Виды грузовой транспортной техники, машин, оборудования

Категории транспортных средств, на управление которыми необходимы права

Установленные в Российской Федерации категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право, перечислены в пункте 1 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где содержатся следующие положения:

В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):

категория «A» — мотоциклы;категория «B» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;категория «C» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;категория «BE» — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;категория «CE» — автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;категория «DE» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;категория «Tm» — трамваи;категория «Tb» — троллейбусы;категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;

подкатегория «A1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;подкатегория «B1» — трициклы и квадрициклы;подкатегория «C1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;подкатегория «C1E» — автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;подкатегория «D1E» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Виды транспортных перевозок

Транспортная перевозка — сложный процесс, состоящий из множества звеньев. Справится с этой задачей может предприятие самостоятельно или воспользоваться услугами логистической компании. Все зависит от объема работы и бюджета, которым обладает предприятие.

В системе транспортных перевозок существует два понятия: перевозчик и экспедитор. Они представляют собой две стороны одно медали, без них невозможен эффективный процесс перемещения грузов.

Перевозчики совершают физическое перемещение груза из точки отправки в точку прибытия. Экспедиторы при этом осуществляют ряд вспомогательных функций: оформляют документацию, помогают грузу пересечь таможню, контролируют погрузку и выгрузку, страхование, хранение груза.

Крупные компании, которые имеют необходимые средства, всегда пользуются услугами экспедитора. Также существует понятие логистического партнера. Это лицо, которое указывает вспомогательные услуги. К ним относятся: страховые и охранные компании, таможенные брокеры, компании, совершающие упаковку грузов, и прочие важные объекты.

Различают такие виды перевозок:

  1. Одновидная — подразумевает использование одного вида транспорта. Чаще всего используется, когда нужно доставить груз из пункта в пункт без складирования и переработки.
  2. Комбинированная — когда используются несколько видов транспорта. Это способствует повышению эффективности перевозки и снижает расходы.

Если речь идет о международных торговых связях, то чаще всего используется именно второй вид перевозок. Например, к пункту отправки груз перевозят на железнодорожном транспорте, затем его перегружаю на грузовики и везут в аэропорт, а после уже грузят на воздушное судно. По прилету товар разгружают на авто и везут в пункт назначения.

Классификация грузов

Грузы для перевозки различают по физическим параметрам (сыпучие, штучные, наливные). В зависимости от метода транспортировки, а также погрузки-выгрузки, выделяют несколько основных категорий.

Классификация грузов включает:

  • Штучные грузы, учет которых ведется по количеству. Главными критериями этой категории являются габариты, наличие (отсутствие) упаковки, масса и форма. Вес должен определяться с тарой (брутто) или без (нетто).
  • Навалочные грузы, погрузка и разгрузка которых проводится навалом. Обычно это строительные материалы мелких фракций (песок, щебень), грунт. Контроль ведется при помощи взвешивания (часто вместе с автотранспортом), на перевозку открытым способом добавляются коэффициент возможной потери.
  • Наливные грузы перевозятся в специальных цистернах либо другой герметичной таре. Подобным образом перевозится любая жидкость, для учета используются показания объема.
  • Универсальный груз, не требующий задействования специальной транспортировочной техники. По умолчанию обычно для перевозок используются бортовые автомобили разной грузоподъемности.
  • Специальный или специфический груз, транспортирование которого проводится только в особых условиях, в частности — соблюдении мер безопасности.
  • Весовые категории перевозимых грузов классифицируются на легкие (до 80 кг), обычные (250-500 кг), тяжеловесные (более 500 кг).
  • Габариты для перевозки также важны, это определяет размеры кузова автотранспорта. Для перевозки негабаритных грузов обычно используются специальные прицепы или удлиненные платформы. Для соблюдения норм безопасности часто необходимо сопровождение.
  • Генеральный груз, размещение которого требует укрупненного грузового места. Обычно это металлоконструкции, оборудование, ЖБИ, пакетированная продукция.

Классификация грузов включает также определение сборных партий. Это товары (изделия, продукция), которые представлены отдельными элементами, поставляемые единой партией. Для этого используется отдельная единица транспорта или колонна машин. Раскомплектовка продукции приводит к потере частиц груза, что недопустимо и влечет за собой штрафные санкции для перевозчика.

Полуприцепы

Полуприцепы – это один из функциональных вариантов прицепов, передняя часть которых предусматривает стыковку с опорой на тягач с применением сцепного механизма. Платформа подходит для перевозки разных типов грузов, отличается возможностью максимально быстрой и удобной замены тягача при выходе из строя транспортного средства. Процедура сцепки занимает всего несколько минут, а автомобиль отличается маневренностью, эффективной доставкой продукции. Допускается перевозка длинномерных, а также негабаритных материалов.

Классические полуприцепы предусматривают от двух до пяти функциональных ходовых осей в основе. Некоторые модели оснащены одной подъемной осью, которая применяется только при необходимости перевозки грузов с повышенной массой. Оборудование снижает нагрузку на резину и износ материала при движении порожняком. По конструктивным характеристикам полуприцепы можно разделить на рефрижераторы, бортовые, цистерны, тентованные, платформы, тралы, самосвалы, а также прочие виды грузового транспорта.

Грузовая техника

Грузовые автомобили – это класс транспортных средств, конструкция которых интегрирована в кузов, а также фиксируется на ходовой раме. В большинстве случаев техника данной категории называется «грузовиками». По вариантам исполнения кузова предусмотрены бортовые автомобили и фургоны.

  • К категории бортовых грузовиков относится техника, в основе конструкции которой использован открытый кузов на шасси автомобиля. Транспортные средства данной категории применяются для перевозки строительных материалов, продукции, которая не требует соблюдения специальных условий хранения при перевозке.
  • Традиционный фургон – автомобиль с добавлением на ходовое шасси специального грузового кузова с тентом или металлической конструкцией. Главным отличием от машин бортового типа является наличие закрытого кузова. Конструкция обеспечивает функциональные возможности для перемещения широкого спектра грузов, реализует максимальную защиту от попадания влаги атмосферных осадков, пыли.

Внутри кузова сохраняется эффективный микроклимат, а такие автомобили называются изотермическими. Рефрижератор поддерживает необходимую для перемещения продуктов питания и другой продукции температуру. Фургоны обеспечивают возможность транспортировки скоропортящихся товаров, специальных грузов, относятся к числу одних из самых распространенных вариантов профильной техники для региональных перевозок.

Классифицируют кузова на следующие разновидности:

  1. Бортовые. У них самый длительный период службы. Борта во время погрузочных и разгрузочных работ снимаются.
  2. Тентованные. В конструкции есть специальные распорки, на которые тент натягивается и на них же закрепляется. Такое покрытие защищает перевозимый груз от дождя, града, снега. Тент снимается, а это упрощает процесс погрузки или разгрузки перевозимой продукции.
  3. Цельнометаллические. Металлический кузов защищает транспортируемые грузы от плохих погодных условий. Также надежно защищает от возможной кражи товара. Во время разгрузки, материалы/продукцию можно выгружать только с задней части кузова.
  4. Изотермические. Изнутри защищены материалом, который уберегает перевозимый продукт от пагубного воздействия солнечных лучей. Используется при перевозке продуктов, которым нежелательно воздействие высоких температур. Внутри долгое время держится определенный температурный режим.
  5. Рефрижераторы. Имеют кузов, в который вставлена морозильная камера. Длительное время сохраняется установленная температура. Количество температур отличается по классу, к которому относится рефрижератор. Здесь предусмотрено 6 классов. Перевозка в кузове с рефрижератором будет стоить дорого. Это зависит от того, что во время движения автотранспорта работает еще и морозильная камера, для которой требуется дополнительное количество топлива.
  6. Самосвалы. Оснащены механизмом автоматической разгрузки. При их появлении появилась возможность перевозки мелкофракционных материалов. Без них нельзя обойтись во время строительства.
  7. Тралы с низкой рамой и платформы. При помощи данных кузовов перевозят негабаритные грузы. Оснащены подъемным механизмом, это довольно сильно ускоряет процесс погрузки и разгрузки кузова.

И ещё другие

Цистерны используются в перевозке не только жидкостей и газов, но также и при необходимости доставить мелкофракционный, сыпучий твёрдый груз. Например – муку или цемент. Алюминиевая цистерна практичнее, нежели стальная – меньше корродирует, легче (то есть грузовик получается более маневренным и тратит меньше горючего), устойчива к морозам. Прочнее всего круглые цистерны. Чуть менее прочны эллиптические (зато они компактнее). Если есть вероятность резких манёвров, надо выбирать цистерну в виде чемодана, так как сниженный центр тяжести делает её устойчивее других.

Сыпучие строительные грузы, каменный уголь, зерно и дрова будут доставлены заказчику, скорее всего, на самосвале.

Крепление груза

С момента погрузки и получения проездных документов ответственность за дорогое оборудование полностью ложится на водителя грузовика. Первой мерой, обеспечивающей безопасность транспортировки, становится правильное закрепление оборудования в кузове.

Большинство дальнобойщиков привыкло к использованию стандартных прижимных ремней. Но два или четыре ремня могут не уберечь груз от смещения по дну фуры или опрокидывания. Кроме того, прижимные ремни нельзя использовать для крепления медицинских установок в пластиковых корпусах и других видов хрупкого оборудования.

Не слишком надежна и установка деревянных ящиков с оборудованием друг на друга. Смещение верхнего ящика по горизонтали может привести к повреждениям нижней тары и оборудования острым углом ящика. Для дорогостоящих грузов опытные автоперевозчики разрабатывают специальные схемы креплений или строго выполняют рекомендации производителя оборудования.

Лучшими способами считаются схемы, в которых применяются комбинации диагональных, вертикальных тросов и ремней, с креплением за независимые точки. От смещения по полу грузовика оборудование предохраняется укладкой массивных брусьев (продольных  и поперечных), дополненных резиновыми амортизационными прокладками.

Для оборудования других типов применяется изоляция ножек станины, установка противооткатных упоров. Контроль за состоянием груза улучшается применением датчиков опрокидывания, удара, наклона.

Типичные ошибки при креплении приводят к дорожным авариям. В лучшем случае неправильно закрепленный груз сломает каркас и тент фуры, выпадет на обочину дороги.

Нередки случаи, когда неправильно закрепленное оборудование переворачивает фуру на повороте. В этом случае авария приводит не только к материальным потерям, возможны травмы или гибель водителя.

Воздушный транспорт.

Грузовая авиация — новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество — скорость доставки, главный недостаток — высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1 % всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью.
Традиционно для междугородных грузовых перевозок использовались по большей части попутные пассажирские рейсы, что было выгодно и экономично, но привело к потере гибкости и задержке технического развития. Фрахт реактивного лайнера обходится дорого, а спрос на такие перевозки нерегулярен, поэтому парк самолетов, осуществляющих исключительно грузовые перевозки, очень невелик.
Воздушный транспорт отличается меньшей величиной постоянных издержек по сравнению с железными дорогами, водным транспортом или трубопроводами. Постоянные издержки воздушного транспорта включают затраты на покупку самолетов и, при необходимости, специального оборудования грузопереработки и контейнеров. Переменные издержки включают расходы на керосин, техническое обслуживание самолетов и оплату труда летного и наземного персонала.
Поскольку для размещения аэропортов нужны очень большие открытые пространства, воздушные перевозки, как правило, не объединены в единую систему с другими видами транспорта, за исключением автомобильного. Воздушным транспортом перевозят самые различные грузы. Главная особенность этого вида транспорта заключается в том, что им пользуются для доставки грузов главным образом в случае экстренной необходимости, а не на регулярной основе. Таким образом, основные грузы, перевозимые воздушным транспортом, — либо дорогостоящие, либо скоропортящиеся товары, когда высокие транспортные расходы оправданы. Потенциальными объектами грузовых авиаперевозок являются также такие традиционные для логистических операций продукты, как сборочные детали и компоненты, товары, продаваемые по почтовым каталогам.

Джетпак Мартина

В список журнала TIME, посвященного 50 лучшим изобретениям 2010 года, попал «первый в мире практический реактивный ранец». Для удобства будем называть его джетпак. Эти реактивные ранцы активно разрабатываются и больше не являются плодом воображения научной фантастики.

Гленн Мартин, новозеландец, работает над своим джетпаком уже более 30 лет и он почти готов к коммерческой продаже. Он работает на канальных вентиляторах и может летать до 30 минут за раз. Его максимальная скорость — чуть менее 74 км/ч, а высота полета — до 900 метров. Изначально такой джетпак разрабатывался для пожарных и аварийно-спасательных групп, однако теперь Мартин решил дать возможность опробовать его и людям.

Группы транспортных операций

Виды организации перевозок соотносятся с группами транспортных операций, а именно:

  • первая группа включает в себя шаги по подготовке импортно-экспортной сделки — анализ транспортного рынка, изучение расценок, а также существенных условий, планирование маршрута и прочих деталей перевозки;
  • вторая группа операций связана с непосредственной реализацией условий договора (подготовка груза к транспортировке, оформление соответствующей документации, а также контроль за передвижением товара по маршруту);
  • третья группа связана с возможным возникновением разногласий и спорных моментов между отправителем груза и его получателем после того, как доставка будет осуществлена.

Как определить категорию транспортного средства в целях расчета транспортного налога

Порядок расчета транспортного налога зависит от категории транспортного средства (п. 1 ст. 361 НК РФ). Категории транспортных средств перечислены в статье 361 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:

  • легковые автомобили;
  • мотоциклы и мотороллеры;
  • автобусы;
  • грузовые автомобили;
  • другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
  • катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства;
  • яхты и другие парусно-моторные суда;
  • гидроциклы;
  • несамоходные (буксируемые) суда и др.

От категории транспортного средства и его технических характеристик (мощность, вместимость) зависит размер ставки транспортного налога (ст. 361 НК РФ).

При определении видов автомототранспортных средств и отнесения их к категории «грузовых» или «легковых» автомобилей нужно руководствоваться:

  • Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. №359;
  • Конвенцией о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. №5938-VIII.

Об этом сказано в пункте 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 Налогового кодекса РФ (утверждена приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. №БГ-3-21/177).

Однако Методические рекомендации не являются нормативно-правовым документом, предусмотренным для общего пользования (письмо Минфина России от 16 июня 2006 г. №03-06-04-04/24). Кроме того, ОКОФ предназначен для целей учета и статистики основных средств и не может применяться при расчете транспортного налога (постановление Президиума ВАС РФ от 17 июля 2007 г. №2965/07).

Для установления категории автотранспортного средства контролирующие ведомства рекомендуют руководствоваться данными паспорта транспортного средства (ПТС) (письма Минфина России от 22 ноября 2005 г. №03-06-04-02/15, ФНС России от 1 декабря 2009 г. №3-3-06/1769). В этом документе указывается тип и категория транспортного средства (Положение, утвержденное совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134).

Под типами транспортного средства понимается характеристика автомобиля, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (грузовой, легковой, автобус и т. д.). Категорий транспортных средств можно выделить пять:

  1. А – мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
  2. В – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
  3. С – автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
  4. D – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
  5. прицеп – транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством.

    Этот термин включает в себя полуприцепы.

Категории транспортных средств в ПТС указываются на основании вышеупомянутой Конвенции.

Если данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, то этот вопрос должен решаться в пользу организации (письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. №3-3-06/1769).

Указание в ПТС категории «В» не свидетельствует о том, что автомобиль относится к легковому транспортному средству. Категория «В» может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям (приложение 3 к Положению, утвержденному совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134, письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. №3-3-06/1769).

Поэтому рассчитывать транспортный налог нужно с учетом типа транспортного средства, указанного в строке 3 ПТС. Если в ПТС одновременно указана категория автомобиля – «B» и тип транспортного средства – «грузовой», то транспортный налог рассчитывайте как с грузового автомобиля. Кроме того, можно воспользоваться маркировкой транспортного средства, которая приводится в строке 2 ПТС. Второй знак цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Например: «1» – легковой автомобиль, «7» – фургоны, «9» – специальные.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 марта 2010 г. №03-05-05-04/05, от 7 февраля 2008 г. №03-05-04-04/01 и от 17 января 2008 г. №03-05-04-01/1, УМНС по Московской области от 30 июля 2003 г. №07-48/91/Р795.

Космический транспорт (космический аппарат)

Космический транспорт (космический аппарат) – механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров по безвоздушному пространству (в космосе). Разумеется, говоря о перевозке людей, подразумевается то, что они являются одновременно и пассажирами, и экипажем, управляющим космическим аппаратом. В основном же такой транспорт предназначен для более специфических целей. Например, космические станции предназначены для различных исследований рельефа, океанов и атмосферы, которые нельзя провести на Земле, а спутники позволяют людям смотреть международные телевизионные программы и делать прогнозы погоды метеорологам. Кроме того, некоторые космические аппараты используются в военных целях (слежка за зонами боевых действий, разведка деятельности других стран, обнаружение приближающихся космических объектов и т. д.).

Из основного космического транспорта можно выделить: спутники, космические корабли, орбитальные и межпланетные станции, планетоходы.

Водный транспорт.

Здесь принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта — это способность перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа судов: глубоководные (нуждаются в портах с глубоководными акваториями) и дизельные баржи (обладают большей гибкостью). Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость. Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики, за исключением случаев, когда и пункт отправления, и пункт назначения расположены на одном и том же водном пути. Водный транспорт, таким образом, отличающийся большой грузоподъемностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение. Типичными грузами для перевозки по внутренним водным путям являются руда, минеральное сырье, цемент, зерно и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Возможности транспорта ограничены не только его привязкой к судоходным рекам и каналам, но и зависимостью от мощностей для погрузки-разгрузки и хранения таких насыпных грузов, а также растущей конкуренцией со стороны железных дорог, обслуживающих параллельные дороги.
В будущем значение водного транспорта для логистики не уменьшится, так как медленные речные суда могут служить своего рода передвижными складами при надлежащей интеграции в общую логистическую систему.

Что такое специализированные автомобили?

Доставка сырья и комплектующих, энергоносителей для производств и готовой продукции потребителю, это те вопросы, которые призвана решать логистика. Составной частью логистических и транспортных систем являются грузовые автомобильные перевозки. Оставив в стороне организационные вопросы, остановимся на том, какой автотранспорт при этом может быть использован. Транспортные компании, занимающиеся перевозкой определенных видов грузов, используют для этого специализированные автомобили. В зависимости от вида и габаритов груза применяются автомобили с различными типами кузовов. У грузовых автомобилей основным типом кузова считается бортовая платформа. Наиболее востребованы сегодня бортовое тентованные полуприцепы. Их удобство в том, что на них можно грузить товары различного типа, при этом грузоподъемность такого тентованного полуприцепа может достигать двадцати тонн. При необходимости тентованный полуприцеп легко превращается в бортовую платформу. Автомобили с низкорамными платформами применяются при перевозке громоздких грузов. Они не имеют в отличие от бортовых платформ ограничительных бортов. С их помощью осуществляется и перевозка негабаритных грузов, например производственных станков, технологических установок или архитектурных памятников. Базой различных панелевозов, лесовозов или автовозов, иными словами грузовых автомобилей узкой специализации, служит открытая платформа. Используются эти автомобили в местах непосредственной работы. Для условий города наиболее применимы фургоны и самосвалы различных типов. Самый распространенный вид специализированных автомобилей с открытой платформой это самосвал. Используются они для перевозки в основном насыпных грузов. Грузы, перевозка которых в автомобилях с открытым кузовом не возможна, транспортируют в закрытых цельнометаллических кузовах – фургонах. Широко используются фургоны в тех случаях, когда требуется перевозить штучный товар или отдельные упаковки. Существуют такие разновидности фургонов как изотермические и промтоварные. При необходимости перевозки грузов с сохранением определенных температур используют особый тип специализированных автомобилей – рефрижераторы. Для перевозки жидкостей и газа предназначены специальные автоцистерны. Специализированные автомобили представлены в линейках продукции как отечественных, так и зарубежных производителей.

Трубопроводные транспортные средства

Основной целью трубопроводных транспортных средств является только транспортировка грузов (химических веществ, жидких и газообразных продуктов) по специальным каналам (трубам). Этот вид наземного транспорта является самым дешевым и популярным, аналогов которому в мире не существует. Например, на территории РФ, трубопроводы используются для транспортировки более 95% добываемой нефти.

Помимо дешевизны, трубопроводный транспорт имеет и другие достоинства:

  • быстрая перевозка груза;
  • низкая себестоимость транспортировки;
  • отсутствие потерь груза во время доставки;
  • трубопроводы можно прокладывать где и как угодно (не считая воздушных путей).

Основные виды трубопроводных транспортных средств: канализация, водопровод, мусоропровод и пневматический транспорт (пневмопочта).

Транспортные средства, движимые животными

Использовать животных в качестве средств передвижения люди научились тогда, когда других видов наземного транспорта еще не существовало. Хоть уже прошли года, появились современные транспортные средства, многие все равно предпочитают прокатиться верхом на коне или запрячь животное в повозку, чтобы транспортировать какой-либо груз.

К транспорту, движимому животными, относится:

  • Гужевой транспорт. В качестве транспортных средств для перемещения груза и пассажиров на повозках, телегах, людьми в основном используются лошади, собаки, верблюды, буйволы, слоны и другие млекопитающие, которых можно приручить и обучить транспортировке.
  • Вьючный транспорт. Само название вьючного транспорта походит от упаковочной поклажи (вьюка), которую крепят на спину животного. Подобное транспортное средство используется в тех случаях, когда гужевой транспорт является нецелесообразным, например, в горных районах, где слишком крутые склоны и узкие дороги, что значительно затрудняет передвижение повозок и телег. Помимо горных районов, вьючных животных используют в сельской и болотистой местности, а также в пустынях или в северных регионах, где присутствуют плохие дороги или их практически нет.
  • Верховой транспорт, который предназначен как для перевозки пассажиров, так и для участия в специальных спортивных соревнованиях и состязаниях. В основном к верховому транспорту относятся лошади, верблюды и слоны.

Классификация спецтехники

Спецтехника делится по различным критериям и признакам. Виды классификации:

1. Сфера применения:

  • воздушная (грузовой авиатранспорт) – вертолеты, самолеты, техника на службе МЧС, скорой помощи и пожарной охраны;
  • водная (водный транспорт) – корабли, паромы, баржи, рыболовные тралы, строительная техника для возведения мостов, нефтяных вышек;
  • подводная – военные подводные лодки, научно – исследовательские батискафу и погружаемые модули,
  • строительная техника для работы на больших глубинах;
  • сухопутная / наземная – рельсовые, колесные, гусеничные машины;
  • космическая –спутники, ракеты, спускаемые аппараты, космические станции, луно- и марсоходы.

2. Тип машин:

  • железнодорожная – грузовой поезд, кран, платформа;
  • авто-вся наземная техника – лесовозы, трактора, асфальтоукладчики, снегоуборочные машины, гусеничные и колесные грейдеры, самосвалы;
  • водная – вся спецтехника, работа которой связана с водой, на её поверхности или под ней, включая транспорт и строительную технику;
    воздушная – весь воздушный транспорт.

3. Способ передвижения:

  • колеса – самосвалы, трактора, грузовики, лесовозы;
  • неподвижные/ стационарные – для выполнения задач, им не нужно двигаться. До места эксплуатации они доставляются иной спецтехникой;
  • рельсы – весь транспорт, который передвигаться по рельсам;
  • гусеницы – вся техника, оборудованная гусеницами – тракторы, луноходы, военная техника, экскаваторы;
  • полет – вся техника, способная перемещаться по воздуху.

Нужно понимать, что все рассмотренные типы носят весьма обобщённый характер. Ни одна из классификаций не дает полного представления о месте применения техники, какие конкретны функции она выполняет. Наиболее полную картину дает классификация специальных средств передвижения. Именная она наиболее подробно описывает где, как и когда применяется техника.