Содержание
- Почему бы не перенять опыт
- Период Мэйдзи
- Школа
- Вклад в общество и самостоятельность
- Информация о системе получения знаний
- Другая сторона медали
- Детский сад
- Расписание уроков
- Как поступить в японский вуз
- Детский сад
- Как получить образование в Японии бесплатно
- Обучение в средней школе (младший уровень)
- Как поступить в университет
Почему бы не перенять опыт
Конечно, перегруженность японских школьников и, как следствие, постоянный стресс, который они испытывают, положительными моментами не назовешь. Однако почему бы и в российских школах не уделить больше внимания вопросам нравственного воспитания, не вернуть, хотя бы частично, традиции возлагать на учеников ответственность за поддержание чистоты в классах, не перенять опыт в проведении уроков труда, отменив строгое разделение учеников класса по гендерному признаку
Не помешали бы нашим детям и уроки созерцания, воспитывающие внимание и любовь к родной природе.
Бесспорно, нельзя копировать чужой опыт в обучении и воспитании детей, не учитывая различия в культуре и традициях стран. Так же как и нельзя игнорировать условия современной жизни, которые заставляют делать выбор в пользу уроков, например, робототехники, а не уроков каллиграфии.
Однако опыт Японии, где в школах совмещают углубленное изучение наук с привитием норм нравственности, навыков цивилизованного поведения в коллективе и воспитанием чуткости, заслуживает внимания, изучения и может в некоторых вопросах служить примером при подготовке реформ российского школьного образования.
Период Мэйдзи
См. Образование в Японской империи .
После 1868 года новое руководство поставило Японию на быстрый курс модернизации . Лидеры Мэйдзи создали систему государственного образования, чтобы помочь Японии догнать Запад и сформировать современную нацию. Такие миссии, как миссия Ивакура, направлялись за границу для изучения систем образования ведущих западных стран. Они вернулись с идеями децентрализации, местных школьных советов и автономии учителей. Однако осуществить такие идеи и амбициозные первоначальные планы оказалось очень сложно. После некоторых проб и ошибок появилась новая национальная система образования. Показателем его успеха является то, что зачисление в начальную школу выросло с примерно 30% населения школьного возраста в 1870-х годах до более чем 90 процентов к 1900 году, несмотря на сильный общественный протест, особенно против платы за обучение.
Современная концепция детства возникла в Японии после 1850 года в рамках взаимодействия с Западом. Лидеры эпохи Мэйдзи решили, что национальное государство играет главную роль в мобилизации людей — и детей — на службу государству. Школа в западном стиле была представлена как средство достижения этой цели. К 1890-м годам в школах зародилось новое восприятие детства. После 1890 года в Японии было множество реформаторов, экспертов по детям, редакторов журналов и образованных матерей, которые купились на новую чувствительность. Они учили верхний средний класс модели детства, согласно которой у детей было собственное пространство, где они читали детские книги, играли с развивающими игрушками и, особенно, уделяли огромное количество времени домашнему заданию в школе. Эти идеи быстро распространились среди всех социальных слоев.
После 1870 года школьные учебники, основанные на конфуцианской этике, были заменены вестернизированными текстами. Однако к 1890-м годам, после более ранней интенсивной озабоченности западными, особенно американскими образовательными идеями, был навязан более авторитарный подход. Снова были подчеркнуты традиционные конфуцианские и синтоистские заповеди, особенно касающиеся иерархической природы человеческих отношений, служения новому государству, стремления к обучению и нравственности. Эти идеалы, воплощенные в Императорском рескрипте об образовании 1890 года , наряду с высокоцентрализованным государственным контролем над образованием, в значительной степени руководили японским образованием до 1945 года, когда они были массово отвергнуты.
Школа
Обязательное образование в младшей школе (小学校 сё:гакко: 6 – 12 лет) и в средней школе (中学校 тю:гакко: 12 — 15 лет) бесплатное. В старшей платной школе (高等学校 ко:то:гакко:) проходят обучение подростки с 15 до 18 лет. Переводы на каждую последующую ступень происходят на экзаменационной основе. Система оценок в японской школе довольно щадящая, но время от времени все же проводится тестирование знаний. Также школьники экзаменуются в конце каждого триместра. Что касается домашнего задания, то его выполняют только ученики средней и старшей школы. Из-за огромных объемов этих заданий учащиеся старших классов заняты даже на выходных и во время каникул.
Начиная с 12 лет, каждый ученик обязан носить форму, причем у каждой школы она своя. Более того, организованные японцы не поленились прописать нормы, касающиеся носков, сменной обуви, школьных сумок, внешнего вида ученика в целом. Так, практически везде в Японии, девочкам недопустимо ходить на занятия с завивкой, накрашенными ногтями, носить ювелирные украшения, пользоваться косметикой, отпускать челку ниже бровей, красить волосы. Мальчикам предписывается носить короткую стрижку. Что касается носков/гольф, то они бывают темно-синего, белого или черного цвета. Отдельно следует рассказать о сменной обуви. Это могут быть или тапочки, или увабаки (туфли-балетки). Школьная обувь не должна портить пол черными следами, поэтому часто бывает чисто белого цвета или с вкраплением других цветов.
Для удобства за каждым школьником закрепляется номер из 4 цифр (первые две цифры — номер класса, а последние – персональный номер, присвоенный в классе). Этими номерами обозначаются, например, карточки в библиотеке, тестовые и контрольные работы.
Среднестатистический класс состоит из 30 — 40 человек, но каждый новый учебный год его состав меняется наполовину или даже больше. Стандартно распределение происходит случайным образом. То есть, каждый год ученик попадает в обновленный класс и ему приходится адаптироваться к созданным условиям, находить общий язык со сверстниками.
Наряду с основными предметами (математикой, японским языком, искусством каллиграфии, физической культурой, музыкой и др.) в японской школе поощряется участие в одном из клубов разнообразной направленности (хотя участие в них необязательно). Группы детей занимаются после уроков спортом, языками, художеством, поэзией.Значительный отрезок времени школьники посвящают изучению многовековой культуры своей страны, отраженной в шодо (вид живописи бамбуковой кистью), хайку (национальная поэзия). Так же они изучают письмо тремя кардинально разнящимися способами, а именно японскими иероглифами, японской версией китайских иероглифов и латинскими буквами. В школах внедрены информационные технологии, везде есть интернет. Расписание занятий меняется каждую неделю и об этих изменениях информируют в пятницу. У каждого ребенка индивидуальная парта.
У японцев свое 1 сентября. Начало учебного года приходится на одно из самых красивых явлений — цветение сакуры. Период обучения разбивается на триместры: с апреля по июль, с сентября по декабрь и с января по март. Каникулы длятся 6 недель летом и по 2 недели зимой и весной. В некоторых школах занятия проходят и по субботам, хотя законодательством разрешена пятидневка. Стандартный день японского школьника начинается в 8.30 и длится до 15.00. Пунктуальность чрезвычайно важна в Японии. Если ученики опоздают на занятия больше 5-ти раз, их наказывают еще более ранней уборкой в школе в течение недели. К слову сказать, каждый день порядок в помещениях учебного заведения поддерживается самими учащимися, так как специального человека для этого нет.
Чтобы не списывали
В школах питаются максимально полезными обедами. Меню продумывают повары и диетологи. Школьники едят в кругу своих одноклассников и учителя, а вот приносить с собой еду в любом виде запрещено.
Так же ученикам запрещено пользоваться телефонами на территории образовательного заведения.
Вклад в общество и самостоятельность
Почему обычная средняя школа Вада прославилась по всей стране?
В 2003 году впервые в Токио пост директора публичной школы занял не государственный служащий, а выходец из частного сектора. Это стало отправной точкой периода серьёзных реформ. В 2008 году я стал вторым директором, не принадлежащим к когорте госслужащих, и в 2012 году мы отмечаем первое десятилетие коренных реформ. Несмотря на отличия в возрасте, карьере и методах управления, с предыдущим директором, Фудзихарой, нас объединяет одна цель – воспитать детей, способных стать самостоятельными членами общества, задействуя при этом свой предыдущий опыт работы.
Девиз школы в кабинете директора: «Самостоятельность, вклад в общество, автономность, самоуважение»
«Самостоятельность и вклад в общество: стремись к своей мечте и вноси вклад в общество» – так звучит цель и образовательная концепция школы Вада. В наше нелёгкое время многие дети и подростки даже не отваживаются иметь собственные мечты и желания. Я хочу, чтобы они не отказывались от своих стремлений, не отступали перед неудачами и чувством отчаяния, продолжали самостоятельно мыслить и действовать, и вырастая, становились полноценными членами общества. Безусловно, усиленная подготовка к вступительным экзаменам в старшие классы (старшая школа не входит в обязательную систему обучения, и для поступления в неё необходимо сдавать вступительные экзамены, требующие серьёзной подготовки прим. перев.) имеет большое значение
Однако для вступивших на путь взросления 13-летних подростков ещё более важно начинать задумываться о том, кем они станут в обществе после завершения образования. Нужно научиться не просто действовать на основе собственных интересов, а думать о том, что требуется от тебя как от члена общества
Важно, чтобы дети научились думать о других, выражение «жертвовать собой» здесь будет излишним; тем не менее, они должны вносить вклад в общество.
Думаю, что проведение широкого спектра реформ в нашей школе стало возможно именно благодаря наличию чётко сформулированной цели о формировании личности учащегося. Доведение образовательной концепции «самостоятельность и вклад в общество» до сведения всех учащихся, преподавателей, родителей и местных жителей, её осознание и понимание, а также совместная работа в одном направлении сыграли значительную роль в реализации реформы.
Информация о системе получения знаний
Получение образования для японца является целью его жизни. Благодаря этому есть возможность обеспечить себе будущее. Уже с первых лет появления ребенка на свет идет его обучение навыкам чтения и счета.
Кратко система образования в Японии состоит из периодов:
- Дошкольное воспитание.
- Начальная школа.
- Среднее обучение.
- Старшее учреждение.
- Высшее образование.
Учеба начинается с апреля месяца. Образовательный год состоит из 3 семестров:
- Весеннего. Он продолжается с апреля до середины июля.
- Летнего. Он длится с сентября до середины декабря.
- Зимнего. Он начинается с января и заканчивается в последних числах марта.
Между семестрами проходят каникулы. Самые длительные из них летние, которые длятся 30 дней. В конце учебного года учащимися сдаются экзамены.
Дошкольное воспитание
Пока ребенку не исполнилось 3 года, дошкольное образование не является обязательным. Просто часто родителям не с кем бывает оставить малыша в рабочее время. До 6 лет японские дети посещают следующие заведения:
- Ясли. Здесь учебная подготовка не ведется. Ребенок сюда ходит до 3 лет.
- Детский сад. Это место, где ребенок обучается чтению и счету до 6-летнего возраста.
Попасть в ясли могут дети только малообеспеченных родителей. При этом мать и отец должны работать не меньше 4 часов в день. В детских садах ребенок находится до 14−00 часов дня. Здесь, кроме процесса обучения, много внимания уделяется развитию коммуникативных способностей детей.
Начальная школа
Японская система образования предусматривает поступление детей с 6 лет в начальную школу. Если она относится к государственному заведению, то обучение в ней бесплатное. Существуют и частные школы, где плата за учебу довольно высокая.
Обучение в таких школах продолжается в течение 6 лет. В начальные годы закладывается база основных наук, таких как японский язык, математика, музыка. Затем вводятся дополнительные дисциплины. Это, могут быть, научные и гуманитарные предметы.
На этом этапе обучения школьная форма еще не вводится. Однако во время прогулок обязательно должны присутствовать желтого цвета панамы, зонтики и дождевики. С их помощью дети не потеряются на улице.
Среднее обучение
На следующем этапе получение среднего неполного образования является обязательным. Получить его можно бесплатно в государственных и частных заведениях. Продолжается оно в течение 3 лет. В школах ведется изучение государственного языка, естественных и гуманитарных наук. Кроме того, добавляется иностранный язык, труд, музыка и физкультура.
В середине семестров ведется тестирование по некоторым наукам, а после их окончания учащиеся сдают экзамены, касающиеся всех основных дисциплин.
Старшее учреждение
Получив среднее образование, японцы могут на этом остановиться. Однако статистика показывает, что 95% человек желают продолжать получение образования. На этом этапе посещение учебных заведений уже платное, но, не продолжив учебы, невозможно поступить в вуз.
Теперь, кроме основных наук, изучаются еще и специализированные дисциплины. В течение учебного года учениками 5 раз сдаются экзамены. После окончания школы проводится тестирование для желающих поступать в вуз.
Вместо посещения старших школ можно поступать в профессионально-технические колледжи. Срок обучения в них составляет 5 лет. После их окончания человек сразу же получает специальность.
Высшее образование
В Японии насчитывается порядка 730 высших учебных заведений. Большинство японцев стремятся получить в них образование. Здесь учеба состоит из этапов:
- бакалавриат;
- магистратура;
- аспирантура.
Сначала идет изучение основных наук, а затем к ним добавляются профессиональные дисциплины. В качестве нормативных единиц выступают баллы. На первом этапе их количество должно составить интервал 124−150.
На втором этапе учебы в магистратуре нужно набрать 30 баллов. Кроме того, здесь сдаются экзамены, и выполняется дипломная работа. На основании полученных результатов студенту присваивается степень.
Все высшие учебные заведения в Японии платные. Только самым одаренным студентам удается получать стипендии.
Другая сторона медали
Однако такой принцип часто приводит к неудовлетворительным результатам. Основной задачей педагогики в Японии является воспитание человека, умеющего ладить с трудовым коллективом. Ведь японское общество – это общество, в основе которого лежат группы. Однако перекос, допускаемый в сторону группового сознания, часто приводит к отсутствию умения мыслить самостоятельно.
В сознании детей идея о соответствии единому стандарту укореняется очень прочно. Бывают случаи, что тот, кто настаивает на своем мнении, подвергается насмешкам и даже испытывает на себе ненависть со стороны сверстников. В японских школах сегодня распространено такое явление, как «идзимэ». По своему значению это понятие приближается к присутствующей в нашей армии дедовщине. Нестандартный ученик – это человек, который часто подвергается травле, его избивают.
Детский сад
Детский сад вместе с яслями и спецшколами для малышей-инвалидов считается дошкольным образованием. Сюда принимают детей от трех до шести лет. При этом в большинстве яслей не обучают каким-то особым навыкам, их главная задача – воспитывать детишек, пока родители на работе, и учить их общаться с другими детьми.
Детские сады подразделяются на два типа:
- государственные – для малюток, они помогают матерям поскорее выйти на работу после рождения ребенка;
- частные – для более взрослых ребят, здесь проводятся занятия и полноценная подготовка к школе – их учат рисовать, петь, считать, читать и писать.
Во многих детских садах есть собственная форма одежды.
Сегодня в Японии насчитывается приблизительно 25 тысяч яслей и 15 тысяч детских садиков. При этом государственные и частные заведения разделились приблизительно поровну. Некоторые детсады принадлежат школам и даже вузам.
Расписание уроков
Так же, как и в России, но в отличие от США, начальная и средняя школы обычно находятся в 5-10 минутах ходьбы от дома учащегося. Разумеется, в сельской местности школа может быть и существенно дальше.
Занятия в школе обычно начинаются в половине девятого утра. Каждый понедельник перед началом занятий ученики строятся на «линейку», и перед ними в течение 15 минут выступает директор школы. В прочие дни это время отводится для общешкольных объявлений и отмечания посещаемости. Прилежному посещению школы придается в Японии большое значение. Тем не менее, прогульщик может сбежать из школы после первого урока.
Продолжительность уроков в начальной школе — 45 мин, в средней и старшей школах — 50 мин. Между уроками организуются небольшие перемены по 5-10 мин, после четвертого урока (примерно в половине первого) обычно организуется большая перемена на обед — около 60 минут. Учеников, пытающихся начать есть принесенные из дома завтраки до официального начала обеда, наказывают, особенно если они едят во время уроков. В начальной школе редко бывает больше четырех уроков в день. В средней школе их число может доходить до шести.
В начальной школе домашних заданий нет, в средней же и старшей школе домашние задания бывают очень большими, поэтому, несмотря на наличие выходных, старшие японские школьники — самые занятые люди в стране.
Как поступить в японский вуз
Первое, что нужно сделать перед поступлением – накопить достаточное количество денег, так как окупить затраты на обучение, параллельно работая и учась, не получится. Вариантов, как бесплатно поехать учиться в Японию, крайне мало: гранты на бюджетные места выигрывают не более 200 человек в год, а студентов (причем только местных, т.е. японских граждан) здесь свыше 2,8 млн.
Кроме того, как уже говорилось, нужно пройти подготовительные курсы продолжительностью хотя бы два семестра, причем желательно в самой Японии, а затем заняться подготовкой документов.
Постарайтесь сразу определиться с тем, намерены ли вы потом продолжить обучение в магистратуре, так как возможностей перейти из одного вуза в другой после поступления практически нет. Также заручитесь доказательством того, что на родине вы отучились не менее 12 лет (для жителей СНГ это обычно школа плюс первый курс университета), и смело подавайте документы!
Если вам больше 18 лет и у вас нет проблем с оформлением визы (судимостей, опасных заболеваний и т. д.), вам разрешат сдать общие для всех иностранцев экзамены, а именно:
- общеобразовательный экзамен по гуманитарному или естественнонаучному направлению;
- тест на знание японского;
- вступительные внутренние экзамены;
- собеседование.
Оформление учебной визы
Студенческая виза в Японию оформляется в посольстве или визовом центре в том случае, если у вас на руках есть приглашение хотя бы одного из японских вузов. Также для получения визы нужна еще одна важнейшая бумага – так называемый сертификат Министерства юстиции Японии. Данный документ полагается иметь каждому, кто планирует задержаться в стране на срок свыше 90 дней, поскольку в нем содержится информация о статусе приезжего (в данном случае о том, что мигрант является студентом языковой школы или вуза).
Документы для поступления
Чтобы претендовать на получение приглашения от гаранта, нужно заранее послать документы в приемную комиссию языковой школы или вуза. Не забывайте, что учебный год в Японии начинается 1 апреля, и если документы идут обычной, а не электронной почтой, нужно предусмотреть еще 20-30 дней на пересылку. В пакет входят следующие бумаги:
- заявление;
- автобиографический очерк;
- школьный аттестат;
- диплом колледжа или выписка об окончании первого курса вуза (для тех, кому нужно «набрать» 12 лет обучения);
- рекомендация от педагога, обучавшего абитуриента японскому языку;
- справка об отсутствии опасных заболеваний (ВИЧ/СПИД, туберкулез);
- фотографии (требования зависят от учреждения);
- копия заграничного паспорта;
- спонсорское письмо и/или выписка с банковского счета.
Престижные вузы, в особенности медицинские университеты, могут потребовать от поступающих дополнительные документы. Так, если некоторые лекции в институте читаются на английском, потребуются сертификаты TOEFL и/или IELTS. Подробности об условиях поступления следует узнавать на официальных сайтах интересующих вас университетов.
Продление японской визы
Студенческие визы продлеваются либо каждые 6 месяцев, либо один раз в году – обычно в марте-апреле, поскольку именно в это время начинается учебный год. Оформлять документы на продление могут как приезжие, обучающиеся в языковых школах (но не более двух лет подряд), так и студенты вузов и колледжей. Если человек поступил в университет, но еще не слишком уверенно владеет японским, он может продолжить посещение языковой школы параллельно с основным обучением. Такая же практика применяется и для тех, кто решил продолжить учебу в аспирантуре и получить научную степень.
Вас интересует магистратура для русских, украинцев и выходцев из других стран СНГ? Тогда вам придется сдать экзамен на знание языка, экзамен на поступление в университет, окончить японский вуз или подтвердить диплом, полученный на родине, отучиться полгода или год, продлить визу – и спокойно продолжать учиться дальше в течение 6 лет (именно таков период обучения в магистратуре в Японии), периодически продлевая разрешение на пребывание в стране.
Детский сад
Детский сад вместе с яслями и спецшколами для малышей-инвалидов считается дошкольным образованием. Сюда принимают детей от трех до шести лет. При этом в большинстве яслей не обучают каким-то особым навыкам, их главная задача – воспитывать детишек, пока родители на работе, и учить их общаться с другими детьми.
Детские сады подразделяются на два типа:
- государственные – для малюток, они помогают матерям поскорее выйти на работу после рождения ребенка;
- частные – для более взрослых ребят, здесь проводятся занятия и полноценная подготовка к школе – их учат рисовать, петь, считать, читать и писать.
Во многих детских садах есть собственная форма одежды.
Сегодня в Японии насчитывается приблизительно 25 тысяч яслей и 15 тысяч детских садиков. При этом государственные и частные заведения разделились приблизительно поровну. Некоторые детсады принадлежат школам и даже вузам.
Как получить образование в Японии бесплатно
Хоть и считается, что бесплатного обучения в Японии нет, но всё-таки каждый год сто человек из более 2 миллионов студентов становятся стипендиатами японского правительства или получают гранты. Это доступно не только для японцев, но и для студентов других стран.
Стипендия правительства
Это самая престижная программа, которая называется МЕХТ. Претендовать на неё могут очень умные студенты, которые идеально учились у себя дома, уже имеют одно высшее образование и хотят продолжать обучение в Японии.
Скидки на обучение в Японии
Если не удалось получить 100% льготу на обучение, не стоит отчаиваться. Некоторые, как правило, частные вузы, предоставляют иностранным студентам скидки от 25% до 35%. Действует ли такая система, нужно узнавать в конкретном университете. Потому что в некоторые вузы иностранцев не принимают вообще.
Обучение в средней школе (младший уровень)
Традиционно проходить этап средней школы японские дети начинают с двенадцатилетнего возраста. Весь период обучения занимает три года и тоже входит в схему обязательной учёбы. Изучаемые предметы:
- алгебра и геометрия,
- японский язык (дополнительно английский),
- биология,
- химия,
- геология,
- география,
- физика,
- обществоведение,
- история,
- искусство,
- трудовые навыки,
- физическая культура.
В рамках дополнительного классного часа изучаются: история края, религия, валеология, пацифизм и др. Непременным атрибутом учащегося средней школы является школьная униформа. Так же как в классах начальной школы, практикуется уборка помещений силами учеников.
В государственных школах девочки и мальчики учатся в общем классе
Как правило, государственные учебные заведения работают по схеме общих классов, где юноши и девушки занимаются совместно. Однако есть ряд частных школ, практикующих раздельное обучение. Наряду с обычными учебными заведениями, существуют средние школы для детей с ограниченными возможностями.
Уровень старшей средней школы
Совершенствование образования обеспечивают средние школы старшего уровня, представляющие собой, скорее, класс гуманитарных либо технических училищ. На этом уровне обучение начинается с пятнадцатилетнего возраста и длится на протяжении трёх лет. Образование в рамках средней школы старшего уровня обязательным уже не является. И всё же около 95% японцев традиционно проходят эту ступень обучения.
Видео про японские школы
https://youtube.com/watch?v=z2zfg9b4rgE
Школы государственной и частной принадлежности существуют примерно в равном количестве. Независимо от статуса, за обучение нужно платить. Основная цель старших школ — подготовка учеников к поступлению в вуз. Наряду с общими предметами обязательного изучения, учащимся преподают:
- информатику,
- иностранные языки,
- агрономию,
- медицинские основы,
- основы промышленности,
- торговое дело,
- рыбный промысел,
- экономику,
- политологию,
- социологию,
- этику.
На базе старшего уровня средних школ хорошо развита внеклассная деятельность. После основных часов обучения молодёжь посещает различные клубы и секции:
- дзюдо,
- кэндо,
- кюдо,
- атлетические,
- каллиграфические,
- политико-экономические.
В средней школе старшего уровня города Нанао ребята носят униформу «Матроска»
Одно из обязательных требований в процессе учёбы — наличие школьной униформы. Поддержание чистоты и порядка в школьных помещениях возлагается на учеников.
Как поступить в университет
Японские дети учатся в школе 12 лет. Поэтому чтобы поехать учиться в один из университетов Страны восходящего солнца, диплома об окончании 11 классов будет недостаточно. Необходимо еще минимум год отучиться в вузе в родном государстве или закончить подготовительные годичные курсы уже в Японии: оптимально – при университете, в который планируется подавать документы.
Каждому абитуриенту предстоит сдать экзамен по японскому языку – Нихон рюгаку сикэн или Нихонго норёку сикэн. Пройти тест можно не только в самой Японии, но и за рубежом.
Первый вид экзамена оценивает знания языка и уровень подготовки по некоторым школьным предметам. Второй проверяет только языковые знания. Для поступления в магистратуру придется еще сдать английский язык и получить сертификат TOEFL или IELTS.
Пакет документов
Для поступления необходимо подготовить следующий пакет бумаг:
- Заявление.
- Диплом об окончании первого курса университета у себя на родине.
- Школьный аттестат.
- Автобиографию.
- Копию заграничного паспорта.
- Фото.
- Сертификат о прохождении языковых экзаменов.
- Медицинская справка о состоянии здоровья.
- Рекомендации от учителя японского языка и от школьных преподавателей.
Подтверждать диплом российского вуза необходимости нет. Нужно только сделать его перевод и заверить у нотариуса. Подача документов осуществляется в июле–августе.
Получение визы
Чтобы получить высшее образование в Японии, придется оформить студенческую визу. Для этого сначала нужно получить подтверждение из учебного заведения о зачислении. Далее следует подготовить документы:
- Визовое заявление (можно заполнить на английском языке).
- Заграничный паспорт и его копию (срока действия удостоверения личности должно хватить на весь период пребывания в стране).
- Гражданский паспорт и его копию.
- Разрешение на въезд от Министерства юстиции (Certificate of Eligibility). Предоставить его должно учебное заведение.
- Фото.
- Финансовые гарантии (выписка со счета или письмо от спонсора).
- Страховку.
- Медицинскую справку.
- Справку об отсутствии судимостей.
- Подтверждение наличия места для проживания.
Подаются документы в японское дипломатическое представительство на родине студента. При необходимости консульство может запросить дополнительные бумаги. Консульский сбор гражданами РФ не оплачивается.