Warning: include(/home/users/j/j36685780/domains/38uzorochye.ru/wp-content/plugins/psn-pagespeed-ninja/public/advanced-cache.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/host1846916/38uzorochye.ru/htdocs/www/wp-content/advanced-cache.php on line 10

Warning: include(): Failed opening '/home/users/j/j36685780/domains/38uzorochye.ru/wp-content/plugins/psn-pagespeed-ninja/public/advanced-cache.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/php/php-7.4/lib/php') in /home/host1846916/38uzorochye.ru/htdocs/www/wp-content/advanced-cache.php on line 10
Что такое радиус колеса автомобиля и чему равен

Что такое радиус колеса автомобиля и чему равен

Содержание

использованная литература

  • Деев В.В., Ильин Г.А., Афонин Г.С. (на русском языке ) «Тяга поездов» (Traction поездов) Учебное пособие. — М .: Транспорт, 1987. — 264 с.
  • Хэй, Уильям В. «Железнодорожная инженерия» Нью-Йорк, Вили, 1953 г.
  • Hersey, Mayo D. , «Rolling Friction» Transactions of the ASME , April 1969, pp. 260–275 и Journal of Lubrication Technology , январь 1970, стр. 83–88 (одна статья разделена между двумя журналами) За исключением «Исторического введения» «и обзор литературы, в основном это лабораторные испытания чугунных колес шахтных железных дорог диаметром от 8 ″ до 24, проведенные в 1920-х годах (почти полвека задержки между экспериментом и публикацией).
  • Хёрнер, Зигард Ф., «Динамическое сопротивление жидкости», опубликовано автором в 1965 г. (Глава 12 — «Наземные транспортные средства» и включает сопротивление качению (поезда, автомобили, грузовики).)
  • Робертс, Великобритания, «Потери мощности в шинах», Международная конференция по резине, Вашингтон, округ Колумбия, 1959 г.
  • Национальное бюро стандартов США, «Механика пневматических шин», монография № 132, 1969–1970.
  • Уильямс, Дж. А. Инженерная трибология ». Издательство Оксфордского университета, 1994.

Основные термины, относящиеся к кузову автомобиля

Поступательное (равномерное) движение

Поведение кузова описывается тремя поступа­тельными и тремя вращательными степенями свободы (см. рис. «Поступательные и вращательные степени свободы кузова» ). В общем случае система координат (прямоугольная, правовинтовая система координат) имеет начало в центре тя­жести автомобиля. Ось х направлена вперед, т.е. в направлении движения. Она располо­жена в плоскости, перпендикулярной к по­верхности дороги. Эта плоскость называется центральной плоскостью автомобиля. Пер­пендикулярно к центральной плоскости ав­томобиля располагается ось у, направленная влево, глядя в направлении движения. Ось z направлена вверх. Поступательные движения имеют следующие наименования:

  • В направлении оси х: прямолинейное дви­жение;
  • В направлении оси y: поперечное движе­ние;
  • В направлении оси z: подъем.

Поступательные скорости и ускорения

Производные поступательных перемещений по времени первого порядка определяют прямолинейную, поперечную и вертикаль­ную составляющие скорости (νx, νy, νz). Про­изводные перемещений по времени второго порядка дают прямолинейное ускорение ax, поперечное ускорение ау и вертикальное ускорение az.

Угол дрейфа автомобиля

В динамике центр тяжести кузова не всегда движется вдоль оси х, происходит и попереч­ное движение. Угол между центральной пло­скостью автомобиля и траекторией движения называется углом дрейфа β (см. рис. «Угол дрейфа, центростримительное и тангенциальное ускорение» ). Он отсчитывается от центральной плоскости автомобиля в направлении траектории. Угол дрейфа вычисляется, исходя из скорости прямолинейного движения vx и скорости по­перечного движения vу

Р = arctan vу/vx

Поскольку скорость прямолинейного дви­жения во время движения в прямом направ­лении по определению положительна, знак скорости поперечного движения определяет знак угла дрейфа.

Центростремительное и тангенциальное ускорение

Ускорение в горизонтальной плоскости, на­правленное вдоль мгновенной траектории движения автомобиля, раскладывается на центростремительное ускорение ас и танген­циальное ускорение аt. Центростремительное ускорение представляет собой составляю­щую, перпендикулярную к траектории, дви­жения, в то время как тангенциальное уско­рение является составляющей, направленной по касательной к траектории.

Рыскание, продольная качка и поперечная качка

Для описания вращательных движений вве­дены следующие термины:

  • Поворот вокруг оси z называется рыска­нием и описывается углом ψ
  • Поворот вокруг оси у называется продоль­ной качкой и описывается углом θ,
  • Поворот вокруг оси х называется попереч­ной качкой или креном и описывается углом φ.

Знаки этих углов соответствуют знакам в правовинтовой прямоугольной системе ко­ординат. Направления отсчета показаны на рис. «Поступательные и вращательные степени свободы кузова». Часто во время маневрирования ку­зов одновременно движется вокруг более чем одной оси. Поскольку с математической точки зрения эти три направления поворота не являются коммутативными, в стандарте DIN 70000 определен следующий порядок:

  • Рыскание.
  • Продольная качка.
  • Поперечная качка (крен).

Вращательные скорости и ускорения

Производные вращательных перемещений по времени первого порядка определяют скоро­сти рыскания, продольной и поперечной качки. Производные вращательных перемещений по времени второго порядка определяют ускоре­ния рыскания, продольной и поперечной качки.

Момент рыскания, момент продольной качки и момент поперечной качки

Внешние силы, действующие на автомобиль, могут создавать момент относительно центра тяжести. Этот момент можно разбить на три составляющие. Составляющая, действующая вокруг оси z, называется моментом рыскания, вокруг оси у — моментом продольной качки и вокруг оси х — моментом поперечной качки.

Измеряемые переменные кузова

При разработке конструкции автомобиля необходимо с высокой точностью измерять значения параметров, описывающих его по­ведение. В динамике поперечного движения поступательные ускорения и углы положения часто измеряются при помощи гиростабилизированных платформ. Абсолютные поло­жения регистрируются измерительными си­стемами GPS. Прямолинейные и поперечные ускорения и угол дрейфа измеряются при помощи бесконтактных датчиков скорости.

В динамике вертикального движения поступательные ускорения измеряются в различных точках кузова в каждом из трех направлений в пространстве. Используя эти данные, можно определить наиболее важные ускорения кузова, т.е. ускорения подъема, продольной и поперечной качки.

Сессия вопросов и ответов

Необходимо ли производить балансировку колёс большегрузного автотранспорта?

В связи с тем, что колёса грузовиков имеют большой статический радиус и допустимые скорости движения грузового автотранспорта не слишком высокие, угловые скорости вращения колёс ниже, чем у легковушек и малотоннажников. Из-за этого крутильные колебания, именуемые в народе дисбалансом, не проявляются так явно, как у «братьев меньших», биение становится заметно только на окончательно «убитых» или не соответствующих условиям эксплуатации колёсах. Но срок службы шин, ступичных подшипников и некоторых компонентов ходовой части напрямую зависит от качества балансировки колеса.

Какие колёса выбрать, легкосплавные или стальные?

Так как курс европейской валюты достаточно высок, нередко бывает, что оригинальные штампованные стальные диски для бюджетных комплектаций стóят дороже альтернативных легкосплавных, которые к тому же более красивые и лёгкие. Эта лёгкость снижает неподрессоренные массы, способствует лучшей управляемости и снижению расхода топлива. Такие колёса более прочные, стойко сохраняют идеальную геометрию, но при наезде на серьёзное препятствие часто лопаются и ремонту не подлежат. Стальные диски более надёжные, при сильных ударах мнутся, требуют окраски и ухода, но могут быть восстановлены, и в ряде случае даже более долговечны, так как алюминиевые сплавы сильнее страдают от дорожных реагентов.

Надо ли смазывать крепёжные шпильки, болты и поверхность ступицы?

Как это ни странно, в инструкциях по эксплуатации встречаются запреты на смазку колёсного крепежа. Мотивация – смазанную резьбу легко закрутить избыточным моментом, что приведёт к сложностям при демонтаже колеса особенно на дороге. Но кто мешает во избежание такой ошибки воспользоваться динамометрическим ключом! И смазывайте крепёж смело, лучше всего медесодержащими материалами, которые используются при замене тормозных колодок. Поверьте, смотреть на поломанные шпильки, корродирующие гайки и ржавые ступицы после пары солёных московских или питерских зим – занятие неинтересное. И ещё, при демонтаже колёс задних осей грузовых автомобилей и автобусов со сдвоенной ошиновкой, обязательно наносите смазку в местах соприкосновения плоскостей колёсных дисков, дабы при следующем демонтаже не работать долго и нудно обратным молотком, особенно если придётся менять колесо в дороге.

Означает ли маркировка шины «M+S» её пригодность для зимней эксплуатации?

Нет, так же, как и обозначения «M.S», «R+W» или «All season Tours terrain». Настоящие зимние шины должны иметь маркировку в виде снежинки, вписанной в горные пики («три альпийских пика»). Это обозначение соответствует техническому регламенту Таможенного союза, согласно которому с 1 января 2015 года зимние шины в обязательном порядке следует использовать в декабре, январе и феврале, однако в северных регионах местные власти вправе расширить календарь действия этого требования.

Статический радиус колеса

Одним
из определяющих факторов при проведении
расчетов эксплуатационных свойств
автомобиля является величина от центра
колеса до опорной поверхности неподвижного
колеса, нагруженного нормальной нагрузкой
(вес неподвижного автомобиля). Строго
говоря, учитывая, что шина эластична и
при приложении нагрузки деформируется,
эта величина представляет собой
расстояние от центра колеса до хорды,
однако в теории автомобиля эту величину
принято называть статическим радиусом
(r
ст).
В технических данных часто величина
статического радиуса не приводится, а
вместо нее указывается маркировка шины.
Очевидно, что если обозначить диаметр
обода — d
,
ширину профиля шины — B
,
процентное отношение высоты профиля
шины к ее ширине (серия шины) — П
,
наружный диаметр шины — D
,
то статический радиус определится как:

Для тороидных шин:

;

Для низкопрофильных шин:

;

Для широкопрофильных шин

.

Здесь:
— коэффициент радиальной деформации
шины. Для шин легковых автомобилей с
внутренним давлением в диапазоне 0,15 —
0,25МПа

в первом приближении можно принять
= 0,15, для шин грузовых автомобилей с
внутренним давлением 0,5МПа

= 0,1.

Какие диски прочнее

Фатальное разрушение конструкции диска, чаще всего происходит на «литье». При отливке, в структуре металла образуются воздушные микропоры. Они ухудшают свойства прочности. Поэтому, конструкция литых дисков не гнётся, а лопается. Именно для этих колёс, в первую очередь, применяется маркировка допустимой нагрузки.

Кованые обода тоже из алюминия, но они производятся по другой технологии и намного крепче литья, и стальных аналогов. Что касается железных «штамповок», то они изготавливаются для каждой марки авто индивидуально, с заложенными расчётами статической нагрузки.

Внимательно относитесь к выбору литых колёс. Учитывайте все основные параметры, включая сведения о статической нагрузки WLC. Это обеспечит безопасную эксплуатацию автомобиля, при перевозке компании людей и тяжёлых грузов.

Основные рекомендации

Ряд рекомендаций, которые помогут грамотно подобрать и использовать шины по индексу нагрузки.

  1. Внимательно следите за состоянием задних колес, они в первую очередь подвержены последствиям чрезмерной нагрузки из-за расположения багажника.
  2. Чем выше скорость езды, тем большей нагрузке подвергаются шины. Не превышайте скорость, тогда резина прослужит дольше.
  3. Сильная жара делает резину эластичной и снижает характеристики грузоподъемности. В летний период не перегружайте автомобиль лишним весом.
  4. Жесткость, вес шины и повышенный индекс нагрузки взаимосвязаны. Не стоит покупать покрышки с чрезмерным запасом грузоподъемности. Это приведет к повышенному расходу топлива и снижению комфорта езды.
  5. Не устанавливайте покрышки с разным индексом нагрузки, это приведет к неравномерному износу.
  6. Следите за балансом развала/схождения, неверно отрегулированные колеса подвергаются дополнительной нагрузке.
  7. Следите за давлением в колесах, рекомендуется соблюдать показатели в пределах 1,5 — 2 атмосфер. Нормальный уровень давления важен для грузового и коммерческого транспорта.
  8. Шины с пробегом хуже справляются с переносимостью нагрузок. Покупая покрышки с пробегом более 30 000 км, оставляете запас грузоподъемности в 40-50%

Март, 2021. Автор статьи: Иван Жеков

Свойства пневматической шины

Пневматическую
шину широко применяют благодаря её
амортизирующим свойствам. Они значительно
смягчают толчки от неровностей дороги.

От
физико-механических свойств шины зависят
такие эксплуатационные показатели
автомобиля, как грузоподъемность,
экономичность, управляемость, проходимость
и др. В конечном итоге все эти показатели
определяются значением и видом деформации
шины под действием внешних сил.

Различают
четыре вида деформаций пневматической
шины: радиальную (нормальную), окружную
(тангенциальную), поперечную (боковую)
и угловую.

Радиальная
деформация шины
измеряется её
нормальным прогибомhн,
равным разности свободного(r)и статического (rст) радиусов
колеса:

hн=rrст.

Под действием статической вертикальной
нагрузки (веса неподвижного автомобиля)
в результате деформации эластичной
конструкции шины уменьшается расстояние
от оси колеса до опорной поверхности.

Нормальный
прогиб
– одна из важнейших характеристик
шины, определяющих её нагрузочную
способность и плавность хода. С увеличением
прогиба повышаются напряжения в элементах
конструкции шины, снижается усталостная
прочность и срок её службы. Наибольшее
допустимое значение нормальной нагрузки,
при котором, несмотря на радиальную
деформацию, обеспечивается заданный
срок службы шины при заданном давлении
воздуха в ней, принято называть
грузоподъемностью шины. Величина
нормальной нагрузки регламентирована
ГОСТом или Правилами 30 ЕЭК ООН (для АТС
иностранного производства).

Тип и параметры ведущих колес для
автомобилей выбираются (таблица 1) в
соответствии с нормальной нагрузкой
на них. Стандартом предусмотрено
несколько допустимых нагрузок на шину
в зависимости от давления воздуха в
ней. При выборе шины для рассчитываемой
машины необходимо руководствоваться
следующим правилом. Полученная расчетом
нормальная нагрузка на шину не должна
превышать максимально допустимую по
стандарту при наименьшем давлении
воздуха в ней из числа значений
предусмотренных стандартом.

При определении нагрузки на ведущее
колесо следует предусмотреть максимально
возможную загруженность в эксплуатации
машины с учетом её технологического
назначения.

При равномерном статическом распределении
веса автомобиля по осям максимальную
нагрузку на одно колесо следует
определять, исходя из возможного её
перераспределения в эксплуатации. В
этом случае учитывается нагрузка на
ведущее колесо от силы тяжести автомобиля
и перевозимого груза, а также от
вертикальной составляющей тягового
усилия на сцепке прицепа.

Параметры выбранной шины сверяют с
типом и параметрами ведущих колес у
машины-прототипа. При сопоставлении
параметров выбранного колеса и колеса
прототипа следует иметь в виду, что
заводы-изготовители грузовых автомобилей
иногда применяют увеличенный размер
шин (если позволяют предъявляемые к
автомобилю требования). «Переразмеренные»
шины более долговечны, оказывают меньшее
давление на почву и придают машине более
высокие тяговые свойства. Применение
подобных шин наиболее целесообразно
на грузовых автомобилях, эксплуатирующихся
на грунтовых дорогах или дорогах с
плохим покрытием.

Таблица 1.

Параметры
автомобильных шин (ГОСТ 7463-89)

№п/п

Автомобиль

Колесная
формула

Обозначение
шины

Давление
в шинах, МПа:
пер./задн.

1

ВАЗ-1111

2
× 4

135
/ 80R12

0,15
/ 0,18

2

ВАЗ-2106

4
× 2

175
/ 70R13

0,16
/ 0,19

3

ВАЗ-2108

4
× 2

175
/ 70R13

0,2
/ 0,2

4

М
— 2140

4
× 2

6,40
— 13

0,17
/ 0,2

5

ГАЗ-3102

4
× 2

205
/ R14

0,2
/ 0,2

6

ВАЗ-2121

4
× 4

6,95
— 16

0,18
/ 0,1

7

УАЗ-31512

4
× 4

185
/ 80R15

0,17
/ 0,19

8

УАЗ-3303

4
× 4

8,40
— 15

0,32
/ 0,37

9

ГАЗ-3307

4
× 2.2

240
R 508

0,45
/ 0,63

10.

ЗИЛ-43151

4
× 2.2

260
R 508

0,4
/ 0,63

11

ЗИЛ-43310

4
× 2.2

260
R 508

0,6
/ 0,65

12

МАЗ-5337

4
× 2.2

300
R 508

0,75
/ 0,67

13

КамАЗ-5320

6
× 4.2

260
R 508

0,73
/ 0,43

14

ЗИЛ-131

6
× 6.1

320
R 508

0,3
/ 0,3

15

Урал-4320

6
× 6.1

370
— 508

0,32
/ 0,32

Нормальный
прогиб шины hнобусловлен
её деформацией не только в радиальном,
но и в окружном и в поперечном направлениях.
При этом 40% полной нагрузки сжатия шины
затрачивается на деформацию её материала
и 60% — на сжатие воздуха.

Различаютшины низкого, среднего и высокого
давления
. Шины низкого давления имеют
увеличенный объем воздуха, меньшее
число слоев корда. Они мягче воспринимают
толчки от неровностей дороги и обладают
лучшими амортизирующими свойствами,
но при меньшей грузоподъемности. Для
шин низкого и среднего давления допустимая
нормальная деформация шины составляет
15…20% её высоты, а для шин высокого
давления – 10…12%.

Железные дороги: компоненты сопротивления качению

В широком смысле сопротивление качению можно определить как сумму составляющих):

  1. Потери крутящего момента в ступичных подшипниках.
  2. Чистое сопротивление качению.
  3. Скольжение колеса по рельсу.
  4. Потеря энергии на дорожное полотно (и землю).
  5. Потери энергии на колебания железнодорожного подвижного состава.

Потери крутящего момента в подшипниках ступицы колеса можно измерить как сопротивление качению на ободе колеса . На железных дорогах обычно используются роликовые подшипники (Россия) или (США) формы. Удельное сопротивление качению в российских подшипниках зависит как от нагрузки на колесо, так и от скорости. Сопротивление качению подшипников ступицы самое низкое при высоких нагрузках на ось и средних скоростях 60–80 км / ч при Crr 0,00013 (нагрузка на ось 21 тонна). Для порожних грузовых вагонов с нагрузкой на ось 5,5 т Crr увеличивается до 0,00020 при 60 км / ч, но на низкой скорости 20 км / ч он увеличивается до 0,00024, а на высокой скорости (для грузовых поездов) 120 км / ч. это 0,00028. Полученный выше Crr добавляется к Crr других компонентов, чтобы получить общий Crr для колес.

Какие колеса и размер лучше выбрать

При подборе резины автолюбители сталкиваются с проблемой, какие шины поставить, а также какой размер колес лучше выбрать. При этом следует помнить, что изменение внешнего диаметра относительно рекомендованного приведет к тому, что ездовые характеристики автомобиля изменятся в худшую сторону.

Если основная задача сводится к внешнему виду, тогда выбор сводится к  большим дискам и низкопрофильной резине.  В свою очередь, уменьшение диска и увеличение профиля повысит комфорт, однако пострадает управляемость.

По указанным причинам лучше не отклоняться от заводских значений, не устанавливать широкую резину, не менять вылет диска и т.д. Как показывает практика, оптимальным размером можно считать колеса, которые являются средним вариантом среди рекомендованных самим производителем.

Например, если на автомобиль можно штатно поставить диски, размеры которых от R14 до R16, тогда оптимально ставить рекомендованные по параметрам диски R15 (допустимая ширина диска, вылет и т.д.). На такие диски ставятся шины, профиль которых и ширина также рекомендованы производителем автомобиля.

Такой подход позволит сохранить баланс между управляемостью, устойчивостью и комфортом. Также установка рекомендуемых размеров дисков и шин дает возможность  увеличить ресурс деталей подвески и ступичных подшипников.

На что влияет радиус колеса

Ответ на вопрос, на что влияет радиус колеса, не так прост, как может показаться на первый взгляд. Конечно, в первую очередь от этого будет зависеть размер колеса. Однако, от этого показателя зависит и расход бензина, и показатели спидометра. Почему это происходит?

Для каждого автомобиля фирмой-изготовителем заготовлены рекомендации по размерам колёс. За увеличением любого показателя следуют не только плюсы, но и минусы. Так при увеличении диаметра колёс, ухудшается управляемость, уменьшается показатель скорости на спидометре. До замены любых запчастей, стоит разобрать рекомендации производителя и узнать, например, на что влияет рулевая рейка или другая деталь. Если этого не сделать, автомобиль может начать ломаться значительно чаще.

Расчет коэффициента сопротивления качению

Сопротивление качению зависит от массы транспортного средства и коэффициента трения с дорожным покрытием. Силу сопротивления в общем виде рассчитывают по простой формуле:P = Q*f, где f – коэффициент трения.

Естественно, что коэффициент трения зависит от типа дорожного покрытия и вида движителя. И у машин с эластичными шинами он ниже, чем у тракторов и вездеходов на гусеничном ходу, но выше, чем у рельсового транспорта.

Внимание! Коэффициент сопротивления качению шин можно назвать комплексной условной характеристикой. Он определяется по результатам испытаний в определенных условиях, и его значение указывает какое усилие надо приложить к автомобилю определенной массы, чтобы он продолжал прямолинейное равномерное движение.. Размерность этого коэффициента выражается как enkg/t (кг/т)

И если RR=12, то это означает, что на каждую тонну автомобиля надо приложить усилие в 12 кг (приблизительно 120 Н), чтобы преодолеть сопротивление качению

Размерность этого коэффициента выражается как enkg/t (кг/т). И если RR=12, то это означает, что на каждую тонну автомобиля надо приложить усилие в 12 кг (приблизительно 120 Н), чтобы преодолеть сопротивление качению.

Коэффициент сопротивления качению

«Коэффициент сопротивления качению» определяется следующим уравнением:

 Fзнак равноCррN{\ Displaystyle \ F = C_ {rr} N}
куда

F{\ displaystyle F}- сила сопротивления качению (показанная на рисунке 1),р{\ displaystyle R}
Cрр{\ displaystyle C_ {rr}}- безразмерный коэффициент сопротивления качению или коэффициент трения качения ( CRF ), и
N{\ displaystyle N}- нормальная сила , сила, перпендикулярная поверхности, по которой катится колесо.

Cрр{\ displaystyle C_ {rr}}это сила, необходимая для толкания (или буксировки) колесного транспортного средства вперед (с постоянной скоростью по ровной поверхности или нулевым уклоном с нулевым сопротивлением воздуха) на единицу силы веса. Предполагается, что все колеса одинаковые и имеют одинаковый вес. Таким образом: означает, что для буксировки транспортного средства весом в один фунт потребуется всего 0,01 фунта. Для автомобиля весом 1000 фунтов потребуется в 1000 раз больше тягового усилия, то есть 10 фунтов. Можно сказать, что это выражается в фунтах (тяговое усилие) / фунт (вес автомобиля). Поскольку этот фунт / фунт является делением силы на силу, он безразмерен. Умножьте это на 100, и вы получите процент (%) веса транспортного средства, необходимый для поддержания низкой постоянной скорости. часто умножается на 1000, чтобы получить количество частей на тысячу, что совпадает с килограммами (кг силы) на метрическую тонну (тонна = 1000 кг), что эквивалентно фунтам сопротивления на 1000 фунтов нагрузки или ньютонам на килограмм. Ньютон и т. Д. Для железных дорог США традиционно использовались фунты на тонну; это просто . Таким образом, все они являются лишь мерой сопротивления на единицу веса автомобиля. Хотя все они являются «удельными сопротивлениями», иногда их просто называют «сопротивлением», хотя на самом деле они являются коэффициентом (отношением) или кратным ему. Если использовать фунты или килограммы в качестве единиц силы, масса равна весу (в земной гравитации килограмм масса весит килограмм и оказывает килограмм силы), поэтому можно утверждать, что это также сила на единицу массы в таких единицах. В системе СИ будет использоваться Н / т (Н / Т, Н / т), то есть сила на единицу массы, где g — ускорение свободного падения в единицах СИ (квадратные метры на секунду).
 Cррзнак равно0,01{\ Displaystyle \ C_ {rr} = 0,01}Cрр{\ displaystyle C_ {rr}}Cрр{\ displaystyle C_ {rr}}Cрр{\ displaystyle C_ {rr}}2000 г.Cрр{\ displaystyle 2000C_ {rr}}Cрр{\ displaystyle C_ {rr}}1000гCрр{\ displaystyle 1000gC_ {rr}}

Вышеупомянутое показывает сопротивление, пропорциональное, но не показывает явным образом каких-либо изменений в зависимости от скорости, , , шероховатости поверхности, , накачивания / износа шин и т. Д., Потому что само по себе зависит от этих факторов. Из приведенного выше определения может показаться, что сопротивление качению прямо пропорционально массе автомобиля, но .
Cрр{\ displaystyle C_ {rr}}Cрр{\ displaystyle C_ {rr}}Cрр{\ displaystyle C_ {rr}}

Как правильно подобрать ширину дисков

При выборе ширины дисков водителю следует придерживаться определённых правил, потому что в международном обозначении размерностей есть некоторые несоответствия.

Прежде всего, не стоит ошибаться в разной системе единиц, потому что ширина обода диска определяется в дюймах, в то время как покрышка обозначается в миллиметрах. Так, для того чтобы сравнить численные показатели, нужно каждый дюйм умножить на 23,5 мм.

Также покупателя не должен вводить в смятение тот факт, что на покрышку одной ширины могут подойти сразу несколько типоразмеров дисков. Связано это с тем, что резиновое изделие эластичное и может деформироваться в месте сопряжения с диском на несколько сантиметров.

При выборе диска нужно помнить, что слишком узкое колесо может вызвать срыв покрышки, так как во время нагнетания давления оно будет всё сильнее распираться, и бортики стального изделия могут в определённый момент его не удержать.

Напротив, чересчур широкий диск может повреждаться, так как боковой профиль резины не будет его защищать от негативных внешних воздействий, особенно при езде по бездорожью или в глубоком снегу.

Важно
! Диск для эксплуатации только в летний период может быть шире, чтобы машина эффектнее выглядела на трассе или в большом городе, а зимой, напротив, уже, потому что мощные боковые части резины должны выступать как можно сильнее. Если автолюбитель выбирает штампованные диски и готовится защитить их колпаками, ему следует знать, что пластиковые или резиновые накладки также имеют толщину, и, чтобы колесо не выглядело как при отрицательном вылете, ему стоит выбирать его наименьшей ширины, исходя из табличных значений, приведённых выше

Если автолюбитель выбирает штампованные диски и готовится защитить их колпаками, ему следует знать, что пластиковые или резиновые накладки также имеют толщину, и, чтобы колесо не выглядело как при отрицательном вылете, ему стоит выбирать его наименьшей ширины, исходя из табличных значений, приведённых выше.

Колесо с низкопрофильной резинойМногие крупные точки продаж подобных изделий нередко имеют в наличии специальные программы-калькуляторы, совмещённые с электронной базой учёта товара на складе. Так, автолюбителю нужно всего лишь сообщить параметры своих шин, которые продавец немедленно вбивает в программу, как исходные данные, и на экране выдаётся перечень оптимально подходящей продукции, имеющейся в наличии.

Системы исчисления

Основные габариты шин прописываются маркировкой, к ним относят:

  1. Ширина профиля авторезины — расстояние, выраженное в миллиметрах либо дюймах, между наружными сторонами боковин накачанной автопокрышки, без учета возвышений, отделки или поясов. Указанная величина не должна быть больше ширины обода изделия более чем на 30%.
  2. Серия авторезины. Указывает соотношение ширины и высоты профиля изделия. Позволяет различать резину таким образом:
  • низкопрофильная — серия меньше 70%;
  • высокопрофильная — в диапазоне 70-82%;
  • полнопрофильная — более 85%.
  1. Конструкция покрышки. Различают радиальные и диагональные автошины. В первом случае волокна кордового слоя размещены перпендикулярно окружности колеса. Во втором варианте нитки корда расположены внахлест. Радиальная конструкция шин больше распространена, такие покрышки обеспечивают лучшее сцепление колес с дорожным покрытием, они более надежны при эксплуатации.
  2. Радиус колеса.

Как понять, что значит маркировка покрышек? Обозначения на боковой части автомобильной резины наносятся производителями шин. Заводская маркировка бывает в метрической либо дюймовой системе исчисления. К примеру, типоразмер покрышек, маркированных метрической системой 265/75 R15, соответствует обозначение дюймовой системы 31×10.5 R15. Расшифровка указанных обозначений в сантиметрах означает:

  1. Обозначение 265/75 R15 указывает размеры авторезины:
  • 265 — цифра, определяющая ширину автошины (один сантиметр равен десяти миллиметрам, 265 мм= 26,5 см);
  • 75 — это процент (75%), определяющий зависимость между высотой профиля автопокрышки и шириной резины (265*0,75=198,8 мм либо 19,9 см), найденное число указывает высоту профиля автошины;
  • R — обозначает радиальный тип шин;
  • 15 — диаметр колеса, размер указывается в дюймах, перевести указанный параметр в сантиметры можно умножив интересующее цифровое значение на 2,54, так как 1 дюйм равен 2,54 см в итоге получим 15*2,54=38,1.
  1. Обозначение 31×10.5 R15 расшифровывается:
  • 31 — высота колеса (31 дюйм либо 31*2,54=78,7 см);
  • 10,5 — ширина автопокрышки (10,5 дюйма или 10,5*2,54=26,7 см);
  • R — указывает на радиальный тип автошин;
  • 15 — определяет диаметр колеса (15 дюймов либо 15*2,54=38,1 см).

Указанная размерность позволяет высчитать высоту профиля покрышки для этого нужно:

  • вычесть из общей высоты автошины ее радиус (78,7-38,1=40,6 см);
  • разделить полученное значение на 2 (40,6/2=20,3 см).

Из расчетов видно, что высота профиля авторезины, рассчитанная в метрической системе и дюймовой несколько отличается, в первом варианте 19,9 см, а во втором 20,3 такая погрешность может быть вызвана погрешностью при округлении.

Рекомендуем посмотреть видео о расшифровке размеров шин:

Статьи по теме

Что делать, если пробило колесо: практические советы

Как установить датчик давления в шинах: алгоритм действий

Бьет колесо при езде: основные причины и способы устранения

Как правильно проверить давление в шинах

Какие колесные диски лучше: параметры для оценки

Как выбрать летнюю резину и не ошибиться

Как выбрать летнюю резину: 9 важных рекомендаций

Попал колесом в яму: что делать для получения компенсации

Как правильно подобрать резину: нюансы выбора для лета и зимы

Срок службы шин: когда их нужно менять и почему

Как правильно поставить колеса: подробная инструкция

Штраф за разную резину: во сколько обойдется езда на отличающихся колесах

Литые диски на БМВ: основные плюсы и минусы литья

Хранение шин на балконе: вред или допустимая необходимость

Шиномонтажные работы: этапы и стоимость

Эксплуатационные хитрости

В заключение несколько фактов, о которых все знают, но не всегда помнят или сознательно забывают. Повышенное давление в шинах снижает сопротивление качения, может немного снизиться расход топлива, но зато происходит повышенный износ центральных дорожек протектора и ухудшаются условия работы ходовой части из-за недостаточного демпфирования.

Пониженное давление в шинах существенно (до 15 %) повышает расход топлива, вызывает неравномерный износ боковых дорожек протектора, ведёт к перегреву и деформации шин.

Осевое биение («восьмёрка») колеса часто становится причиной преждевременного износа ступичных подшипников и рулевых наконечников, радиальное биение медленно, но верно губит амортизаторы, шаровые опоры или втулки шкворней и детали рулевого механизма.

Нарушение углов установки колёс (развал-схождение) может прикончить новенькую покрышку всего за пару тысяч километров. Так что относитесь к вашим колёсам внимательнее…

Зависимость от диаметра

Дилижансы и железные дороги

Согласно Дюпюи (1837), сопротивление качению (колесных тележек с деревянными колесами с железными шинами) приблизительно обратно пропорционально квадратному корню из диаметра колеса. Это правило было экспериментально подтверждено для чугунных колес (диаметром 8–24 дюймов) на стальном рельсе и для колес тележек XIX века. Но есть и другие тесты колес тележки, с которыми не согласны. Теория качения цилиндра по упругой дороге также дает то же самое правило. Они противоречат более ранним (1785 г.) испытаниям Кулона катания деревянных цилиндров, в которых Кулон сообщил, что сопротивление качению обратно пропорционально диаметру колеса (известное как «закон Кулона»). . Однако этот оспариваемый (или неправильно применяемый) «закон Кулона» до сих пор встречается в справочниках.

Пневматические шины

Сообщается, что для пневматических шин на твердом покрытии влияние диаметра на сопротивление качению незначительно (в пределах практического диапазона диаметров).

Чему равен радиус колеса автомобиля

Перейдём к вопросу чему равен радиус колеса и на что он влияет. Если вернуться к правильному чтению маркировки, можно сказать, что цифра, указанная рядом с буквой «R» – это диаметр диска. От него зависит величина колеса.

Диск необходим для посадки шины, которая непосредственно соприкасается с дорожным покрытием. Они бывают штампованные, литые, кованные и составные. Уточнять сколько стоит диагностика рулевой рейки или цену да комплект колёс стоит непосредственно в месте ремонта или покупки.

Размерный ряд дисков насчитывает достаточно много позиций, начиная с 10 и заканчивая 22 дюймами. Для легковых автомобилей наиболее подходящими будут значения от 14 до 16. Меньшие размеры используются для лёгких транспортных средств, большие – для грузовых автомобилей, внедорожников и спецтехники.

Перед выбором размера диска, обратите внимание на рекомендации производителя. От правильного подбора зависит устойчивость машины и её ходовые характеристики

Так же заранее стоит узнать о том, где находится и что такое рулевой механизм или как он влияет на движение автомобилей.

Посадка, радиус, диаметр

Основной параметр, который определяет крепление колёсного диска к ступице – расстояние между центрами крепёжных отверстий, в международной классификации он называется PSD. Иногда применяют термин сверловка колеса. Вместе с межцентровым расстоянием одновременно указывается количество крепёжных отверстий, например, 4х101,2. Это означает, что колёсный диск имеет четыре отверстия с межцентровым расстоянием 101,2 мм, т. е. 101,2 мм – есть диаметр условной окружности, проходящей через центры крепёжных отверстий.

Значения PSD стандартизированы по принципу рядов предпочтительных чисел, поэтому этот параметр может совпадать на автомобилях разных марок и моделей. Иногда встречаются колёсные диски с очень близкими значениями PSD, например, 4х98 или 4х100 мм. Пытаться установить на автомобиль диск, имеющий близкое, но не «родное» значение PSD – грубейшая ошибка. Самое безопасное последствие – повреждение крепёжных болтов или шпилек, дальше хуже – повреждение резьбы ступицы, неверная центровка колеса, приводящая к биению, повреждение диска, не подлежащее ремонту.

Существует распространённое заблуждение, что центровка колёсного диска обеспечивается центральным отверстием. Нет! За это отвечают только крепёж, проставочные кольца, часто входящие в комплект поставки некоторых унифицированных колёс, служат только для удобства установки.

Теперь вспомним про посадочный диаметр. В народе часто выражаются «колёса такого-то радиуса». Посчитаем. Итак, например, «радиус» 22,5 дюйма – это примерно 57 см, т. е. диаметр только диска будет 114 см, добавьте к этому ещё высоту профиля шины с обеих сторон, получится суммарный диаметр колеса что-то около 160 см. Вот, оказывается, какие здоровенные колёса!

Конечно же это ошибка, в маркировке указывается посадочный диаметр, т. е. внутренний размер шины или наружный диска. Многие ошибочно полагают, что буква R означает радиус шины, но это обозначение именно радиальной конструкции автошины. Бывает ещё диагональная конструкция (обозначается буквой D), но сегодня она мало распространена.

Маркировка типоразмеров шин на примере 245/45 R17 94 Н
Параметр Значение
245 Ширина шины в мм
45 Отношение высоты профиля к ширине 45%
R Шина с радиальным кордом
17 Диаметр колеса (диска) в дюймах
94 Индекс нагрузки, до 670 кг
Н Индекс скорости шины, до 210 км/ч