Warning: include(/home/users/j/j36685780/domains/38uzorochye.ru/wp-content/plugins/psn-pagespeed-ninja/public/advanced-cache.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/host1846916/38uzorochye.ru/htdocs/www/wp-content/advanced-cache.php on line 10

Warning: include(): Failed opening '/home/users/j/j36685780/domains/38uzorochye.ru/wp-content/plugins/psn-pagespeed-ninja/public/advanced-cache.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/php/php-7.4/lib/php') in /home/host1846916/38uzorochye.ru/htdocs/www/wp-content/advanced-cache.php on line 10
Виды автокранов, назначение, особенности и характеристики

Виды автокранов, назначение, особенности и характеристики

Инженерные и технические особенности автомобильного крана Ивановец

Автомобильные краны Ивановец устанавливаются на шасси отечественных грузовых машин. Ввиду этого самоходные автокраны способны развивать транспортную скорость до 90 км/ч. При этом следует учитывать, что крановая установка делает автомобильную базу менее устойчивой. Поэтому при перемещении настоятельно рекомендовано аккуратное вождение.

Все автокраны линейки Ивановец остаются полностью работоспособны при температуре воздуха от – 40 до +40 градусов. А некоторые модели выдерживают перепад температуры от -60 до +50. Для устойчивого расположения на почве техника оснащена противовесом. Также для безопасной работы рекомендуется выставлять опоры на плоскости, имеющей наклон не более 1,5%. Силовой агрегат автокрана работает на дизельном топливе, что экономически выгодно для владельца и арендатора.

Устройство и органы управления автокрана Ивановец

Кран оборудован стрелой, имеющий до 4, в редких случаях — 5 выдвижных секций, где первая секция — основание. Это влияет на общую высоту подъема груза, которая варьируется от 9,9 до 30,7 метров.

Гидравлический насос приводит подъемный механизм в работу. Стрелы телескопические, подвижные относительно друг друга. Подвески, соединяющие стрелу с опорой, у крана Ивановец гибкие. Это гидравлические цилиндры, за счет которых есть возможность менять вылет стрелы и ее наклон. Кроме того, гидравлический стабилизатор, отвечающий за выравнивание давления, препятствует перекосу подъемного механизма и обеспечивает его устойчивость.

Удобство работы краном Ивановец

Инженеры завода изготовителя спроектировали овоидное сечение, и с 2012 года запустили выпуск техники с усовершенствованной стрелой. Ивановцы — одни из немногих автокранов с оригинальным овоидным сечением, в то время как большинство производителей выпускают технику арочной конструкции с имитацией овоида. Это позволило увеличить грузоподъемность автокрана Ивановец. В настоящее время различные модели имеют способность поднимать от 16 до 100 тонн.

Технические параметры автокрана Ивановец

Инженерная конструкция крановой установки позволяет работать в диапазоне 360 градусов без перемещения техники. Кабина оператора установки для поддержания комфортной температуры оснащена вентилятором, печкой и противосолнечными козырьками. Для удобства обзора рабочее место остеклено широкоформатно. Управление механизмами происходит с пульта, поэтому перед началом работы оператору необходимо пройти обучение.

Микропроцессорный блок выводит на экран, установленный в кабине оператора,  сведения о длине и вылете стрелы, массы и высоты подъема груза. Автокраны Ивановец также оснащены блоком телеметрической памяти. Он собирает и хранит информацию обо всех рабочих параметрах техники.

Технические характеристики

Автокран имеет технические характеристики, которые значительно отличаются друг от друга. Грузоподъёмность обеспечивается при помощи выносных опор, в этом случае данный показатель повышается на 80 процентов по сравнению с работой при отсутствующих опорах. Управление краном ведётся из разных кабин в зависимости от ситуации: кабина шасси используется для управления краном при движении с места на место, кабина крановщика – при непосредственной работе автокраном.

Скорости движений при работе регулируются коробкой передач и в те моменты, когда изменяются вращательные частоты вала силовой установки. Иногда позволяется перемещение крана с грузом небольшого веса, закреплённом на крюке. Местом расположения является сектор задних колёс, местом направления служит продольное шасси, а высота подъёма должна составлять в пределах 0,5. Скорость движения автокрана должна иметь ограничение в 5 км/ч.

Типоразмерный ряд автомобильных кранов и их индексация

Типоразмерный ряд автомобильных кранов – ряд автокранов, различающихся значением их грузоподъемности на наименьшем вылете стрелы (рис. 2, 3, 4, 5).

По грузоподъемности АК подразделяют на 9 размерных групп: 4; 6,3; 10; 16; 25; 40; 63; 100; более 100 тонн.

Определяющим ограничением для назначения грузоподъемности АК конкретного типоразмера являются нагрузка на ось шасси (осевая масса) автокрана и допустимая устойчивость против опрокидывания.

Рисунок 2 – Автомобильный кран КС-2571А

Рисунок 3 – Автомобильный кран КС-3575А

\

Рисунок 4 – Автомобильный кран КС-45717К-1Р с овоидной стрелой

Рисунок 5 – Автомобильный кран «Клинцы» КС-55713-1К-4

Из имеющегося типоразмерного ряда автомобильных кранов образованы три класса: малый – до 10 т; средний – до 63 т; большой — свыше 63 т.

Всем автомобильным кранам в группе стреловых самоходных кранов общего назначения присваивается индекс (рис. 6), состоящий из букв КС (кран стреловой самоходный) и четырех-пяти цифр, из которых:

  • первая цифра обозначает номер размерной группы в ряду грузоподъемности машин,
  • вторая – тип ходового устройства,
  • третья – исполнение подвески стрелового оборудования,
  • четвертая – порядковый номер модели.

Буквы, цифры и индексы, стоящие после цифр номера модели, обозначают очередную модернизацию (цифра 1 – первая модификация или буква А – первая модернизация и т.п.).

Рисунок 6 – Индексация стреловых кранов общего назначения: КС – кран стреловой общего назначения; ХЛ – северное исполнение; Т – тропики; ТВ – тропики влажные; Г – гусеничное ходовое устройство; ГУ – то же, с увеличенной поверхностью гусениц; П – пневмоколесное ходовое устройство; Ш – специальное шасси автомобиля; А – шасси грузового автомобиля; Тр – трактор; Пр – прицепное устройство

По типу исполнения стрелового оборудования автокраны КС бывают:  с канатной (гибкой) подвеской, с жесткой (гидроцилиндровой), телескопической и резервной.

По климатическому исполнению:

  • ХЛ – холодного (северного) исполнения,
  • Т – тропики,
  • ТВ – тропики влажные.

По типу ходового устройства:

  • Г – гусеничные,
  • ГУ – гусеничные с увеличенными гусеницами,
  • П – пневмоколесные,
  • Ш – шасси специальное,
  • А – шасси автомобильное,
  • Тр – трактор,
  • Пр – прицеп.

По профилю сечения стрелы бывают следующих видов:

  • прямоугольные (коробчатые),
  • трапециевидные,
  • гексагональные,
  • многогранные,
  • овоидные и др.

Наиболее перспективный профиль сечения стрелы это овоидный, обладающий высокой прочностью и низкой металлоемкостью.

Например, индекс КС-35715-1 расшифровывается следующим образом: КС – кран стреловой самоходный, 3 – третья размерная группа (грузоподъемность 10 т), 5 – ходовое устройство в виде шасси грузового автомобиля, 7 – жесткая подвеска стрелового оборудования (телескопической стрелы), 15 – порядковый номер модели крана, 1 (-1) – первая модернизация модели.

Индекс КС-2561БТВ ― кран самоходный грузоподъёмностью 6,3 т на автомобильном шасси с гибкой подвеской стрелы и механическим приводом (цифра 1), второй модернизации в исполнении для влажных тропиков.

Некоторые изготовители дают иную маркировку: три буквы – назначение крана, затем цифры – грузоподъёмность. К примеру, СМК-8 –кран специальный монтажный грузоподъёмностью 8 тонн.

К основным параметрам автомобильных кранов относятся:

  • грузоподъемность;
  • вылет стрелы;
  • вылет стрелы от ребра опрокидывания;
  • высота подъема;
  • глубина опускания крюка;
  • скорость подъема (опускания) груза;
  • транспортная скорость;
  • общая (эксплуатационная) масса крана;
  • максимальная осевая нагрузка;
  • среднее давление выносной опоры на основание;
  • минимальный радиус поворота
  • автокрана; преодолеваемый уклон дороги;
  • мощность силовой установки.

Вылет стрелы – расстояние от оси центра тяжести АК до оси груза.

Высота подъема крюка – расстояние от поверхности земли до крюка.

Скорость подъема (опускания) груза – изменение положения высоты груза строго по вертикали в единицу времени (м/мин).

Транспортная скорость – путь, проходимый АК за единицу времени (км/ч).

Особенности автомобильных кранов

Внешне этот железный механизм выглядит, как самоходная машина со стреловым оборудованием для поднятия различных грузов. В качестве базы используется шасси грузового автомобиля, реже специальные автоплатформы. Даже при таком большом количестве экземпляров устройство автокранов преимущественно схожее.

Вот их главные плюсы:

  • высокая маневренность и автономность;
  • быстрая разборка и сборка автокрана;
  • возможность замены стрелы в зависимости от типа выполняемых работ;
  • небольшие размеры;
  • высокая скорость движения;
  • водитель одновременно может выполнять функции крановщика.

Виды автокранов и их отличия

Примерно с последней четверти XX века классификация автомобильных кранов по основному признаку — грузоподъемности — перестала носить статичный, табличный характер. Например, в учебном пособии Астахова А. И. «Автомобильные краны» от 1969 года по грузоподъемности все самоходные стреловые машины подразделялись всего на 5 типов: 2,5, 4, 6,3, 10 и 16 тонн.

Сегодня подобная классификация тоже есть. Она регламентирована ГОСТом 22827–85 и распространяется только на грузоподъемные машины отечественного производства. По грузоподъемности государственный стандарт подразделяет все автокраны на 9 размерных групп.

Группа 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Грузоподъемность, т 4 6,3 10 16 25 40 63 100 >100

Например, крановая установка «Клинцы» КС-55713 на базе автомобиля Урал относится к 5 размерной группе.

Что касается современных автокранов и машин зарубежного происхождения, то для них нередко разрабатывается отдельная классификация, которая может быть привязана к стандарту ISO или соответствовать внутреннему регламенту завода-изготовителя.

Кран пневмоколесный

Рассмотрим виды автокранов по их основным классификационным признакам.

  1. Тип шасси:
  • пневмоколесный,
  • гусеничный (в настоящее время встречается редко).

Назначение шасси:

  • общее,
  • специальное.

Подавляющее большинство крановых установок монтируется на шасси серийно выпускаемых авто. При этом перед сборкой крана в шасси общего назначения вносятся некоторые изменения: устанавливаются подходящие грузоподъемности аутригеры, усиливается рама в месте установки поворотной платформы, добавляется противовес, подключаются устройства безопасности и т. д. Тяжелые краны с грузоподъемностью от 100 тонн зачастую строятся на специализированном шасси, изначально разработанном под крановую установку.

  1. Количество осей: от двух до шести (например, на сверхтяжелых автокранах специального назначения).
  2. Количество управляемых осей: от одной до всех, имеющихся на автокране.

Несколько осей технически делают управление тяжелой машиной более простым, а также уменьшает износ шин.

  1. Тип стрелы:
  • телескопический,
  • решетчатый (ферменной конструкции),
  • башенно-стрелового исполнения,
  • оборудованный гуськом.

Количество основных двигателей: один или несколько.

На кранах большой грузоподъемности практикуется установка нескольких ДВС: один — для перемещения, снабжения энергией шасси и вспомогательного оборудования, другие — для запитывания грузоподъемных механизмов.

  1. Тип привода грузоподъемного оборудования:
  • механический,
  • электрический,
  • гидравлический,
  • комбинированный.

Все чаще производители кранового оборудования прибегают к комбинированию приводов для различных механизмов. Например, подъем стрелы и выдвижение телескопических секций осуществляется гидравлическим цилиндром, а подъем груза и поворот платформы — электродвигателями.

  1. Тип рабочего органа:
  • крюковая подвеска,
  • грейфер,
  • специализированный захват для фиксации определенного типа грузов.

Габариты крана. Это параметр учитывается при оценке того, сможет ли грузоподъемная машина подъехать, разместиться и полноценно работать в стесненных условиях. Учитывается клиренс авто, а также габариты в транспортном и рабочем положениях (с выдвинутыми опорами и развернутой стрелой).
Климатическое исполнение. Автокраны на постсоветском пространстве подразделяются на три типа по этому параметру:

  • ХЛ — холодный климат;
  • Т — тропический;
  • ТВ — влажный тропический.

Если климатическое исполнение не определено, то сфера применения автокрана ограничивается средней полосой, с нормальной влажностью и без экстремально низких или высоких температур.

Кран гусеничный

Производители

Автомобильные краны изготавливаются различными фирмами в разных странах.

Производитель Класс Грузоподъёмность мин./макс., т Страна
Ивановец Среднетонник на свободном шасси от 16 до 80, а так же 25 Россия
Челябинец от 25 до 50
Галичанин от 25 до 100
KATO Сверхгрузоподъёмный на собственном шасси от 60 до 150 Япония
Komatsu от 30/ до 00
Zoomlion предел 2000 КНР
XCMG предел 1600
Liebherr Все от 5 до 1200 Германия, Австрия, Швейцария
Terex от 30 до 1200 США
Газпромкран Среднетонник на свободном шасси от 5 до 30 Россия
Grove Сверхгрузоподъёмный на собственном шасси предел 450 Германия
Krupp предел 200
TAKRAF Железнодорожный, автокран предел 200
Tadano Лёгкие и средние свободного базирования предел 50 Япония
Lokomo Средние и тяжёлые на собственных шасси от 20 до 100 Финляндия

Технические свойства автокранов на конкретном примере

Описание технических характеристик самоходных стреловых кранов включает основные параметры шасси (модель) и двигателя (тип и мощность), а также спецификации крановой установки.

Для того чтобы рассмотрение свойств автокрана было более детальным и наглядным, целесообразно прибегнуть к описанию характеристик машины КС-55722 на базе КАМАЗ-53228 от Юргинского машиностроительного завода.

Этот кран относится к самой востребованной категории грузоподъемности – 25 т. В грузоподъемной машине установлен дизельный двигатель КАМАЗ 740.31-240 (Евро-2) мощностью 191 кВт (260 л. с.). Колесная формула — 6х6.

Техническое описание самой крановой установки включает следующий перечень свойств:

  • грузоподъемность;
  • максимальный грузовой момент;
  • показатель высоты подъема;
  • быстрота опускания груза м/мин;
  • скорость движения км/ч;
  • габаритные размеры.

Под грузоподъемностью понимают способность автокрана к поднятию максимально допустимой массы груза, на которую рассчитана данная машина.

В уже упомянутый конкретный показатель 25 т входит также масса крюка и всех съемных механизмов машины.

Отличаясь компактными габаритами и хорошей маневренностью, Юргинец с легкостью добирается до любого строительного участка, не создавая проблем движению.

Автокран оснащен специальным механизмом ограничения, блокирующим работу при превышении допустимой нормы груза.

Однако, чтобы правильно рассчитать грузоподъемность любого автокрана для того или иного вида работ, следует учитывать сопутствующие факторы.

К ним относятся характер почвы, на которой будет базироваться автокран, свойства самого груза (удобство захвата, габариты, хрупкий или устойчивый к повреждениям материал).

Но основные свойства, на которые надо обращать внимание, – это вылет стрелы и высота подъема. Эти параметры определяющим образом сказываются на грузоподъемности автокрана

Грузовой момент — это основополагающий критерий, по которому судят о технических возможностях автокрана. У Юргинца он составляет 80 т/м, что говорит о его превосходных эксплуатационных качествах.

Определяется грузовой момент как произведение грузоподъемности на вылет стрелы. В подавляющем большинстве случаев именно оперирование показателями грузоподъемности, вылета стрелы и грузового момента позволяет технически точно оценить самоходный кран.

К каждому автокрану производитель прилагает схему, при помощи которой можно рассчитать грузоподъемность машины с учетом конкретных условий строительной площадки.

Грузовысотные свойства Юргинца позволяют использовать эту машину в стесненных условиях или в труднодоступных местах. Немаловажную роль здесь играет и наличие телескопической стрелы, состоящей из трех секций.

Высота подъема стрелы, как и грузоподъемность, зависит от вылета. Она равняется:

  • у данной модели с телескопической стрелой – 8,4-20,5 м;
  • у модели с гуськом (удлинителем) – 27,4 м.

Скорость посадки автокрана – показатель наименьшей скорости плавного опускания груза при монтаже или укладке. У Юргинца он составляет 0,2 м/мин. Максимальная скорость подъема груза – 18 м/мин.

Важный параметр представляет собой транспортная скорость крана, составляющая у данной модели 60 км/ч. Этот показатель выгодно отличает машины от их аналогов с большей грузоподъемностью, скорость которых в большинстве случаев не превышает 20 км/ч.

Именно рабочие скорости автокрана влияют на его производительность.

Также важным свойством признана зона охвата работы с грузами в 290 градусов. Эта характеристика очень важна при определении соответствия технических возможностей крана разным видам работ.

Габаритные размеры грузоподъемной машины КС-55722 в транспортном положении представлены следующим образом: длина – 10 150 мм, ширина – 2 500 мм, высота – 3 850 мм.

Общая масса автокрана Юргинец, рассчитанная при полном топливном баке, со всеми сопутствующими съемными и транспортными механизмами – 20 750 кг.

Технические характеристики этого автокрана можно дополнить такими параметрами:

  • максимальная нагрузка, приходящаяся на оси при движении: на переднюю – 5,53 т/с, на заднюю – 15,22 т/с.
  • наивысший угол съезда 18°, преодолеваемый краном с постоянной скоростью, позволяет ему функционировать даже в условиях бездорожья.

Диапазон температур, при которых может осуществляться эксплуатация автокрана Юргинец, составляет от -40°С до +45°С. Это позволяет использовать спецмашину в различных климатических условиях без причинения ущерба основным механизмам.

Преимущества и недостатки

Достоинства изделий – простота, надежность, удобство ремонта и совместимость с бытовыми системами водоснабжения. Более дорогие модели позволяют экономить поток, имеют функцию блокировки потока при превышении максимальной температуры. Различные гигиенические модели удобно устанавливать в общественных местах благодаря встроенному датчику.

У разных типов смесителей есть недостатки. Среди них: износ прокладки, чувствительность керамических деталей к грязной среде, необходимость установки фильтра. Сенсорные модели менее надежны.

Источник – https://mr-build.ru/newsanteh/vidy-kranov.html

Область применения автокранов

Сфера использования автомобильных кранов определяется из возможностей машины и специфики производимых работ. Перечислим несколько характерных областей применения автокранов:

  1. Общестроительные работы. Редкая стройка обходится без автокрана. Что касается возведения небольших или частных объектов, то автомобильный кран задействуется практически на всех этапах, в числе которых: возведение фундаментной подушки, создание монолитных конструкций, установка плит перекрытия и монтаж элементов крыши. Крупные строительные объекты обычно оснащаются башенными кранами.
  2. Погрузочно-разгрузочные работы. Транспортировка тяжелых или крупногабаритных грузов требует специального приспособления для их погрузки и разгрузки. В местах, необорудованных стационарными мостовыми или консольными кранами, эти работы делегируются как раз автомобильным кранам.
  3. Монтажные работы. Установка оборудования на производственные линии, монтаж рекламных щитов, крепление нестандартных приспособлений к зданиям и другие операции с тяжелыми грузами также зачастую требуют привлечения автомобильных кранов как удобных, мобильных и наиболее подходящих машин для решения этих задач.

Применение автокранов практикуется везде, где требуется подъем и перемещение тяжелых грузов, а к месту производства работ есть подъезд. Если раньше эти машины были в подчинении только у крупных государственных организаций, то сегодня лицензированные частные предприятия широко предоставляют услуги аренды автокранов.

Компания ООО «СройСпецТранс» предлагает в аренду краны с грузоподъемностью 25 тонн и 32 тонны на базе автомобилей высокой проходимости. Уточнить условия аренды вы можете по телефону 8 (964) 853-20-26.

Также читайте на нашем сайте о видах колесных экскаваторов.

Общие сведения о назначении и классификации башенных кранов

Начало изготовления грузоподъемных кранов датируется 1936 г., когда СССР стал выпускать первую технику для строительства. До 1941 г. численность таких машин не превышала 200 единиц. С целью быстрого послевоенного восстановления народного хозяйства выпуск продукции вырос до 4 тыс.

До 1960 г. башенный кран разрабатывался неспециализированными заводами, что повлияло на их разнотипность. На протяжении последующих лет на основании передовых технологий ВНИИ Стройдормаша вместо 8 типоразмеров были созданы 80 разных видов машин. В процессе унификации надежность подъемных манипуляторов увеличилась до 50%, стоимость снизилась на 1/4, также были сокращены сроки изготовления, проектирования и освоения, внедрен агрегатный способ проведения технического обслуживания.

Количество и типы приводов

По количеству приводов автомобильные краны можно разделить на две группы:

  • машины на основе одномоторного привода, в которых двигатель приводит в движение рабочие механизмы;
  • основанные на многомоторном приводе – в них для каждого узла имеется отдельный двигатель.

Автокраны отличаются и типом привода:

  • в моделях на механическом приводе энергия от двигателя передается рабочим механизмам при помощи трансмиссии;
  • при электрическом — передача энергии происходит через генератор;
  • в гидравлическом приводе используется механическая энергия от гидронасосов;
  • в комбинированном приводе используется сочетание разных принципов, например, электрического и гидравлического питания.

Из всех типов привода наиболее удобным и компактным считается гидравлический. Его единственным недостатком является низкий КПД. Электрический привод выгоден возможностью получения питания от внешней сети, что позволяет:

  • повысить моторесурс установки;
  • облегчить выполнение работ при низких температурах;
  • снизить эксплуатационные расходы.

Высота подъема. Она различается в зависимости от вылета и вида стрелы.

Скорость посадки крана. Показывает, с какой минимальной скоростью кран производит плавное опускание грузов при монтажных работах.

Транспортная скорость машины. Этот параметр позволяет определить возможность оптимального использования крана на разных участках работ. От его скорости зависит и производительность техники.

Зона охвата. Свидетельствует о технических возможностях крановой установки на разных видах работ.

Габариты. От них зависит маневренность машины, возможность работы в стесненных условиях и перевозки в собранном виде по железной дороге.

Диапазон температур. Показывает возможности применения автокрана в различных климатических условиях.

Среди основных параметров указываются также модель шасси и мощность двигателя.

Какие категории и подкатегории прав ввели в 2021 году (Таблица)

Новых категорий в водительских удостоверениях в 2021 году не вносилось. Перечисленные ниже типы были утверждены Сводной резолюцией в ноябре 2013 года.

Категории и подкатегории Транспорт Описание Максимальная масса
М Мопеды, легкие квадрициклы Мопед – двухколесное или трехколесное ТС, развивающее скорость не больше 50 км/ч. Квадрицикл – четырехколесное ТС. Легкий вариант этого транспорта – объем двигателя до 50 куб.см. и скорость не более 50 км/ч.
А Мотоциклы Любые мотоциклы, в частности с коляской, снегоходы.
А1   Мотоциклы Мототранспорт объемом двигателя не больше 125 куб.см. и мощностью до 11 кВт.
В Легковые автомобили Машины, где есть не более 8 сидений для пассажиров. Допускается использование прицепа до 750 кг. Есть возможность использовать прицеп с большей массой, но в общем должно выходить не более 3,5 т. 3,5 тонны
В1 Трициклы, квадрициклы Трициклы – трехколесные мототранспортные средства. Квадрициклы сюда относятся те, которые имеют объем двигателя более 50 куб.см., а скорость свыше 50 км/ч. 400 кг
ВЕ Легковые автомобили с прицепом Машины кат. «В» с прицепом, который весит больше 750 кг, а общая масса транспортных средств превышает 3,5 тонны.
С Грузовики Средние (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелые (более 7500 кг) грузовые машины. Возможность присоединения прицепа весом не более 750 кг. 7,5 тонн (для среднего грузовика) 750 кг (для прицепа)
С1 Легкие грузовики Грузовые автомобили, за исключением машин кат. «D». Допустимая масса — 3,5-7,5 т. Разрешается присоединять прицеп весом до 750 кг. 3,5-7,5 тонн (для грузовика) 750 кг (для прицепа)
СЕ Грузовики с прицепом Грузовая техника с более большим прицепом или полуприцепом – свыше 750 кг.
С1Е Легкие грузовики с прицепом Грузовые машины с прицепом весом более 750 кг, но не больше массы самого автомобиля без нагрузки. 12 тонн
D Автобусы, пассажирские газели Автобусы, на которых перевозят пассажиров. Количество мест – свыше 8-ми, не считая водительского кресла. Можно использовать прицеп массой не более 750 кг. 750 кг(для прицепа)
D1 Малые автобусы Автобусы с количеством мест от 9 до 16. Можно использовать прицеп весом не больше 750 кг. 750 кг (для прицепа)
DE Автобусы с прицепом Автобусы с прицепом массой свыше 750 кг, а также сочлененные автобусы
D1E Малые автобусы с прицепом Автобусы, на которых перевозят грузы. Можно использовать прицеп весом свыше 750 кг. 12 тонн