Содержание
- Проживание в Норвегии
- Дороги Норвегии
- Стокгольм. Аэропорт Осло Гардермуэн
- День второй. Вечер на границе.
- Что нужно для выезда из России за границу с собакой:
- День третий. Не торопясь в Норвегию!
- Что взять с собой?
- Финансовый отчет
- Москва — Валдай
- Парковка
- Полезная информация для планирования поездки по норвежским фьордам на машине
- Заправка топливом
- Сёрваген — Нарвик
- Дорожные знаки и камеры
- Последняя точка маршрута
- Бардуфосс — Лекнес
- Погода в Норвегии
- Маршрут
Проживание в Норвегии
На проживании во время самостоятельной поездки в Норвегию тоже можно сэкономить. Во-первых, стоит позаботиться о бронировании месяца за два и получить скидку, во-вторых, можно умерить потребности и обойтись хостелом вместо отеля – кровать в четырехместном номере обойдется от 20 до 40 евро за ночь. Если вы поклонник отдыха на природе и планируете жить в палатке, то внимательно ознакомьтесь с правилами проживания на природе – они выдаются во всех аэропортах. В них оговаривается, на каком расстоянии от города можно ставить палатки, где можно разжигать костер и куда девать накопившийся за время проживания мусор. В противном случае вас ожидает довольно высокий штраф, хотя норвежцы и считают, что природа принадлежит всем, но за ее порчу наказывают сурово. Если вы разложили палатку на чьей-то земле, то ее владелец вполне может потребовать с вас некоторую, правда, обычно совершенно символическую сумму, в обмен предоставляя право пользования туалетом и электричеством.
Промежуточный вариант между палаткой и хостелом – коттедж, так называемый норвежский «hytta». Обязательно убедитесь, что выбранный вами коттедж содержит все заявленные при бронировании необходимые удобства – коттеджи стоимостью до 150 евро в неделю часто представляют собой просто деревянную коробку с кроватями и столом, а биотуалет где-то на улице, один на три-четыре коттеджа.
Дороги Норвегии
Главное, что хочется сказать про дороги в Норвегии – они узкие и непрямые. Начнем с ширины
Я был неприятно удивлен, когда обнаружил, что федеральная трасса E6, которая проходит через всю Норвегию и является важной транспортной артерией этой страны, практически по всей длине является однополосной в каждую сторону и проходит через населенные пункты. Ни в какой стране Европы не видел такого
Даже в менее благополучной Словении проложен скоростной двухполосный автобан с разделительным барьером. В Норвегии такие дороги я видел только около крупных городов. В результате, перегоны длиной более 500 километров в день превращаются в испытание. На севере страны это не так угнетает, там машин не так много и всегда есть возможность обогнать тихоходов. А вот из Олесунна в Осло мы ехали медленно и печально. Сочетание весьма интенсивного трафика и постоянных изгибов дороги не дает возможности ехать динамично. Ограничение скорости на подавляющей части E6 – 80 км/ч. Если задаться целью проехать по всей стране с севера на юг с осмотром достопримечательностей, а это более 3000 километров, то надо учитывать факт небыстрых дорог.
У норвежских дорог есть еще одна особенность, которую нужно учитывать – они проходят вдоль фьордов и по полуостровам. Чтобы понять масштаб бедствия предлагаю взглянуть на кусок карты Норвегии в районе Олесунна:
В результате часто возникает такая ситуация: по прямой километр, а по дороге все 10. Еще и с прыгающими ограничениями разрешенных скоростей: 80 по трассе и 60-70 по населенному пункту. Из-за этого и без того немалые пробеги по километражу еще и растягиваются по времени. А если у вас по пути еще и ремонт дороги или тоннеля… На нашем пути таких ремонтно-строительных работ было немало, в одном случае мы стояли около получаса. Кстати, в отличие от немцев, где ремонт дорог помечается дорожными знаками, разметкой и барьерами, в Норвегии используется ручной труд. Обычно в начале ремонтной зоны и сужения дороги стоит человек с «палкой» и дает команду водителям стоять или ехать. Еще одна особенность: в некоторых случаях поток машин через ремонтные зоны за собой ведет специальный автомобиль «Follow me». Нигде такого не видел.
Стокгольм. Аэропорт Осло Гардермуэн
На календаре красуется 28 июля. Проснулись в 07:00. Решили позавтракать на борту. На шведский стол в Grande Buffet потратили по 13 евро на двух взрослых и восемь евро на 15-летнюю дочь. Если бы оплатили эту услугу еще при покупке билетов, вышло бы, конечно, дешевле. Завтрак был шикарный, с огромным выбором различных закусок, напитков и блюд. В 09:45, наконец, прибыли в Стокгольм. Маршрут по столице Швеции был построен заранее. После выгрузки сразу тронулись в путь.
Маршрут по Стокгольму
Дорога неблизкая, поэтому решили часто не останавливаться. Водители здесь неторопливые, вежливые и аккуратные. За превышение скорости можно получить большой штраф, так что мы никуда не торопились.
Осмотреть получилось лишь одну достопримечательность — замечательную церковь в городке Арвика. Хотели посетить Замок Эребру, но так и не смогли его найти.
Церковь Святой Троицы в Арвике — яркий пример модернизма
Недалеко от Арвики заехали на заправку, где заполнили топливный бак (73 евро) и поели в кафе (24 евро). Вскоре пересекли границу с Норвегией.
Вдруг машина перестала слушаться педали газа и начала плестись, будто из последних сил. Кое-как дотянули до придорожной стоянки, оборудованной туалетом и несколькими столами для перекусов и отдыха проезжающих. Пришлось обратиться за помощью к другим водителям. Они вызвали для нас эвакуатор. Непросто было объяснить оператору, где мы находимся. Помог Navitel — мы продиктовали координаты. Ближайший сервис оказался в городе Конгсвингер, в 25 километрах от места поломки. Помощь прибыла через час. Механик осмотрел автомобиль и предположил, что сломался диск сцепления. Нашу машину погрузили на платформу, и мы двинулись в путь.
Я поинтересовался, когда будет известен «точный диагноз». В ответ получил номер телефона и совет позвонить в понедельник утром. Между прочим, это был вечер пятницы. В наши планы входила ночевка возле аэропорта Осло, парковка машины у отеля и последующий перелет на север Норвегии. Возвратиться назад мы рассчитывали 3-го августа. Да и до отеля еще предстояло добраться.
Благо водитель эвакуатора подвез нас к железнодорожному вокзалу Конгсвингера и посадил на рейсовый автобус до аэропорта. Мы забрали из машины все необходимые вещи и опять пустились в путь. Дорога заняла полтора часа, и билеты обошлись нам в 53 евро на всех. Заключительные несколько километров проехали на такси и заплатили 34 евро.
Наконец, мы приехали. Отель Best Western Oslo Airport Hotel порадовал чистотой и порядком, дружелюбным и квалифицированным персоналом. Совершенно обессиленные, мы приняли душ и упали в кровати.
День второй. Вечер на границе.
Но нам уже надо спешить — день идет к завершению. Хотя теперь мы попрощались с ночью и вступили в царство полярного дня, но, честно говоря, в академически ночное время все-таки стемнело. После столицы Лапландии местность совсем обезлюдела. Только на заправках можно встретить местных жителей, которые приезжают туда, как в клуб: пообщаться, купить продукты и инвентарь, посидеть за игровыми автоматами, крайне популярными здесь, и, что парадоксально, солидно выпить. Как они потом домой добираются?
А на дорогах встречаются только олени:
Иногда олени начинали бежать вдоль обочины рядом с машиной. Не самое комфортное чувство — они могут неожиданно перебежать дорогу перед машиной. Машин совсем не боятся, можно встать в метре, а вот стоит стекло опустить или выйти, так сразу убегают.
Дорога Е8 местами практически прижимается к реке Muoniojoki, протекающей по границе Финляндии и Швеции. Здесь нам пришлось кемпинг поискать, поездить-побродить, остановились в Harrinivan Hotels & Safaris (он же Harrinivan Lomakeskus, GPS: N 67º 56’ 00” E 23º 39’ 27”) неподалеку от города Muonio. Здесь мы сняли домик за 30€, русские в этом кемпинге — не частые гости, их отсутствие компенсируют подвыпившие, но миролюбивые финны.
В кемпинге есть баня с подогреваемым чаном с водой на берегу реки. Кстати, постельное белье и полотенца лучше возить с собой, обычно комплект стоит 5, а тут уже 8€. На въезде в кемпинг расположен Арктический Ездовой Центр, позиционирующийся как крупнейшая северная хаски-ферма:
Буквально в 20 минутах ходьбы находится супермаркет, а в другую сторону, севернее, мост в Швецию.
Хотели перейти на шведскую сторону, но с середины моста пришлось вернуться из-за каких-то совершенно озлобленных комаров. То ли финские не хотели нас отпускать, то ли шведские — впускать. Вообще, в этом месте по обе стороны реки-границы довольно мощные лесные массивы.
Что нужно для выезда из России за границу с собакой:
1. Ставите чип. Чип должен быть поставлен ДО прививки от бешенства
Где-то на это обращают внимание, где-то нет, но лучше сделать именно так, на всякий случай
2. Все прививки делаете по графику
Важно, чтобы с момента прививки от бешенства до пересечения границы прошло не менее 1 и не более 12 месяцев
3. Не больше, чем за 5 дней до пересечения границы едете в районную ветеринарную клинику (желательно государственную). Вам нужна справка по форме №1. Не все частники делают такую форму, лучше заранее выясните, где по месту вашего жительства можно ее сделать
Важно делать это в своем районе, т.к. там указывается эпидемическая ситуация по месту проживания.
В ветеринарку сразу приезжаете с баночкой кала, ветпаспортом и собакой
Мне форма №1 обошлась в 730 руб. и час времени (включая очередь).
Если вы летите самолетом, то ее можно получить прямо в аэропорту, но что для этого нужно, лучше выяснить, позвонив в ветеринарную службу аэропорта.
4. Ветеринару также говорите (хотя он и сам знает, но на всякий случай напомните), чтобы собаке сделали обработку от клещей и от глистов, и вклеили соответствующие этикетки в ветеринарный паспорт.
5. Все. С ветеринарным паспортом и формой №1 едете на границу, встаете в красный коридор и выясняете, где тут ветврач. Ветврач на границе заменит форму №1 на международный ветеринарный сертификат. Затем заполняете декларацию на собаку, и все.
На обратном пути проблем вообще никаких: финны даже не стали сканировать нашего питомца, а российские пограничники просто забрали у меня второй экземпляр декларации, задали пару вопросов: собачка на месте, с ней все в порядке? Ну и хорошо.
Пройдя границу, решили далеко не ехать, а сразу за Лаппеенрантой стали искать ночлег. Это оказалось не так-то просто: два озера, которые так привлекательно выглядели на навигаторе, были заболоченными, а их берега — плотно застроенными. Проехали немного дальше, стали пробовать разные съезды, но каждый оканчивался шлагбаумом или чьим-то домиком. Наконец отъехали от дороги, искупались на чьем-то очень приятном причале с деревянной лесенкой, ведущей к нему, и в 20:15 встали на полянке среди леса. Муж все не мог смириться с отсутствием воды, но я поняла, что у озера тут не встать, все места застроены. Все же это была не такая уж плохая ночевка. А воды у нас с собой было вполне достаточно — две 19-литровые бутыли.
Мы не распределяли заранее палатки, но девочки как-то сразу заняли двушку и так и спали в ней весь поход. А мы с мужем и сыном обитали в новом «Маверике», чем тоже были вполне довольны. Палатка показала себя великолепно, мы в ней чувствовали себя очень комфортно.
В 23:45 улеглись спать. Что было на ужин — не помню, не записала. Наверное, оставалось еще что-то из домашних запасов.
Пробег за день — 595 км.
День третий. Не торопясь в Норвегию!
С утра продолжаем движение по «Northern Lights Route» — трассе Е8. Дорога проходит, в частности, через городок Kilpisjarvi, культурный центр саамов. Они называют Лапландию Сампи, то есть «земля саамов». Недалеко от города находится уникальное место, в котором сходятся территории трех государств: Финляндии, Швеции и Норвегии. Но мы уже мыслями в Тромсё, до которого осталось каких-то 170 км. Наша граница более прозаична, хорошо хоть, что как-то отмечена:
Практически сразу окружающая действительность резко меняется: горы — это… горы. Остановились перекусить и искупаться в примечательном месте на берегу Северного Ледовитого океана:
Там продают различные саамские поделки, шкуры, ножи, и даже национальный деликатес — сушеное оленье сердце. На одной из фотографий видно саамский флаг. Ну и как же не искупаться в погожий летний денек? Водичка + 3 °C, по мелководью до глубины идти долго и ног просто не чувствуешь:
Что взять с собой?
Ответ на этот вопрос индивидуален для каждого. Есть , который мы составили для себя. И не забудьте теплые вещи, если собираетесь поехать на север Норвегии!
Узнав про цены на еду в Норвегии, мы решили купить все необходимое в Москве. Консервы, макароны, соусы, печеньки и шоколадки еле уместились в 2 сумки по 25 кг, но к окончанию поездки съели почти все подчистую. Наш также доступен для ознакомления и скачивания.
Наличие еды с собой позволило здорово сэкономить, хотя мы покупали и местные продукты – макароны, рыбу, молоко, йогурты. В среднем цены выше российских в 2-2,5 раза. Алкоголь настоятельно советую везти с собой (если он вам нужен) – покупать в Норвегии очень дорого.
Готовить в дороге можно с помощью плитки на газовом баллоне. У нас уже была своя, но ее можно купить почти в каждом крупном магазине (мы видели в супермаркете “Лента” за 800 рублей. Баллон от 50 до 90 рублей). Мы кипятили чай и варили суп. Довольно удобно.
Финансовый отчет
Обязательные траты на человека в этой поездке складывались из следующих составляющих:
- Медицинская страховка – 400 рублей.
- Green Card – 833 рублей.
- Бензин в России. Общий литраж 60 литров (полный бак) + 15 литров (канистра) + 20 литров (вторая заправка после расхода от Санкт-Петербурга до границы) = 95 литров х 38 рублей = 3610 рублей. Итого на человека – 1200 рублей.
- RanuaZooCamping. Палатка/место на человека – 15€, палатка/место на семейную пару – 17€.
- Зоопарк Ranua, входной билет – 16€.
- Кемпинг Harrinivan Hotels & Safaris – 10€.
- Бензин в Финляндии. Общий литраж 50 литров х 1,6€ = 80€. Итого на человека – 26,7€.
- Закупка продуктов в магазине перед кемпингами – 2 х 20€ = 40€. Итого на человека – 13,3€.
Итого, на одного члена экипажа потрачено 2433 рублей и 81€. Разумеется, были еще индивидуальные дополнительные траты, а именно (на человека плюс-минус):
- Магазин Duty-Free – 15€.
- Капучино/чай/плюшки/финская уха/лосось в кафе по дороге, пиво в Тромсё – порядка 20-25€.
- Сувениры/личные покупки типа футболки или шапочки с хаски – около 50€.
Для ощущения «ни в чем себе не отказывать» нужно еще 100€ на человека. Однако, истина все же в том, что впечатления за деньги не купишь!
Москва — Валдай
25 июня 2016, суббота
Старт был намечен на раннее утро воскресенья, но за пару дней до отъезда мы вдруг решили, что лучше выехать пораньше, добавив себе лишний день к отпуску 🙂 Правда, с утра еще надо было кое-что сделать — муж сменил масло в автомобиле, потом загрузили машину и выехали только в 15:20.
+ 29 градусов, жарко.
В 21:30 доехали до Валдая, и остановились ночевать на озере. Как же все загажено!
Пробег за день — 400 км.
Наш лагерь вечером
Валдайское озеро
Улеглись спать в 23:35. Тури (наш пес) не вылезал из воды весь вечер. Пришлось его привязать к бутыли с водой, чтобы немного просох. Так всю ночь он и просидел в тамбуре палатки на привязи, глядя в окно на озеро.
Спали с москитными сетками, не закрывая дверцы — жарко. Сначала просто в простынях, потом залезли в спальники.
26 июня 2016, воскресенье
Проснулись в 6:45, быстро собрались (без завтрака) и в 7:45 выехали.
Сворачиваем лагерь
Сколько раз ездили мимо Иверского монастыря, но внутри были только один раз, очень давно. В этом году решили туда заехать наконец-то, тем более что заночевали в паре километров от него. Но увы, несмотря на воскресный день, все храмы были еще закрыты (начало службы — в 9 утра), и лишь небольшая группа паломников бродила в ожидании.
В монастыре очень красиво: просторно, ухожено, архитектура выдержана в едином стиле. Кругом — озеро, дали, много воздуха.
Время только 8 часов утра, а уже +24 и на солнце жарко, душно. Едем дальше.
Фотографировать внутри запрещено, поэтому только одно фото с парковки
Итак, едем дальше на север. Остановились на «Газпромнефти» — wc, кофе. Матвей поиграл с кофейным аппаратом, в результате чего порция горячего шоколада вылилась просто так, без стаканчика. Пришлось эту порцию оплатить, а он остался без лакомства.
Накануне выяснилось, что магнитола не проигрывает флэшки (муж недавно установил новую взамен неудачной старой), а все фильмы, что я взяла с собой, записаны на флэшках. Пришлось тут же на заправке купить несколько дисков с мультиками. Дети устают от дороги и друг от друга, начинают ссориться — вот тут-то кино и помогает все это нейтрализовать и посидеть в тишине часа полтора.
Потом нам эти диски здорово поднадоели: «Корпорацию монстров» и их же «Университет» мы выучили чуть ли не наизусть после трехкратного просмотра.
Между Новгородом и Чудовом читали вслух норвежские сказки и хохотали над глупыми троллями. Некоторые перлы из этих сказок вспоминали потом весь поход.
15:45 пообедали в кафе в приграничной зоне: борщ, мясо, сок, кофе и пиво 0% — 1600 руб. Вкусно и быстро. Сидели на улице, рядом привязали собаку, накормили ее тоже сухим кормом.
15:55 заправились на последней АЗС перед границей — дальше топливо будет дороже.
16:05 приехали на границу. Встали в красный коридор, т.к. едем с собакой. Я пошла к ветеринарному врачу оформлять ветеринарный сертификат. Это не очень долго, но к сожалению у этой милой женщины сломался принтер, и пришлось вызывать старшего смены, потом еще кого-то, и минут 20 заняли манипуляции с техникой. Наконец, бумагу мне распечатали, осталось только заполнить декларацию в двух экземплярах, и пройти стандартную процедуру проверки паспортов.
Финские пограничники только просканировали у собаки чип и отправили нас дальше.
17:45 границу прошли. Я думала, это займет больше времени.
Парковка
С парковкой автомобиля вне больших городов проблем нет вообще. Тем, кто путешествует на автомобиле и останавливается в кемпингах, насчет парковки вообще заботиться не надо, она в кемпингах есть по умолчанию. Собственно, отчасти поэтому мы и предпочитали кемпинги, а не отели в городах (хотя тут вопрос цены тоже играет немаловажную роль). Проживанию и ценам в Норвегии я планирую посвятить отдельные посты.
В центре крупных норвежских городов найти бесплатную парковку непросто даже вечером. Максимум, на что нам везло – это парковка с бесплатным первым часом (ищите слова типа «1 time gratis»). Здесь нужно либо поставить под стекло парковочные часы, либо взять из паркомата талон на час и тоже оставить под стеклом, чтобы было видно проверяющему. Если все-таки придется оплачивать, то скорее всего надо искать парковочный автомат, пихать в него нужное количество монеток и получить талон, который… правильно, надо положить под стекло. Ну и не забыть подойти в назначенное время, иначе велик риск получить штраф за парковку. Штрафной талон выглядит как длинная полоска тонкой глянцевой бумаги желтого цвета. Мы такой получили на каждый автомобиль, но не по нашей вине. В любом случае, лучше либо найти заведомо бесплатное, либо сразу оплатить, чтобы не было проблем. «Средний чек» штрафа автомобилистам за неправильную парковку, как сообщает норвежская википедия — 700 крон = 4200 рублей. Чеки кладут и выписывают штрафы специальные сотрудники. вот так выглядит сотрудник в Осло:
Если штраф выписан государственным органом, его нужно уплатить в указанный на нем срок, иначе сумма штрафа будет увеличен на 50%. Если автомобилист нарушил правила парковки на частной территории, то штраф устанавливает организация-владелец территории. Да, и такое возможно, хоть это и не полиция.
Полезная информация для планирования поездки по норвежским фьордам на машине
Для планирования поездки по норвежским фьордам на машине, вам следует знать некоторую информацию. Мои друзья потратили много времени изучая форумы, а о некотором мы узнали сами на практике.
Полезная информация о Норвегии:
- Валюта Норвегии NOK, 1 евро = около 10 норвежских крон в мае 2017 года.
- Вы вряд ли найдете обмен валюты, так как все жители Норвегии пользуются кредитными картами. Если вам это нужно, ищите в крупных городах, но не надейтесь на хороший курс.
- Вы вряд ли найдете место для оплаты наличными, так как все жители Норвегии пользуются кредитными картами.
- Все в Норвегии хорошо говорят по-английски, некоторые говорят по-немецки.
- Вы можете и отправиться на рыбалку.
- Вы можете легально поставить палатку в любом месте в Норвегии на 1 день.
- Общие цены относительно высоки, но есть некоторые действительно дешевые продукты (вероятно, финансируемые государством).
- Алкоголь очень дорогой, самое дешевое пиво 0,3 в супермаркете составляет около 3 евро, но есть много вкусного безалкогольного пива дешевле 1 евро.
- Вы можете пить водопроводную воду в Норвегии, она очень чистая.
Вот информация, которую вы должны знать перед поездкой по Норвегии на машине:
- Аренда автомобилей довольно дорогая. Мы потратили 250 евро только на 3-дневную аренду автомобиля класса VW Golf.
- На протяжении всей дороги встречаются паромы, которые также дорого стоят. В зависимости от ширины фьорда и количества людей в автомобиле, стоимость парома может составлять от 15 до 50 евро.
- Ограничение скорости очень низкое почти везде, так как многие дороги проходят вдоль фьордов, поэтому в основном вы можете кататься всего 50-60 км/ч.
- Цены на бензин в Норвегии также довольно высоки. В мае 2017 года они варьировались от 1,4 до 1,6 евро за литр в зависимости от дня и времени. Самая дешевая бензоколонка, которую мы обнаружили, была Uno, где не работал ни один человек.
- В Норвегии есть также платные дороги. Сразу как выезжаете за пределы города, обычно вам нужно заплатить небольшой сбор в размере 2-3 евро. Путешествуя по норвежским фьордам и горам, не особо часто приходится платить за дороги.
Заправка топливом
С заправкой автомобилей у незнакомых с Норвегией автомобилистов тоже не должно быть проблем (ну если оправитесь от шока при виде цен, конечно). Полностью автоматических заправок немного, основная часть оплачивается по схеме «заправься — оплати», и оплата производится живому человеку налом или любой банковской карточкой. На заправках есть 95-ый, 98-ой и дизель. Средняя стоимость 95-го бензина – около 16 крон (96 рублей), дизеля – около 14 крон (84 рубля). Заправок не скажу что много, если только у городов. В Норвегии есть области, где заправок нет на много десятков километров вперед, так что следует быть к этому готовым и заправляться до того, как стрелка дойдет до красной зоны. До «лампочки» на трассе доводить не стоит, особенно на севере. Из известных нам сетей АЗС там есть SHELL и STATOIL.
Наряду с заправкой бензином, на большинстве АЗС можно бесплатно накачать колеса и помыть стекла. Кстати, на наших АЗС ведерко с водой и щетка встречается не так часто, как в Норвегии. Там ведра с намыленной (!) водой стоят практически на всех заправках. Это весьма ценно, учитывая немалое количество насекомых, которых размазывает на лобовом стекле. Еще при крупных АЗС обычно есть магазинчики, но цены на продукты там, ожидаемо процентов на 30 выше, чем в городских супермаркетах.
Сёрваген — Нарвик
На календаре уже 1 августа. Утро порадовало яркими красками, теплым солнышком, синим небом и… ленивым котом. Впереди нас ждала длинная дорога и новые приключения.
Хозяин горы
Море, небо, горы
Знаменитый пляж Скагсанден
Паромы на Лофотенских островах — обычное дело
И перевод не требуется
Автомобильная очередь на паром
Билет на паром стоил 120 норвежских крон на машину с водителем и 30 — на каждого пассажира. Всего за переправу мы заплатили 180 крон, то есть примерно 1300 рублей.
Переправа на пароме заняла один час
Деревня Мельбу
Мельбу является одним из центров острова Хадселёэн.
Норвежцы умеют жить в гармонии с природой
Родные березки в суровой Норвегии
И анютины глазки
Здесь будет мост
Типично скандинавский домик
Знаменитая церковь в Нарвике
С парковками в городе сложно
Зеркальная стела
Возраст — не помеха
Будьте внимательны и аккуратны во время парковки
Мы, видимо, из-за усталости, обратили внимание на ограничение по времени, но не заметили знак автобусной остановки. Ровно через 13 минут (а стоять разрешено до 15 минут) вернулись с короткой прогулки, а возле авто нас уже поджидал очень суровый полицейский, который параллельно выписывал нам штрафы
В отзывах я читал, что в Норвегии можно заплатить сумму на месте. Куда там. Офицер в категоричной форме отказался и лишь выдал нам заполненные бланки. Мы потом с ними еще намучились. Во-первых, оплатить смогли только в России. Во-вторых, сумма в 900 норвежских крон (6300 рублей) со всеми процентами выросла до 9000 рублей.
Для ночевки сняли на всю компанию небольшой домик. Получилось дороговато, но зато спали, как у Христа за пазухой.
Дорожные знаки и камеры
Дорожные знаки, в целом, не отличаются от тех, что в России и большинстве стран Европы. Ну разве что отмечу мнение Миши о том, что графика на норвежских знаках приятная и продуманная в мелочах. Например, знак «Опасный поворот» имеет форму стрелки, а в знаке «Падение камней» обрисован след камней в динамике.
А еще у них есть знаки для оленей, лосей и коров в отдельности. Оленей, кстати, следует сторониться, особенно в северной части страны. Они там ходят стадами вдоль дорог ничего не боясь. Один раз я отвлекся от дороги буквально на пару секунд и чуть было не задел одного такого на обочине дороги.
А в начале Дороги Троллей мы увидели знак «Осторожно, тролли!». Шуточный, конечно, такого в ПДД не должно быть
Заметил, что местные водители превышают разрешенную скорость на 10-15 км/ч. Мы и сами, признаться, поддались этому искушению. Не так просто ехать 80 км/ч осознавая, что предстоит еще 700 километров такой дороги. Камеры на дорогах есть, их аж 210 штук по всей стране (правда, данные на 2010 год). За весь наш немалый маршрут мы повстречали не более 20-ти камер. Больше всего их в городах и пригородах. Причем за несколько сот метров до них обычно стоит знак, предупреждающий о близости камер. А в глухих местах, вдали от крупных городов, камер не заметили.
Так выглядят камеры с радарами скорости
Перед камерами обычно стоит один из этих знаков
Последняя точка маршрута
Проехав еще на паре паромов, а один раз не заплатив ? , мы прибыли в нашу последнюю точку маршрута, утес Прекестулен Здесь было гораздо больше туристов, чем во вчерашней долине водопадов, а подъем оказался легче.
По пути также было озеро, в котором можно купаться. Нам было жарко, и мы решили в него прыгнуть на обратной дороге. Забравшись на вершину, просто не хочется оттуда уходить, невозможно оторвать взгляд от этой красоты норвежских фьордов с высоты горы.
Там мы остались довольно долго, а некоторые люди даже разбили палатки возле вершины горы.
Вниз мы пошли побыстрее, чтобы успеть в место ночлега наших друзей. По пути также был паром через фьорд, и мы не знали, до какого времени он курсирует.
Бардуфосс — Лекнес
На календаре — 30 июля. Ранний подъем. На общем собрании решили, что постараемся проехать как можно дальше, чтобы поближе подобраться к Лофотенским островам и поскорее полюбоваться ими. Тем более, погода была пасмурной, и с неба постоянно срывался дождь.
Туманные дали
Двинулись к Нарвику в надежде посетить Полярный зоопарк, но погода разгулялась не на шутку. Решили, что в такой ливень вряд ли получится насладиться северной фауной. В итоге не поехали в парк.
Нас порадовал небольшой городок Харстад, на центральной набережной которого стоит скульптура моржа. Есть поверье, что подержавшийся за клык великана непременно станет здоровым и богатым.
Местный талисман
Одной из самых красивых достопримечательностей является местная церковь. Рядом с ней находится небольшое кладбище.
Церковь в Харстаде
Суровые северные пейзажи
Дорога к морю
Легкие арки мостов
Что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной
Мечтали увидеть и услышать чудо северной природы — гигантский водоворот Мальстрём, описанный в знаменитом рассказе Эдгара По и образованный несколькими течениями. К сожалкению, он не захотел нам показаться.
Ау, Мальстрём!
По пути пришлось проехать по нескольким тоннелям разной длины.
Тоннель 1310 метров
Один из них частично пролегал под водой. Мы смогли это понять лишь по картинке навигатора. Ощущения были не самые неприятные.
Тоннель под водой
Скорость движения по населенному пункту — 50 км/ч
Дождливый Свольвер
Норвежский Стоунхендж
Нашли классный вариант — «Lofoten Camp Storfjord». Симпатичные домики, любопытное оформление территории, веселый и дружелюбный хозяин. За ночь заплатили 600 норвежских крон (около 4200 рублей).
Скоро будут душ, ужин и сон
Погода в Норвегии
С погодой нам повезло, только один день моросил дождь, пришлось искать домик, поскольку мы все промокли, хотелось просушиться. Остальные дни было солнечно.
Днем на солнце тепло градусов 20-25, но как только солнце садится становится очень прохладно до 10 градусов и это при повышенной влажности, кругом фьорды.
Палатка за ночь сильно отпотевает. Спальники с температурой комфорта 10-15 градусов не особо согревают, лучше брать более серьезные спальники. На улице ночью ничего не оставлять, поскольку сильная роса, вся мебель будет мокрой, еду нельзя оставлять ни в коем случае, чайки ранним утром прилетят и устроят крик.
Это при условии, что мы ни разу не ночевали в горах, всегда съезжали в долину, в горах снег лежит, там ночью наверное заморозки.
Мы допустили перерасход бюджета из-за холодных спальников, несколько раз снимали домики, хотя не планировали этого делать.
Маршрут
Начать нужно с составления маршрута. Определиться, каким составом мы поедете, какие у вас интересы – природа, рыбалка, каякинг, музеи – в Норвегии есть все, главное – решить, что же подходит именно вам. Наш первоначальный маршрут немного изменился в ходе поездки, но вы можете его взять за основу вашего самостоятельного путешествия.
Отели и кемпинги на первые дней 5 мы бронировали заранее. Больше всего предложений по Норвегии представлено на Booking.com, однако стремительно набирает популярность сервис для аренды жилья у местных – Airbnb (для наших читателей – ссылка на скидку 2100 рублей при первом бронировании).