Пассивная регенерация
Имеет место быть только на совмещенном устройстве, где каталитический нейтрализатор провоцирует процесс очищения посредством высоких температур. Сажевый фильтр нагревается до 300-500О C, при которых элементы сажи окисляются и сгорают.
Происходит это следующим образом:
- В каталитическом нейтрализаторе азот и кислород образуют химическую реакцию. Результат взаимодействия – образование диоксида азота.
- Диоксид азота взаимодействует с сажей, и на выходе получается угарный газ/окись азота.
- Финальная стадия: кислород образует химическую реакцию с окисью азота/угарным газом. Появляется углекислый газ и диоксид азота.
Так сажевый фильтр проходит очистку, но при условии продолжительных поездок.
Процедура очищения производится при езде на высоких оборотах двигателя. Таким образом удается достичь разогрева элемента фильтрации приблизительно до 600O С. При такой температуре проходит аналогичный описанному выше процесс химических реакций с последующим очищением ячеек.
Все, что требуется водителю при принудительной регенерации – поддерживать необходимые обороты мотора. Все остальное происходит под надзором электронной системы – считывается информация с датчиков:
-
воздуха;
- температурных датчиков отработавших газов;
- датчиков давления, которые имеет сажевый фильтр.
По окончанию процедуры очистки давление возвращается к исходным показателям, что говорит о завершении регенерации.
Фильтр при отсутствии каталитического нейтрализатора и автоматическая регенерация
Сажевый фильтр может и не совмещаться с катализатором. Каталитический нейтрализатор в таком случае находится перед элементом фильтрации, и эти два устройства никак не соприкасаются. Подобную схему применяют Ford, Peugeot, Toyota и другие.
Здесь процесс очищения проходит иначе. При определенном пробеге (с точной периодичностью в несколько сотен километров) электроника автомобиля самостоятельно впрыскивает особую присадку (на основе Церия) в тяжелое топливо:
- когда сажевый фильтр забивается, система впрыска поставляет данную присадку в камеры сгорания. При выходе отработавших газов фильтрующий элемент внутри нагревается до очень высоких температур (от +650 до +750О С), что раскаляет устройство;
- церий не вступает во взаимодействие с топливом и проходит вместе с отработанными газами в устройство фильтрации. В момент соприкосновения вещества с фильтром (сетка), оно воспламеняется и повышает температуру к +900-1000 О С;
- частицы сажи окисляются и сгорают.
Данный температурный режим способствует регенерации фильтрующего элемента. Выпускной тракт остается невредимым благодаря применению в нем высокопрочных материалов.
Для топливной присадки отведена специальная емкость. Сама присадка рассчитана на 100 000 километров, хотя этот показатель может сократиться при эксплуатации автомобиля на некачественном топливе.